Конспект урока по предмету «Истоки» на тему «Имя. Конспект занятия "Что означают наши имена" план-конспект занятия (старшая группа) на тему Занятие в старшей группе зачем человеку фамилия

Конспект внеклассного мероприятия

Тайна имени

Кучеренко Елена Александровна,
воспитатель группы продлённого дня
ГБОУ гимназия №399
Красносельского района Санкт-Петербурга

Работа предназначена воспитателям группы продлённого дня, учителям начальных классов для проведения внеклассных мероприятий. Занятие проходит в форме игры.

Цель: познакомить с историей происхождения имён, их значением.

Ход занятия

Дети встают в круг и проводят приветствие «Солнышко» под музыку (можно выбрать любую спокойную мелодию) и рассаживаются по группам за столы.

Солнышко, солнышко, в небе свети!
(дети тянутся руками верх, встают на ноги)

Яркие лучики нам протяни.
(Вытягивают руки вперед ладошками вверх)

Ручки мы вложим
(разбиваются на пары, протягивают друг другу руки)

В ладоши твои. Нас покружи, оторвав от земли.
(Кружатся парами)

Вместе с тобой мы пойдем на лужок
(выстраиваются в цепочку, держа друг друга за руки)

Там все мы встанем дружно в кружок
(образовывают круг)

С песнями водим мы хоровод.

Солнышко снами по кругу идет.
(Идут по кругу)

Хлопают радостно наши ладошки,
(хлопают в ладоши)

Быстро шагают резвые ножки.
(Идут быстрым шагом)

Солнышко скрылось, ушло на покой
(приседают, голову закрывают руками, потом руки под щечку)

Мы же на место сядем с тобой
(тихо, спокойно садятся на свои места)

Воспитатель: Ребята, посмотрите на доску. Прочитайте слова. Что они обозначают? Предположите.

Первак, Вторак,Чернавка.

Дети высказывают предположения.

Воспитатель: Прочитайте текст.

Жили -были мужик да баба. Родился у них первый сын. Назвали они его -Первак. Потом второй - Вторак. Через несколько лет появилась на свет доченька. Назвали они её Чернавка. Волосы у неё были чёрные, как смола. Жили они дружно, помогали друг другу.

Воспитатель: Догадались? Что обозначают слова написанные на доске? (имена людей). Как поняли, почему на Руси так давали людям такие имена?

Раньше на Руси давали числовые имена, иногда по внешнему виду, по характеру-Добр, Смел, имена по году времени - Зим, Мороз.

Позже в истории русских имён было время, когда их выбирали по церковным святцам.

Воспитатель: Определите тему занятия? Что хотите узнать?

Поставьте цель.

Тема: Тайна имени.

Цель: узнать о происхождении разных имён.

Воспитатель: Нет ни одного человека на земле безымянным. У каждого своё имя. Сегодня будем играть в группах. Вспомните правила групповой работы.

Воспитатель: Игра начинается.

1 задание. Многие герои сказок имеют непростые имена. Угадайте их и объясните, почему их так назвали?

1команда.

В чашечке тюльпана на зелёном листке сидела девочка. Она была маленькая-маленькая, всего на один дюйм. Как зовут эту девочку? (Дюёмовочка)

2 команда.

Девочка, беленькая как снежок, и кругленькая, как коиок, говорит старикам:»Я из вешнего снега скатана, вешним солнышком пригрета и нарумянена». Как зовут эту девочку? (Снегурочка)

Воспитатель: Какие ещё говорящие имена литературных героев знаете?

Воспитатель: Когда дети маленькие их называют сокращёнными именами, а вырастают полными.

2задание.

Подберите полные имена.

1 команда. 2команда.

Митя- Оля-

Петя- Витя-

Марина- Максим-

Воспитатель: У всех имён изменилось полное имя? С какой буквы написали пару имён?

3 задание.

Воспитатель: Называют ли вас родители ласковыми именами?

Марьюшка, Марусенька,

Машенька и Манечка.

Побежали в лавочку и купили прянички.

Воспитатель: Как по разному в отрывке называли девочку? Можно утверждать, что это одно имя, но сказано по разному, ласково?

А умеете вы называть своих друзей по разному? Кто больше подберёт имён по разному?

1 команда.

Татьяна (Танечка, Танюша, Танюха, Тата, Танюсенька т.д)

2 команда.

Василий(Васятка, Васенька, Васятушка, Васечка, Васянька и т.д.)

4 задание.

Воспитатель: На уроках русского языка вы изучили правило написание имён. Вспомните его. Где нужна большая буква? Выберите.

1 команда.

Собирала (М,м)аргаритка (М,м) маргартики на горе.

На виду честного (Л,л)юда трусит с горки ехать (Л,л)юда.

2 команда.

(П,п)оля убежала с (П,п)оля и встретила (С,с)ерёжку, который нашёл её (С,с)ерёжку. А у (С, с) ани с горки сами мчаться (С, с) ани.

Воспитатель: Как красивы наши имена. Но, нередко в нашей жизни мы используем не имена, а "клички". И они нам не всегда приятны и даже иногда унижают человека.

Но, ещё в старину люди на Руси придумывали шутилки-дразнилки.

Подготовленные ученики читают.

Андрей-воробей, Мишка-еловая шишка,

Не гоняй голубей, Сергей-воробей.

Голуби бояться, Лев,Лёвка,

На крышу не садятся. Умная головка.

Воспитатель: Задумывались вы над тем, откуда пришли ваши имена и что они обозначают. Хотите узнать.

Каждый ребёнок получает конверт, где написано, из какого языка мира пришло его имя и что оно обозначает.

Воспитатель: Подошла к концу наша игра. Интересно вам было? Что нового узнали? Добились цели, которую ставили перед игрой. Что хотите ещё узнать об именах?

Прожить без дружбы можно,

Но только очень сложно.

Вокруг тоска и скука,

Когда нет рядом друга.

Тогда так одиноко

И на душе тревога…

Поэтому желаю всем

Побольше истинных друзей.

Воспитатель: Молодцы!

Программное содержание:

  • Формировать у детей элементарные представления о правах.
  • Углубить понятия «Отечество», «тёзка».
  • Обогащать, активизировать, расширять словарь по теме: « Имя» - знакомство с происхождением имён.
  • Упражнять в образовании существительных с уменьшительно- ласкательными суффиксами, полных имён, отчества.
  • Помочь развитию связной речи через стимулирование собственных высказываний детей, вопросы, ответы.
  • Совершенствовать общую и мелкую моторику: координацию движений и речи.
  • Способствовать воспитанию доброго отношения к себе и окружающим.

Предварительная работа.

Рассматривание семейных фотографий, выставка рисунков на тему: «Моя семья», создание родословного древа, беседа: « Я и моё имя», слушание песни «Родина моя».

Оборудование.

Стулья расставлены по количеству детей полукругом. Кукла Домовёнок Кузя.
Картинка с изображением мальчика и девочки, земного шара, на котором написаны права ребёнка, иллюстрации сказочных героев: Айболит, Незнайка, Снегурочка, Белоснежка, Дюймовочка, Кот Котофеевич, глобус, аудиокассета с записью плача ребёнка, классической музыки, 2 коляски с куклами в разных чепчиках, с бирками на ручке, цветы на картоне и фломастеры на каждого ребёнка, «полянка» на большом листе бумаги, воздушный шар.

Словарная работа: право, Отечество, тёзка, новорождённый, фамилия, имя, родственник, отчество, глобус.

Структура занятия:

1. Сюрпризный момент – приход куклы Домовёнка Кузи. Загадывание загадки.
2. Организационный момент- игра «Ласковое имя».
3. Рассматривание глобуса.
4.Слушание плача маленького ребёнка.
5.Игра «Расшифруй имя».
6. Игра «Назови по-взрослому».
7. Д/ упражнение «Объясни значение имени.
8. Чтение стихотворения про Машу.
9. Физминутка.
10. Беседа по иллюстрациям сказочных героев.
11. Чтение отрывков из былины.
12. Вопросы и ответы.
13. Чтение стихотворения «8 Тань».
14. Игра «Назови родственное имя».
15. Беседа «Фамилия – что это?»
16. Инсценировка отрывка «Алиса в стране Зазеркалье».
17. Игра «Посади цветок».
18. Игра «Шарик лети»

ХОД ЗАНЯТИЯ

– Здравствуйте дети:

Воспитатель:

Посмотрю на ваши лица,
С кем бы мне здесь подружиться?
Я, Домовенок Кузя, а ты кто?

Игра «Ласковое имя»

Воспитатель:

Добрый день, дети
Вы прекрасней всех на свете.

Вот таких хороших, умных, пригожих я приглашаю в путешествие.

Воспитатель показывает глобус: что это такое?

Дети: Глобус.

Воспитатель: Для чего нам нужен глобус?

Дети: Чтобы рассматривать мир.

Воспитатель: Глобус – это маленькая модель земного шара. Наша земля очень большая, на ней живут миллиарды людей, более «200 наций. Все они похожи: у каждого есть своё тело, лицо. Но в тоже время люди разные, они отличаются друг от друга, каждый человек неповторим.
Дети, как вы думаете, чем отличаются люди?

Дети: Ростом, возрастом, цветом кожи, волос, глаз, формой носа, рта, походкой.

(Звучит плач грудного ребёнка)

Воспитатель: Дети, кто же это плачет?

Дети: Маленький ребёнок.

Воспитатель: Да, так плачут дети, которые только родились. Посмотрите, пожалуйста, и скажите, отличаются ли эти малыши?

Дети: Они одинаковые, но у них разные чепчики: розовый и синий.

Воспитатель: Новорождённые дети почти всё время спят, их трудно отличить друг от друга. Чтобы мамы их не перепутали, врачи прицепляют малышам на ручку бирочки с номером (цифрой). Дети, а вам приятно бы было, если вас называли цифрой?

Дети: Нет.

Воспитатель: У каждого человека есть что-то такое чего нельзя увидеть, но это отличает его от других. Домовенок Кузя загадает загадку, а вы догадаетесь, о чём она.

Домовёнок Кузя.

Нас не было – оно было,
Нас не будет – оно будет,
Никто ни у кого его не видел,
А у всех оно есть.

И у мамы есть, и у папы есть,
У дочки есть, у внучки есть,
Чтобы его узнать,
Надо вслух назвать.

Дети: Имя.

Воспитатель: Имя играет большую роль в жизни людей. Без имени нельзя обойтись. Люди ценят свои имена, через всю жизнь проносят имя. Человека можно лишить всех богатств, всех прав, но нельзя лишить имени.
А как вы думаете, зачем люди придумали имена?

Дети: Чтобы знать, мальчик это или девочка, мужчина или женщина, отличить одного человека от другого.

Игра «Расшифруй слово»

Воспитатель: У вас на столах лежат карточки с заколдованными словами. Используя специальные символы расшифруйте эти слова и выложите их из палочек.

(Дети выкладывают свои имена).

Воспитатель: Замечательно. У каждого из вас есть имя. Но, представьте себе, чтобы произошло, если бы все имена вдруг исчезли? (Ответы детей)

Воспитатель: Я предлагаю вам посмотреть отрывок из сказки «Алиса в стране Зазеркалье».

– Надеюсь, вы не намерены потерять своё имя?
– Конечно нет, – растерянно сказала Алиса.
– Не знаю, не знаю. Вы только подумайте, как удобно вернуться домой без имени! Например, вас вызывают на уроке. Учительница говорит: Иди к доске… – и тут она замолчит, потому что у вас не будет имени, и вы можете сделать вид, что зовут не вас, а кого-то там.
– Ничего из этого не выйдет, и всё равно придется отвечать мне, а не кому-то там. Учительница скажет: «Эй, ты!» или «Эй», или ещё как-нибудь.

Воспитатель: Значит, без имени трудно общаться друг с другом и понимать о ком говорят. Родители назвали вас разными именами. Когда вы пойдёте в школу, ваше имя станет полным. Ваши имена звучат по- разному и имеют свой смысл. Например: Оля – Ольга.

Воспитатель: Давайте поиграем в игру «Назови себя по-взрослому» и объясни значение своего имени».

Саша – Александр – мужественный, защитник.
Алёша – Алексей – помощник, защитник.
Витя – Виктор – победитель
Кирилл – Солнечный, господин, владыка.
Жора – Георгий – земледелец.
Гриша – Григорий – бодрствующий, не спящий.
Марат – Лидер
Эльмир – красивый
Лия – Антилопа
Ильмира – красивая
Данис – знание

Физминутка

В небе солнышко взошло
И всем улыбнулось.
Нам вдруг стало хорошо
И больше не взгрустнулось.

Воспитатель: Давайте все вместе прочитаем стихотворение:

Марьюшка, Марусенька,
Машенька и Манечка
Захотели сладкого
Сахарного пряничка.

Воспитатель: Как зовут девочку?

Дети: Маша.

Воспитатель: Хоть и разные были названы имена, но так называлась одна девочка Маша. Когда она вырастет, её будут называть Мария.

Воспитатель: Давайте поиграем в игру «Назови ласковые родственные имена».

(Витя – Витюша, Витенька, Витёк, Витюнюшка, Витюнчик, Витюшок.
Саша – Сашок, Сашенька, Сашунчик, Саня, Сашуля).

Воспитатель: Дети, посмотрите на картинки и скажите, кто на них нарисован?

Дети: Дюймовочка, Айболит, Снегурочка, Незнайка, Белоснежка, Кот

Воспитатель: Эти сказочные герои с разными чертами характера, поведения. А кто объяснит, почему их так назвали ?

Дети: Айболит – лечит тех, кто болеет,
Снегурочка – девочка из снега,
Незнайка – мальчик, который ничего не знает,
Белоснежка – девушка, белая, как снег.

Воспитатель: Дети, посмотрите и скажите, кто это?

Дети: Богатыри.

Воспитатель: Да, это богатыри. Это Добрыня – добрый человек. А про этого богатыря послушайте отрывок из былины:

В чистом поле пыль поднимается
Илья Муромец, сын Иванович
К Соловью приближается.
Назовите имя богатыря?

Дети: Илья.

Воспитатель: Когда вы вырастите и будите взрослыми, к вашему имени прибавиться отчество. Оно произошло от слова «Отечество». Кто напомнит мне, что оно обозначает ?

Дети: Отечество – это Родина.

Воспитатель: На Руси отчество давали по имени отца. Илья Муромец, сын Иванович. Значит, отца Ильи звали Иван. А Илью – Илья Иванович. А как звали отца вот этого сказочного героя? (Показывает на Кота) .

Дети: Кот.

Воспитатель: Значит это Кот Котофеевич. Вы все знаете, как зовут вашего папу. Подумайте и назовите своё отчество.

(Дети называют отчество)

Воспитатель: На свете много разных имён, но встречаются люди с одинаковыми именами. Например: Саша – девочка, мальчик. Таких людей называют «тёзками». Послушайте стихотворение:

В первом классе 8 Тань,
Это прямо наказанье!
Ведь у них, куда ни глянь
Всюду Таня, Таня, Таня!
Если скажут: «Таня, встань!»
Встанут сразу 8 Тань.

А ведь можно очень просто разобраться в новичках. Как же отличить девочек?

Дети: По фамилии.

Воспитатель: Каждый человек при рождении получает не только имя, но и фамилию, которую носят все члены семьи. Одинаковые фамилии могут быть не только у родственников, но и у разных людей. Их называют однофамильцами.

Воспитатель: Когда вы родились, вам выдали вот такое «Свидетельство о рождении» (показывает), когда вам исполниться 14 лет вам выдадут другой документ (показывает). Прочитайте, как он называется? (Паспорт) . В паспорте будут написаны ваши Фамилия, Имя, Отчество.
На столах лежат цветочки. Напишите на них свои фамилии и имена и посадите на лесную полянку, чтобы Кузя мог полюбоваться ими и вспомнить о нашей встрече.

(Дети пишут имена и прицепляют цветы на полянку).

Воспитатель: Скажите, с чем мы сегодня познакомились?

Дети: Каждый ребёнок имеет право на собственное имя. Узнали о происхождении имён, отчеств, фамилий.

Воспитатель: Дети, вы живёте в одном городе, ходите в одну группу, вы очень дружные ребята. На воздушном шарике я написала ваши имена. Мы выпустим этот шар на улицу и все вокруг узнают, есть детский сад «Машенька» в нём живут такие дружные ребята.

Литература :

  1. М.Д. Маханёва Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста: Пособие для реализации Государственной программы «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2001- 2005 годы».
  2. Инновации в логопедическую практику /Методическое пособие для дошкольных учреждений /Сост. О. Е. Громова. – М.: Линка- Пресс.
  3. Журнал «Начальная школа».

Цель: помочь детям в познании и принятии собственного имени.

Задачи:

  1. Познакомить с Конвенцией о правах ребенка, довести до сознания детей, что каждый человек имеет право на имя.
  2. Упражнять в словообразовании на примере подбора ласкательной формы имени.
  3. Развивать умение соотносить права и правила, умение рассуждать, делать выводы, сопереживать.
  4. Воспитывать чувство самоуважения и уважения к другим людям, умение проявлять помощь нуждающимся.

Оборудование: аудиозапись, магнитофон, 3 ключа, замок, рисунок с тенью одного ключа, солнышко грустное и веселое, лучи с начальной буквой имени, символ “право на имя”, клубочек, кукла Правик, книжки – сказки, нестандартное оборудование, карточка, на которой написаны имена, конверты с заданиями.

Предварительная работа: украшение начальной буквы имени, беседа разговор “Как обращаться вежливо друг к другу”, “Что обозначают наши имена”.

Словарная работа:Конвенция”, “Право”, “ Право на имя”.

Дети заходят и садятся на коврик.

– Ребятки, посмотрите на мою карточку, на ней написаны интересные слова: Таня, Вася, Коля, Миша.

– Что обозначают эти слова? (имена)

– А у вас есть имя?

– Кто дал вам имя? (родители)

Ребенку имя выбирают всей семьей. Помогают и бабушки, и дедушки.

– А когда дают ребенку имя? (когда рождается)

– Каждый ребенок со дня своего рождения сразу получает права, которые его защищают.

Лишь появится ребенок
И дышать начнет едва
У него уже с пеленок
Появляются права.

– Одно из этих прав – право на имя. Об этом написано в этой книге. Она называется “Конвенция о правах ребенка”. Это очень важный документ. Здесь записано: ст.7 Ребенок регистрируется сразу же после рождения и с момента рождения имеет право на имя.

– Значит какое есть у вас право? (право на имя)

– Вот об этом праве мы сегодня поговорим. А поможет мне наш Правик. А где же он? Куда мог уйти?

(Звучит аудиозапись)

“Ха-ха-ха! Потеряли Правика? Не укараулили своего верного друга? Так вам и надо! Решили узнать о своих правах? Стараетесь выполнять все правила, перестали драться, дразниться. Одни добрые дела делаете. Мне это не нравится, поэтому вашего друга я закрыла в спальню. Пусть там сидит, может без него, вы снова станете плохими, как я! Ну, а если все-таки он вам нужен, то пройдите испытания на моих полянках. Если мне ваши ответы понравятся, то получите ключи. Соберите 3 ключа. Один из них подойдет к замку. Пока, пока, Шапокляк”.

– Вы, ребятки, поняли, где наш Правик? (высказывания детей)

– Что же будем делать? (спасать Правика)

– Вы запомнили, что необходимо сделать, чтобы спасти Правика? (дети воспроизводят услышанное).

– Тогда вперед! (идем с песней “Если с другом вышел путь”)

– А вот и первая полянка. Присаживайтесь. Что же приготовила нам Шапокляк? (открываю конверт и читаю вопросы)

  1. У вас у всех есть имя. А для чего оно вам?
  2. А как бы вы обращались друг к другу, если бы не было имен?

Имя нам дает отраду,
Дарит счастье и удачу.
Оттого узнать бы надо,
Что же имя ваше значит.

(Дети называют значение своего имени).

Аня – благодать, милостивая; Лиза – Божья помощь; Юля – июльская; Лейсан – щедрая; Даша – сильная, побеждающая; Илья – сила Божья; Даниил – мой Бог судья; Егор – земледелец; Петя – камень; Антон – вступающий в бой; Ваня – милость Божья; Кирилл – маленький господин и т. д.

Молодцы, как думаете, мы заработали первый ключик? (да)

– Вот мы дошли до второй поляны. На этой поляне Шапокляк приготовила два задания: одно трудное, а другое чуть – чуть полегче. Подумайте, кто какое задание будет делать:

  1. Трудное – составить из частей картинку, угадать какое это произведение и назвать имя главного героя.
  2. Полегче – по обложкам книг узнать название произведения и назвать имена героев.

Взаимопроверка выполненных заданий. Молодцы, и с этим заданием справились, получайте второй ключ.

– А чтобы добраться до 3 поляны , нам необходимо пройти через препятствие – широкий ров. Как нам это лучше сделать, ведь не все дети смогут перепрыгнут через ров? (решение проблемной ситуации) (Один ребенок перепрыгивает через ров, кладет через него доску, которая лежит на другом берегу, и все дети переходят по доске на другую сторону). Молодцы, какие вы дружные дети!

– Ребятки, на полянку заглянуло солнышко, но оно очень грустное. Как, вы думаете, почему? (ответы-предположения детей)

– Солнышко сказало мне, что оно не может запомнить имена детей из нашей группы, поэтому оно грустное, а если бы у меня были лучики с вашей буквой имени, то стало бы веселей.

– А вы хотите, чтобы оно было всегда веселое? Давайте подарим солнышку лучики с начальной буквой нашего имени. (выкладывают лучи к солнышку, переворачиваю солнышко с веселым лицом).

– Какое стало солнышко? (дети называют прилагательные)

– Теперь солнышко будет к нам заглядывать чаще, оно очень обрадовалось и подарило вам такой золотой клубочек. Он откроет вам одну важную тайну: каждый человек любит, чтобы к нему обращались по имени нежно, ласково, красиво. Он сразу расцветает. А вы хотели бы, чтобы вас называли ласково? (да)

Игра “Клубочек”

Дети передают друг другу клубочек и называют себя ласковым именем

Солнечный клубок мы размотали,
Тянется к нам солнечная нить.
Хорошо, что можно,
Хорошо, что можно
Каждому по солнцу подарить!
Каждому по солнцу подарить!

– Посмотрите, какая паутина ласковых имен у нас получилась. У вас у всех есть право на имя, а какие правила, ребятки, необходимо соблюдать, чтобы не нарушать это право?

  • Не дразниться;
  • Не придумывать клички;
  • Обращаться друг к другу вежливо, ласково;
  • К взрослым обращаться по имени, отчеству;
  • Если нарушил правило, то обязательно извиниться и попросить прощения. Молодцы, получайте еще ключик.

– Сколько ключей собрали? Сколько надо было? Чтобы быстрее открыть замок, у вас есть подсказка-тень ключа, который подойдет к замку. (дети находят по тени ключ и открывают замок, находят Правика)

– Какое доброе дело сделали? О каком праве вы узнали? Как называется основной документ, где записаны ваши права? Правик вам приготовил конверт. Хотите посмотреть, что там? (смотрят) в конверте лежат картинки с цветами.

Каждому имени подходит определенный цветок. Хотите узнать, какие цветы подходят к вашему имени? Об этом поговорим на следующем занятии.

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром, тема «Право ребенка на имя, отчество и фамилию»

1. Ребенок имеет право на имя, отчество и фамилию.
2. Имя ребенку дается по соглашению родителей, отчество присваивается по имени отца.
3. Фамилия ребенка определяется фамилией родителей.
При разных фамилиях родителей ребенку присваивается фамилия отца или матери по соглашению родителей.

Дорогие ребята!

Представьте, что в семье произошло радостное событие – на свет появился малыш! Бабушка и дедушка, мама и папа выбирают ребенку имя, папа хочет назвать сына в честь своего отца, маме нравится другое имя, дедушка мечтает, чтобы внук носил имя знаменитого полководца. Наконец, на семейном совете мальчика решили назвать Сергеем. Что ж, прекрасное имя. А как выбирали имена в старину? До принятия христианства наши предки носили имена, которые теперь называются старорусскими или славянскими: Ванда. Вера, Владимир, Владислав, Любомир, Людмила. Имена, которые оканчивались на –слав, -мир, -полк, давали только знатным людям – князьям. С принятием христианства к нам пришли греческие, древнееврейские, арабские и латинские имена. Теперь они составляют основу современного словаря русских имен. Имена стали выбирать по святцам.

Что такое святцы? Это особая книга, в которой перечисляются церковные праздники и святые по дням их поминовения. Например, если девочка появлялась на свет 25 января, ей по святцам присваивали имя Татьяна, ведь поминовение этой христианской святой совершается 25 января. Этот праздник так и называется – «Татьянин день». У каждого малыша, чье имя выбрано в соответствии со святцами, два личных праздника в году – день имени (именины) и день рождения.

День рожденья

День рожденья! День рожденья!
Этот день ты очень ждешь.
День рожденья, без сомненья,
Ты с друзьями проведешь.
Будут конкурсы, загадки,
Шутки, розыгрыши, смех,
Чаепитье с тортом сладким,
Пожелания от всех.
День рожденья! День рожденья!
Самый лучший день в году.
И с подарком, с поздравленьем
В гости я к тебе приду!

Имена, собранные в святцах, имеют в переводе с других языков определенное значение. Например:

Александр – мужественный защитник;
Анатолий – восточный, восходящий;
Андрей – храбрый;
Анна – благодать;
Артемий – здоровый;
Борис – борец за славу;
Валентин – сильный;
Вениамин – любимый сын;
Вера – вера, верование;
Виктор – победитель;
Виталий – жизненный;
Владимир – владеющий миром;
Галина – спокойная, безмятежная;
Геннадий – благородный;
Григорий – бодрый;
Екатерина – чистая;
Елена – светлая, сияющая;
Ирина – мир, несущая мир;
Константин – постоянный, твердый;
Лариса – приятная;
Марина – морская;
Николай – победитель;
Сергей – высокий, высокочтимый;
Софья – премудрая;
Татьяна – устроительница;
Юлия – пушистая, волнистая;
Юрий – земледелец.

Вопросы:

1. Какое ваше имя? Знаете ли вы, что оно означает?
2. Как зовут ваших родных: дедушек, бабушек, маму и папу, сестер и братьев?
3. Какие имена носят ваши друзья?
4. Знаете ли вы день вашего рождения? Назовите его.
5. Знаете ли вы дни рождения ваших родных и близких? Вспомните и назовите их.
6. Знаете ли вы, в честь какого святого вы названы?
7. Вспомните и скажите, когда отмечается день ваших именин?

Многие ученые, исследователи имен считают, что имя очень важно для человека. Оно дает ключ к его характеру и даже судьбе. «По имени и житие», – утверждали авторы, описывающие жизнь святых угодников. Автор «Толкового словаря живого великорусского языка» В. И. Даль замечал: «Имя человека – иносказательное качество его, а потому слава его или известность, достоинство».

Твоё имя

Ты носишь имя святого,
Который восславил Христа,
Помни, что жизни основа –
Вера, любовь, красота! –
Будь же всегда достоин
Имени своего,
Будь справедлив и спокоен,
С честью носи его!

Согласитесь, каждому человеку приятно, когда к нему обращаются по имени. Например: «Сережа! Посмотри, какую интересную книгу я купила! или «Таня! Пойди, погуляй с подружками!»
Имена бывают полные и уменьшительные. Например, полное имя Татьяна, а уменьшительное – Таня; полное имя Анастасия, а уменьшительное – Настя. Полное имя человека обычно употребляется в документах и официальной обстановке, а уменьшительное – дома, с родными, близкими и друзьями. Малышей часто называют ласкательными именами, образованными от полных. Например, от имени Татьяна ласкательные имена – Танечка. Танюша. Татьянка. Андрея мама и бабушка называют ласково Андрюшей, Андрейкой.

Задания:

1. образуйте уменьшительные и ласкательные имена от полных имен: Ирина, Елена, Юрий, Анатолий, Сергей, Анна, Татьяна.
2. Как называют вас домашние? Друзья? Воспитательница в детском саду? Учительница в школе?
3. Приведите примеры полных и уменьшительных имен.

Как вы думаете, понравится ли вашему другу, если вы будете называть его не по имени Максим, а по кличке или прозвищу, к примеру «Пончик»? Правильно! Не понравится! Пусть ваш друг не слишком стройный, но высмеивать физические недостатки человека некрасиво! Запомните, дорогие ребята, ничто так не обижает человека, как если окружающие неправильно произносят или коверкают его имя. Ведь имя от рождения до самой смерти с человеком. Оно становится как бы частью его самого. Имя радует человека, приносит ему удачу, даже счастье.

Имя нам дает отраду,
Дарит счастье и удачу.
Потому узнать бы надо,
Что же наше имя значит?

Считается, что имя влияет на характер, склонности и увлечения человека. Возможно, в этом есть доля истины. Послушайте стихи, посвященные разным именам. (Смотри в приложении).

Вопрос к стихам:

Подумайте и ответьте: похожи ли ваши друзья, носящие такие же имена, на героев стихотворений?

Через несколько дней после того, как малыш появился на свет, родители получают Свидетельство о его рождении. Это документ, в котором записаны имя, отчество и фамилия ребенка, дата и место его рождения, имена его родителей.
Отчество присваивается ребенку по имени отца. Например, папу мальчика Сережи зовут Владимир. Значит, отчество малыша – Владимирович. Когда он вырастет, к нему будут обращаться так: Сергей Владимирович.

Вопросы:

1. Как зовут вашего папу?
2. Какое у вас отчество?
3. Назовите свое имя и отчество.
4. Назовите имена и отчества ваших дедушек, бабушек, мамы и папы, сестер и братьев.
5. Назовите имя и отчество вашей воспитательницы в детском саду; учительницы в школе.
6. Как по вашему, следует обращаться к взрослым: по имени или по имени и отчеству?
7. Как вы обращаетесь к нянечке в детском саду? К друзьям? К врачу в поликлинике?

Кроме имени и отчества у каждого человека есть фамилия. Многие фамилии пришли к нам из далекого прошлого. Часто фамилию человеку давали по его профессии. Так, кузнецу давали фамилию Кузнецов, плотнику – Плотников, гончару – Гончаров, рыбаку – Рыбаков.

Подумайте и догадайтесь, каким делом занимались предки знаменитого почтальона Печкина из Простоквашино?

Такие распространенные фамилии, как Иванов, Петров, Сидоров, Федоров, Федотов, произошли от имен Иван, Петр, Сидор, Федор, Федот.
Многие фамилии происходят от названий зверей, птиц, рыб. Вы знаете какие? Зайцев, Медведев, Волков, Белкин, Лисицын, Скворцов, Воробьев, Ласточкин, Щукин, Ершов, Карасев.

Вопросы:

1. Знаете ли вы свою фамилию? Назовите ее.
2. Как возникла ваша фамилия?
3. Назовите фамилию ваших дедушек, бабушек, мамы, папы.
4. Знаете ли вы фамилию своей воспитательницы? Своих друзей? Учительницы?
5. Назовите фамилии, происходящие от названий цветов. деревьев, домашних животных.

Дорогие ребята! Когда ваша мама вышла замуж за вашего папу, она, скорее всего, поменяла свою девичью фамилию и взяла фамилию мужа, которая вам и передалась.
Мальчику Сереже присвоили отчество Владимирович, и фамилию отца – Косицын. Итак, полное имя, отчество и фамилия мальчика – Сергей Владимирович Косицын.

Сказка «Похищенное имя»

Рыжий кот дремал на заборе. Нежился на теплом весеннем солнышке. Иногда он лениво приоткрывал один глаз и неодобрительно посматривал на играющих в футбол детей.
Своими звонкими голосами, беготней, ударами по мячу они раздражали его. Особенно злил кота вихрастый веснушчатый мальчуган по имени Максим. От него веяло добродушием и беззаботным весельем, но кот думал: «Какое озорство!»

Максим, пасуй!
- Максим! Гони мяч сюда!
- Максим, бей, бей по воротам!

«Максим! Максим! Максим!» – звенели детские голоса. По всему чувствовалось, Максим – общий любимец и лучший футболист в команде. «Вот раскричались! Что в этом конопатом такого особенного? – думал кот.
– Несправедливо устроен мир! Одним – все! Другим – ничего. Только пинки да затрещины», – философски размышлял рыжий воришка, разумея под «другими» себя.
Наконец коту надоела вся эта кутерьма. Он мягко спрыгнул с забора, потянулся и скрылся в кустах.

На другой день Максим и его два закадычных друга, Колька и Серега, решили отправиться на рыбалку. Накопали в огороде червей, взяли удочки, сбежав с крутого песчаного откоса, оказались у речки Серебрянки. Берега речушки густо заросли осокой, старые ракиты склонились к воде. а их отражения в глубине казались сумрачным лесом. Ребята устроились на деревянных мостках, закинули удочки и стали ждать.
Было тихо, то здесь, то там в воде проскальзывали тени. Рыба! Вдруг кусты затрещали, и на тропинке, ведущей к реке, показался незнакомец – крепкий рыжеволосый парень с наглыми кошачьими глазами.
- Привет, пацанва! – громко произнес парень.
- Привет! – неуверенно отозвались мальчики. Как бы незнакомец не распугал им рыбу!
- Как рыбка, ловится? - продолжал разговор рыжеволосый.
- Да никак!
- Ну-ка, дай мне удочку, Максим! - властно потребовал парень.
Мальчик от неожиданности растерялся и протянул удилище незнакомцу.
- Откуда ты знаешь, как меня зовут?
- Ну, ты личность популярная, кто же тебя не знает! - небрежно бросил парень. Дернул удилище – и красавец-карась вылетел из воды, блеснув в воздухе золотистой чешуей, и в одно мгновенье оказался в ведерке Максима.
- Здорово! - ахнули мальчишки.
Рыжий заскромничал:
- Ерунда! Фокус-покус! Ну-ка, Серега, теперь давай твою удочку!
Сережа послушно протянул Рыжему удилище. Фокус повторился, только на этот раз на леске трепыхался большущий голавль.
Ребята с восхищением смотрели на незнакомца:
- Как это у тебя получается?
- То ли еще будет! - завоображал парень. - А что, ребята, может в картишки перекинемся?
Мальчики замялись:
- В карты? Да мы только в дурака умеем, и денег у нас нет!
- При чем тут деньки? У вас нет, зато у меня кое-что есть!
С этими словами незнакомец вытащил из кармана зажигалку в виде блестящего пистолетика и положил рядом с собой на траву.
- Классная вещица! - восхитился Максим. Он давно мечтал о такой зажигалке. Играть в карты с незнакомцем мальчишкам не хотелось, но они чувствовали какую-то странную власть этого Рыжего над собой.
- У нас ничего такого нет! - Снова повторил Максим.
- Что ж! Давайте сыграем на имя. Кто проиграет, отдаст мне свое имя.
- Имя? Как же можно его проиграть? Ведь имя человеку навсегда, на всю жизнь дается, - уверенно заявил Сережа.
- Значит, можно! - отрезал Рыжий. - Ну что, сыграем или струсили? Он достал из кармана новенькую колоду и ловко перетасовал карты.
Игра началась. Максиму все время не везло, и в конце концов он остался в дураках.
В глазах Рыжего блеснул недобрый огонек. Он по-кошачьи потянулся и встал.
- Уговор дороже денег! Теперь Максим – мое имя! Ну, пока, Рябой! Еще увидимся!

С тех пор жизнь Максима изменилась. Кличка «Рябой» накрепко приклеилась к нему. Когда он был маленьким, мама говорила Максиму, что весна капли солнышка расплескала, они брызнули ему в лицо, вот и появились веснушки. Он объяснял ребятам:
- Да не рябой я, веснушки это!
Но никто его не слушал. Только и слышно было со всех сторон: «Рябой да рябой!»

Из-за этого прозвища мальчик поссорился с Колькой и Серегой и схлопотал двойку по поведению. Родителей Максима вызвали в школу, и он получил нагоняй от отца.

Но самое обидное, что и синеглазая Олеся назвала Максима Рябым. Недолго думая, тот убежал с уроков, чуть не плача от досады.
Побрел он к реке, сел на траву возле воды и совсем загрустил. Тихонько ворковали, журчали речные струи, огибая темную корягу, солнечные блики скользили по воде, чуть шелестели листья, и мальчик незаметно задремал. Он не слышал, о чем шепчутся струйки.
Одна сказала:
- Бедный паренек – потерял свое имя!
- Не потерял,- возразила другая, – а проиграл его Рыжему Вору – злому волшебнику Юрлонгу.
- Как же помочь мальчику вернуть имя? Давай плеснем на него водой, произнесем заклинание, пусть он окажется в стране Имен короля Юджина, и добрая волшебница поможет ему!

Когда мальчик открыл глаза, он не узнал знакомой с детства речушки. Перед ним синела широкая полноводная река, кругом цвели диковинные цветы, а на деревьях созревали необыкновенные плоды и ягоды.
- Где я? - испуганно спросил мальчик.
- Ты в сказочной стране, в гостях у короля Юджина, - ответил ему нежный, как звон хрустального колокольчика, голос.

Максим оглянулся и увидел женщину чудесной красоты, с добрыми глазами и водопадом сияющих на солнце золотистых волос.
- Я знаю, какая приключилась с тобой беда. Я помогу тебе вернуть твое имя, которое похитил у тебя колдун Юрлонг, он же кот Рыжий Вор, - сказала волшебница.- Запомни: ты должен победить его на поединке,и тогда твое имя вернется к тебе.
Ведь имя – не просто звук! Вместе с ним ты получил в дар и свою судьбу, и свой характер. Потеряешь имя – потеряешь себя! Но одолеть Рыжего Вора будет нелегко! Я дам тебе три амулета: волшебный камень-аметист – он ослепит колдуна, лист ясеня станет твоим щитом, а кисточка из волосков норки поможет тебе в бою. Кстати, имя Максим значит «величайший». Так будь достоин своего имени! Рыжий Вор прячет твое имя в вороньем перышке, что лежит у него в кармане. Если достанешь перо и сломаешь его – имя к тебе вернется! Удачи тебе! А теперь – прощай!

Волшебница плеснула на мальчика речной водой, и он снова оказался на берегу Серебрянки. Светило солнце, тихо журчали пенные струи.

Какой странный сон! - подумал максим, но взгляд его упал на траву, и он увидел все три амулета, подаренные волшебницей. - Сегодня же вызову Рыжего Вора на поединок и верну свое имя! - решил мальчик. Он вскочил и побежал искать злодея. Только вечером встретил он рыжеволосого возле школы.
- Привет, рябой! Соскучился по своему имени?- нахально выкрикнул парень.
- Идем на пустырь за школу, будем драться, если я тебя одолею – вернешь мне мое имя! - тихо, но веско сказал Максим.
- Как бы не так! Ишь, чего захотел!.. А впрочем, пойдем! - передумал вдруг рыжеволосый.
- Я сделаю из тебя котлету! - злобно рассмеялся он.

Противники в сопровождении любопытных отправились на пустырь и стали наизготовку один против другого. Серега, как секундант, свистнул, и бой закипел.

Рыжий, размахивая тяжелыми кулаками, бросался на Максима, но тот ловко увертывался и сам норовил стукнуть Вора посильнее. Неожиданно Рыжий наклонился, и в его руках появилась толстенная дубинка. Размахивая ею, он бросился на мальчика. Но Максим вспомнил совет волшебницы. Он быстро достал из кармана лист ясеня. Лист превратился в толстый щит, и мальчик закрылся им.
От удара о щит дубинка рыжего Ворюги с треском сломалась. С гневом Вор отбросил ее, но в руке у нег блеснул нож. Ребята ахнули.

Угрожая блестящим лезвием, Рыжий медленно двинулся на Максима. Не растерявшись, мальчик бросил в противника кисточку из волосков норки. Она вмиг превратилась в маленького зверька, который острыми зубами и когтями вцепился Рыжему в физиономию. Тот взвыл от боли и стал отдирать цепкую норку. Но это было не так просто. Нож выпал у него из рук.

Воспользовавшись моментом, мальчик подскочил к разбойнику, вывернул его карман, выхватил воронье перо и сломал его. Оборотень вскрикнул и стал как-то нелепо оседать на бок. Вдруг он уменьшился, покрылся рыжей шерстью и через мгновенье превратился в обыкновенного кота. Ребята затаили дыхание от удивления и восторга.
Кот зашипел, шерсть на нем встала дыбом, он выгнул спину и, сверкнув хищными глазами, приготовился к прыжку. Но мальчик вовремя достал чудесный камень-аметист. Яркие лучи, исходящие от камня, попали коту прямо в глаза и ослепили его. Кот дико заорал и пустился наутек.
Мальчишки закричали, затопали, заулюлюкали ему вслед.
- Ты победил его, Максим!
- Максим, ты молодец!
- Максим, Максим, Максим! – неслось со всех сторон. Друзья обнимали мальчика, жали ему руки.
А мальчик радостно воскликнул:
- Я вернул свое имя! Ура!

Вопросы к сказке:

1. Кто наблюдал за детьми, играющими в футбол?
2. Куда отправились Максим и его друзья на следующий день?
3. Кто пришел к реке?
4. Что предложил мальчикам рыжеволосый парень?
5. Что проиграл рыжеволосому парню Максим?
6. Как изменилась жизнь мальчика после того. как он проиграл свое имя?
7. Кто помог Максиму?
8. Как мальчику удалось вернуть свое имя?

Обо всём на свете:

В 1930 году в американский прокат вышел фильм "Песня мошенника" (The Rogue Song) про похищение девушки в горах Кавказа. Актеры Стэн Лорел, Лоуренс Тиббетт и Оливер Харди сыграли в этом фильме местных жуликов. Удивительно, но эти актеры очень похожи на героев...

Материалы раздела

Тема: «Я и моё имя» (1 класс)

Цель: дать знания о том, что у каждого человека есть свое имя, отличающее его от других людей, познакомить со значением их собственных имён.

Задачи:

1. обучить детей правильно и полно называть имена;

2. развивать кругозор, внимание, любознательность;

3. воспитывать уважение к своему имени и к именам других людей;

4. развивать коммуникативные навыки.

5. содействовать сплочению детей в классе.

6. упражнять детей в образовании уменьшительно-ласкательных форм собственных имён существительных.

Оборудование: презентация, детские работы о своих именах, ноутбук,
проектор, презентация.

Ход мероприятия

1.Орг. момент.

Ребята, сегодня у нас гости, повернитесь к ним, найдите глазками кого - ни будь, улыбнитесь им. Теперь повернитесь к друг другу и пожелайте мысленно удачи, садитесь.

Вспомним правила работы: не перебивать, а внимательно слушать друг друга. Каждый может высказать своё мнение.

2. Мотивация к деятельности.

Я решила посмотреть ваши работы, но не поняла где чей рисунок. Как вы думаете, почему? (Не указаны имена. Рисунки необходимо подписать.)

Кто догадался, о чем мы сегодня будем говорить? Какова тема нашего классного часа? («Я и моё имя»)

Что узнаем? Чему научимся?

А как вы думаете, что же такое имя? (имя - это то, что отличает нас от других, это название, наименование, особенное слово).

Без имени можно обойтись?

Почему людям дают имена? (Чтобы знать, мальчик это или девочка, мужчина или женщина, отличить одного человека от другого. Чтобы позвать кого-нибудь или обратиться к кому-нибудь…)

Когда человеку дают имя? (при рождении)

Кто дает имя? (родители, взрослые, родственники)

Семь лет назад у ваших родителей родились детки – мальчики и девочки. Кто это? Это вы! Мамы и папы дали вам имена.

Назовите свои имена.

Они такие красивые.

Игра «Имя».

На столе у вас волшебные кармашки, достаньте содержимое и найдите свою букву, на которую начинается ваше имя.

Подойдите к доске и прикрепите.

Посмотрите, есть у нас имена на одинаковую букву? (Снежана, Слава)

Но имя можно произносить по - разному. Сердито и ласково.

Игра «Ласковые имена».

(Вызывается ученик. Садится на стул.)

Мы называем все возможные варианты имени. А участник выбирает лучшее.

Ребята, по имени можно узнать о человеке по тому как к нему обратились?

Например, к одному человеку обратились «Андрюшенька», а к другому «Анна Петровна». Кто это «Андрюшенька» и «Анна Петровна»?

- Правильно. Если ребенка позвали «Оля», а другого «Ваня». Что можно сказать про этих детей? (это мальчик и девочка.)

По имени можно узнать кто ты девочка или мальчик, мужчина или женщина, молодой человек или пожилой?

Вы растете, а имена ваши растут? Жила девочка Маша, а выросла стали называть Мария.

Попробуем назвать ваши имена полно (Кирилл, Снежана, Ульяна, Данил, Антон, Рома, Глеб, Вячеслав)

Что заметили? (только одно имя поменялось, не все имена могут меняться?

Но, представьте себе, чтобы произошло, если бы все имена вдруг исчезли?

Вы только подумайте, остаться без имени! Как бы мы обращались друг к другу, если бы не имя. Вы иногда кричите друг другу: «Эй, иди сюда!». Это обидно и невежливо. Хорошо ли так звать человека? (нет).

Физминутка.

Работа в паре.

Вспомним работу в парах: работать вместе, дружно. Пары покажите готовность.

Игра «Найди и назови» (карточки)

Найдите те карточки, которые начинаются на ту же букву, что и ваше имя.

А теперь мы вспомним, что значат ваши имена. Кто знает?

- Сегодня в зале тишина. Мы узнаем про имена.

Презентация.

Кирилл: Уважают все Кирилла,

Потому что в нем есть сила,

Любят все его вокруг,

Он надежный, верный друг!

Снежана: Белая, пушистая, как снежок лучистая!

И потому средь нас-звезда!

И будь такою ты всегда!

Ульяна: А у нашей Улечки

Славные кудряшки.

Оттого, что имя

У нее такое:

Милое, кудрявое,

Любимое, родное.

Антон: Не зазнайка, не болтун,

Он с друзьями рядом,

Чувство юмора и ум

У него что надо!

Данил: Данилка - парень хоть куда,
Красавец писаный и знатный,
Он знает толк во всем всегда,
В любой беседе он приятный.

Рома: Рома наш - большой шутник,

Непоседа, озорник.

Всегда играет в мячик,

Рома - славный мальчик!

Слава: Мы желаем: пусть у Славы

Будет больше всех нас славы,

Славы доброй, настоящей,

Никогда не проходящей

Глеб: Глеб серьезный, очень важный,

И послушный, и отважный.

Встаньте ребята, давайте представим, что мы солнечные лучики, протянем наши лучики вперед и соединим их в центре круга. Попытаемся почувствовать себя теплым солнечным лучиком. Я надеюсь, что доброе имя, которое вы сегодня носите, поможет вам стать сильным, храбрым, красивым, умным, таким, каким вы хотите быть. И пусть почаще звучат ваши ласковые имена в вашей жизни.

Вывод : Так о чем мы сегодня говорили с вами? Что узнали?

(Что такое имя- это то, что отличает нас от других, это название, особенное слово).

- Посмотрите на доску, мы все разные, а имя у нас одно - 1 б класс.

Снежа, Снежечка, Снежинка, Снежаночка, Снежка, Снежок.

Уля, Улечка, Ульяша, Ульяночка, Ульяшка, Уленька, Уся, Улюшка.

Кириллушка, Кирюшка, Кириллик, Кирильчик. Кир, Киря, Кирюха,

Кирюша, Кирюня, Кируся, Киряша.

Антошка, Антончик, Антоша, Антошенька, Тоша, Тошик, Тоха.

Славка, Славушка, Славкин, Славочка, Славуня, Славик.

Ромочка, Ромушка, Ромчик, Ромашка, Ромуля, Ромик, Романчик, Романушка.

Даня, Данька, Данил, Данила. Данечка, Данюша, Данюшка, Даниша, Дануся, Данилка, Данилка, Данчик.

Глебонька, Глебчик, Глебушка, Глебик, Глебуня, Глебочек.

Татьяна (греч.) – назначенная, поставленная