Никас Сафронов. Талант или раскрученный бренд? Картины

Никас Степанович Сафронов Родился 8 апреля 1956 г. в г.Ульяновске.
Никаса Сафронова можно занести в книгу рекордов Гиннесcа по количеству портретов великих людей. Иметь в своей коллекции его полотно – показатель престижа. Никас работает в доме с видом на Кремль и иногда выезжает в Великобританию – в собственный замок неподалеку от Глазго.

Никас о...

Вопрос: «Черный квадрат» Малевича стоит миллион долларов или Потанин за него переплатил?

Нет, он стоит один доллар, еще десять - рама. Это просто раскрученная вещь. Если вы взяли свой костюм, доказали, что он уникален и продали за миллион, то завтра есть все шансы продать его за два. Обязательно найдется человек, который захочет купить. Есть ажиотаж вокруг чего-то. Конечно, «Квадрат» не стоит ничего. Допустим, мы забыли, не знаем, кто такие Малевич, Дали, Леонардо да Винчи. Конечно, в этом случае выбор никогда не упадет на «Черный квадрат». Его даже не заметят.

Считаю, что нужно хорошо владеть техникой письма. Шагал, кстати, в школе не получал больше «двойки». «Двойка» для него была как «пятерка» для нас. Потом в Париже что-то там занес в облака. И стало это уникальным явлением. Как шоу, раскрутили - и все! Часто к искусству это имеет мало отношения. Или вот у одного скульптора в Лондоне взяли просто куб. По кирпичикам разобрали. В музее снова сложили куб и заплатили полтора миллиона долларов за идею. Вот как это делается!



















Ну и наконец, ПЛАГИАТ:

Уильям Бугро Пойманная 1891 год

Никас Сафронов Ангел 1993 год

Никас о себе....

Вопрос: Не секрет, что ваше творчество нравится не всем. Кое-кто вас считает удачливым коммерсантом, но плохим художником.

Знаете, человек, который говорит такое либо дилетант, либо глуп и неграмотен. Потому что грамотный человек в принципе не может иметь такой подход. Ну нельзя о человеке, который является успешным в профессии, который вошёл в сотню самых известных профессионалов России по версии «Коммерсанта» и журнала «Эксперт» и в двадцатку самых известных художников мира по версии английской энциклопедии говорить что он плох. В конце концов, я написал портреты 26 президентов. Неужели все они были глупыми и необразованными? В любом случае, каждого из них окружает большая команда профессионалов, в том числе и в области искусства. Если бы я писал плохо, разве бы я получал серьёзные заказы?

Вопрос: Раз сплетничают, значит, помнят...

Нет, я сейчас придерживаюсь другого мнения. Это, когда ты на начальном пути своего творчества, тебе не так важно, что о тебе говорят. А когда ты уже состоявшийся мэтр, профессор, академик и у тебя тысячи поклонников, которые воспринимают тебя как личность, это уже более, чем неприятно. Был бы я скандальный художник – другое дело. А я курирую и поддерживаю финансово две школы, которые носят мое имя. Дружу, и помогаю, как могу Всероссийскому обществу слепых. Церкви строю. Я не хочу, чтобы обо мне выходила такая дурная информация.

Знаете, у нас в СМИ вообще много проходит откровенной лжи. Некоторые люди, как будто нарочно внедряют ненависть к своей стране, к семейным ценностям, к друг другу. Вот это нужно пресекать! Я летом был в Ростове – на - Дону, и мне там показали пираний. Кто-то их в реку кинул, и они там прижились. По идее должны были замёрзнуть зимой, но оказалось: там много тёплых канализационных стоков, и пираньи в холодное время года находятся около них, а летом размножаться и пожирают всё. А наша рыба не приспособлена для защиты от этих тварей. Вот такие же пираньи сейчас появляются и в искусстве, и в политике. Так что, как говорится, люди, будьте бдительны.

Никас Сафронов.

Место: Россия, г. Ульяновск

В родном городе Никас закончил 8 классов средней школы, а з атем продолжил образование в мореходное училище г. Одесса. Несмотря на то, что море всегда привлекало Никаса, он вскоре понял, что это не его стезя. Проучившись в мореходке год, переехал в Ростов-на-Дону и поступил в художественном училище имени Грекова, где с 1973 по 1975 год обучался по классу живописи. Учебу молодой художник совмещал с работой в Ростовском Театре Юного Зрителя художником-бутафором. Никасу не удалось окончить художественое училище. Он был призван в армию. Службу проходил в ракетных войсках в Эстонии, в городе Валга, даже на боевом дежурстве продолжал рисовать, за что имел нарекания, и, когда это обнаруживалось офицерами, картины сжигались на костре.

После армейской службы переехал в Литву, где Никасу посчастливилось поработать в театре Д.Баниониса художником. В Вильнюсе Никас Сафронов поступил в художественный институт (ныне Академия художеств), получал образование с 1978-1982 годы учился по классу дизайна.

Первая персональная выставка Никаса Сафронова прошла в 1978 году в Паневежисе. В том же году совсем неожиданно для студента первого курса Вильнюсского художественного института одна из его картин вошла в число двух отобранных на Международную художественную выставку в Париж, в Центр Помпиду. В 1980 году прошла персональная выставка художника в Вильнюсе.

В 1983 году Никас Сафронов переехал в Москву, пытался пробиться на выставки, но выставляться ему запрещали. В 1985 году Никас Сафронов принял участие в Международной художественной эротической выставке в столице Японии, в 1986 году - в Международной художественной эротической выставке в Милане (Италия), потом 1987 г. Франция и Канада - 1988 г. За рубежом он познакомился с итальянским коллекционером Черази. Благодаря перестройке в России работы художника стали появляться и на российских выставках. В конце восмидесятых стал много работать за рубежом. В 1990 году наряду с произведениями девяти других ведущих художников разных стран картины Н.Сафронова вошли в книгу "Эротические фантазии", изданную во Франции.

С 1992 г. являлся арт-директором журналов "Дипломат" и "МОНОЛИТ дайджест". В 1995 году с большим успехом прошла его выставка в Стамбуле, а в 1996 году - персональные выставки в Академии художеств (Москва), в музее М.Шагала в Витебске (Белоруссия) и в Бергамо (Италия). В дни празднования юбилея президента Азербайджана Г.Алиева в мае 1998 года выставка работ Н.Сафронова прошла в Баку в национальном музее. Затем последовала новая череда выставок: в июне того же года - в в государственном музее в Одессе, в июле - в Саратове в государственном музее им.Радищева, в августе - в Центральном доме художника в Москве. В сентябре 1998 года он принимает участие в международной выставке "Мода - моя профессия", в октябре - Международной выставке "Евро-98" в Барселоне. В 1999 году Никас Сафронов участвует в Международной выставке в Цюрихе (Швейцария), а в марте-апреле 1999 года его выставки прошли в Нью-Йорке и в Академии искусств в Москве. В 1999 году прошла большая персональная выставка в Екатеринбурге, осенью 1999 года - в Москве в клубе "Монолит", в конце того же года - в мэрии Москвы, в начале 2000 года - в Кадетском корпусе в Москве, в марте 2000 года - в Государственном Кремлевском дворце и в Доме дружбы, в июне 2000 года - в Государственной думе РФ, выставка в городе Выборге в рамках кинофестиваля "Окно в Европу"; выставка в городе Геленджике в рамках фестиваля "Созвездие искусств", проводимого Московским Детектив-клубом; в сентябре 2000 года - выставка в городе Сочи в рамках фестиваля "Киношок", в 2001 г. - г.Рига Русский музей, 2002 г - в г.Москве в Российском Фонде культуры проходит выставка "Портреты современников", 2003 г - г.Лондон, Посольство РФ в Великобритании, 2004 г - г.Антверпен (Бельгия) Выставочный центр в гостинице "Хилтон", и в Государственном художественном музее г.Краснодар., в июле 2005 - г.Санкт-Петербург, персональная выставка в галерее "Русский портрет", в июле 2006 г. персональная выставка в рамках международного фестиваля искусств "Славянский базар" в г.Витебске.

По предложению правительства Москвы проводится акция по размещению репродукций картин Н.Сафронова на рекламных щитах с целью украшения города.

Диапазон творчества Н.Сафронова невероятно широк: и иконопись, и кубизм, и символизм, и психологические портреты. Картины, построенные на метафоре, символах, тонких ассоциациях, перекличке исторических эпох, уводят зрителя в "космическое пространство" чувств и душевных переживаний. В наиболее интересных и значительных работах Никаса всегда присутствует и некое внутреннее движение, потому что картины отражают конфликт или доверительное общение тела, разума и души художника. Картины оказываются не только динамичными, но и многомерными, потому бросающаяся в глаза "кинематографичность" образного строя даже может дать некоторое представление о сферичном и полископическом видении его души.

В ранних картинах Никаса много обнаженной натуры. Он стал первым русским художником, начавшим открыто исследовать грань между искусством и порнографией. Изучая много старых мастеров Италии, Голландии и России и используя изученную технику в своих сегодняшних работах, художник как бы иллюстрирует сегодняшний день, то, что происходило с русской культурой на протяжении последних 70 лет, и между тем как бы предвосхищает покаяние и очищение, в его работах безудержная страсть соседствует со смирением, печаль - с непостижимой радостью здешнего и потустороннего бытия.

Никита Михалков сказал о нем: "Когда зритель, насытившись необычными образами картин Никаса Сафронова, и изощренными формами и буйными красками, останавливается у таких полотен, как, например, "Ностальгия" или "Прощай, Россия", для него становится очевидным: помимо таланта и мастерства художник обладает нежной душой, переполняемой самыми разноречивыми чувствами". "...Он обладает огромной фантазией и неземной творческой энергией. Мне думается, что его душа поражена бытием ХХ века, соединив поиск Бога и кощунство, веру и безволие, романтизм и жесткий взгляд на моду..." - так расценивает творчество Никаса Сафронова Илья Глазунов. С одной стороны, его полотна напоминают о традициях Иеронима Босха, Питера Брейгеля, Сальвадора Дали. С другой - представляют совершенно особый и несколько извращенный аспект современного русского духа: поглощенность собственным безразличием к политике, мания сексуальной революции, несколько запоздавшей в России, утрата каких бы то ни было иллюзий относительно любых форм власти.

Ныне Никас Сафронов - один из самых выдающихся российских художников-профессионалов. Его талантливость не оспаривается ни в среде специалистов, ни любителями живописи. С его произведениями большинство знакомо в основном по журнальным репродукциям, потому что основная чсть картин художника находятся в частных собраниях в России и за рубежом, а также украшают музеи Западной Европы и Америки. Западными коллекционерами куплено более 700 его картин. Среди нынешних их владельцев - Софи Лорен, Пьер Карден, Жерар Депардье, Дайана Росс, Монтсеррат Кабалье, Михаил Горбачев, Никита Михалков и другие выдающиеся люди нашего времени. Все они говорят об их необычности и чудодейственности.

На одном из светских приемов в Италии Никас Сафронов повстречал Софи Лорен, которая позировала ему для нескольких картин. В ее коллекции - одной из богатейших в мире - пять работ художника. Он писал портреты многих всемирно знаменитых личностей: В.В.Путина, М.Горбачева, С.Демирель, Г.Алиева и Э. Алиева, Ю.Лужкова, Н.Михалкова, М.Магомаева, Т.Синявской, П.Бюль-Бюль оглы, А.Пугачевой, М.Ростроповича, Софи Лорен, Хулио Иглесиаса, Дайаны Росс, Монтсеррат Кабалье, Джека Николсона, Стинга, Элтона Джона, Мика Джаггера, Стивена Сигала, Ричарда Гира, Пьера Ришара, Жана-Поля Бельмондо, Анни Жирардо, Майка Тайсона, Клинта Иствуда, Дэвида Боуи, Роберта де Ниро, Криса де Бурга, Элизабет Тейлор, Стивена Спилберга, Тины Тернер, Мадонны и многих других.

Никас Сафронов - Почетный гражданин России. В октябре 1996 года именем Никаса Сафронова названа открытая учеными из США звезда в созвездии Андромеды. Оргкомитет премии журналистов "Светские итоги года" объявил художника лауреатом премии в номинации "Самый светский художник" 1998 года. В 2000 году как лучший художник он был удостоен диплома лауреата Российского фестиваля искусств "Южные ночи-2000" в Геленджике.

Никас Сафронов является профессором Ульяновского университета (филиала МГУ), где ведет мастер-класс и читает лекции. Он также - академик Российской академии художеств. Творчеству Никаса Сафронова посвящены тысячи сюжетов и документальных фильмов, показанных по телевидению. За последние годы выпущено семь альбомов художника. В 2000 году в Германии вышли в свет два альбома: один - сюрреалистических работ (признан лучшим художественным альбомом в Германии), в другой вошли портреты выдающихся деятелей современности. В 2001 г.тамже в Германии вышел в свет Альбом избранных произведений художника .

Художник разведен, особая гордость Н.Сафронова - его сын Стефано, который живет со своей матерью в Великобритании и занимается живописью. Любимые писатели - Мопассан, Флобер, Шекспир, Леонид Андреев, ранний Лев Толстой, Пушкин,(рассказы, повести), Гоголь, Даниил Хармс, Михаил Зощенко, Ильф и Петров, Ф.Достоевский, И.Гончаров, О.Генри, Оскар Уальд. В свободное время любит читать сказки народов мира, поэзию Тютчева и Жуковского. В кино отдает предпочтение фильмам с мистическими сюжетами, детективам, французским и итальянским комедиям, а также фильмам режиссера Н.Михалкова, М.Скорцезе, Микеланджело Антониони, сюрреалистическим фильмам Бонуэля и Питера Грюнвея. Любимые художники - Микеланджело, Гварди, Коро, Гюстав Доре, Ван Эйк, все Брейгели, Дюрер, Эль Греко Х.Миро и, самый любимый - английский художник Уильям Тернер.

Скандал, разгоревшийся вокруг полотен знаменитого живописца, превратился в детективную историю. Сначала покупатели картин Никаса Сафронова вместо произведений искусства обнаружили компьютерную подделку. Художник в появлении фальшивок обвинил своего продюсера Александра Гайсина. Теперь обидевшийся Гайсин заявил, что производство поддельных полотен осуществлялось с разрешения самого Сафронова. Первым тревогу забил проживающий в Ульяновске бывший министр внутренних дел России Андрей Дунаев, заплативший за написанный Никасом портрет Путина две тысячи долларов. Он приобрел его через Александра Гайсина. Спустя некоторое время Дунаев выяснил, что "произведение" попросту выведено на полотно с принтера, а поверху раскрашено красками. Бывший министр, обнаружив халтуру, очень обиделся. Вскоре оказалось, что подобных полотен по всей России больше, чем настоящих произведений самого Сафронова. Они продаются и в киосках Совета федерации, висят в Госдуме и у известных политиков. После того как слух о фальшивках распространился по всей Москве, Никас Сафронов обратился в Лефортовское РОВД столицы, обвинив своего земляка и ульяновского продюсера Александра Гайсина в причастности к появлению фальшивок. "Сначала я обнаружил пропажу своих эскизов и слайдов, - сказал художник, - потом оказалось, что именно с них в Ульяновске штамповались фальшивки". По мнению Сафронова, под руководством Гайсина действовала целая гвардия художников, подделывающих его картины. А вчера Александр Гайсин заявил "Известиям", что подделки штамповались не только с ведома, но и с разрешения самого художника. Даже портрет ульяновского губернатора Шаманова, торжественно врученный генералу, не что иное, как раскрашенный компьютерный рисунок, уверяет продюсер. На производство фальшивок у него имелись документы и договора за подписью Сафронова, а сам он также был намерен обратиться в милицию. Однако накануне обращения художника в милицию московская квартира Гайсина была ограблена, были похищены все слайды, договора и даже документы, удостоверяющие личность продюсера. По мнению Гайсина, все это произошло неспроста. "Слава Богу, у меня жена - юрист, - говорит Александр, - именно она посоветовала мне делать копию на каждый документ, так что обвинить меня в мошенничестве не удастся". Сторонники Никаса считают, что Александр Гайсин прикрывается липовым договором. Контракт с Никасом на распространение его копий у него действительно есть. Однако там не сказано, что копии надо выдавать за подлинники. А ведь Гайсин продавал все картины как истинные творения Сафронова. - Не верьте ни одному слову этого мошенника, - заявил Никас Сафронов "Известиям", - а документы он подделал. И подписи мои - тоже! Чужие работы за свои я не выдавал! А если где фальшивки и были, то без моего ведома. Противники известного художника придерживаются другого мнения. Фальшивка есть фальшивка. Ведь Гайсин продавал также компьютерные картинки, раскрашенные самим же Сафроновым. Получается, что рисовал их художник вроде бы сам. Но можно ли отнести эту работу к произведению искусства? Можно ли назвать такую картину подделкой? Именно эти вопросы теперь предстоит разрешить следствию. Ну а большинство ульяновцев полагают, что оба героя нашумевшего скандала - и Гайсин, и Сафронов - если и проворачивали какие-то аферы, то вместе.

Начну, пожалуй, с главного: Сафронов не только не «самый-самый в России». Он вообще не художник. Он - мыльный пузырь, не более. «Самым» его сделало телевидение и, как ни странно, зритель с его неистребимым желанием смотреть с утра до вечера всевозможные шоу. Настоящему художнику - не до них; почитайте биографии мастеров: у них практически не было личной жизни... Этюды, пленэры, поиск натуры, круглосуточная работа в мастерской, - в ней они практически жили. Парадные портреты (на заказ) царских особ - вовсе не из стремления стать «придворными»: это, подчас, было продиктовано единственной возможностью получить приличный гонорар за свою работу. ХУДОЖНИКАМ ВСЕХ ЭПОХ ВСЕГДА ЧУЖДА БЫЛА ВКУСОВЩИНА И ПРИСПОСОБЛЕНЧЕСТВО (Исключение - Налбандян , зарывший свой талант в «сталиниану»). Сколько из них умерло в нищете... Винсент Ван Гог, Рембрандт Ван Рейн ... Первого «тащил в знаменитые» младший брат Тео, давая гению деньги на жизнь, покупая ему холсты и краски, оплачивая лечение в психиатрических клиниках, куда художник попадал в результате депрессий, вызванных общественным неприятием его творчества... К второму на излёте жизни пришли ростовщики и описали всё его убогое имущество: голландскому живописцу и мировому гению нечем было оплачивать по счетам. Арестовали и самое ценное, что оставалось у художника незадолго до кончины. «...Картина «ДАНАЯ», размер 185 Х 202»,- написали они в своей описи, перед тем как погрузить шедевр в подогнанную для этой цели повозку, вместе с кухонной утварью и загрунтованными холстами...

Никасу Сафронову некогда заниматься творчеством: с одного шоу он спешит на другое, затем - на третье. На них он рассказывает много чего интересного из своей личной жизни: в какую копеечку ему обходится ремонт в купленной намедни квартире; как его обокрал малолетний гастарбайтер, умыкнув сотовый из машины, в которой Никас подвозил бессовестного воришку; рассказывает о сотнях романов (последних, полагаю, на порядок больше, поскольку одну из сонма бывших возлюбленных, кинувшуюся Никасу на грудь прямо в студии, Никас даже не признал); рассказывает о расценках - от ста тысяч рублей за кило... ой, простите - за живописную единицу...

Самое главное моё разочарование в творчестве Никаса Сафронова - это отсутствие творчества в творчестве. Я не увидел ЖИВОписи в живописи: на немногочисленных холстах, изображающих природу - какие-то мёртвые, вымученные пейзажи, с отсутствием воздушной перспективы. Неверны и линейные перспективы (точка схода в них либо отсутствует, либо находится невесть где); о технике лессировки Никас - рупь за сто! - даже не слышал; абрис предметов излишне резок; каждая деталь в перегруженной композиции кричит: «Я самая красивая!»; вода у художника - пластилиновая, то есть Никас абсолютно не умеет писать воду; облака напоминают вату, поскольку написаны лишь цинковыми белилами... «Нет, это не Рокуэл Кент», - подумал я, разглядывая сафроновские «облака» (у американского художника специалисты насчитываю до двухсот оттенков белого...). Метафорический язык Никаса излишне вычурен и претенциозен, подтекст сюжетов - если такой имеется - боюсь, понятен лишь автору: в них, увы, откровенно читается его стремление к подражательству. Лавры Дали не дают Никасу покоя - это видно невооружённым глазом. И Никас решил: «А Я ЧЕМ ХУЖЕ?!», дав с в о ё прочтение вечного. Только сделал это даже не в разы, а на многие порядки хуже одержимого испанца...

Галерея портретов Сафронова. Несколько слов о ней. Всё та же страсть к деталировке. Портрет Ди Каприо : количество волосков в бровях американской звезды, облачённой Никасом в костюм дворянина 17 века, при желании можно сосчитать; портрет Роберта Де Ниро запомнится зрителю тщательно выписанной бородавкой; Клуни - образом пуделя в дурацком парике; Пьер Ришар - улыбкой гуттаперчевой куклы с сетью застывших мимических морщин; Николь Кидман - глянцевым профилем, создающим ощущение позирования для журнала «Плэй-бой», но никак не для психологического портрета...

Есть такая штука, называется она ЭПИДИОСКОП; это такое довольно нехитрое устройство из зеркал и линз: в него кладёшь фотографию, а проекция с фото ложится на стену или холст; можно обвести контур и после чего раскрасить «портретируемого»... Вот, когда смотришь на портреты Никаса Сафронова, то создаётся ощущение, что «ваял» «мастер» именно таким способом.

Этому ощущению помогает утвердиться ещё и то обстоятельство, что каждому, кто пришёл на выставку Сафронова, волей-неволей приходиться идти через залы первого этажа, где экспонируются работы гениев прошлых эпох: Айвазовского, Репина, Крамского, Шишкина, Поленова, Левитана... Портретом графини Бобринской, написанным Генрихом Манизером в 1878 году, можно любоваться часами...

Никас, к моему большому сожалению, не Манизер. Он, увы, лишь серенький пазл в такой же серенькой картинке из нашей блёклой действительности, а искусство настолько универсальное слово, что им можно называть что угодно, даже раскрашенный картон с подписью Никаса Сафронова.

P.S. Поговорил с искусствоведом, поплакал ей в жилетку о своих страданиях обманутого эстета, чем ничуть не удивил её. «Вы знаете, - сказала она, - у нас все мои коллеги в шоке от этой выставки! А сколько художников её посетило! У всех одно мнение: это кич с претензией на искусство...» Полистал книгу отзывов. Один из них гласит: «Никас! Зайди на первый этаж: поучись живописи!»

P.P.S. Заехал на обратном пути в книжный магазин. А там кроме книг ещё и картины продают. Залюбовался небольшим пейзажем, написанным маслом. Классный, говорю, пейзаж. Это не Никас Сафронов, это много лучше. Продавщица смотрит на меня и отвечает: «Вы уже пятнадцатый человек сегодня, который разве что не плюётся, говоря о Сафронове...».

Владимир РУДЕНКО