Лоэнгрин краткое содержание. PR в германо-скандинавской мифологии

Легенда о рыцаре Лоэнгрине появилась в Германии примерно в XII-XIII веках. Никакое историческое событие с ней не связано, ее основа - чисто сказочная, фольклорная. Эта идейная легенда с драматическим интригующим сюжетом содержит в себе два важных морально-нравственных заключения: победа добра над злом всегда награждается, а за нарушение клятвы всегда следует наказание. Неслучайно увлекательный сюжет о Лоэнгрине послужил немецкому композитору Рихарду Вагнеру основой для его одноименной оперы, имевшей успех не только в Германии.

После смерти старого герцога Брабанта и Лимбурга наследницей всех его владений стала дочь, красавица Эльза. Он жила в замке Анвер на берегу реки Шельды. К ней еще при жизни отца сватались многие именитые рыцари, богатые бароны. Среди них был известный рыцарь Фридрих Тель-рамунд, участник многих боевых рыцарских турниров, в которых он всегда выходил победителем. Но Эльзе Тельрамунд не нравился. Он был высок ростом, широк в плечах, но жесток характером, любил хвастать и считал себя самым сильным человеком во всем герцогстве.

После тризны по усопшему герцогу в замке Анвер собрались рыцари и бароны. Они снова стали предлагать руку и сердце одинокой Эльзе. Каждый обещал защищать ее честь и достоинство и сделать счастливой.

Тогда-то вперед выступил Тельрамунд и объявил всем, что покойный герцог давно обещал отдать ему в жены свою дочь Эльзу. У них состоялся секретный договор. В том, что это истинная правда, Тельрамунд поклялся на своем боевом мече. Клятва на мече считалась священной. Но Эльза, присутствовавшая при этом, поднялась со своего места и сказала, что Тельрамунд лжет. Отец никогда не говорил ей о том, что согласен на ее брак с ним. Он хотел видеть свою дочь замужем за человеком, которого она сама выберет и полюбит.

Рыцари и бароны пришли в замешательство. Они хорошо знали Тельрамунда. Если он клялся на мече, значит говорил правду. Но и Эльза не стала бы лгать. Кто же из них прав? Они не могли решить этого и пригласили короля Генриха Птицелова, чтобы он рассудил их.

Встречу назначили на поляне под старым дубом, который называли деревом правосудия, под которым часто разбирались местные судебные тяжбы. Прибывший король постановил, что этот спор решит поединок: каждый из спорящих будет защищать свою честь - Тель-рамунд с оружием в руках, а за Эльзу выступит тот, кого она выберет. Кто победит в поединке, тот и будет прав.

Напрасно Эльза обращалась к рыцарям и баронам, которые еще недавно предлагали ей свою руку и сердце. Никто из них не желал сразиться с Тельрамундом, чтобы отстоять ее честь. Все его боялись, знали, что нет ему равных в рыцарских турнирах.

Эльза всю ночь провела в слезах, молилась, просила защиты у небесных сил, а утром вышла к берегу реки Шельды. И вдруг увидела лодку, которую вез белоснежный лебедь. В лодке стоял молодой рыцарь в доспехах, он улыбался и приветливо махал ей рукой. Лодка причалила, и рыцарь сошел на берег. Он сказал, что будет защитником Эльзы и примет участие в поединке.

Эльзе рыцарь очень понравился. Она взяла его за руку и повела на поляну, где уже собрались рыцари и бароны. Король дал команду начать поединок. Бой продолжался недолго. Молодой рыцарь легко отбивал все удары могучего Тельрамунда, но делал это специально, чтобы разозлить его. А когда тот разозлился и начал наступать, молодой рыцарь одним ударом меча свалил его на землю и приставил меч к горлу. Настал момент истины.

Тогда Тельрамунд признался перед всеми, что солгал, что он - клятвопреступник. Его с позором выгнали из герцогства. А король предложил Эльзе выйти замуж за молодого рыцаря. Эльза с радостью согласилась. Тогда король спросил его имя. Тот ответил, что он из знатного рода, его честь ничем не запятнана и звать его следует Рыцарем лебедя. Король благословил молодых на брак.

Рыцарь лебедя сказал Эльзе, что готов жениться при одном условии - она никогда не будет спрашивать его настоящее имя. Эльза поклялась. Они поселились в ее замке на берегу Шельды. Оба были счастливы.

Рыцарь не раз участвовал в боевых походах короля Генриха Птицелова, сражался в турнирах, в которых всегда выходил победителем.

Вскоре у Эльзы родился сын. Многие знатные женщины пришли ее поздравить. Среди них была и завистница Эльзы, Урсула, мужа которой на турнире победил Рыцарь лебедя. Урсула стала спрашивать Эльзу, как зовут ее мужа, он ведь отец родившегося мальчика, который должен унаследовать его имя.

Эльза мало задумывалась над тем, как зовут ее мужа. Она любила его, была с ним счастлива, но после рождения сына ей захотелось тоже узнать настоящее имя своего супруга. Она стала приставать к нему с расспросами. И каждый раз Рыцарь лебедя отвечал ей одно и то же:
- Я выходец из знатного рода, своему сыну я оставлю богатое наследство. Только не спрашивай о моем имени.
- Но почему? - не понимала Эльза.
- Если я скажу его тебе,- ответил он ей,- то наше счастье сразу закончится.
Этот ответ еще больше озадачил Эльзу. Она забыла о своей клятве и решила во что бы то ни стало узнать тайну мужа.

Как-то всю ночь она провела без сна, думая о том, что скрывает от нее муж, почему он не может признаться ей, своей верной жене. И наутро она сказала ему, что потеряла покой, не знает ни сна ни отдыха и только думает о том, какую он скрывает от нее тайну. Рыцарь лебедя глубоко вздохнул, он понял, что Эльза не успокоится, пока он не скажет ей свое имя.

Ты не сдержала своей клятвы, Эльза,- мрачно произнес он. - Я скажу тебе свое имя, но после этого мы расстанемся.
Эльза испугалась, бросилась к нему, стала просить прощения. Но он отстранил ее.
- Поздно, Эльза, я обещал тебе открыться, и я откроюсь, - сказал он.- Завтра утром на берегу Шельды я скажу тебе свое имя.

Рано утром они пришли на берег реки. Там уже покачивалась в волнах лодка, которую привез белый лебедь. На берегу ждали местные жители, прибыл со свитой баронов и рыцарей сам король Генрих Птицелов. Эльза едва держалась на ногах от горя, она была в слезах. Рыцарь лебедя вошел в лодку и сказал, обращаясь ко всем:

Меня зовут Лоэнгрин, я рыцарь святого Грааля. Мой отец - рыцарь Парсифаль. Мы всегда приходим на помощь невинно обиженным. Помогаем им и возвращаемся в свое братство. Но если рыцарь полюбит девушку, он может остаться с ней навсегда, но только при одном условии - она должна дать клятву, что не будет спрашивать его имя. Если она нарушит эту клятву, то он должен вернуться обратно и снова стать рыцарем святого Грааля.

Затем рыцарь приказал принести маленького сына. Поцеловал его и прижал к груди.

Любимая, наступил час разлуки,- сказал Лоэнгрин Эльзе.- Сейчас мы с тобой расстанемся навсегда. Назови сына Лоэнгрином. Ему оставляю я свой меч и щит. Они будут хранить его в битвах.
С этими словами лебедь взмахнул крыльями, потянул лодку с рыцарем, и она вскоре исчезла из виду. Эльза не выдержала потери любимого мужа. Она без чувств упала на берег и тотчас умерла.

Р. Вагнер «Лоэнгрин»

Опера в трёх действиях

Либретто Р. Вагнера

Опера «Лоэнгрин» - второе произведение композитора, к этому времени уже создавшего первый шедевр музыкальной драмы - оперу «Тангейзер». В 40-е годы Вагнер активно изучал средневековые легенды, французские предания и германские мифы. Летом 1845 года в Карлсбаде Вагнер делает первый набросок «Лоэнгрина». Внимание композитора привлёк образ рыцаря с лебедем. Существует множество вариантов предания, повествующего о том, что к людям откуда-то приходит красивый и добродетельный незнакомец. Он покоряет всех своим непреодолимым очарованием, но если люди пытаются выведать тайну его появления, он исчезает. Вагнер дает свою интерпретацию этого сказания: «Лоэнгрин искал женщину, которая верила бы в него, не спрашивала, кто он, а любила бы его таким, каков он есть без всяких условий... Он хотел бы путем братской любви и любви-страсти освободиться от одиночества, поэтому и стремился к женщине - к человеческому сердцу. Но освободиться от своей подлинной природы он не может, он обречён носить на себе печать чудесного. Он возбуждает к себе зависть, и даже в сердце любящей женщины рождаются сомнения и ревность. Лоэнгрин не добивается совершенного понимания, вынужден признаться в своей божественной сущности и возвратиться в свою одинокую обитель». Вагнер вносит в содержание народной легенды проблему личности, проблему творца.Два года уходит у Вагнера на разработку либретто, потом - целый год на партитуру. Постановки пришлось ждать ещё три года. Лишь по настоянию Ф. Листа «Лоэнгрин» в 1850 году был поставлен в Веймаре.

В создании драмы были использованы абсолютно все музыкальные и драматические средства. Удивительны сложность партитуры и фантастическое разнообразие оркестра. Певцам нельзя было блеснуть виртуозной арией - в музыке Вагнера всё сплетено воедино: и голос, и оркестр.

Сюжет:

Действие происходит в Антверпене, в замке на берегу реки Шельды, в первой половине X века.

На древней земле Брабанта германский король Генрих I Птицелов приветствует местную знать. Король собирается в поход против венгров и ему нужны рыцари Брабанта. В самом Брабанте - распри. Старый герцог недавно умер и оставил двух детей: Эльзу и маленького Готфрида. Опекуном стал граф Фридрих Тельрамунд, ему назначена в жёны Эльза. Но Тельрамунд выступает перед королем с обвинением: Эльза гуляла с братом и убила его. Поэтому он, Тельрамунд, взял в жёны Ортруду, дочь фризского герцога, и теперь требует власти над Брабантом.

Приводят Эльзу, потрясенную этим обвинением. На вопросы короля она отвечает, что согласна предстать перед судом Божьим согласно обычаю. Пусть рыцарский меч решит, виновна ли она. Во сне она видела рыцаря в сияющих латах и надеется на его защиту. Глашатай вызывает соперников на поединок. Два вызова остаются без ответа. Эльза падает на колени и молится. Но вот толпа приходит в волнение: по водам Шельды приближается влекомая лебедем лодка и в ней стоит закованный в серебряные латы лучезарный рыцарь. Он говорит, что пришел защитить невинную. Рыцарь просит Эльзу стать его женой, если он выйдет победителем, и с глубокой серьезностью предупреждает её, что она не должна спрашивать его, ни кто он, ни откуда он пришёл. Эльза клянется.

Поединок Лоэнгрина и Тельрамунда очень короток. Лоэнгрин побеждает противника и оставляет ему жизнь. Рыцари чествуют победителя. Ортруда и Тельрамунд строят коварные планы мести.

Королевский герольд извещает всех об изгнании Тельрамунда. Неизвестный рыцарь женится на Эльзе и получит брабантский трон. На сцену вступает блестящая свадебная процессия. Под звуки органа молодые входят в храм.

В брачном покое Лоэнгрин и Эльза. Она требует, чтобы Лоэнгрин открылся ей. Роковой вопрос прозвучал. В этот момент в спальню врывается Тельрамунд с рыцарями.

Лоэнгрин одним ударом поражает его насмерть.

Над Шельдой встает солнце. Король вновь на судейском троне под древним дубом. Приходят Эльза и Лоэнгрин, слуги вносят тело Тельрамунда. Лоэнгрин рассказывает, что убил его, защищаясь. Эльза нарушила клятву и теперь перед всеми Лоэнгрин сообщает, что он посланец Грааля и призван защищать всех невиновных. От Грааля (божественного царства) он получил чудесную силу, но она действует лишь тогда, когда никто не знает его имя и происхождение. Если он назовёт себя, то ему надлежит вернуться на родину. Его имя Лоэнгрин, он сын короля Парсифаля.

Приближается лодка влекомая лебедем. Тут появляется Ортруда и заявляет, что лебедь - это Готфрид, брат Эльзы, которого она, Ортруда, заколдовала. Лоэнгрин опускается на колени и молится. В знак того, что молитва услышана, с небес прилетает голубь. Лебедь превращается в Готфрида, Ортруда падает мёртвой, Эльза, сражённая горем, падает на землю.

Лодка с Лоэнгрином быстро скользит по водам реки, её влечет голубь, посланец неба.

October 13th, 2009

«Дух музыки для меня сродни духу любви»

Рихард Вагнер.

Одна из значительнейших романтических опер «Лоэнгин» (Lohengrin), впервые поставленная в 1850-ом году, написана Рихардом Вагнером в 1848-ом на основе средневековых немецких романов. Опера рассказывает об истории Лоэнгрина, рыцаря Святой Чаши Грааля, сына Парсифаля. Лоэнгрин послан в лодке, которую тянет лебедь, на спасение девы и королевства, оставшегося без наследника. Герой Лоэнгрина впервые упоминается в поэме «Парсифаль » Вольфрама фон Эшенбаха (1210), самом известном немецком эпосе средневековья, который в свою очередь являлся вариацией более ранней средневековой сказки «Рыцарь лебедя ».

Первая идея оперы пришла Вагнеру в 1842-ом в Париже. Летом 1845-го во время пребывания на курорте в Марианске-Лазне Вагнер сделал набросок оперы и принялся за разработку либретто. В мае 1846-го он взялся за работу над музыкой, в июле того же года был выработана схема оперы, окончательная партитура оперы была закончена 28 апреля 1848-го года. Премьера задержалась на два года из-за трудностей в поисках театра, где бы могли поставить оперу, а также из-за майской революции 1849-го, в участии которой Вагнер был обвинён и выслан из страны, и свою оперу на сцене он увидел лишь через одиннадцать лет после премьеры. Тем не менее, с премьеры этой оперы популярность Вагнера пошла на подъём. Первая премьера «Лоэнгрина» прошла в Веймаре , в Германии 28 августа 1850-го года в Немецком Национальном театре (Государственной капелле). Вагнер на премьере не присутствовал, постановку и дирижёрство взял на себя Ференц Лист (Franz Liszt), близкий друг и сторонник Вагнера. Лист выбрал дату премьеры в честь самого прославленного жителя города Иоганна Вольфганга фон Гёте, родившегося 28 августа 1749-го года. Первая российская премьера оперы прошла в Мариинском театре в Санкт-Петербурге 5 февраля 1873-го года как часть двойной программы наряду с премьерой трёх актов оперы Модеста Мусоргского «Борис Годунов».


Действующие лица

Генрих I-ый «Птицелов», Германский король — бас
Лоэнгрин — тенор
Эльза Брабантская — сопрано
Фридрих Тельрамунд, Брабантский граф — баритон
Ортруда, его жена — меццо-сопрано
Королевский глашатай — баритон
Четыре Брабантских дворянина — два тенора, два баса
Четыре пажа — два сопрано, два альта
Хор (Саксонские и Тюрингенские графы и дворяне. Брабантские графы и дворяне. Знатные дамы. Пажи. Воины. Женщины. Слуги.)
Герцог Готфрид, брат Эльзы — немая роль

Действие оперы происходит в Антверпене в 933-ем году.

Акт первый


Равнина на берегу Шельды, близ Антверпена. Король Генрих прибывает в герцогство Брабант, где он собрал немецкие племена, чтобы изгнать венгров из своих владений, а также, чтобы урегулировать спор между двумя своими подданными, Брабантским графом Фридрихом Тельрамундским и Эльзой Брабантской. Граф Фридрих Тельрамундский выступает в качестве регента и опекуна маленького герцога Готфрида Брабантского против сестры его Эльзы, которая также под его опекунством, как положил их покойный отец. Брат Эльзы пропал при загадочных обстоятельствах. Эльза ушла с ним гулять и вернулась одна, и теперь Фридрих, провоцируемый своей новоиспеченной женой Ортрудой, обвиняет Эльзу в убийстве брата и требует, чтобы она отдала ему герцогство.

В сопровождении своих слуг появляется Эльза. Она заявляет о своей невиновности. Король апеллирует к ордалии, желая, чтобы свершился суд Божий через испытание поединком. Фридрих с готовностью соглашается. Когда король спрашивает Эльзу о её защитнике, она описывает рыцаря, которого видела во сне, падает на колени и взывает молитвой к Богу, чтобы тот ниспослал ей помощь. Дважды глашатай с четырьмя трубачами, повернувшимися каждый в разные стороны света, тщетно взывали к неизвестному рыцарю, но когда Эльза, в горячей молитве позвала сама, случилось чудо.

Чёлн, запряжённый лебедем, появляется на реке, а в ней в сияющих доспехах стоит рыцарь. Он выходит на берег, отпускает лебедя и, с почтением поприветствовав короля, спрашивает Эльзу, желает ли она, чтобы он был её защитником. Эльза опустилась перед ним на колени и сказала ему, что вручает ему власть над собой. В качестве платы за свои услуги рыцарь просит только об одном — Эльза никогда не спросит его кто он и откуда прибыл. Эльза соглашается. Люди Фридриха просят своего господина сдаться, так как он не может бороться против волшебства, но Фридрих гордо отказывается, и площадку для битвы незамедлительно приготавливают. Все присутствующие, кроме Ортруды, поклоняющейся своим языческим богам, взывают к Богу, чтобы он рассудил и даровал победу правому. Происходит битва и Фридрих оказывается поверженным, но таинственный рыцарь дарует ему жизнь. Взяв Эльзу за руку, рыцарь провозглашает её невиновность и просит её руки. Радуясь и восхваляя победу, люди расходятся, Ортруда и Фридрих также уходят, стеная о своём поражении.

Акт второй

Тёмной ночью униженные Фридрих и Ортруда сидят на ступенях собора во внутреннем дворе Антверпенского замка. Истощённый и отверженный граф раздосадован своей судьбой. Ортруда озабочена отмщением, она надеялась восстановить посредством обвинения власть своего рода Фрисландов, её семьи, которая когда-то правила Брабантом. Фридрих винит свою жену за позор, которому он подвёргся, так как она единственная, кто утверждал, что был свидетелем убийства Эльзой своего брата, и она к тому же разбудила в нём амбиции захвата трона. Ортруда умело противостоит всем обвинениям. Она склоняет мужа к убеждению в том, что это только волшебство помогло победить рыцарю, но оно может быть развеяно или путём раскрытия имени незнакомца или, если Фридрих ранит его; потерянной капли крови будет достаточно, чтобы рыцарь обессилил.

Эльза счастлива, но когда она со своего балкона видит двух несчастных изгоев, в ней просыпается жалость. Фридрих скрывается. Эльза выслушивает Ортруду и спускается во двор. Пока она спускается, хорошо осведомлённая в делах магии Ортруда взывает к языческим богам Вотану и Фрейи для мщения и продумывает план мести. При встрече во дворе Ортруда бросается к ногам Эльзы и умоляет о прощении, Эльза великодушно прощает её и приглашает на свою свадьбу.

Постепенно светает. На башне два стража трубят утреннюю зорю; с отдалённой башни отвечают. Четыре трубача короля выходят и трубят призыв:

Глашатай короля объявляет перед народом об изгнании Фридриха и о том, что таинственный рыцарь получает в управление Брабантский край и вскорости поведёт армию против венгров. Так как рыцарь не хочет принять сан герцога он просит называть его Стражем края (Schützer von Brabant) (До второй мировой войны в либретто вместо «Стража» было «Лидер», Führer) .

День свадьбы. В свадебном платье Эльза появляется в сопровождении своей женской свиты, которые ведут её к собору. Перед входом в церковь Ортруда встаёт на пути Эльзы, заявляя, что это её право, Ортруды, зайти первой; её добропорядочный муж — жертва обмана на фальшивом суде, в то время как Эльза не знает имени своего мужа, есть ли у него честь и боится даже спросить его об этом.

Появляются король, рыцарь, Саксонские графы и дворяне. Рыцарь выговаривает Ортруде, успокаивает Эльзу, и тут появляется Фридрих, до этого прятавшийся у собора. Он взывает к королю, пытаясь объяснить, что суд Божий был бесчестен; с большим трудом удаётся ему убедить людей слушать его. Смотря на рыцаря, Фридрих требует, чтобы тот признался кто он и откуда, в противном случае это будет доказательством обмана. Рыцарь отказывается, только Эльза может попросить его раскрыть себя, но она верит ему. Даже несмотря на подстрекательства и уговоры Фридриха, предлагающего отсечь кусочек пальца у рыцаря, чтобы она узнала правду, Эльза остаётся непоколебимой.

Акт третий

Свадебный хор. Наверно, самая знаменитая часть оперы, известная как «Свадебный марш», до сих пор играется на свадьбах во многих западных странах:

Эльза и рыцарь остаются одни в комнате, признаются друг другу в любви, Эльза томится желанием узнать кто он. В смятении и в страхе, что вернётся лебедь и увезёт её мужа, она нарушает обещание и настойчиво просит рассказать его о себе. В этот момент к ним врываются Фридрих со свитой. Эльза даёт меч рыцарю, и тот одним ударом сражает на смерть Фридриха, после чего, поражённые ужасом соратники Фридриха бросают оружие и падают на колени. Глубоко потрясённый рыцарь приказывает дворянам унести труп на суд королю, а прибывшим женщинам одеть Эльзу и проводить её туда же, где он откроет свою тайну. Светает.

Король со своими людьми стоит на берегу реки Шельды в ожидания выдвижения в поход. Приносят труп Фридриха; таинственный рыцарь рассказывает королю об атаке на себя и сообщает, что не может повести воинов в бой. После этого он раскрывает кто он. Его зовут Лоэнгрин, он сын короля Парсифаля и хранитель Святого Грааля. Чаша тайной вечерни наделяет рыцарей, охраняющих её, неземной силой. Даже когда они отправляются в другие края бороться за правду и честь, сила эта с ними пока никто не знает, кто они.

Лоэнгрин открылся, и Грааль требует его вернуться. Несмотря на все уговоры воинов и Эльзы, Лоэнгрин направляется к берегу, где его уже ждет чёлн, запряженный лебедем. Появляется Ортруда и благодарит Эльзу за избавление от Лоэнгрина. Затем она сообщает, что лебедь на самом деле никто иной, как Готфрид, брат Эльзы, которого она заколдовала и который теперь должен покинуть этот край навсегда, оставшись лебедем на всю жизнь. Лоэнгрин слышит всё это и приклоняет колени в молитве. Тут в небе появляется белый голубь Грааля, лебедь скрывается в водах реки, а вместо него из воды появляется мальчик — Готфрид в сверкающем одеянии. Лоэнгрин быстро прыгает в ладью, которую увозит голубь, схватив цепочку. Брабантцы почтительно преклоняют перед Готфридом колени. Эльза смотрит, как Лоэнгрин, ведомый голубем, удаляется за горизонт. Она замертво падает в руки своего брата.

История оперы

По словам самого Вагнера, христианские мотивы легенды о Лоэнгрине ему были чужды. Композитор видел в ней воплощение извечных человеческих стремлений к счастью и искренней, беззаветной любви. Трагическое одиночество Лоэнгрина напоминало композитору его собственную судьбу — судьбу художника, несущего людям высокие идеалы правды и красоты, но встречающего непонимание, зависть и злобу.

Только после того, как непосредственное впечатление от чтения потускнело, образ Лоэнгрина стал раз за разом появляться, становясь всё более привлекательным, на переднем крае моей души. И мощь образа внешне усилилась, как только я ознакомился с мифом о Лоэнгрине в его более простой форме, в которой, несмотря на простоту, смысл был глубже — в виде народного сказания, и с тем, как этот миф проследовал из этого состояния, через преобразования, в сегодняшние традиционные знания о мифах. После того, как я увидел в нём благочестивое сказание о пронзительных человеческих чаяниях, сердцевина которого не ограничивалась христианской тягой к сверхъестественному, образ этот начал становиться всё более мне близким.

Рихард Вагнер


Что же на самом деле является самым характерным в человеческой природе, к чему возвращается стремление к недостижимому, как к единственно возможному источнику удовлетворения? Это потребность в любви, и отличительная особенность этой любви в её самом существенном проявлении — это стремление к абсолютной чувственной реальности, к наслаждению, получаемому от объекта, который можно постигнуть всеми чувствами, и который мог бы совершенно и навеки окружен всей силой действительного бытия.

Рихард Вагнер Ференцу Листу


Сразу по окончании написания «Лоэнгрина», чувствуя давление житейских обстоятельств, Вагнер решил вплотную заняться распространением своих опер в Германии. В то время, оперы его не пользовались особым успехом. Последняя опера «Тангейзер», хоть и набирала медленно популярность, но только в Дрездене, что никак не отразилось в других городах. Вагнер обратил внимание на Берлин, как на единственное место, которое бы могло повлиять на немецкие театры. В Берлине следовало начать с какой-нибудь более старой и известной оперы, но «Тангейзер» был отклонён берлинским театром как чересчур эпический, «Риенци», имевшая успех в Дрездене, в Берлине также провалилась, в основном из-за посредственности главного тенора. Проблемы с театрами и критиками затянулись. Вагнер, замешанный в неудавшейся Майской революции 1849 года, был вынужден оставить свой пост дирижера в Дрезденской Опере, покинуть Германию. В изгнании Вагнер прожил многие годы.

Дорогой друг, я только что просматривал партитуру «Лоэнгрина». Я очень редко читаю свои работы. Овладело вдруг мною огромное желание, чтобы эта опера была исполнена. Я адресую это желание Вашему сердцу:
Поставьте моего «Лоэнгрина»! Вы единственный, на кого я могу молиться; кроме Вас я никому не могу доверить эту постановку; Вам я отдаю её с радостью и уверенностью. Поставьте ее, где пожелаете, даже если только в Веймаре; я уверен, что Вы обеспечите все необходимые и возможные средства, и Вам ни в чём не откажут. Поставьте «Лоэнгрина» и пусть её существование будет Вашим делом!


Ференц Лист с готовностью согласился помочь другу. Общение и подготовка к постановке шла посредством переписки. Эскизы декораций Вагнер нарисовал сам и выслал их Листу. Также композитор, будучи уверенный в целостности своей оперы (что подтвердилось в дальнейшем): удачной и совершенной связи музыки со словами и с действием, просил Листа поставить её, так как она есть, ничего не добавляя и не урезая. Были только небольшие корректировки со стороны Вагнера. В письме Листу от 2-го июля из Швейцарского Туна Вагнер просил сократить на 56 тактов финальную арию Лоэнгрина, и сейчас она заканчивается словами «ich bin Lohengrin genannt» . Также Вагнер просил организовать продажу либретто и помочь ему посетить премьеру инкогнито.

Из письма Листа Вагнеру, середина июля 1850 г.:
«Лоэнгрин» будет поставлен на особых условиях, благоприятствующих успеху. Две тысячи талеров уйдёт на постановку, сумма доселе невиданная для Веймара. Журналисты также не забыты, статьи будут напечатаны в избранных газетах. Я беру на себя прослушивание пианистов, струнных, хора и оркестра. Премьера будет осуществлена в день юбилея Гёте , 28-го августа, а тремя днями ранее, 25-го, также будет открытые монумента Гердеру . Благодаря этим двум событиям в городе будет много народу, в том числе из высших слоёв общества. Всё это должно помочь успеху оперы.
После двух премьер подряд театр будет закрыт на следующий месяц, а новая постановка «Лоэнгрина» случится ближе к зиме. Что касается Вашего приезда на премьеру, с болью в сердце я вынужден Вас огорчить, Ваше возвращение в Германию абсолютно невозможно.

16-го августа письмом из Цюриха Вагнер дал ещё указания по нескольким корректировкам партитуры, в основном касательно темпов. Вечер 28-го августа Вагнер с женой Минной провёл в Люцерне в гостинице «Schwan ». Известия, приходившие после премьеры, не заключали в себе ничего ясного, ничего успокоительного; говорили, что в общем опера произвела на публику хорошее впечатление. Но только письмо Листа Вагнеру заслужило доверие последнего:

Ваш «Лоэнгрин» — это величайшая работа от начала до конца. Моё сердце плакало несколько раз. Опера в целом — неделимое чудо, я не могу сосчитать количество пассажей, комбинаций, эффектов… Дуэт Эльзы и Лоэнгрина в третьем акте, — по-моему, кульминация настоящего искусства во всей своей красе.
Наше первое впечатление было достаточно хорошим. Граф и несколько интеллигентных людей в Веймаре полны симпатии и восхищения Вашей работой, а что касается публики в целом, они вынуждены восхищаться и рукоплескать тому, что они не понимают.
Вы можете быть вполне уверены в судьбе шедевра в Веймаре, где без сомнения, немного удивлены способностью ставить такие вещи. До конца зимы «Лоэнгрин» обязательно станет «приманкой» театра.


Вторая постановка Вашего шедевра оправдала мои ожидания, и третья и четвёртая утвердят всех во мнении, которое я выражал, как только мы начали прослушивание «Лоэнгрина», а именно, что эта работа пожалует публику, делаясь достойной понимания и заслуживая удовольствие от большего уважения, чем оказываемого любым количеством аплодисментов публики.
«Долой всю эту театральную грязь!» — я воскликнул, когда мы ставили на прослушивании первые сцены оперы, — «Долой весь этот критический мусор и рутину среди артистов и публики!». Наконец-то, в конце концов, я с полной уверенностью могу заверить Вас, что Ваша работа будет с каждой постановкой лучше исполнена, услышана и понята. Что касается последнего, понимания, — это, по-моему, самое важное, так как дело не только в певцах и оркестре, которые служат только инструментами в революции драмы, но также, прежде всего, в публике, которая должна быть поднята до уровня, где она сможет через симпатию и здравое понимание ассоциировать себя с осмыслением более высокого порядка, чем тот, что положен располагающими к лени развлечениями, которыми она питает свое воображение и чувствительность каждодневно в наших театрах.
Это должно быть сделано, и если потребуется, то силою; как говориться в Евангелие, царство небесное подвергается насилию, и только те овладевают им, что используют насилие.

Я начал писать некоторые заметки касательно того, что мы слышали об операх «Тангейзер» и «Лоэнгрин»; но в процессе убедился в невозможности высказаться полностью. В этом плане я мог бы продолжать писать бесконечно. Если Вы найдете время прочитать это, я буду благодарен. Я бы только хотел прибавить несколько слов. С первого дня как я услышал Вашу музыку, я беспрестанно себе говорю, особенно в печальные минуты: «Если бы я мог хотя бы услышать немного Вагнера сегодня». Без сомнения есть много таких как я. В конечном счете, Вы можете быть довольны аудиторией, чьё чутьё перекрывает прорехи в знаниях журналистов. Почему Вы не дадите ещё концертов с новыми произведениями? Вы разожгли наш аппетит к новым впечатлениям; есть ли у Вас право утаить остальное от нас? — Ещё раз спасибо, уважаемый; в трудные минуты Вы помогли мне вспомнить себя самого и вообще великие вещи.

Чарльз Бодлер, французский поэт, Вагнеру

Как только им овладевала творческая сила, история превращалась в его руках в мягкую глину. Тогда он сразу становится к ней в другие отношения, чем всякий ученый. И именно потому, что она была ему еще покорнее и послушнее, чем всякая греза, он мог влагать в отдельное событие типичность целых эпох и достигать этим путем правдивости изображения, недоступной историку. Где были так переданы в образах плоть и дух рыцарского средневековья, как это сделано в «Лоэнгрине»?
«Лоэнгрин» содержит в себе торжественное предостережение от исследования и спрашивания. Вагнер защищает этим христианское понятие «ты должен и обязан Верить».
Пролог к «Лоэнгрину» дал первый, лишь слишком рискованный, слишком удавшийся пример того, как гипнотизируют также и музыкой.

Вчера было воскресенье. В награду за то, что он несколько дней подряд позволял мучить себя г-ну Брехту, мать взяла его в Городской театр послушать «Лоэнгрина». Мысль об этом вечере уже целую неделю наполняла радостью его сердце. Досадовал он лишь на то, что и в этот раз, как всегда, такому празднеству предшествовала уйма неприятностей, омрачавших счастье ожидания. Но в субботу наконец-то кончилась школьная неделя, и бормашина в последний раз злобно прожужжала у него во рту. Теперь со всем покончено, а уроки он, не долго думая, отложил на понедельник. Да и что вообще значил понедельник? Неужто он когда-нибудь наступит? И разве может поверить в понедельник тот, кому в воскресенье вечером предстоит слушать «Лоэнгрина»?

Время действия: 933 год.

Место действия: Антверпен.

Действующие лица:

Генрих Птицелов (Heinrich der Vogler), германский король (бас)
Лоэнгрин (Lohengrin), рыцарь Грааля (тенор)
Эльза Брабантская (Elsa von Brabant) (сопрано)
Фридрих фон Тельрамунд (Friedrich von Telramund), брабантский граф (баритон)
Ортруда (Ortrud), его жена, дочь фризского князя (меццо-сопрано или сопрано)
Королевский герольд (баритон)
Четыре брабантских дворянина (тенора и басы)
Четыре пажа (сопрано и альты)
Готфрид (Gottfried), брат Эльзы (без речей)
Хор: брабантские и саксонские дворяне, дружина, слуги.

ДЕЙСТВИЕ I
XII век, берег Шельды близ Антверпена. Правитель Германии Генрих Птицелов прибыл в Антверпен. Под вековым дубом Правосудия Генрих собирает рыцарей, чтобы сообщить им о возобновляющейся войне. Все готовы встать под его знамена.
Граф Фридрих Тельрамунд взывает к королевскому правосудию: умирая, герцог Брабантский поручил ему своих детей — Эльзу и маленького Готфрида, но однажды Готфрид исчез. Его сестра, Эльза, на которой Тельрамунд когда-то намеревался жениться, взяла его с собой в лес, мальчик оттуда не вернулся. Фридрих обвиняет Эльзу в братоубийстве. По приказу короля приводя Эльзу, но в ее вину трудно поверить - кажется, она живет в мире грез. Эльза рассказывает о явившемся ей во сне прекрасном рыцаре, который обещал защитить ее. Согласно традиции, поединок может решить дело, но кто вступится за Эльзу? На клич глашатаев никто не откликается. Когда надежда найти заступников уже почти пропала, на волнах Шельды показывается лебедь, влекущий ладью с прекрасным рыцарем. Лоэнгрин, приплывший в этой ладье, объявляет, что готов защищать Эльзу, по прежде она должна дать два обета: выйти за него замуж, если он окажется победителем, и никогда не спрашивать, кто он и откуда пришел. Эльза принимает оба условия.
Лоэнгрин побеждает Фридриха в поединке, но сохраняет ему жизнь.

ДЕЙСТВИЕ II
Фридрих Тельрамунд жив, но и он сам, и его жена Ортруда, свидетельствовавшая против Эльзы, оказываются в немилости. Ортруда уверена, что найдет способ отомстить.
Эльза и Лоэнгрин готовятся к свадьбе. Ортруде, притворившейся дружественно настроенной по отношению к Эльзе, удается заполучить для себя почетное место на торжестве.
В день свадьбы глашатай извещает, что возглавит войска, идущие в поход против венгров новый правитель Брабанта - Лоэнгрин.
Коварный план Ортруды начинает воплощаться во время свадебных торжеств. Она смеется над Эльзой, ведь та не знает ни имени, ни звания своего будущего мужа. Фридрих и вовсе обвиняет Лоэнгрина в колдовстве. Благородного рыцаря не пугают эти обвинения, но сомнение рождается в душе Эльзы - как же ей называть своего супруга?

ДЕЙСТВИЕ III
Торжества окончены, Эльза и ее супруг остаются вдвоем, но как же ей называть своего мужа? Лоэнгрин напоминает ей о данной ему клятве. Но Эльза все же задает запретный вопрос. В этот миг, за миг до ответа, в покои врывается Фридрих в сопровождении воинов. Лоэнгрин убивает его.
Утром тело убитого Фридриха приносят на берег Шельды, где собираются в поход дружины. Лоэнгрин предстает перед королем и рассказывает о себе и своем доме на горе Монсальват, где рыцари охраняют Святой Грааль и служат ему. Его отец - Парсифаль, король всех рыцарей Грааля, а сам он - Лоэнгрин. Но теперь, поскольку его тайна открылась, он должен вернуться. И как бы он ни сожалел, он должен покинуть не только свою супругу, но и короля Генриха: если у людей зарождаются сомнения в рыцаре Грааля, его сила исчезает и он не может оставаться на земле.
Вновь на волнах Шельды появляется ладья и лебедем. Лоэнгрин рассказывает Эльзе, что ее брат, Готфрид, жив и он вернулся бы к ней через год, если бы она не нарушила свой обет. Прощаясь с Эльзой, Лоэнгрин превращает лебедя в ее брата - ведь он стал птицей из-за колдовства Ортруды. Ладья уносит Лоэнгрина прочь. Эльза не в силах перенести разлуку с Лоэнгрином и даже радость от возвращения брата не может утешить ее. Эльза умирает на руках брата.

Лоэнгрин (опера)

Опера
Лоэнгрин
Lohengrin

Прибытие Лоэнгрина. Открытка
Композитор
Автор(ы)
либретто

Рихард Вагнер

Источник сюжета

средневековые легенды

Жанр

Музыкальная драма

Количество действий
Год создания
Первая постановка
Место первой постановки

Место и время действия : Антверпен , Брабант , начало X века.

Продолжительность около 4 ч.

История создания

Интерес к сюжету возник у Вагнера в г. в Париже . Рыцари Грааля упоминаются во многих источниках, с которыми был знаком композитор - в эпосе Вольфрама фон Эшенбаха «Парцифаль» (Лоэнгрин - сын Парцифаля), в «Немецких сказаниях» братьев Гримм , средневековом романе о рыцаре-лебеде и т. д. На основе разрозненных легенд Вагнер создал самостоятельное произведение, центральный конфликт которого основан на характерной для раннего Средневековья встрече христианского мировоззрения и сохранявшегося язычества. Либретто было написано в г., музыка создавалась в - гг (партитура завершена 28 апреля). Премьера была запланирована в Дрезденской опере, но из-за участия Вагнера в Майском восстании г. отменена.

Премьера «Лоэнгрина» состоялась 28 августа г. в Придворном театре в Веймаре под управлением Ференца Листа (Вагнер в это время скрывался в Швейцарии). В премьере участвовали Карл Бек (Лоэнгрин), Роза Агата фон Мильде (Эльза), Теодор фон Мильде (Фридрих). Сам автор впервые смог услышать свою оперу лишь 15 мая 1861 г. в Вене . Первая постановка «Лоэнгрина» в рамках Байройтского фестиваля состоялась в г.

Действующие лица

  • Генрих Птицелов (Heinrich der Vogler), германский король (бас)
  • Эльза Брабантская (Elsa von Brabant) (сопрано)
  • Фридрих фон Тельрамунд (Friedrich von Telramund), брабантский граф (баритон)
  • Ортруда (Ortrud), его жена, дочь фризского князя (меццо-сопрано или сопрано)
  • Королевский герольд (баритон)
  • Четыре брабантских дворянина (тенора и басы)
  • Четыре пажа (сопрано и альты)
  • Готфрид (Gottfried), брат Эльзы (без речей)
  • Хор: брабантские и саксонские дворяне, дружина, слуги.


Краткое содержание

Первый акт

Берег Шельды. Герольд возвещает прибытие короля Генриха, который собирает войска по всей Германии. Фридрих обращается к королю и рассказывает, что после смерти герцога Брабанта он взял на себя опеку над детьми герцога - Эльзой и Готфридом, вскоре исчезнувшим. Фридрих обвиняет Эльзу в убийстве брата и сам высказывает претензии на власть, тем более что его жена Ортруда происходит из рода, который некогда правил в этой области.

Появляется Эльза, от неё ждут оправдания, но она ведёт себя странно и всё грезит о рыцаре, который явился ей во сне. Назначается «Божий суд ». Эльза уверена, что посланный Богом рыцарь появится, чтобы защитить её. Герольд вопрошает, есть ли желающий выступить вместо Эльзы на суде. Когда надежды уже не остаётся, на реке появляется ладья, запряжённая лебедем, а в ней незнакомый рыцарь (Лоэнгрин). Он готов встать на сторону Эльзы и просит её руки, при условии, что она никогда не будет спрашивать, кто он и откуда. Происходит поединок, в котором Лоэнгрин побеждает Фридриха, но дарует ему жизнь. Всеобщее ликование.

Второй акт

Фридрих оплакивает потерю своей чести, обрёкшую его на изгнание, и упрекает Ортруду в том, что она заставила его ложно обвинить Эльзу, тогда как Эльза невиновна - это доказал Божий суд. Ортруда обвиняет его в трусости и говорит, что на стороне Лоэнгрина был не Бог, а колдовство, которое рассеется, если лишить его хоть малейшей части тела. Надо убедить Эльзу спросить героя о его происхождении, тогда он потеряет силу, а честь Фридриха будет восстановлена.

На балконе появляется Эльза, упоённая своим счастьем. Ортруда притворяется раскаявшейся и добивается сострадания Эльзы, которая вводит её в свою свиту. Ортруда пытается посеять в душе девушки сомнения по поводу её жениха.

Утро. Герольд объявляет об изгнании Фридриха и о свадьбе Эльзы и Лоэнгрина, который назавтра должен возглавить военный поход. Четверо дворян недовольны, что им придётся отправляться в поход, и появившемуся Фридриху удаётся склонить их на свою сторону.

К собору приближается процессия Эльзы. Внезапно Ортруда преграждает ей проход и требует превосходства на том основании, что она происходит из уважаемого рода, а Эльза даже не знает, кто её жених. После появления короля и Лоэнгрина Ортруда вынуждена отступить. Тогда появляется Тельрамунд, ему удаётся призвать возмущённых людей к вниманию. Фридрих обвиняет Лоэнгрина в колдовстве, но обвинение отклоняется. Процессия входит в собор. Несмотря на восстановление порядка, в душе Эльзы зарождается сомнение.

Третий акт

Пышно празднуется свадьба Эльзы и Лоэнгрина. Хор прославляет новобрачных. Когда гости уходят, Эльза высказывает Лоэнгрину свои сомнения. Уверения последнего в его высоком происхождении пугают её ещё больше - она боится, что однажды он её покинет и вернётся в свою страну. В конце концов Эльза напрямую задаёт ему роковой вопрос. В этот момент подкрадывается Фридрих со своими сообщниками и нападает на Лоэнгрина, но Лоэнгрин убивает его.

Утро. При большом стечении народа Лоэнгрин сообщает королю, что не сможет возглавить поход. Он вынужден рассказать о своём происхождении - он один из рыцарей Грааля. Поскольку Эльза нарушила своё обещание и проявила недоверие, он вынужден оставить её. Лоэнгрин говорит, что если бы он смог остаться хоть на год, к Эльзе бы возвратился её брат. Приближается лебедь с ладьёй. Ортруда, уверенная в своей победе, сообщает, что этот лебедь и есть заколдованный ею Готфрид. После молитвы Лоэнгрина лебедь получает человеческое обличье до истечения срока. Рыцарь Грааля удаляется. Эльза умирает от горя.

В честь Эльзы назван астероид (182) Эльза , открытый в 1878 году

Избранные записи

(солисты даются в следующем порядке: Лоэнгрин, Эльза, Ортруда, Тельрамунд)

  • 1942 - Дир. Роберт Хегер ; солисты: Франц Фёлькер, Мария Мюллер, Маргарет Клозе, Яро Прохазка; оркестр Берлинской государственной оперы .
  • 1943 - Дир. Эрих Ляйнсдорф ; солисты: Лауриц Мельхиор , Астрид Варнай , Керстин Торборг, Юлиус Хюн; оркестр Метрополитен-опера.
  • 1949 - Дир. Самуил Самосуд ; солисты: Иван Козловский , Елизавета Шумская , Евгения Смоленская, Илья Богданов; хор и оркестр Большого театра СССР.
  • 1952 - Дир. Ойген Йохум ; солисты: Лоренц Феенбергер, Аннелиз Куппер, Хелена Браун, Фердинанд Франц; симфонический оркестр Баварского радио .
  • 1954 - Дир. Ойген Йохум; солисты: Вольфганг Виндгассен , Биргит Нильсон , Астрид Варнай, Герман Уде; оркестр Байройтского фестиваля.
  • 1962 - Дир. Вольфганг Заваллиш ; солисты: Джесс Томас, Анья Силья, Астрид Варнай, Рамон Винай; оркестр Байройтского фестиваля.
  • 1962-63 - Дир. Рудольф Кемпе ; солисты: Джесс Томас, Элизабет Грюммер , Криста Людвиг , Дитрих Фишер-Дискау ; Венский филармонический оркестр .
  • 1966 - Дир. Сильвио Варвизо; солисты: Николай Гедда , Осе Нордмо-Лёвберг, Барбру Эриксон, Рольф Юпитер; хор и оркестр Королевской оперы Стокгольма.
  • 1975-81 - Дир. Герберт фон Караян ; солисты: Рене Колло , Анна Томова-Синтов, Дуня Вейцович, Зигмунд Нимсгерн; Берлинский филармонический оркестр .
  • 1991-92 - Дир. Клаудио Аббадо ; солисты: Зигфрид Йерузалем, Черил Стьюдер, Вальтрауд Майер , Хартмут Велькер; Венский филармонический оркестр.

В астрономии

В честь героини оперы Рихарда Вагнера Ортруды назван астероид 551 Ortrud (англ.) русск. , открытый в 1904 году.

Ссылки

  • Датский режиссер Каспер Хольтен представил на русской сцене новую постановку Вагнера