Чин освящения храма. Чинопоследования церкви

Архиерейский и иерейский чины освящения называются «великим освящением» храма. Это освящение совершается не только над новопостроенным храмом, но и в тех случаях, когда по какой-либо причине оказывается поврежденным или передвинутым престол.

Если же престол не был сдвинут со своего места или поврежден, однако каким-то образом были нарушены неприкосновенность и святость престола, тогда, по благословению епископа, бывает особенное обновление храма молитвою и кроплением святой водой для того, чтобы, по словам Московского митрополита Киприана, совершалось «бессоблазненное священнослужение во храме». Это обновление храма называется «малым освящением» храма.

Малое освящение храма совершается, во-первых, в том случае, когда неосвященный человек коснется престола, его священной утвари и одежд (например, при угрозе пожара или другого бедствия). В Ветхом Завете Надав и Авиуд были наказаны смертью за то, что вложили в свои кадильницы чудный огонь (Лев. 10, 1). Оза поражен был смертью за прикосновение к Кивоту Завета (2 Цар. 6, 6-7). Как и в Ветхозаветной Церкви, в православном храме к престолу могут прикасаться только избранные (Лев. 10, 3).

При малом освящении обычно совершают молебное пение тому святому, во имя которого построен храм, т.е. поется канон храмового праздника. Молебен совершается посреди храма. После малого освящения воды читаются две «молитвы на обновление храма» (Требн. Больш., гл. 93), принятыми в чин малого освящения храма от Константинопольского Патриарха Каллиста, жившего в последней половине XIV столетия. Первая из этих молитв «Господи, Боже наш» - та же самая, которая читается и при первоначальном освящении храма.

Во-вторых, малое освящение храма совершают после осквернения храма от еретиков и язычников. Если вообще лицу непосвященному не разрешается по уставу Церкви входить в алтарь и особенно касаться святыни алтаря, то святыня тем более оскверняется от прикосновения еретиков и язычников (Числ. 3, 10, Пс. 78, 1), когда они насильственно овладевают храмом, попирают его ногами, прикасаются к его утвари, либо совершают в нем свое служение. В этом случае при освящении храма читаются особые молитвы «на отверзение храма» (Церкви, в которых запрещено служить, называются «заключенными», выражение «отверзать церковь» означает разрешить в ней священнодействовать), именно молитва «на от-верзение церкве, от еретиков осквернившияся» (Больш. Требн., гл. 41) и молитва «на отвержение храма, осквернившегося от языков, еще же и от еретиков» (Больш. Требн., гл. 41). Чин освящения храмов от осквернения еретиками и язычниками составлен святыми отцами Никифором Исповедником и Тарасием, патриархами Константинопольскими в VIII веке, поборниками Православия против иконоборцев.

В-третьих, малое освящение храма бывает после осквернения его насильственной смертью в нем человека или человеческой кровью, рождения или смерти в нем животного, по закону Моисееву нечистого и нежертвенного. Ибо смерть есть следствие греха, и рождение, как проводник греха, есть нечистое и оскверняющее (Числ. 19, Лев. 12). В Большом Требнике содержится особая молитва (гл. 42) «на отверзение храма, в нем же случится человеку умрети нуждно» (т.е. насильственною или внезапною смертью). Та же самая молитва читается, как сказано в Требнике, когда «церковь осквернится смертию или рождением в ней животного». Об этой молитве в Требнике сказано, что она «глаголется во входе прежде обычного», т.е. произносится при входе в храм прежде молитвословий, произносимых обычно священником при входе в храм перед совершением Литургии.

Святая Церковь всякое осквернение храма считает наказанием за грехи наши, а поэтому при обновлении храма просит помиловать нас и обновить дух наш.

ЧИН ВЕЛИКОГО И МАЛОГО ВОДООСВЯЩЕНИЯ. ИСТОРИЯ ИХ ОБРАЗОВАНИЯ

Святая Церковь словом Божиим, молитвой и священнодействиями освящает не только самого человека, но и все то, чем человек пользуется на земле: воду, воздух и саму землю, различные предметы и вещи, необходимые для нашего существования и благополучия; она освящает и благословляет их благословением небесным - для сообщения чрез них благодати и благословения человеку.

Одно из величественнейших и умилительнейших священнодействий над стихиями есть освящение воды - стихии, столь необходимой для поддержания нашей жизни и для освящения разных предметов. Церковь освящает воду для того, чтобы возвратить ей первобытную чистоту, низвести на нее благодать Святого Духа и благословение небесное, к освящению душ и телес всех, пользующихся ею, к отгнанию наветов всех видимых и невидимых врагов и ко всякой пользе для верующих.

Два евангельских события главным образом освятили воду: крещение Господа в струях Иорданских и возмущение воды от Ангела в Силоамской купели. В воспоминание этих событий в Православной Церкви соответственно установлено два водоосвящения: великое и малое водоосвящение.

Великое водоосвящение совершается исключительно в навечерие и в самый день праздника Богоявления. Водоосвящение называется великим по особой торжественности обряда и воспоминания крещения Господня.

Великое водоосвящение совершается в конце богослужения в навечерие праздника и в самый день праздника и в основном состоит из: пения стихир «Глас Господень на водах», чтения трех паремий, прокимна, Апостола и Евангелия, мирной ектении и освятительной молитвы с прошениями об освящении воды. И, наконец, - самого освящения воды с троекратным погружением святого креста и троекратным пением тропаря Богоявления: «Во Иордане крещающуся Тебе, Господи».

Малое водоосвящение положено совершать в начале каждого месяца. На этом основании оно совершается 1-го августа и поэтому иногда называется «августовским водоосвящением». Затем малое водоосвящение совершается в преполовение Пятидесятницы в воспоминание того, что Иисус Христос учил народ о воде живой, текущей в жизнь вечную (Ин. 4, 10). Оно совершается также пред литургией в дни храмовых праздников, в которые храм обновляется молитвой и кроплением святой воды. Наконец, оно может быть совершено по желанию каждого верующего во всякое время (на дому или в храме) в соединении с молебным пением.

Малое освящение воды, так же как и великое освящение воды, восходит к глубокой древности, к первым временам Церкви.

В Постановлениях апостольских установление водоосвящения приписывается евангелисту Матфею. По свидетельству Барония (за 132 год), древний обычай совершать малое освящение воды, существовавший со времен апостольских, утвержден как церковный чин Александром, епископом Римским, пострадавшим при императоре Адриане (117-138 гг.). Вальсамон, патриарх Антиохийский (XII в.) в толковании на 65 правило Трулльского Собора упоминает о малом водоосвящении как о древнем обычае и объясняет, что отцы этого Собора постановили совершать малое водоосвящение в начале каждого месяца в противодействие языческим суеверным обычаям в новомесячие, державшимся долгое время среди христиан.

Окончательное образование чина малого водоосвящения приписывается Константинопольскому патриарху Фотию, жившему в IX в.

ЧИН МАЛОГО ОСВЯЩЕНИЯ ВОДЫ

Чинопоследование малого освящения воды всецело направлено к тому, чтобы в освященной воде подать верующим благодать, избавляющую от скорбей и недугов телесных и душевных, бедствий внешних и внутренних, временных и вечных.

Малое водоосвящение по своему составу подобно утрене в соединении с литией.

После начального возгласа священника и обычных начальных молитв читается 142-й псалом, словами которого томящийся дух и унывающее сердце христианина возносят ко Господу молитву в чаянии благодатного избавления от зол внутренних и скорбных обстоятельств внешних.

После псалма поют «Бог Господь» и тропари Пресвятой Богородице как первой по Господе нашей Ходатаице и несомненной надежде всех отчаянных и погибающих.

Затем читается 50-й псалом и взамен канона поются тропари ко Пресвятой Богородице: «Еже радуйся ангелом приимшая...».

В этих тропарях (числом 34) содержится умилительное моление об избавлении нас «от всякия нужды и печали». Кроме молений к Богородице, воссылаются молитвы Архангелам и Ангелам, Крестителю Иоанну, апостолам, мученикам и бессребренникам.

К тропарям поются соответствующие припевы: «Пресвятая Богородице, спаси нас», «Святии Архангели и Ангели, молите Бога о нас» и др.

Если водоосвящение совершается во время молебна, то чин водоосвящения начинается (после чтения Евангелия) пением этих тропарей: «Еже радуйся» (начало чина водоосвящения опускается).

После пения этой первой группы тропарей диакон возглашает: «Господу помолимся».

Хор : «Господи, помилуй».

Священник : «Яко Свят еси, Боже наш…».

И после этого поются тропари: «Ныне наста время всех освящающее». Тропари заключаются пением Трисвятого. Во время пения этих тропарей совершается малое каждение храма или дома.

После пения тропарей произносится прокимен, читается Апостол (Евр. 2, 11-18) и Евангелие (Ин. 5, 1-4). В апостольском чтении возвещается о том, что Господь, освящающий всех, Сам был искушен, может и искушаемым помочь. В евангельском чтении повествуется об иерусалимской Овчей купели, в которой чудесно исцелялись больные при возмущении в ней воды от Ангела.

После Евангелия произносится мирная ектения, в которой воссылают прошения об освящении воды, чтобы она была целительна для душ и телес наших, и чтобы Господь пьющих эту воду и окропляющихся ею избавил от всякой скорби, гнева и нужды.

После ектении священник читает молитву об освящении воды. Эта молитва отличается от молитвы, читаемой при великом водоосвящении. В молитве малого водоосвящения Церковь, призывая в ходатайство Божию Матерь, Ангелов и святых, умоляет Господа, чтобы Он исцелил наши недуги душевные и телесные, даровал здравие и спасение Святейшему Патриарху, правящему епископу и всем православным христианам. При этом вода благословляется рукою священнодействующего. Затем священник трижды благословляет воду честным крестом, погружая его в воду, и при этом трижды поется тропарь: «Спаси, Господи, люди Твоя...».

После этого священник окропляет храм (или дом) и людей, а хор в это время поет тропари: «Источник исцелений...».

Водоосвящение оканчивается литией: произносится сокращенная сугубая ектения и затем читается молитва, положенная на всенощном бдении на литии «Владыко Многомилостиве...», после которой бывает отпуст, дается крест для целования с окроплением святой водою.

Малое водоосвящение по своему построению и содержанию, как видим, отличается от великого водоосвящения. Последнее не имеет начального возгласа и обычного начала с чтением псалмов и пением «Бог Господь» и тропарей, заменяющих канон. Сходство только имеется со второй частью чина малого освящения воды, начиная со стихир: «Ныне наста время всех освящающее».

Но и в этой второй части стихиры и тропари на освящение воды разные. Так, например, при малом водоосвящении тропарь «Спаси, Господи…», при великом - «Во Иордане…».

Наконец, чин великого водоосвящения не имеет в конце литии.

УПОТРЕБЛЕНИЕ ОСВЯЩЕННОЙ ВОДЫ

Вода, освященная в навечерие праздника и в самый праздник Богоявления, называется великой агиасмой, т. е. великой святыней, потому что чрез наитие Духа Божия она восприяла в себе великую, Божественную и чудодейственную силу. Поэтому эта вода имеет важное и обширное употребление у христиан. Ею окропляются дома верующих в навечерие и праздник Богоявления; верующие могут употреблять ее во всякое время с великим благоговением, вкушают до принятия пищи, заботливо хранят ее в течение года, кропятся и знаменуются ею во здравие души и тела. Ее употребляет Церковь при освящении Мира, при освящении антиминсов и при освящении артоса в день Пасхи. Эту же богоявленскую воду вместе с антидором (т. е. с остатком просфоры, из которой изъята часть для Святого Агнца), Церковь определила давать вместо причащения Святых Таин Тела и Крови Христовой тем, которые отлучены от причащения Святых Таин или не подготовили себя к принятию их. Наконец, Церковь употребляет ее при освящении разных веществ, чем-либо оскверненных.

Вода, освященная по чину малого водоосвящения, называется малой агиасмой, в отличие от великой агиасмы - воды святых Богоявлений, но употребление ее еще обширнее последней. Ее употребляет Церковь при совершении разного рода чинопоследований и освятительных молитв, как-то: при освящении храмов, жилищ и всего, что служит к поддержанию нашей телесной жизни, т. е. пищи и пития. Ее употребляет Церковь при совершении молебствий, которыми благословляются наши благие намерения, а именно: при освящении нового дома, при отправлении в путешествие, пред началом добрых дел. Во всех этих случаях совершается малое водоосвящение и кропление св. водою для ободрения и благодатного укрепления верующих на предлежащие им труды и подвиги. Наконец, малое водоосвящение совершается в тяжкие времена общественных и частных бедствий, потому что Церковь в освящаемой стихии желает преподать нам благодать, избавляющую от бед, болезней и скорбей. Малое водоосвящение совершается в дни храмовых праздников пред литургией, в знак возобновления неоскудевающей благодати, сообщенной храму при его освящении.

Текущая страница: 2 (всего у книги 11 страниц) [доступный отрывок для чтения: 8 страниц]

Освящение архиереем одних антиминсов

Если архиерей по каким-либо причинам не может освятить храм, он освящает только антиминс или несколько антиминсов, если церковь имеет приделы. Впоследствии эти антиминсы отправляются в церковь, для которой они предназначены, а освящение самого храма совершается священником. Чинопоследование освящения антиминсов включает в себя многие моменты из Великого освящения храма архиереем. В частности, читаются те же две молитвы: «Господи Боже Спасителю наш…» и «Боже Безначальный…», что и во время освящения храма; звучат многие из молитвословий Великого освящения, антиминс помазывается (на практике кропится) родостамном и на нем воскомастихом крепятся мощи святых и т. д. То, что освящение антиминсов и последующее освящение храма священником – части одного чинопоследования, можно понять из того факта, что прочитанные архиереем молитвы уже не повторяются священником. Таким образом, совершаемое по необходимости освящение архиереем одних антиминсов никоим образом не становится «выхолащиванием» важнейшего обряда Церкви.

Освящение храма священником

Если храм освящается священником, совершаемые при этом священнодействия почти не отличаются от тех, что бывают во время архиерейского чинопоследования обряда. Основные особенности таковы.

1. Накануне дня освящения перед иконой Спасителя у Царских врат на аналое ставится дискос с освященным антиминсом, покрытый звездицею и воздухом. Перед ним зажигается свеча.

2. Во время установки («утверждения») Престола начальствующий священник не произносит тех молитв, которые должен читать архиерей, поскольку они были произнесены епископом при освящении антиминса.

3. Священник при обвязывании вервием (веревкой) Престола, облаченного в срачицу, делает обвязку не крестообразной формы, а в виде пояса.

4. Престол и стены храма не помазываются святым Миром, так как это уже совершено архиереем над антиминсом.

5. При крестном ходе вокруг храма носят не дискос с мощами, а антиминс.

6. Слова «Возмите врата князи ваша» и «Кто есть сей Царь славы?» перед закрытыми дверями храма произносятся только один раз.

7. Святые мощи на «основании» (столбце) под Престолом не кладутся.

8. По прочтении молитвы «Господи, Боже наш…» сугубой ектеньи не бывает, а читается малая.

9. При целовании креста священник окропляет присутствующих святой водой.

10. Многолетие не поется.

Затем, как и после архиерейского освящения храма, читаются Часы и совершается Божественная литургия.

Малое освящение храма

Малое освящение храма совершается в том случае, если в уже освященном храме проводились ремонтные работы или его незначительная перестройка. Обязательным условием совершения в этом случае именно малого освящения является неприкосновенность Престола (то есть если Престол при совершении работ не был передвинут или поврежден).

Малый чин освящения бывает до совершения Часов и последующей Божественной литургии. Посреди церкви совершают молебное пение тому, во имя кого храм построен: поется канон храмового праздника, совершается малое освящение воды и читаются две молитвы на обновление храма.

Затем предстоятель окропляет святой водой Престол со всех сторон, алтарь, иконостас и весь храм, а другой священнослужитель совершает каждение. После этого возглашается «Премудрость» и отпуст и начинается чтение Часов.

Особенности совершения чина малого освящения храма вследствие тяжелых обстоятельств следующие.

1. Если во время пожара, землетрясения или других стихийных бедствий руки непосвященных (то есть не священнослужителей) касались Престола, священных сосудов и одежд, – читаются особые молитвы, положенные в Требнике «на отве́рзение храма, осквернившагося от языков, еще же и от еретиков».

2. Если в храме скоропостижно умер человек или была пролита кровь в результате несчастного случая или насилия, – читают особую молитву «на отве́рзение храма».

3. Если храм осквернен рождением или смертью животного, священник при входе в церковь до обычных молитв читает молитву «на отве́рзение храма», положенную в предыдущем случае.


При закрытии храма по тем или иным причинам какого-либо чина не совершается. Единственное требование при этом – чтобы вся освященная утварь была перенесена в другой храм и не подверглась бы поруганию.

Освящение колоколов

Любое храмовое здание имеет либо колокольню, либо специальное место для размещения колоколов, собирающих христиан в храм на богослужения. В первой части справочника подробно говорилось о разновидностях колоколен и видах колоколов, используемых в православных храмах. Новопостроенные храмы, как правило, имеют в своем ансамбле колокольни, но прежде чем колокола будут повешены на свое место, над ними совершают обряд благословения. Это чинопоследование совершается чаще всего на храмовом дворе, где колокола подвешивают на небольшой высоте, позволяющей окропить их снаружи и изнутри. Тут же ставится стол, на котором – сосуд со святой водой и кропило.

Архиерей либо священник дает возглас: «Благословен Бог наш…». Поется «Царю Небесный» и читается «обычное начало», далее – «Господи, помилуй» (12 раз), «Слава, и ныне» и «Приидите, поклонимся» (трижды).

Затем читаются псалмы: 148-й – «Хвалите Господа с небес…»; 149-й – «Воспойте Го́сподеви песнь но́ву…» и 150-й – «Хвалите Бога во святых Его…»; «Слава, и ныне» и «Аллилуиа» (трижды).

К прошениям произносимой вслед за этим мирной ектеньи после «О плавающих, путешествующих…», добавляются следующие, специальные:

«О еже благословити кампа́н4
Кампан – колокол.

Сей, в славу святаго Имене Своего, небесным Своим благословением, Господу помолимся»;

«О еже подати ему благодать, яко да вси слышащии звенение его или во дни или в нощи, возбу́дятся к славословию святаго Имене Божия, Господу помолимся»;

«О еже гласом звенения его утолитися и утишитися и престати всем ве́тром зельным, бурям же, громо́м и молниям и всем вредным безветриям и злорастворе́нным воздухом, Господу помолимся»;

«О еже отгнати всю силу коварства же и наветы невидимых врагов от всех верных своих, глас звука его слышащих и к деланию заповедей Своих возбудити я (их), Господу помолимся».

Затем читается 28-й псалом: «Принесите Господеви, сынове Божии…». Предстоятель произносит молитву: «Господи Боже наш, хотяй от всех верных Твоих всегда славимь и покланяемь быти…» и тайную молитву:

«Владыко Боже, Отче Вседержителю, Иже трубным гласом седмию жрец, идущих пред кивотом свиде́ния, иерихонским твердым сте́нам пасти и разрушитися сотворил еси и вся во граде сущия в руце людей Твоих пре́дал еси, Ты и ныне кампан сей небесным Твоим благословением исполни, яко да глас звенения его услышавше, противныя воздушныя силы далече от града верных Твоих отступя и вся раздеже́нныя5
Раздежение – разжение.

Их огненныя яже на нас стре́лы угаснут, трескания же молний, нападение града и вся вредныя воздухов злорастворения, всесильною и крепкою десницею прогонима и удержанна да утолятся, утихнут и отступят, вся бо Ты в славу Твою, к пользе и спасению нашему чрез посредства действуеши».

После молитвы священник кропит колокол с четырех сторон, изнутри и снаружи, говоря: «Благословляется и освящается кампан сей окроплением воды сея священныя, во имя Отца и Сына и Святаго Духа. Аминь».

Хор поет псалом 69-й: «Боже, в помощь мою вонми…». Затем читается паримия из книги Чисел (10; 1-10): «Рече Господь к Моисею, глаголя: сотвори себе две трубы серебряны, кованы…». Эти серебряные трубы были прообразом современных колоколов.

Затем поются стихиры: глас 2-й – «Земли и прочим стихиям…»; глас 1-й – «Основание всея земли подвизаяй, Боже…»; на «Слава, и ныне» глас 4-й – «Всяческая единою в начале Собою непосредственне создавый, Господи, ныне же вся посредственне де́йствуяй, гласом звона сего освященнаго всякое уныние с ленивством от сердец верных Твоих отжени, страх же Твой в них с благочестием вкорени и спешных на молитву, скорых же ко всякому благому делу Твоею силою сотвори, избавляя нас от всех наветов вражиих, и невредных от злорастворенных воздухов заветрения соблюдая, молитвами Богородицы и всех святых Твоих, яко Един Милосерд».

Затем диакон: «Премудрость». – Хор: «Честнейшую Херувим…», «Слава, и ныне», «Господи, помилуй» (трижды), «Благослови». Настоятель творит дневной отпуст.

Водружение креста на куполе новопостроенного храма

Храмовое здание всегда увенчивается крестом и без него как дом Божий существовать не может. В первой части справочника говорилось о символике различного количества куполов над возводимыми храмами. Каждый из этих куполов увенчивается надглавным крестом. Водружение креста над куполом церкви сопровождается особым обрядом, чинопоследование которого следующее.

Иерей в епитрахили кадит приготовленный к установке крест и возглашает: «Благословен Бог наш…». Читается «обычное начало» и после возгласа иерея «Яко Твое есть Царство…» поются тропари Кресту и Богородице: «Спаси, Господи, люди Твоя…», «Слава» – «Вознесыйся на Крест волею…», «И ныне» – «Предстательство христиан…».

Затем диакон: «Господу помолимся». – Хор: «Господи, помилуй».

Иерей читает специальную молитву на водружение креста: «Господи Вседержителю, Боже отец наших, жезло́м Моисеевым и древом оным, на нем же змию медяную в пустыни, от угрызения змие́в избавляя люди, привязати повелел еси, образ Честна́го и Животворящего Креста Возлюбленнаго Сына Твоего, Господа нашего Иисуса Христа прообразивый, имже диаволя сила упразднися и змием оным древним вселукавым угрызе́нный и умерщвленный род наш оживотворися. Смиренно Твоему безмерному человеколюбию припа́дающе, молимся и мили ся де́ем, поели ныне благословение Твое Небесное и благослови зна́мение сие крестное и даждь ему силу и крепость благословеннаго онаго, Кровию Сына Твоего окропленнаго Древа, во еже быти храму сему, имени Твоему созда́нному, покров державен, твердое ограждение, от всякаго злаго обстояния всегдашнее избавление, благолепие же и украшение и знамение видимым и невидимым врагом страшное и ужасное, всех же в храм сей с верою входящих и на не́ (на него) взирающих и Распятому на Кресте Сыну Твоему кланяющихся благослови и, силою Крестною оградив, неврежденных от всякаго зла всегда соблюди. Крест бо есть красота церковная, царем держава, верным утверждение, Павлова похвала, бесо́в же язва. Ей, Господи Боже наш, всех верою на знамение сие взирающих и спасительную Господа нашего Иисуса Христа, Сына Твоего, смерть воспоминающих и Тебе прилежно молящихся милостивно услыши и человеколюбно помилуй. Здравие же с долгоденствием даруй и Царствия Твоего сподоби благодатию и щедротами и человеколюбием Единороднаго Сына Твоего, с Нимже благословен еси со Пресвятым и Благим и Животворящим Твоим Духом, ныне и присно и во веки веков. Аминь».

После этого иерей кропит крест, произнося: «Благословляется и освящается знамение сие крестное, благодатию Святаго Духа, окроплением воды сея священныя, во имя Отца и Сына и Святаго Духа. Аминь».

Затем поется кондак Креста: «Вознесыйся на Крест волею тезоименитому Твоему новому жительству щедро́ты Твоя даруй, Христе Боже, возвесели нас силою Твоею, победы дая нам на супостаты, пособие имущим Твое оружие мира – непобедимую победу».

Чинопоследование оканчивается отпустом храма и крест водружают на куполе.

Освящение церковных вещей и принадлежностей

Новые вещи и принадлежности храма (дискос, Потир, звездица, лжица, покрова́, кивот для Святых Даров, илито́н, индития, священнические одежды, крест и многое другое) могут быть освящены отдельно от освящения всего храма. При этом перед Царскими вратами ставится покрытый стол с теми предметами, которые предназначаются к освящению. Покадив крестообразно освящаемые вещи, священник дает возглас: «Благословен Бог наш…», после чего читаются: «Царю Небесный», «обычное начало», «Господи, помилуй» (12 раз), «Слава, и ныне», «Приидите, поклонимся…» (трижды).

Затем, в зависимости от того, какой предмет освящается, читаются следующие псалмы:

1) при освящении сосудов – псалом 22-й;

2) кивота – 131-й;

3) илитона – 110-й;

4) священнических одежд – 132-й;

5) индитии – 92-й;

6) церковных сосудов – 25-й;

7) иконы Святой Троицы – 66-й;

8) иконы Спасителя – 88-й;

9) иконы Богородицы – 44-й;

10) икон святых – 138-й;

11) при освящении креста – 131-й, 59-й и 98-й.

Затем: «Слава, и ныне», «Аллилуиа» (трижды), и священник при каждом освящении читает особую молитву и еще одну – тайную. После чего он кропит святой водой освящаемые предметы, говоря следующие слова: «Освящается (название предмета) сей (сия) благодатию Пресвятаго Духа, окроплением воды сея священныя во имя Отца и Сына и Святаго Духа. Аминь».

Если освящаются иконы – поются тропари и кондаки в честь изображенных на них «праздника» или святого, после чего звучит отпуст. На освящение Евангелия молитв не положено, но если на эту Книгу был вновь сделан или обновлен оклад – читаются молитвы из чина освящения икон Спасителя и святых.

Водоосвящение

Значение воды в жизни человека трудно переоценить. Она до такой степени включена в повседневные человеческие дела, что почти любая бытовая жизнедеятельность становится невозможна без использования этого удивительного химического соединения. Но вода применяется человеком не только в земных нуждах; будучи освящена, она используется при совершении Таинств Церкви, для исцеления душевных и телесных недугов, при освящении храмов, жилых домов и хозяйственных построек, «всякой вещи» необходимой в быту, а также орудий труда и многого другого. Такие «неестественные функции» вода отчасти имела уже в ветхозаветные времена, но в полноте своей они были приобретены ею после евангельского события – Крещения Христа во Иордане, когда совершилось действительное освящение всей водной стихии через погружение в нее воплотившегося Бога.

Освященная вода именуется святой водой или агиасмой (греч . святыня).

Священник Павел Флоренский, объясняя такую значимую роль воды в жизни человека, говорит: «Уже в естественном своем состоянии – как дар Божий – вода преисполнилась духовной значимости. Ощущение воды, холодного ключа, встреченного нами в странствовании под жарким солнцем, есть, конечно, нечто более глубокое, нежели физиологическая корысть. Или при купании: вода тут воспринимается не только как полезное или как приятное. В обоих упомянутых случаях, как и во многих других, телесная потребность служит к обострению нашей впечатлительности, и тогда мы видим и понимаем значительность воды самой в себе, а не потому только, что она нужна нам. Даже более того: мы сознаем, что нуждаемся в ней не потому, что мы так хотим, а потому, что вода есть реальность и ценность и как таковая объективно нужна, в том числе и нам…

Вода уже как Богом сотворенная, как причастная к культурной жизни, тем самым есть, хоть и отдаленная, участница культа. Вода священна как таковая, она священна по причастности воды вместе со всем, что “Тем быша”, то есть Христом, тайне строительства Божия, направляющейся на спасение мира. Вся космическая вода уже не мыслится как сама по себе сущая, но, по разумению церковному, входит в первый концентр культа, в Домостроительство Божие».


Виды водосвятия. Освящение воды происходит при совершении над нею особых обрядов.

1. Когда вода пускается с просфорной печати.

2. Когда вода пускается с проскомидийного копия священником при произнесении им особой, специально положенной для этого молитвы.

3. Вода малого водосвятия, или «малая агиасма» (греч. «то микрон агиасма»), освящается прикосновением к честному кресту, при совершении чинопоследования водосвятного молебна.

4. Вода великого водосвятия, или «Великая агиасма» (греч. «то макрон агиасма»), освящается, кроме троекратного погружения в нее честного креста, еще крестным знамением, особым благословением и более сильными и сложными молитвами и песнопениями.


Свойства воды, освященной посредством того или иного обряда Церкви, можно понять из прошений, которые содержатся в молитвах данных чинопоследований. Объясняется это просто: если Церковь, ведомая Святым Духом, обращается к Господу с прошением даровать воде то или иное свойство – это значит, что Бог не только «может» это сделать, но и «благоволит» этому. Вслушиваясь в слова молитвы на великом водосвятии (и, конечно, молясь самому) можно еще и еще раз «узнавать» те благодатные действия, которые даруются воде в этом обряде: «Сам убо, Человеколюбче, Царю, прииди и ныне наитием Святаго Твоего Духа, и освяти воду сию. И даждь ей благодать избавления, благословение Иорданово: сотвори ю нетления источник, освящения дар, грехов разрешение, недугов исцеление, демонов губительну, сопротивным силам неприступну, ангельский крепости исполнену, да вси почерпающие и причащающиеся имеют ю ко очищению душ и телес, ко исцелению страстей, ко освящению домов, и к всякой пользе изрядну… Сам и ныне, Владыко, освяти воду сию Духом Твоим Святым. Даждь же всем прикасающимся ей и причащающимся, и мажущимся ею, освящение, здравие, очищение и благословение».

Великая агиасма получает такую благодать Божию, что при благоговейном использовании может сохраняться в течение многих лет, не зацветая и не загнивая. Но это только видимая сторона дела. В духовном плане Великая агиасма имеет гораздо большие благодатные дары. Как говорится в «Настольной книге священнослужителя»: «По верованию Церкви, мы имеем в агиасме не простую воду духовной значимости, но новое бытие, духовнотелесное бытие, взаимосвязанность неба и земли, благодати и вещества, и притом весьма тесное. Вот почему Великая агиасма по канонам церковным рассматривается как своего рода низшая степень Святого Причащения: в тех случаях, когда по соделанным грехам на члена Церкви накладывается епитимия и запрет приступать к Святым Телу и Крови, делается обычная канонам оговорка: “Точию агиасму да пиет”»6
Настольная книга священнослужителя. Свято-Успенская Почаевская Лавра, 2005. С. 394.

Чин великого водоосвящения

Великое водоосвящение должно совершаться

1) в конце Литургии, после заамвонной молитвы в самый день Богоявления или в навечерие праздника, когда оно бывает в любой другой кроме субботы и воскресенья день седмицы;

2) в конце вечерни, после ектеньи «Исполним вечернюю молитву нашу…» в навечерие Богоявления, если оно будет в субботу или в воскресенье.


В самый день Богоявления (6 января) водоосвящение совершается с крестным ходом, называемым «ходом на Иордань».

Последование Великого водоосвящения

В начале чинопоследования иерей или архиерей в полном облачении трижды кадит честный крест с одной стороны – спереди, и священнослужители выходят из алтаря через Царские врата. Предстоятель, предваряемый двумя свещеносцами и диаконами с кадилами, несет на голове крест, а еще один из священнослужителей несет Святое Евангелие. Подойдя к большим сосудам, заранее наполненным водой, предстоятель снимает крест с головы, осеняет им молящихся на четыре стороны и кладет его на застланный стол. Все зажигают свечи, а настоятель, предшествуемый диаконом со свечой, трижды кадит стол, иконы, священнослужителей и молящихся.

Хор поет тропари:

«Глас Господень на водах вопиет, глаголя: приидите, приимите все Духа премудрости, Духа разума, Духа страха Божия, явившегося Христа» (трижды);

«Днесь вод освящается естество…» (дважды);

«Яко человек на реку пришел еси…» (дважды);

«Слава, и ныне» – «Ко гласу вопиющего в пустыни…».

Затем читаются три паримии из книги пророка Исаии (35; 1-10, 55; 1-13, 12; 3–6), в которых ветхозаветный пророк предсказывает Крещение Господне от Иоанна.

Затем читают послание апостола Павла (1 Кор. 10; 1–4), в котором говорится о таинственном прообразе крещения иудеев и о духовной пище в пустыне.

Читается Евангелие от Марка (1; 9-12), повествующее о Крещении Господа «во струях Иорданских».

Затем следует великая ектенья: «Миром Господу помолимся…» со специальными прошениями об освящении воды, после чего священник читает две молитвы (тайную и гласную), а диакон кадит воду. Далее священник трижды благословляет воду рукой, произнося: «Сам убо, Человеколюбие, Царю, прииди и ныне наитием Святаго Твоего Духа, и освяти воду сию» и трижды погружает крест в воду , держа его прямо обеими руками и делая крестообразные движения.



Великое водоосвящение в храме


Хор в это время поет тропарь праздника Богоявления: «Во Иордане крещающуся Тебе, Господи, Троическое явися поклонение: Родителев бо глас свидетельствоваше Тебе, возлюбленнаго Тя Сына именуя, и Дух, в виде голубине, извествоваше словесе утверждение: явлейся, Христе Боже, и мир просвещей, слава Тебе».

Совершив освящение воды, священник кропит крестовидно на четыре стороны.

Потом при пении стихиры «Воспоим, вернии, еже о нас Божия благодеяния величество…» иерей окропляет весь храм.

Поется: «Буди Имя Господне благословенно от ныне и до века» (трижды) и священник творит отпуст: «Иже во Иордане креститися изволивый от Иоанна…».

Молящиеся подходят к священнику для целования креста, а он окропляет их освященной водой.

ЧИН ВЕЛИКОГО И МАЛОГО ВОДООСВЯЩЕНИЯ. ИСТОРИЯ ИХ ОБРАЗОВАНИЯ

Святая Церковь словом Божиим, молитвой и священнодействиями освящает не только самого человека, но и все то, чем человек пользуется на земле: воду, воздух и саму землю, различные предметы и вещи, необходимые для нашего существования и благополучия; она освящает и благословляет их благословением небесным — для сообщения чрез них благодати и благословения человеку.

Одно из величественнейших и умилительнейших священнодействий над стихиями есть освящение воды — стихии, столь необходимой для поддержания нашей жизни и для освящения разных предметов. Церковь освящает воду для того, чтобы возвратить ей первобытную чистоту, низвести на нее благодать Святого Духа и благословение небесное, к освящению душ и телес всех, пользующихся ею, к отгнанию наветов всех видимых и невидимых врагов и ко всякой пользе для верующих.

Два евангельских события главным образом освятили воду: крещение Господа в струях Иорданских и возмущение воды от Ангела в Силоамской купели. В воспоминание этих событий в Православной Церкви соответственно установлено два водоосвящения: великое и малое водоосвящение.

Великое водоосвящение совершается исключительно в навечерие и в самый день праздника Богоявления. Водоосвящение называется великим по особой торжественности обряда и воспоминания крещения Господня.

Великое водоосвящение в основном состоит из: пения стихир «Глас Господень на водах», чтения трех паремий, прокимна, Апостола и Евангелия, мирной ектении и освятительной молитвы с прошениями об освящении воды. И, наконец, — самого освящения воды с троекратным погружением святого креста и троекратным пением тропаря Богоявления: «Во Иордане крещающуся Тебе, Господи».

Малое водоосвящение положено совершать в начале каждого месяца. На этом основании оно совершается 1-го августа и поэтому иногда называется «августовским водоосвящением». Затем малое водоосвящение совершается в преполовение Пятидесятницы в воспоминание того, что Иисус Христос учил народ о воде живой, текущей в жизнь вечную (Ин. 4:10). Оно совершается также пред литургией в дни храмовых праздников, в которые храм обновляется молитвой и кроплением святой воды. Наконец, оно может быть совершено по желанию каждого верующего во всякое время (на дому или в храме) в соединении с молебным пением.

Малое освящение воды, так же как и великое освящение воды, восходит к глубокой древности, к первым временам Церкви.

В Постановлениях апостольских установление водоосвящения приписывается евангелисту Матфею. По свидетельству Барония (за 132 год), древний обычай совершать малое освящение воды, существовавший со времен апостольских, утвержден как церковный чин Александром, епископом Римским, пострадавшим при императоре Адриане (117—138 гг.). Вальсамон, патриарх Антиохийский (XII в.) в толковании на 65 правило Трулльского Собора упоминает о малом водоосвящении как о древнем обычае и объясняет, что отцы этого Собора постановили совершать малое водоосвящение в начале каждого месяца в противодействие языческим суеверным обычаям в новомесячие, державшимся долгое время среди христиан.

Окончательное образование чина малого водоосвящения приписывается Константинопольскому патриарху Фотию, жившему в IX в.

ЧИН МАЛОГО ОСВЯЩЕНИЯ ВОДЫ

Чинопоследование малого освящения воды всецело направлено к тому, чтобы в освященной воде подать верующим благодать, избавляющую от скорбей и недугов телесных и душевных, бедствий внешних и внутренних, временных и вечных.

Малое водоосвящение по своему составу подобно утрене в соединении с литией.

После начального возгласа священника и обычных начальных молитв читается 142-й псалом, словами которого томящийся дух и унывающее сердце христианина возносят ко Господу молитву в чаянии благодатного избавления от зол внутренних и скорбных обстоятельств внешних.

После псалма поют «Бог Господь» и тропари Пресвятой Богородице как первой по Господе нашей Ходатаице и несомненной надежде всех отчаянных и погибающих.

Затем читается 50-й псалом и взамен канона поются тропари ко Пресвятой Богородице: «Еже радуйся ангелом приимшая...».

В этих тропарях (числом 34) содержится умилительное моление об избавлении нас «от всякия нужды и печали». Кроме молений к Богородице, воссылаются молитвы Архангелам и Ангелам, Крестителю Иоанну, апостолам, мученикам и бессребренникам.

К тропарям поются соответствующие припевы: «Пресвятая Богородице, спаси нас», «Святии Архангели и Ангели, молите Бога о нас» и др.

Если водоосвящение совершается во время молебна, то чин водоосвящения начинается (после чтения Евангелия) пением этих тропарей: «Еже радуйся» (начало чина водоосвящения опускается).

После пения этой первой группы тропарей диакон возглашает: «Господу помолимся».

Хор : «Господи, помилуй».

Священник : «Яко Свят еси, Боже наш…».

И после этого поются тропари: Тропари заключаются пением Трисвятого. Во время пения этих тропарей совершается малое каждение храма или дома.

После пения тропарей произносится прокимен, читается Апостол (Евр. 2:11-18) и Евангелие (Ин. 5:1-4). В апостольском чтении возвещается о том, что Господь, освящающий всех, Сам был искушен, может и искушаемым помочь. В евангельском чтении повествуется об иерусалимской Овчей купели, в которой чудесно исцелялись больные при возмущении в ней воды от Ангела.

После Евангелия произносится мирная ектения, в которой воссылают прошения об освящении воды, чтобы она была целительна для душ и телес наших, и чтобы Господь пьющих эту воду и окропляющихся ею избавил от всякой скорби, гнева и нужды.

После ектении священник читает молитву об освящении воды. Эта молитва отличается от молитвы, читаемой при великом водоосвящении. В молитве малого водоосвящения Церковь, призывая в ходатайство Божию Матерь, Ангелов и святых, умоляет Господа, чтобы Он исцелил наши недуги душевные и телесные, даровал здравие и спасение Святейшему Патриарху, правящему епископу и всем православным христианам. При этом вода благословляется рукою священнодействующего. Затем священник трижды благословляет воду честным крестом, погружая его в воду, и при этом трижды поется тропарь: «Спаси, Господи, люди Твоя...».

После этого священник окропляет храм (или дом) и людей, а хор в это время поет тропари: «Источник исцелений...».

Водоосвящение оканчивается литией: произносится сокращенная сугубая ектения и затем читается молитва, положенная на всенощном бдении на литии «Владыко Многомилостиве...», после которой бывает отпуст, дается крест для целования с окроплением святой водою.

Малое водоосвящение по своему построению и содержанию, как видим, отличается от великого водоосвящения. Последнее не имеет начального возгласа и обычного начала с чтением псалмов и пением «Бог Господь» и тропарей, заменяющих канон. Сходство только имеется со второй частью чина малого освящения воды, начиная со стихир: «Ныне наста время всех освящающее».

Но и в этой второй части стихиры и тропари на освящение воды разные. Так, например, при малом водоосвящении тропарь «Спаси, Господи…», при великом — «Во Иордане…».

Наконец, чин великого водоосвящения не имеет в конце литии.

УПОТРЕБЛЕНИЕ ОСВЯЩЕННОЙ ВОДЫ

Вода, освященная в навечерие праздника и в самый праздник Богоявления, называется великой агиасмой , т. е. великой святыней, потому что чрез наитие Духа Божия она восприяла в себе великую, Божественную и чудодейственную силу. Поэтому эта вода имеет важное и обширное употребление у христиан. Ею окропляются дома верующих в навечерие и праздник Богоявления; верующие могут употреблять ее во всякое время с великим благоговением, вкушают до принятия пищи, заботливо хранят ее в течение года, кропятся и знаменуются ею во здравие души и тела. Ее употребляет Церковь при освящении Мира, при освящении антиминсов и при освящении артоса в день Пасхи. Эту же богоявленскую воду вместе с антидором (т. е. с остатком просфоры, из которой изъята часть для Святого Агнца), Церковь определила давать вместо причащения Святых Таин Тела и Крови Христовой тем, которые отлучены от причащения Святых Таин или не подготовили себя к принятию их. Наконец, Церковь употребляет ее при освящении разных веществ, чем-либо оскверненных.

Вода, освященная по чину малого водоосвящения, называется малой агиасмой , в отличие от великой агиасмы — воды святых Богоявлений, но употребление ее еще обширнее последней. Ее употребляет Церковь при совершении разного рода чинопоследований и освятительных молитв, как-то: при освящении храмов, жилищ и всего, что служит к поддержанию нашей телесной жизни, т. е. пищи и пития. Ее употребляет Церковь при совершении молебствий, которыми благословляются наши благие намерения, а именно: при освящении нового дома, при отправлении в путешествие, пред началом добрых дел. Во всех этих случаях совершается малое водоосвящение и кропление св. водою для ободрения и благодатного укрепления верующих на предлежащие им труды и подвиги. Наконец, малое водоосвящение совершается в тяжкие времена общественных и частных бедствий, потому что Церковь в освящаемой стихии желает преподать нам благодать, избавляющую от бед, болезней и скорбей. Малое водоосвящение совершается в дни храмовых праздников пред литургией, в знак возобновления неоскудевающей благодати, сообщенной храму при его освящении.

Гермоген Шиманский

Литургика: Таинства и обряды

Справочник православного человека. Часть 3. Обряды Православной Церкви Пономарев Вячеслав

Малое освящение храма

Малое освящение храма

Малое освящение храма совершается в том случае, если в уже освященном храме проводились ремонтные работы или его незначительная перестройка. Обязательным условием совершения в этом случае именно малого освящения является неприкосновенность Престола (то есть если Престол при совершении работ не был передвинут или поврежден).

Малый чин освящения бывает до совершения Часов и последующей Божественной литургии. Посреди церкви совершают молебное пение тому, во имя кого храм построен: поется канон храмового праздника, совершается малое освящение воды и читаются две молитвы на обновление храма.

Затем предстоятель окропляет святой водой Престол со всех сторон, алтарь, иконостас и весь храм, а другой священнослужитель совершает каждение. После этого возглашается «Премудрость» и отпуст и начинается чтение Часов.

Особенности совершения чина малого освящения храма вследствие тяжелых обстоятельств следующие.

1. Если во время пожара, землетрясения или других стихийных бедствий руки непосвященных (то есть не священнослужителей) касались Престола, священных сосудов и одежд, – читаются особые молитвы, положенные в Требнике «на отве?рзение храма, осквернившагося от языков, еще же и от еретиков».

2. Если в храме скоропостижно умер человек или была пролита кровь в результате несчастного случая или насилия, – читают особую молитву «на отве?рзение храма».

3. Если храм осквернен рождением или смертью животного, священник при входе в церковь до обычных молитв читает молитву «на отве?рзение храма», положенную в предыдущем случае.

При закрытии храма по тем или иным причинам какого-либо чина не совершается. Единственное требование при этом – чтобы вся освященная утварь была перенесена в другой храм и не подверглась бы поруганию.

Из книги В стране фараонов автора Жак Кристиан

Два перенесенных храма В 1813 г. швейцарский исследователь И.Л. Буркхардт обнаружил в 300 км к югу от Асуана необыкновенный ансамбль Абу-Симбела. Из-за строительства высотной Асуанской плотины большой храм Рамсеса II и малый храм Нефертари оказались под угрозой затопления.

Из книги Большая Советская Энциклопедия (МА) автора БСЭ

Из книги Энциклопедический словарь крылатых слов и выражений автора Серов Вадим Васильевич

Если позволительно сравнивать малое с великим С латинского: Si licet parva componere magnis [си лицет парва компонэрэ магнис].Из сборника «Буколики» римского поэта Вергилия (Публий Вергилий Марон, 70-19 до н. э.), который позже повторил эту фразу и в поэме «Георгики».Впоследствии этой

Из книги Справочник православного человека. Часть 2. Таинства Православной Церкви автора Пономарев Вячеслав

При согласии и малое растет, при раздорах и великое разрушается С латинского: Concordia parvae res crescunt, discordia maximae dilabuntur [конкордиа парвэ рэс крэскунт, дискордиа максимэ дилабунтур].Слова нумидийского царя Миципса (II в. до н.э.), которые приводит римский историк Саллюстий (86 - ок. 35 до

Из книги Справочник православного человека. Часть 3. Обряды Православной Церкви автора Пономарев Вячеслав

Из книги Проклятые места планеты автора Подольский Юрий Федорович

Из книги автора

Из книги автора

Из книги автора

Освящение новопостроенного или перестроенного храма По окончании постройки новой церкви или капитального ремонта существовавшей прежде положено произвести ее освящение. Освящение храма бывает двух видов.1. Полное (великое), изложенное в Требнике под названием «Чин

Из книги автора

Великое освящение храма архиереем Новопостроенный храм является «обыкновенным» зданием до того момента, как над ним не будет совершен обряд освящения. После совершенного чинопоследования храм приобретает новые качества, становится вместилищем величайшей святыни.К

Из книги автора

Освящение архиереем одних антиминсов Если архиерей по каким-либо причинам не может освятить храм, он освящает только антиминс или несколько антиминсов, если церковь имеет приделы. Впоследствии эти антиминсы отправляются в церковь, для которой они предназначены, а

Из книги автора

Освящение храма священником Если храм освящается священником, совершаемые при этом священнодействия почти не отличаются от тех, что бывают во время архиерейского чинопоследования обряда. Основные особенности таковы.1. Накануне дня освящения перед иконой Спасителя у

Из книги автора

Освящение колоколов Любое храмовое здание имеет либо колокольню, либо специальное место для размещения колоколов, собирающих христиан в храм на богослужения. В первой части справочника подробно говорилось о разновидностях колоколен и видах колоколов, используемых в

Из книги автора

Освящение церковных вещей и принадлежностей Новые вещи и принадлежности храма (дискос, Потир, звездица, лжица, покрова?, кивот для Святых Даров, илито?н, индития, священнические одежды, крест и многое другое) могут быть освящены отдельно от освящения всего храма. При этом

Из книги автора

Малое водоосвящение Если Великое водоосвящение совершается всего дважды в год, малое водоосвящение может совершаться почти круглогодично и в разных местах: в храме, в домах христиан или под открытым небом, когда это предусмотрено правилами.Церковью установлены дни, в