1с субсидии. Отражение в учете операций по получению субсидий

Мы продолжаем публикацию статей об отражении в учете и отчетности бюджетных, автономных учреждений, главных распорядителей, получателей бюджетных средств, осуществляющих функции и полномочия учредителя учреждения, операций по предоставлению субсидий на выполнение государственного (муниципального) задания. В настоящей статье М.В. Леонова, начальник Отдела отчетности об исполнении федерального бюджета Межрегионального операционного управления Федерального казначейства, рассматривает порядок отражения операций по получению субсидии на выполнение государственного задания в учете и отчетности автономного и бюджетного учреждений.

Операции по получению субсидии на выполнение гос. задания в учете и отчетности автономного учреждения

В прошлом номере журнала «БУХ.1С»* был рассмотрен порядок отражения операций по предоставлению субсидий из федерального бюджета на выполнение государственного (муниципального) задания и субсидий на иные цели в бюджетном учете главных распорядителей, получателей бюджетных средств, осуществляющих функции и полномочия учредителя.

Примечание:
* Подробнее читайте .

Рассмотрим на конкретном примере, как отражаются в учете и отчетности автономного учреждения операции по получению субсидий на выполнение государственного задания.

Напомним условия примера.

Законом о федеральном бюджете на текущий год по коду расходов бюджетной классификации 157 0702 4239900 621 (КРБ1) утверждена сумма 10 000, 00 рублей, по коду 157 0702 4239900 612 (КРБ2) - 12 000,00 рублей, по коду 157 0106 0920700 612 (КРБ3) - 4 000,00 рублей. Учредителем заключены соглашения:

  • с автономным учреждением о предоставлении из федерального бюджета субсидии на выполнение государственного задания в сумме 10 000, 00 рублей, которая перечислена на счет, открытый учреждению в кредитной организации, полностью использована;
  • с бюджетным учреждением о предоставлении из федерального бюджета субсидии на иные цели в сумме 12 000,00 рублей, которая перечислена на лицевой счет учреждения, открытый в органе Федерального казначейства. Из них 300,00 рублей возвращено Учредителю в текущем периоде. Остаток неиспользованной целевой субсидии на конец отчетного года составил 1 700,00 рублей. Отчет о расходовании целевой субсидии в сумме 10 000,00 рублей представлен Учредителю.

Кроме того, на основании заявки бюджетного учреждения на его лицевой счет перечислена субсидия на возмещение расходов учреждения в сумме 4 000,00 рублей.

Бюджетным учреждением с лицевого счета осуществлен возврат неиспользованного остатка целевой субсидии прошлых лет в сумме 500,00 рублей.

Начисление доходов от получения субсидии на выполнение государственного (муниципального) задания производится учреждением по условиям заключенного соглашения вне зависимости от факта поступления субсидии.

Бухгалтерские записи по получению субсидии на выполнение государственного задания автономного учреждения, а также порядок их отражения в программе «1С:Бухгалтерия государственного учреждения 8» (с указанием документов программы) представлены в таблице 1.

Формирование бухгалтерской отчетности бюджетными, автономными учреждениями осуществляется в соответствии с Инструкцией о порядке составления, представления годовой, квартальной бухгалтерской отчетности государственных (муниципальных) бюджетных и автономных учреждений, утв. приказом Минфина России от 25.03.2011 № 33н (с изменениями, внесенными приказом Минфина России от 26.10.2012 № 139н).

Отчет об исполнении учреждением плана его финансово-хозяйственной деятельности (ф. 0503737) (далее - Отчет (ф. 0503737)) формируется раздельно по видам финансового обеспечения.

Отчет (ф. 0503737) автономного учреждения по виду финансового обеспечения - субсидия на выполнение государственного (муниципального) задания - представлен в таблице 2 (строки с «нулевыми» показателями в таблицы 2, 3, 6, 7 не включены).

Учитывая, что субсидия на выполнение государственного задания использована автономным учреждением в полном объеме, Баланс государственного (муниципального) учреждения (ф. 0503730) (далее - Баланс (ф. 0503730)) будет «нулевым», поэтому приведем пример заполнения только Отчета о финансовых результатах деятельности учреждения (ф. 0503721) (далее - Отчет (ф. 0503721)) - см. таблицу 3.

Операции по получению субсидии на иные цели в учете и отчетности бюджетного учреждения

Начисление доходов от получения субсидии на иные цели, в том числе на возмещение расходов учреждения, производится учреждением на основании принятого Учредителем Отчета о расходовании субсидий .

При этом, как отмечалось выше, отражение в бухгалтерском учете учреждения операций по принятию и исполнению денежных обязательств в части субсидии на иные цели на возмещение расходов учреждения осуществляется в порядке, аналогичном порядку для субсидии на выполнение государственного (муниципального) задания - см. таблицу 4.

Пример формирования Отчета ф. 0503737 по виду финансового обеспечения - субсидия на иные цели, - представлен в таблице 5.

Обратите внимание, что возврат неиспользованного остатка целевой субсидии текущего года отражается по строке 102 «субсидии на иные цели» со знаком «минус», то есть общая сумма полученной субсидии уменьшается на сумму возврата, а возврат неиспользованного остатка целевой субсидии прошлых лет отражается по строке 104 «иные доходы» со знаком «минус».

Как следует из примера, целевая субсидия израсходована не полностью, следовательно, остаток подлежит отражению бюджетным учреждением в Балансе (ф. 0503730) - см. таблицу 6. Отражение операций с целевыми субсидиями в Отчете (ф. 0503721) представлено в таблице 7.

Важно отметить обязательное соответствие показателей учета в части неиспользованного учреждением остатка субсидии на иные цели, отраженного в бухгалтерском учете на счете 5 205 81 000 «Расчеты с плательщиками прочих доходов» (5 205 80 000 «Расчеты по прочим доходам» у автономного учреждения), а Учредителем в бюджетном учете на счете 1 206 41 000 «Расчеты по авансовым безвозмездным перечислениям государственным и муниципальным организациям». Кроме того, указанным показателям учета должны соответствовать данные, отраженные учреждением в отчете о расходовании субсидий и в бухгалтерской (финансовой) отчетности.

Действующим законодательством предусмотрено получение субсидий льготными категориями граждан для возмещения части затрат на оплату жилья и коммунальных услуг. В соответствии с Жилищным кодексом Российской Федерации субсидии предоставляются органом местного самоуправления или уполномоченным учреждением. К уполномоченным учреждениям относятся органы социальной защиты населения или организации, специализирующиеся на расчете субсидий. Субсидии начисляются в денежном выражении и перечисляются на персонифицированные социальные счета.

Для автоматизации деятельности органов социальной защитой населения и уполномоченных учреждений, выполняющих расчет и начисление субсидий, были разработаны программные продукты “Сервер:Субсидии. Конфигурация для 1С:Расчет 7.7” и “Сервер: Субсидии. Конфигурация для 1С: Предприятие 8.0”. Данные продукты созданы на платформах “1С:Предприятие 7.7” и “1С:Предприятие 8.0” соответственно, но при этом имеют одинаковые функциональные возможности.

Основное назначение программных продуктов заключается в автоматизации задач, решаемых инспекторами социальных служб по расчету субсидии. Программы позволяют выполнить расчет субсидий для заявителя с учетом доходов проживающих лиц, норм потребления, прожиточного минимума, принадлежности заявителя и проживающих лиц к социально-демографической группе, а также максимально допустимого процента расходов семьи на оплату жилья и коммунальных услуг. В программах предусмотрены хранение справочной информации и формирование отчетов.

Одной из основных задач инспектора по субсидиям является сбор и хранение информации о жильцах по конкретному заявителю. Для решения данной задачи в программах используется “Карточка лицевого счета”, которая содержит все данные, необходимые для расчета субсидии. Это информация о жильцах (количество проживающих и временно отсутствующих членов семьи, количество членов семьи, имеющих право на субсидию, данные о льготах), о жилье (общая и жилая площадь, вид благоустройства, тип собственности), о размерах дохода семьи, о сумме расходов на оплату жилья и коммунальных услуг, сведения о составе семьи в разрезе социально-демографических групп. В процессе работы инспектор по субсидиям на основании документов, представленных жильцами, может оперативно вносить изменения в эти данные и информировать жильцов о размерах рассчитанной субсидии. При работе с “Карточкой лицевого счета” можно, например, по просьбе жильцов формировать такие печатные формы, как “Справка о предоставленной субсидии”, “Извещение на субсидию”, “Свод по лицевому счету” и другие печатные формы.

Возможность предоставления субсидии определяется величиной прожиточного минимума и размером совокупного дохода семьи, поэтому предусмотрен ввод данных о величине прожиточного минимума.

При определении размера субсидии учитываются расходы семьи на оплату жилья и коммунальных услуг в пределах социальной нормы площади жилья и нормативов потребления коммунальных услуг. Для корректного расчета социальной нормы в программах реализован ввод норм потребления и тарифов по различным видам услуг.

Предусмотрены ввод процентов скидок с начислений по различным видам услуг в соответствии с предоставляемой льготой, а также корректный расчет субсидий с учетом предоставленных скидок.

Рассчитанные суммы субсидий по лицевым счетам могут быть перечислены на персонифицированные социальные счета граждан. Для этого в информационную базу можно ввести банковские счета получателей субсидий, на который должны быть перечислены субсидии.

Все операции в программах оформляются с помощью документов. Каждая программа содержит такие основные документы, как “Расчет субсидии”, “Перечисление субсидий” и “Коррекции субсидий”.

Для инспектора операция “Расчет субсидии” является наиболее важной, поскольку отражает результат расчета субсидии, а также социальной нормы в разрезе начислений по оплате жилья и коммунальных услуг. Каждый элемент концентрирует информацию о заявителе субсидии и членах его семьи, которая необходима для расчета субсидии и социальной нормы, - количество жильцов на субсидию, размеры общей и жилой площади, виды предоставляемых услуг, количество льготников, максимальный процент расходов семьи на оплату жилья и коммунальных услуг и др.

С помощью документа “Перечисление субсидий” в программы вводится информация о суммах субсидий, уже перечисленных на персонифицированные социальные счета заявителей.

Если рассчитанную сумму субсидии в связи с изменениями состава семьи или размеров прожиточных минимумов необходимо откорректировать, то инспектор по субсидиям выполняет корректировку с помощью документа “Коррекция субсидий”, в котором указывает сумму и признак коррекции (уменьшить или увеличить).

Для получения сводной информации о размерах предоставленной субсидии в различных разрезах и с разной степенью детализации предназначены разнообразные отчеты. В отчете “Сальдовая ведомость”, например, отражаются все начисления по лицевому счету, суммы субсидии и коррекции, а также итоговые суммы к перечислению на персонифицированные счета. Это наиболее полный свод данных, отражающий все суммы, которые были рассчитаны в течение расчетного периода.

Исходные данные, использованные для расчета субсидии, такие, как количество проживающих, размер социальной нормы, фактическая сумма начислений, средняя величина прожиточного минимума по данному лицевому счету, совокупный доход семьи, также можно просмотреть с помощью отчета.

В программах применяется единая методика расчета субсидий, которая позволяет оперативно выполнять расчеты и формировать отчеты для вышестоящих организаций. Полная автоматизация расчета субсидий, реализованная в программных продуктах, способствует снижению трудоемкости в организациях социальной защиты населения.

Программный продукт “Сервер:Субсидии. Конфигурация для 1С:Расчет 7.7” разработчики рекомендуют для организаций, обслуживающих не более 20 000 лицевых счетов. При превышении данного количества целесообразно использовать программу “Сервер:Субсидии для 1С: Предприятие 8.0”, предусматривающую более высокую скорость расчета.

Оба программных продукта имеют сертификат “1С:Совместимо! Система программ “1С:Предприятие”. Для работы с программой “Сервер:Субсидии. Конфигурация для 1С:Расчет 7.7” необходимо наличие компоненты “Расчет системы программ “1С:Предприятие 7.7”. Работа с продуктом “Сервер: Субсидии для 1С:Предприятие 8.0” требует наличия платформы “1С:Предприятие 8.0”.

Программы фирмы “Сервер” для расчета субсидий успешно внедрены в ряде организаций социальной защиты населения. Разработчики программных продуктов постоянно совершенствуют конфигурации для улучшения работы с ними, а также адаптируют в соответствии с требованиями клиентов и изменениями законодательства.

Получение субсидий, т.е. целевой государственной помощи, является сегодня популярной формой поддержки бизнеса при реализации госпрограмм или возмещении недополученных доходов компаниям. Узнаем, как отразить субсидии в бухгалтерском учете.

Отражение субсидий в бухгалтерском учете

Определение субсидии как целевой помощи (ПБУ 13/2000) является главным условием применения счета 86 «Целевое финансирование». Именно на нем аккумулируются суммы, объединяемые единым термином «субсидии» - учитываются поступления, контролируется использование средств по назначению и осуществляется возврат неосвоенных сумм.

Поступление субсидии фирма может отражать в учете двумя способами:

  1. Зафиксировав на момент подписания договора о предоставлении дотации задолженность бюджета по дебету сч. 76 , а при получении субсидии – кредитуя его:

Д/т 76 К/т 86 – на сумму предполагаемой субсидии;

Д/т 51 (08, 10) К/т 76 – на поступление средств, инвестиций, ТМЦ , имущества и др. в рамках договора о целевом субсидировании;

  1. По факту поступления средств:

Д/т 08, 10, 51 К/т 86 – на сумму субсидии.

Если дотационными средствами осуществляется финансирование затрат, возникших в прошлых отчетных периодах, то учет субсидий в бухгалтерском учете производится в структуре прочих доходов:

Д/т 76 К/т 91/1- на сумму бюджетной задолженности;

Д/т 51 К/т 76 – на сумму поступившей субсидии.

Порядок учета бюджетной помощи на капвложения (п. 9 ПБУ 13/2000) предусматривает отражение дотационных сумм в составе доходов будущих периодов . Проводкой Д/т 86 К/т 98 суммы субсидии списывают со сч. 86 в момент ввода ОС или НМА в эксплуатацию. На протяжении срока полезного использования (СПИ) амортизируемых активов или в течение периода признания расходов, связанных с выполнением условий предоставления субсидии на приобретение неамортизируемого имущества, средства со сч. 98 равномерно (или в размере начисленного за месяц износа) списываются на финансовые результаты фирмы как внереализационные доходы.

Возврат субсидий

Важной особенностью использования средств субсидии является обязанность компании расходовать их неукоснительно по целевому назначению, четко соблюдая оговоренные условия предоставления. Никаких альтернативных вариантов законодательством не предусматривается, при невозможности реализовать проекты, на которые поступила бюджетная субсидия, полученные средства придется вернуть. Возврат субсидии осуществляется в зависимости от метода отражения полученных средств и момента возникновения обязательства по возврату средств.

Если дотация возвращается в год ее получения, то компании достаточно сторнировать проводки, которыми сопровождалось ее поступление (кроме Д/т 51 К/т 76) и использование. На момент фактического перечисления возвращенной дотации делают обратную бухгалтерскую запись – Д/т 76 К/т 51.

Возврат субсидии, полученной в прошлые годы, оформляется так:

Операции

По капвложениям

Отражена задолженность по возврату субсидии

Восстановлены дотационные средства в сумме начисленного износа

Восстановлена сумма субсидии

По текущим затратам

Задолженность по возврату ранее предоставленной субсидии

Размер субсидии восстановлен в сумме реально понесенных расходов

Субсидия в бухгалтерском учете: проводки в примерах

Пример 1

За счет субсидии, выделенной ООО «Стройка», компанией в январе 2017 года приобретен участок земли под застройку стоимостью 3 500 000 руб. Согласно заключенному договору, возведение дома будет продолжаться с 1 февраля 2017 по 30 июля 2018 – 18 месяцев. Учет субсидии в бухучете фирмы отразится проводками:

Операции

Сумма

Зачислены средства из бюджета

Стоимость участка отражена в структуре капвложения фирмы

Участок принят к учету

Отражение субсидии в бухгалтерском учете доходов будущих периодов

Ежемесячное списание доли суммы субсидии во внереализационные доходы (3 500 000 / 18 мес.) по неамортизируемому имуществу, каким является земельный участок

Пример 2

В мае 2017 года ООО «Радон» приобрело комплекс оборудования в рамках программы господдержки на сумму 560 000 руб. Размер ежемесячной амортизации комплекса составил 4666,67 руб. (560 000 / 10 / 12 мес.), начислялась она с июня 2017 по май 2018 – 12 мес.

Спустя год (в мае 2018) проверкой установлено нарушение целевого использования выделенной дотации, и субсидия была возвращена в бюджет на основании составленного акта. Бухгалтер оформил операции проводками:

Операции

Сумма

Задолженность по возврату субсидии

Учтена сумма износа в составе доходов будущих периодов (4666,67 х 12)

Восстановлены дотационные средства в сумме начисленного износа (4666,67 х 12)

Восстановлена сумма субсидии (560 000 – 56 000)

Дотация перечислена в бюджет

Налогообложение субсидий

Учет госпомощи при расчете налога на прибыль зависит от признания дотации целевым финансированием в целях налогообложения прибыли (пп. 14 п. 1 ст. 251 НК РФ). Так, по коммерческим компаниям целевыми признаются субсидии, направленные для финансирования капремонта многоквартирных домов и общего имущества в них. Подобные дотации компания вправе не включать в состав облагаемых доходов, но при соблюдении обязательных условий, как то:

  • ведение раздельного учета доходов и расходов по целевым операциям;
  • использование субсидированных средств на означенные цели.

Выплата бюджетной помощи в других случаях целевым направлением не признается, а, значит, коммерческие компании не вправе исключать ее из облагаемых доходов. Т.е. субсидии учитываются при расчете налога на прибыль в составе внереализационных доходов. Датой признания их будет считаться дата поступления средств на счет (пп.2 п. 4 ст. 271 НК РФ).

Согласно п.1 ст.346.17 НК РФ субсидии за первые два года «упрощенцами» отражаются в составе доходов пропорционально расходам, фактически осуществленным за счет субсидий.

Если по окончании второго года сумма субсидии превысит сумму признанных расходов, то разница в полном объеме отражается в составе доходов этого налогового периода.

Этот порядок признания доходов применяется налогоплательщиками, применяющими в качестве объекта «Доходы минус расходы», а также для объекта «Доходы», при условии ведения ими учета сумм выплат.

Таким образом, эти доходы должны появиться в КУДиР (графа 4) в размере произведенных расходов из них (графа 5). Суммы будут одинаковые. Это и будет ведением учета субсидий.

Те налогоплательщики, которые применяют «Доходы минус расходы», первые два года делают расход и тут же отображают КУДиР доход. Если не истратили всю субсидию за два года и есть остаток, то на третий год включаете субсидию как доход, вне зависимости от расхода.

Как провести получение субсидии в 1С 8.3

Шаг 1. Поступила субсидия на приобретение материалов

Тут могут быть разные варианты с методологией, по плану счетов методологию можно предусмотреть свою. Например:

  • Получена субсидия на расчетный счет: проводка Дт 51 Кт 76.09. Оформляется документом «Поступление на расчетный», вид операции «Прочие поступления»;
  • Начисление субсидии: проводка Дт 76.09 Кт 86.01. Оформляется документом «Операция, введенная вручную». При этом сколько получено, столько и начислили по Кт счета 86.01.

Шаг 2. Приобрели материалы

Поступление материалов: проводка Дт 10.01 Кт 60.01. Оформляется документом «Поступление (акт, накладная)». Одновременно идет запись в регистр «Расходы УСН».

Шаг 3. Перечислили денежные средства поставщику

За материалы перечислили денежные средства поставщику: проводка Дт 60.01 Кт 51. Оформляется документом «Списание с расчетного счета» с видом операции «Оплата поставщику». И в этот момент после перечисления идет расход в КУДиР в размере стоимости приобретённых материалов и входного НДС.

Шаг 4. Признан доход в объеме понесенных расходов

Когда появился расход, необходимо параллельно отразить доход в Книге учета доходов и расходов. Признаете доход в бухгалтерском учете проводкой Дт 86.01 Кт 91.01 документом «Операция, введенная вручную» и делаете запись в КУДиР вручную:

Иными словами, сколько отражено в расходе, столько вручную этим документом включаете в доход. И так ровно первые два года. Это и будет «ведением учета сумм субсидий», то есть доходы равны расходам.

На сайте можно ознакомиться по конфигурации 1С Бухгалтерия 8.3.

Более подробно особенности упрощенной системы налогообложения, возможности программы 1С 8.3 при применении УСН и как избежать ошибки в учете при УСН, рассмотрено , где Вы сможете разобраться и понять, как требования законодательства при УСН должны быть отражены в программе 1С 8.3 Бухгалтерия.


Поставьте вашу оценку этой статье: