Анализ произведения Горького “Детство”. Сочинение по повести Горького "Детство"

В произведении «Детство» раскрыты эпизоды трудного детства Алексея Пешкова. Печатался он под псевдонимом М. Горький.

У него рано умер отец, причём не своей смертью. Многое ему дала бабушка. Она старалась всегда приободрить внука. Мать свою он боялся. Это была замкнутая, строгая женщина, которая не давала тепла сыну.

С малых лет он узнал жестокость и ненависть. Всё это практиковалось у деда. Его взгляды на воспитание противоречили отцовским взглядам. И маленькому мальчику пришлось познать все методы наказания семьи матери.

Ему приходилось заучивать молитвы, которые он не понимал. Их значение ему не объясняли. У него изменилась полностью жизнь. Многочисленные родственники влияли на характер ребёнка.

К школьному возрасту он познал нищету. У него не было учебников, поэтому его отстраняли от занятий. А в самом доме были постоянные побои бабушки братьев. Ощущалась жестокость с их стороны, так как он не мог им ответить. И его отправляют « в люди», чтобы смог себя обеспечить.

В произведении автор красной нитью хочет показать, что самое лучшее это детские годы. Они оставляют отпечаток на развивающейся личности на всю жизнь. И очень важно, как проходит взросление детского организма. Что день за днём наполняет его душу. Чему он учиться и что познаёт.

И так, детям необходимо, чтобы рядом были личности, которые вкладывают чувство нежности, душевной радости, сочувствия и сострадания ближним.

Ребенок – личность и требует к себе уважительного отношения.

В детские чистые души надо закладывать всё добрые, чистые частицы. Обучать добрым поступкам, умению прийти на помощь. Не отказывать в помощи ближним людям.

Важнейшим являются традиции, заложенные в семье. Умение прощать друг другу, заботиться друг о друге. Жить со всеми в мире и согласии.

Очень важно, чтобы у ребёнка было всё необходимое для обучения. И он больше видел добрых поступков, чистых мыслей и слышал прекрасные слова в мире. Развивал свой талант, а не отчаивался и опускался на дно. Старался противостоять злу и боролся с плохими поступками. Уважал свою мать и ценил её. Ведь она дала ему жизнь, выкормила и вырастила его.

Анализ произведения Детство Горького

Писатель Максим Горький огромную часть своего творчества посвящал детям. Не просто писал детские рассказы о приятных и милых моментах в жизни, а писал о трудностях, с которыми иногда сталкиваются не только взрослые люди, но и дети. И вот в произведении «Детство» мы видим, как описываются реальные жизненные ситуации автора. Весь внутренний монолог этого произведения позволяет нам понять внутренний мир героя. Эта повесть автобиографическая, дающая понять, что все переживания и жизненные ситуации автор пропустил через себя и возможно когда-то сталкивался с ними в реальной жизни.

В нашем понимании детство это радостная и беззаботная пора, но в это произведении автор наделяет героя взрослыми проблемами, которые очень часто отражаются в будущей жизни. Очень грамотно раскрывается путь становления и развития личности.

Начинается всё с воспоминаний о счастливом детстве с родителями, потом смерть родного человека и первые шаги на взрослом этапе пути. Рассказ ведется от первого лица, от маленького мальчика Алёши. Вся сюжетная линия и все второстепенные персонажи открывают чувства маленького героя и его положительные качества. Так же они дополняют образ мальчика. После переезда к бабушке и к дедушке в эту странную жизнь ему приходится учить молитвы и читать библию. Как бы ему в этом доме не нравилось, он находит себе людей близких по духу это мастер Григорий и подмастерье Цыганок. Это дает нам более глубоко понять жизненные переживания и чувства мальчика, так же как ему тяжело после переезда в незнакомые стены.

Особенно очень ярко выражаются чувства и любовь к бабушке. Все эти переживания заставляют мальчика взглянуть на мир уже детскими глазами, а взрослыми более осмысленными. Иногда слова маленького Алёши наводят на мысль, что он уже познал многие жизненные ситуации. А ведь в таких ситуациях очень важна поддержка взрослых. В этом произведении эту роль играла бабушка. Её голос, тихие рассказы, глаза всё это помогло мальчику проснуться от всех проблем. От прочтения этого образа создается такое чувство, будто глаза бабушки светятся теплотой и любовью. Она становится ему лучшим другом. Мы видим бабушку полной противоположностью деда, которая всегда готова прийти на помощь. Она переживает из-за суровости деда, умеет ценить окружающую красоту и этим пользуются все окружающие ее люди. Именно этот образ создан для мальчика, для того чтобы его уберечь от проблем в жизни, и помогает держаться на плаву даже в самые тяжелые времена.

Очень контрастно описана ситуация, когда дед избивает нашего героя за испорченную скатерть. Это происшествие открыло мальчику глаза на характер людей и окружающие его боль и равнодушие. И здесь бабушка выступает в роли ангела, она хватает на руки избитого Алёшу. Автор очень точно наделяет героя переживаниями из своего мира, давая понять что мысли и впечатления автора очень для него важны. Даже когда они беднеют, Алеша, побираясь, приносит бабушке всю мелочь.

Автор на всем протяжении повести учит нас состраданию к чужим человеческим проблемам, быть добрее к окружающему миру и дарить доброту и любовь. Так же учит, не смотря на все трудности, расти отзывчивым и добрым. Особенно говорит о том, что нужно быть добрее к ближнему своему и никогда не отказывать в помощи неизвестным людям.

Дом с мезонином - рассказ, написанный Чеховым, повествует об истории любви, которая пересекается с важными социальными проблемами. Рассказчик повествует о своем счастье

  • Герои произведения Вий Гоголя

    Главным героем произведения Гоголя является Хома Брут, философ из одного монастыря, мужчина очень любит компании, так сам веселый и задорный. Он любит веселое времяпровождение и слушать музыку.

  • Раздумья о судьбах России. Творческие поиски, в результате которых появился роман “Мать”, ощутимо сказались на дальнейшем пути писателя. Правда, надуманное прогнозирование жизни было полностью оттеснено вниманием к пестрой отечественной действительности. Началось осмысление реальных истоков, которые породили “разрушенный мир”. В феврале 1912 г. Горький писал о России: “Очень пора и надобно ее изучать с корней, имея в виду не вопрос – какова она? – а вопрос – почему она такова? “
    На такой почве были созданы на редкость

    колоритные “окуровские” повести (1909-1911), цикл рассказов “По Руси” (1912-1917), автобиографическая проза (“Детство”, 1913; “В людях”, 1914). Здесь нет следа мажорно озвученных картин, победных настроений. Всюду царствует мудрый и трезвый взгляд. Ощутимо желание писателя “заглянуть в глубину души, где живут незнакомые мысли, неслыханные слова” (“По Руси”). “Путешествие” по таинственным, “подводным” течениям жизни теснейшими узами связывает эти сочинения Горького с современной ему литературой.
    НОвые черты автобиографической прозы. Алеше Пешкову, герою автобиографического цикла,

    необходимо понять несовершенный мир “изнутри”. Мальчик поставлен перед вопросами отнюдь не “розового” содержания. Сочетание детски обостренного восприятия с серьезностью жизненных запросов дает интересный эффект. Художник пытливыми глазами мальчика как бы заново открывает его окружение, мир в целом.
    Постепенно, с потерями и обидами, Алеша начинает понимать правду и ложь, красоту и уродство. А выросший Пешков, вспоминающий о далеких годах, ведет счет прежним своим достижениям и ошибкам. Двусоставная структура повествования – освещение жизни с двух возрастных точек зрения – позволяет писателю углубить впечатления подростка и понимание взрослым сложных связей прошлого и настоящего.
    В пестрой, контрастной реальности обнаруживаются несовместимые между собой начала. Автобиографическая проза Горького обычно рассматривалась как соединение самостоятельных групп персонажей: выразителей “свинцовых мерзостей” или духовной красоты. На деле подобного разделения нет. Раскрыто переплетение противоположных начал в одной душе. Потому трудно понять человека Алеше. Внутреннее его недоумение передано многогранно, в том числе языком образов-символов. Герой уподобляет себя то чердаку, где набросаны старые вещи, то улью, куда “разные серые люди” сносили “мед своих знаний”.
    В мещанском поведении матери чертежника, в подлостях полового на пароходе ощущается их душевное опустошение. И это вызывает болезненные переживания, но будит мысль мальчика. От ожесточившихся людей Алеша нередко слышит разумные суждения – деда Каширина, дяди Якова, Жихарева… А при последней встрече с дядей Яковом просто поражен его пониманием человеческих несчастий. В озлобленных натурах подавлены достойные стремления.
    С другой стороны, теплые человеческие сердца не избегают обидной слабости. Именно это печальное явление наблюдает Алеша в поведении бабушки, матери, Цыганка, повара Смурого, плотника Осипа, кочегара Якова. Мудрая доброта и сила духа Акулины Ивановны легко уживаются со страхом перед “чужими” (умницей-химиком “Хорошее дело”), книгами (“врут они, книжки-то”). Незатихающей грустью овеяны воспоминания о бабушке, пронесшей темную, суровую долю сквозь долгие годы. Так выстрадан безрадостный вывод: “Шаткость людей слишком резко бросается в глаза”.
    Странная двойственность окружающих рождает острое желание Пешкова услышать “благовест новой жизни”. Впервые он зазвучал для Алеши, особенно для повзрослевшего Максимыча, в опыте прошлого. Фольклор (“Детство”), книга (“В людях”) стали самостоятельными героями этих произведений. Светом пронизаны сцены знакомства Пешкова с книголюбом Смурым, открытия русской классики под влиянием “Королевы Марго”, чтения лермонтовского “Демона”. Литература сделала Алешу “неуязвимым для многого” и пробудила интерес к думающей интеллигенции (отчиму Максимову). Но Пешков так и не нашел реальной силы, которая может пробудить жизнь – “красивую, бодрую, честную”.
    Автобиографическая проза Горького – богатый разлив глубочайших авторских наблюдений, сокровенных душевных признаний. Повествование доносит образную народную речь. Именно в ней находит писатель зерна “хорошего, человечьего”, что значительно просветляет общую картину.


    (Пока оценок нет)

    Другие работы по этой теме:

    1. 1) История создания повести М. Горького “Детство”. В 1913 году Максим Горький написал первую часть своей трилогии “Детство”, в которой изобразил веху в становлении личности...
    2. Жанр произведения – автобиографическая повесть, героями которой являются окружающие мальчика Алешу Пешкова люди, члены семьи деда Каширина и мастера, работающие в его красильне. Завязкой повести...
    3. Детство – первая пора в жизни каждого человека. “Все мы родом из детства”, – утверждал А. Сент-Экзюпери и был прав: действительно, характер человека, его судьба...
    4. Наиболее яркие впечатления каширской жизни описаны Горьким в его повести “Детство”. Но от детства у писателя остались и светлые воспоминания, и одно из самых ярких...
    5. В произведении “Детство” раскрыты эпизоды трудного детства Алексея Пешкова. Печатался он под псевдонимом М. Горький. У него рано умер отец, причем не своей смертью. Многое...
    6. Алеша Пешков – главный герой повести “Детство” Повесть “Детство” – это автобиографическое произведение М. Горького, главный герой которой – Алеша Пешков. После того как у...

    1) История создания повести М. Горького «Детство». В 1913 году Максим Горький написал первую часть своей трилогии «Детство», в которой изобразил веху в становлении личности маленького человека, основываясь на собственных реальных фактах биографии. Через три года автором была написана вторая часть трилогии «В людях», в ней описывается тяжёлая трудовая жизнь рабочего класса, а ещё через несколько лет, в 1922 году, М. Горький опубликовал третью часть трилогии - «Мои университеты».

    2) Особенности жанра. Произведение М. Горького «Детство» относится к жанру автобиографической повести. Вспоминая своё детство, первые годы взросления, смерть отца, переезд в дом Кашириных, по-новому многое переосмысливая, М. Горький создает повесть «Детство», повествование о жизни маленького мальчика Алёши. Рассказ в повести ведётся от первого лица, от имени главного участника событий. Это даёт возможность писателю показать изображаемые события более достоверно, передать мысли, чувства, отношение к жизни персонажа. Алёша вспоминает о бабушке как о «самом близком сердце моему, самом понятном и дорогом человеке - это её бескорыстная любовь к миру обогатила меня, насытив крепкой силой для трудной жизни», В тексте повести герой признается в своей нелюбви к деду. Задача писателя - не просто передать события, участником которых стал маленький герой, а и оценить их уже с позиции взрослого, много познавшего и жизни человека. Именно эта черта является характерной для жаира автобиографической повести. Цель М. Горького не оживить прошлое, а рассказать «про тот тесный, душный круг жутких впечатлений, в котором жил - до и по сей день жннс: простой русский человек». События детства переданы шпателем максимально подробно, так как каждый эпизод в жизни героя оказывает влияние на формирование характера. Алёша по-разному воспринимает выпавшие на его долю испытания: например, после того как дед избил внука за испорченную скатерть, «дни нездоровья» стали для мальчика «большими днями жизни». Именно тогда герой начал лучше разбираться и июлях, а его сердце «стало невыносимо чутким ко всякой обиде и боли, своей и чужой», Горьковское произведение «Детство)" небольшое по объему, имеет границы традиционного жанра повести: одна главная сюжетная линия, связанная с автобиографическим персонажем, а всё второстепенные герои и эпизоды помогают раскрыть характер Алёши, выразить авторское отношение к происходящему. Писатель одновременно наделяет главного героя своими переживаниями, и в то же время созерцает описываемые события как бы со стороны, давая им оценку: «...да стоит ли говорить об этом? Это та правда, которую необходимо знать до корня, чтобы с корнем же и выдрать её из памяти, из души человека, из всей жизни нашей, тяжкой и позорной».

    Вспомните, что такое автобиографическая повесть. Чем автобиографическая повесть отличается от автобиографии писателя? (В основе автобиографии лежат реальные факты жизни писателя; в автобиографической повести особую роль играет художественный вымысел, хотя также важны личные чувства, мысли, впечатления писателя.) ,

    Какие автобиографические произведения вы изучали в этом учебном году? (повесть J1.H. Толстого «Детство», повесть М. Горького «Детство»)

    Что такое внутренний монолог? (размышления главного героя) Какую роль играет внутренний монолог для раскрытия характера главного героя повести М. Горького «Детство» - Алёши Пешкова? (Внутренний монолог помогает читателю проникнуть во внутренний мир героя, познакомиться с его мыслями, чувствами.)

    3) Характеристика героев повести.

    Как главный герой характеризует жизнь в семье Кашириных? («густая, пёстрая, невыразимо странная жизнь»)

    Чем взаимоотношения в доме Кашириных отличаются от отношений, которые были между матерью и отцом Алёши? (Атмосфера в доме Кашириных была враждебная, а взаимоотношения между родителями Алёши строились на любви и взаимном уважении.)

    Кто является главой дома в семье Кашириных? (дед)

    Как ведут себя дядьки: Михаил и Яков? (Дядьки постоянно ссорятся между собой, стремятся быстрее разделить имущество деда.)

    Какие взаимоотношения между детьми в семье Кашириных? (между детьми также нет взаимопонимания)

    К кому в доме тянется приехавший Алёшка? (к бабушке, сироте-подкидышу Цыганку, полуслепому мастеру Григо-рию Ивановичу)

    Образ Алёши. М. Горький написал повесть «Детство», где в образе главного героя вывел автобиографический персонаж - Алёшу Пешкова. Все события и герои произведения изображаются писателем через восприятие маленького мальчика.

    С кем главный герой - Алёшка - едет на пароходе? (с бабушкой и матерью)

    Что в облике бабушки особенно нравится Алёшке? (улыбка и глаза, которые светились изнутри)

    Как мать ведет себя на пароходе? (замкнуто, редко выходит на палубу, держится в стороне)

    Какое первое впечатление произвел дед на Алёшку? (дед мальчику не понравился)

    Каковы первые впечатления мальчика от нового дома, в котором ему отныне предстоит жить? (Алёше всё казалось неприятным)

    Почему Алёша с таким трудом запоминал молитву, которую учила с ним тихая, кроткая тётка Наталья? (Тётка Наталья не смогла объяснить мальчику смысл заучивания молитвы)

    Как ведет себя Алёша в момент дедова наказания? (продолжает кусаться, брыкаться, всячески выражать несогласие)

    Почему Цыганок говорит о том, что маленького Алёшу часто будут пороть? (Алёша не может смириться с несправедливостью)

    Как ведет себя главный герой во время пожара? (наблюдает, анализирует увиденное)

    Что привлекло в нахлебнике Хорошее Дело Алёшу? (необычность, непохожесть на других людей)

    Образ бабушки. Бабушка представляет собой полную противоположность деду, своему мужу: ласковая, добрая, готовая всем прийти на помощь. Она сильно переживает из-за постоянных ссор своих сыновей, недовольна суровостью деда. Особо на лице бабушки выделялись глаза, благодаря которым героиня «светилась изнутри... неугасимым, весёлым и тёплым светом». Характер у бабушки мягкий, уступчивый, она от души любит людей, умеет ценить истинную красоту, привязана к дому: «Помню детскую радость бабушки при виде Нижнего». Именно неприметная бабушка становится для Алёши добрым ангелом, охраняющим мальчика от злых людей и сложных условий жизни. Именно она схватила героя на руки, когда дед наказывал его за испорченную скатерть. Бабушка не умела долго хранить обиду, быть жестокой. Люди пользовались её добротой, но она никогда не жаловалась на Жизнь. Живя вместе с бабушкой, Алёша каждый вечер слушает рассказы о жизни семьи Кашириных. Когда речь шла о деловой жизни семьи, то бабушка «говорила посмеиваясь, отчужденно, как-то издали, точно соседка, а не вторая в доме по старшинству». Материальные блага не были жизненными ценностями героини. Жалость, сострадание к людям - основные качества характера бабушки, поэтому она переживает, страдает после гибели подкидыша Цыганка. Трудности, выпавшие в жизни, мудрая женщина воспринимает как Божьи испытания, вот что рассказывает она своему внуку про Ваню-Цыганка: «Дедушка хотел было Ванюшку-то в полицию нести, да я отговорила: возьмём, мол, себе; это Бог нам послал вместо тех, которые померли. Ведь у меня восемнадцать было рожено... да вот полюбил Господь кровь мою, всё брал да и брал ребятишек моих в ангелы. И жалко мне, а и радостно!» Во время пожара: «освещаемая огнём, который словно ловил её, чёрную, она металась по двору, всюду поспевая, всем распоряжаясь, всё видя». Став практически нищими, Алёша был вынужден побираться. Маленькие крохи он приносил бабушке, которая «глядела на них и молча плакала», переживая за будущее внука. Вся жизнь бабушки прошла на благо людей, поэтому её образ запечатлелся надолго в сознании главного героя. Мудрая женщина сглаживает «свинцовые мерзости дикой русской жизни», духовно обогащая трудную жизнь людей.

    Какую роль в доме играет бабушка? (Бабушка - примиряющее начало в доме, всех любит, жалеет, умна своим природным материнским умом.)

    Как вы думаете, почему первоначально писатель предполагал назвать свою повесть «Бабушка»? (Именно образ бабушки вносит в произведение доброе, примиряющее начало.)

    Образ деда.
    - Какие противоречия в облике деда вы можете отметить? Почему одновременно он кажется Алёше злым, жестоким и в то же время нестрашным? (Дед часто действует импульсивно, не задумываясь о последствиях, а потом жалеет о содеянном.)

    Кто повлиял на формирование характера деда? (тяжелое детство, трудная окружающая жизнь)

    4) Роль диалога в повести. Диалоги в повести помогают раскрыть характер героев, а также жизненные обстоятельства.

    Сочинение по повести Горького «Детство» школьники пишут в седьмом классе. В этой повести поднимается множество актуальных и по сей день проблем. Жизнь мальчика, так круто изменившаяся в один миг, заставляет читателя искренне сопереживать главному герою.

    Судьба писателя

    Всеми известный творец Максим Горький написал множество произведений, которые перечитывают не только учащиеся, но и взрослые люди. Но жизнь писателя складывалась непросто. Сочинение по повести Горького «Детство» должно начинаться с указания того, что она является автобиографической. Герои в ней не вымышленные, как в большинстве других произведений, а самые настоящие. А все потому, что Горький создавал это произведение по собственным воспоминаниям.

    Когда он был совсем ребенком, его окружала любящая и дружная семья. Но отец писателя неожиданно умирает вследствие болезни. По этой причине бабушка мальчика забирает их с матерью в дом деда, которого он никогда не видел. Здесь-то и начинается новая жизнь ребенка, насыщенная и суровая.

    Но он, постигнув все эти тяготы, не сдается. Впоследствии он даже смог получить образование. Благодаря своему увлечению - чтению книг, а также мастерству Горький становится писателем с мировым именем.

    Отношения с бабушкой

    Обязательным элементом в нашем сочинении станет характеристика героев. Детство (Горький написал повесть, уже будучи взрослым) стало настоящей школой жизни. Современные школьники вряд ли могут представить себе порядки и устои того времени.

    В доме деда Каширина мальчик впервые столкнулся со злом. Враждовали все: и взрослые между собой, и дети. Но только бабушка, Акулина Ивановна, стала настоящим другом для мальчика. Она была смелая, сильная женщина, но и в то же время очень добрая и ласковая.

    Мать Горького тяжело переживала смерть мужа и сына, которого родила преждевременно из-за стресса, поэтому ребенок практически не чувствовал ее любви и внимания. Бабушка же, наоборот, полюбила внука всем сердцем.

    Сочинение по повести Горького «Детство» будет содержать подробную характеристику этой героини. Мальчик сравнивает ее с медведицей, потому что она такая же большая и мягкая. Всю дорогу, что они ехали на пароходе в Нижний Новгород, бабушка всячески развлекает внука сказками. Она понимает: по приезде домой их всех ждут трудности.

    Благодаря ее любви и ласке мальчик легче переживает потерю семьи.

    Характеристика героев

    «Детство» (Горький отразил в повести свои воспоминания) поднимает такую проблему, как взаимоотношения окружающих. В доме деда Алеша впервые увидел, насколько склочны могут быть люди. Братья Яков и Михаил, являющиеся дядьями мальчика, все время враждовали между собой, деля приданое сестры.

    Знакомство с дедушкой прошло совсем не так, как представлял себе наивный ребенок. Василий Каширин никогда не видел внука и много лет не общался с дочерью, потому как она вышла замуж без его согласия, за простого человека. Он мечтал отдать ее за какого-нибудь дворянина, чтобы она не жила в бедности. Но Варвара поступила по-своему, ослушавшись отца.

    Впервые увидев деда, мальчик был разочарован. Он совсем не был ласковым, сек своих внуков за каждую провинность. Алеша же не знал, что такое побои. Здесь и ему пришлось ощутить на себе жестокое физическое наказание. Дед выпорол его так, что ребенок потерял сознание от боли. которого было и без того очень тяжелым, навсегда запомнит этот случай. Он смог простить деда, но забыть его жестокость не сумел.

    Позднее Василий прикипает к ребенку всем сердцем, почти не бьет, обучает грамоте. Это очень помогло мальчику в дальнейшей жизни.

    На вольную жизнь

    Повесть «Детство» (Горький) по главам изучается на уроке литературы. С первой по восьмую мы наблюдаем, как привыкает Алеша к строгим дедушкиным правилам. Далее мы видим уже подросшего мальчика, который освоился в доме Кашириных и даже смог изучить грамоту. Дедушка продает свой дом и покупает другой. От скупости он принимает у себя постояльцев, которые платят за проживание. Бабушку он теперь не обеспечивает: ей приходится вязать кружева, чтобы прокормить себя и внука.

    Варвара, мать Алеши, вышедшая замуж и уехавшая из отцовского дома, вновь возвращается. Снова ее семейная жизнь не сложилась, муж пьет и избивает ее.

    Вскоре она умирает, и Алеша остается совсем сиротой.

    После похорон матери дед отправляет ребенка из своего дома, считая, что он уже сам может выживать, зарабатывать на хлеб. Так начинается жизнь Горького «в людях»

    Теперь вы без труда напишете сочинение по повести Горького «Детство». Это произведение оставит свой след в душе каждого читателя.

    Вповестях автобиографической трилогии «Детство», «В людях» (1913-1916) и «Мои университеты» (1925) М.Горький изображает героя, способного к духовному саморазвитию. Процесс формирования человека был новым в литературе. В известных произведениях о детских годах С.Аксакова, Л.Н.Толстого, А.Н.Толстого основное внимание уделялось изображению внутреннего мира ре­бенка. Исследователи горьковского творчества считают, что социальная природа героя трилогии, общность судьбы с народом отличают это произведение от других образцов автобиографического жанра.

    Детство, изображенное Горьким, далеко не прекрас­ный период жизни. Это не только история души ребенка, но и русская жизнь в определенную эпоху. Герой «Детства» всматривается в эту жизнь, в окружающих людей, пытается понять истоки зла и враждебности, тянется к светлому. Сам писатель много видел и испытал в детстве. Он писал: «Вспоминая эти свинцовые мерзости дикой русской жизни, я минутами спрашиваю себя: да стоит ли говорить об этом? И, с обновленной уверенностью, отвечаю себе: стоит; ибо это - живучая, подлая правда, она не издохла и по сей день. Это та правда, которую необходимо знать до корня, чтобы с корнем же и выдрать ее из памяти, из души человека, из всей жизни нашей, тяжкой и позорной.

    И есть другая, более положительная причина, побуж­дающая меня рисовать эти мерзости. Хотя они и противны, хотя и давят нас, до смерти расплющивая множество пре­красных душ, - русский человек все-таки настолько еще здоров и молод душой, что преодолевает и преодолеет их».

    Несмотря на то, что эти высказывания даны писателем лишь в 12-й главе, они являются ведущей нитью повести. Не в хронологическом порядке, последовательно и спокой­но движется повествование: картины, нарисованные писа­телем, возникают как результат наиболее сильных впечат­лений, оставшихся в сознании ребенка от столкновений с действительностью. Зная особенности детской психики, Горький показывает мрачное и трагическое в противопо­ставлении со светлым и радостным, что производит наибо­лее сильное впечатление на ребенка.

    Так, на смену тяжелому впечатлению от картин траги­ческой смерти отца приходит ощущение счастья от близос­ти с необыкновенным человеком - бабушкой; картина нечеловеческой жестокости деда во время наказания детей соседствует с описанием задушевной беседы деда с Алешей; инквизиторским развлечениям дядьев противопоставлены добрые и остроумные забавы Цыганка.

    Важно увидеть «тесный, душный круг жутких впечат­лений», в котором жил Алеша в семье Кашириных, как расширялись представления героя о нравах собственного мира за пределами дома деда. Огромное влияние на Алешу оказали те «прекрасные души», с которыми он встретился в доме деда и в окружающем мире и которые вселяли «надежду на возрождение... к жизни светлой, человечес­кой».

    Особенность «Детства» состоит в том, что повествова­ние ведется от лица рассказчика. Такой характер изложе­ния не является новым, но сложность заключается в том, что изображаемое в повести видится и глазами ребенка, главного героя, находящегося в гуще событий, и глазами мудрого человека, расценивающего все с позиций большо­го жизненного опыта. Именно то обстоятельство, что рас­сказчик сохраняет в повести горячую непосредственность детского восприятия мира и в то же время дает глубокий социально-психологический анализ, позволяет сделать вывод о том, что Горький пытался вызвать отвращение к «мерзостям жизни» и привить любовь к душевно щедрому, стойкому и талантливому русскому народу.