Внешнее выражение эмоций и чувств. Психология эмоций и виды чувств Внешнее выражение эмоций и чувств в психологии

Министерство образования и науки Российской Федерации

Воронежский Государственный торгово-экономический университет

Факультет "Финансы и кредит"

Реферат по Психологии

Чувства и эмоции

Воронеж 2006


Введение. 3

1 Понятие об эмоциях и чувствах. 4

2 Физиологические механизмы эмоций и чувств. 7

3 Выражение эмоций и чувств. 8

4 Функции чувств и эмоций. 10

5 Формы переживания эмоций и чувств. 14

6 Основные классификации эмоций. 17

Выводы.. 20

Природа эмоций и чувств органически связана с потребностями. Потребность как нужда в чем-то всегда сопровождается положительными или негативными переживаниями в разнообразных их вариациях. Характер переживаний обусловливается отношением человека к потребностям и обстоятельствам, которые способствуют или не способствуют их удовлетворению.

Потребности человека и животных отличаются по своему содержанию, интенсивности и способам удовлетворения. Это обусловливает отличие эмоций у людей и животных, даже таких, которые свойственны как людям, так и животным - гнев, страх, радость, грусть и т.п. Человеческие эмоции коренным образом изменились в процессе исторического развития, они очеловечились, приобрели своеобразные особенности.

У человека как общественного существа возникли высшие, духовные потребности, а с ними и высшие чувства - моральные, эстетические, познавательные, не свойственные животным. Эмоции животных остались на уровне инстинктивных форм жизнедеятельности. Чувство стыда, указывал Ч. Дарвин, свойственно только человеку.

Эмоции и чувства человека связаны с его деятельностью: деятельность вызывает разнообразные переживания отношения к ней и ее результатам, а эмоции и чувства, в свою очередь, стимулируют человека к деятельности, воодушевляют его, становятся внутренней движущей силой, его мотивами.

Чувства обогащают жизнь человека. Идеи без чувств - холодны, «светят, но не греют», лишены жизненности и энергии, не способны перейти в дело. Убежденность без чувств невозможна.

2 Физиологические механизмы эмоций и чувств

«…Проверил я алгеброй гармонию»

А.С. Пушкин

Эмоции и чувства представляют собой сложную реакцию организма, в которой участвуют почти все отделы нервной системы. Природа эмоций и чувств, как и всех других психических процессов, является рефлекторной. Физиологическим механизмом эмоций как таковых является деятельность подкорковых нервных центров - гипоталамуса, лимбической системы, ретикулярной формации. Но кора больших полушарий головного мозга играет ведущую роль в проявлениях эмоции и чувств, осуществляя функцию регуляции подкорковых процессов, направляя их деятельность в соответствии с осознанием человеком своих переживаний.

Между корой и подкорковыми центрами нервной системы постоянно происходит взаимодействие. Подкорка оказывает положительное влияние на кору больших полушарий как источник их силы, тонизирует кору мозга, посылая к ней мощные потоки раздражения. Кора регулирует возбуждения, идущие из подкорки, и под ее действием одни из этих возбуждений реализуются в деятельности и поведении, а другие тормозятся в зависимости от обстоятельств и состояний человека. Поддержка или нарушения устойчивости нервных связей вызывает разнообразные эмоции и чувства.

Одним из физиологических механизмов чувств является динамические стереотипы, системы временных нервных связей. Здесь возникают чувство тяжести и легкости, бодрости и усталости, удовлетворения и обиды, радости, торжества и отчаяния и т.п.

В возникновении и движении чувств большую роль играет вторая сигнальная система в ее взаимодействии с первой. Слово изменяет наши настроения, вызывает увлечения, глубокие переживания. Лучшим показателем этого являются чувства, вызываемые поэтическими произведениями. Осознавая как ситуацию, которая вызывает определенные чувства, так и сами чувства, мы можем уменьшить силу переживания, воздерживаясь или регулируя их, но внешнее выражение эмоций и внутреннее эмоциональное и чувственное состояния при этом сохраняются.

3 Выражение эмоций и чувств

Тогда на землю я упал;

И в исступлении рыдал;

И грыз сырую грудь земли,

И слезы, слезы потекли

В нее горючею рекой...

М.Ю. Лермонтов

Переживания эмоциональных состояний - радости, любви, дружбы, симпатии, благосклонности или боли, горя, страха, ненависти, презрения, отвращения и т.п. - всегда сопровождаются соответствующими внешними или внутренними выражениями.

Достаточно возникнуть эмоциональному возбуждению, оно немедленно охватывает весь организм. Внешние выражения эмоций и чувств проявляются в движениях, позах, в двигательной и вокальной мимике, интонациях речи, движениях глаз и т.п. Внутренняя или висцеральная выраженность переживаний ярко проявляется в сердцебиении, дыхании, кровяном давлении, изменениях в эндокринных железах, органах пищеварения и выделения.

Переживания эмоциональных состояний - радости, любви, дружбы, симпатии, благосклонности или боли, горя, страха, ненависти, презрения, отвращения и т.п. - всегда сопровождаются соответствующими внешними или внутренними выражениями.

Достаточно возникнуть эмоциональному возбуждению, оно немедленно охватывает весь организм. Внешние выражения чувств и эмоций проявляются в движениях, позах, в двигательной и вокальной мимике, интонациях речи, движениях глаз и т.п. Внутренняя, или висцеральная, выраженность переживаний ярко проявляется в сердцебиении, дыхании, кровяном давлении, изменениях в эндокринных железах, органах пищеварения и выделения. Эти внутренние переживания бывают астеническими или стеническими, то есть проявляются через подавление или возбуждение.

Внешнее или экспрессивное выражение эмоций и чувств заметно даже у младенцев. Но у них оно еще мало дифференцировано. С опытом, особенно с освоением ребенком речи, экспрессивное выражение чувств и эмоций приобретает разнообразные оттенки. Богатство их настолько велико, что в языке существуют около 5000 - 6000 слов, которыми преимущественно передаются переживания. С овладением экспрессивными способами выражения эмоций и чувств формируются способности воспринимать и понимать разнообразные формы и оттенки выражения переживаний, умения их опознавать. Вместе с этим развивается умение пользоваться экспрессивными способами выражения чувств с целью оказывать влияние на других. Эта способность необходима для артиста, а особенно для педагога, который, распознав, благодаря наблюдательности, внутренние состояния и переживания, может руководить ими, влиять на других с воспитательной целью собственными экспрессивно выраженными чувствами.

В зависимости от обстоятельств и состояния человека, его подготовленности к переживаниям, эмоции и чувства могут быть выражены no-разному. Чувство страха, например, может вызвать астеническую реакцию - скованность, шок, или же реакцию стеническую; горе может вызвать апатию, бездействие, растерянность или соответствующие энергичные действия. Формы и интенсивность выявления эмоций и чувств в значительной степени зависят от воспитанности, уровня культуры человека, традиций и обычаев. Это особенно отражается на выражении их внешними способами - мимикой, движениями, жестами. Внутреннее же их выражение (сердцебиение, дыхание, действие эндокринной системы) происходит относительно независимо от социальных факторов.

Функции чувств и эмоций

Для того чтобы изучить какое-либо психологическое явление, в том числе эмоции и чувства, необходимо понять, какое функциональное значение оно имеет в поведении индивида - например, ответить на вопрос, для чего в повседневной жизни служат эмоции и чувства. Выделим основные чувства эмоций и чувств:

1) Подкрепляющая и закрепляющая функции эмоций. Будучи тесно связанной с удовлетворением или неудовлетворением актуальной потребности, эмоция выступает как подкрепляющий фактор, который толкает организм на устранение исходной потребности. Положительная эмоция закрепляет приспособительный эффект. Отсюда можно заключить, что в общебиологическом плане функция эмоций заключается в выполнении ими роли фактора, подкрепляющего и закрепляющего полезное действие.

2) Активационно-мобилизационная функция эмоций. Данная функция проявляется в активизации деятельности всего организма, всех его систем в условиях удовлетворения актуальной потребности. Эмоции переводят весь организм на другой уровень функционирования, активизируют все психические процессы, мобилизуют прошлый опыт.

3) Гиперкомпенсаторная функция . Она проявляется в том, что эмоции приводят к избыточной мобилизации энергетических ресурсов организма.

4) Информационная функция эмоций. Анализируя ситуацию информационного обеспечения деятельности и поведения, Симонов сформулировал информационную теорию эмоций. Суть ее заключается в утверждении, что «...эмоции высших животных и человека представляют собой специальный мозговой аппарат, отражающий величину потребности и вероятность ее удовлетворения в данный момент. При этом степень эмоционального напряжения количественно зависит от силы потребности, а также от разницы между информацией, прогностически необходимой для удовлетворения потребности, и информацией, имеющейся у субъекта или полученной им».

5) Интегральная функция эмоций. Характерная особенность эмоций состоит в том, что своим действием они охватывают весь организм, «производя почти моментальную интеграцию (объединение в единое целое) всех функций организма».

6) Функция формирования сознания . Сознание, как известно, вторичная, субъективная форма существования психического. Это отражение психического в себе, отражение своих ощущений, восприятий, представлений, мыслей, переживаний. В отличие от восприятия внешних объектов, в случае эмоций человек воспринимает свои переживания. В этих переживаниях субъект раскрывает сам себя. В переживаниях он сам выступает для себя объектом познания. И если процесс осознания явлений психики связан с осознанием их предметности, то в переживаниях субъект осознает себя. Таким образом, можно предположить, что сознание начинает формироваться с осознанием самого себя, а это осознание базируется на переживаниях субъекта. Другими словами, сознание начинается с переживания.

7) Функция формирования внутренней реальной человеческой жизни . Понимание эмоций как переживаний позволяет определить их место в структуре психических явлений. Человек проживает жизнь, переживая ее. Каждое событие жизни сопровождается эмоциями (переживаниями). В сознании индивида любое переживание связано с мотивами и целями его жизни и деятельности. Оно является обычно переживанием чего-то, казалось бы, самого незначительного события, которое, однако, как определяющий момент вошло в жизнь человека. Особо важные переживания, связанные с занимаемой ролью того или иного события в жизни человека, становятся событием его личной жизни.

8) Сигнальная и регулирующая функции чувств. Сигнальная функция чувств выражается в том, что переживания возникают и изменяются в связи с происходящими изменениями в окружающей среде или в организме человека. Регулирующая функция чувств выражается в том, что стойкие переживания направляют наше поведение, поддерживают его, заставляют преодолевать встречающиеся на пути преграды или мешают протеканию деятельности, блокируют ее. Регулятивные механизмы эмоций могут снимать избыток эмоционального возбуждения или способствовать его нарастанию. Так, например, тоска, отчаяние, горе глубоко потрясают все существо человека: они не только причиняют психическую боль, но вызывают и органические изменения, которые могут приобрести характер болезненных расстройств.

Переживания эмоциональных состояний - радости, любви, дружбы, симпатии, благосклонности или боли, горя, страха, ненависти, презрения, отвращения и т.п. - всегда сопровождаются соответствующими внешними или внутренними выражениями.

Достаточно возникнуть эмоциональному возбуждению, оно немедленно охватывает весь организм. Внешние выражения эмоций и чувств проявляются в движениях, позах, в двигательной и вокальной мимике, интонациях речи, движениях глаз и т.п. Внутренняя или висцеральная выраженность переживаний ярко проявляется в сердцебиении, дыхании, кровяном давлении, изменениях в эндокринных железах, органах пищеварения и выделения.

Эти внутренние переживания бывают астеническими или стеническими , то есть проявляются через подавление или возбуждение.

Внешнее или экспрессивное выражение эмоций и чувств заметно даже у младенцев. Но у них оно еще мало дифференцировано. С опытом, особенно с освоением ребенком речи, экспрессивное выражение эмоций и чувств приобретает разнообразные оттенки. Богатство их настолько велико, что в языке существуют около 5000-6000 слов, которыми преимущественно передаются переживания.

С опытом и развитием речи ребенок постепенно овладевает экспрессивными выражениями, в какой-то степени задерживает их, но это не значит, что этим тормозится эмоция. П. К. Анохин считает, что в таких случаях угнетаются только те или иные периферийные компоненты эмоций - движения, мимика, сама же эмоция, раз она возникла, неизбежно распространяется на другие, преимущественно висцеральные компоненты.

Однако формирование выдержки у детей положительно отражается на их жизнедеятельности и отношениях в коллективе.

С овладением экспрессивными способами выражения эмоций и чувств формируются способности воспринимать и понимать разнообразные формы и оттенки выражения переживаний, умения их опознавать.

Вместе с этим развивается умение пользоваться экспрессивными способами выражения чувств с целью оказывать влияние на других. Эта способность необходима для артиста, а особенно для педагога, который, распознав, благодаря наблюдательности, внутренние состояния и переживания, может руководить ими, влиять на других с воспитательной целью собственными экспрессивно выраженными чувствами.

В зависимости от обстоятельств и состояния человека, его подготовленности к переживаниям, эмоции и чувства могут быть выражены по-разному. Чувство страха, например, может вызвать астеническую реакцию - скованность, шок, или же реакцию стеническую. Горе может вызвать апатию, бездействие, растерянность или соответствующие энергичные действия.

Формы и интенсивность выявления эмоций и чувств в значительной степени зависят от воспитанности, уровня культуры человека, традиций и обычаев. Это особенно отражается на выражении их внешними способами - мимикой, движениями, жестами. Внутреннее же их выражение (сердцебиение, дыхание, действие эндокринной системы) происходит относительно независимо от социальных факторов.

Физиология эмоций. Эмоции и чувства являются результатом деятельности мозга. Переживание человеком чувств обеспечивается совместной деятельностью коры и подкорковых центров: возникший в коре больших полушарий головного мозга процесс возбуждения (пари восприятии человеком какого-то объекта как приятного или неприятного) распространяется на подкорку, где находятся различные центры физиологической деятельности организма – дыхательный, сердечно-сосудистый и др. Возбуждение подкорковых центров вызывает усиление деятельности некоторых внутренних органов. По опыту известно, что сильные эмоции связаны с целым рядом физиологических изменений, например, изменения происходят в сердечной деятельности и состоянии кровеносных сосудов – при сильном испуге человек бледнеет, при смущении часто краснеет, от стыда «вспыхивает»; в дыхательной системе – дыхание ускоряется или замедляется, при испуге прерывается; в железах внешней секреции – усиление потоотделения, усиление деятельности слезных желез (при горе, а иногда и сильной радости).

Существенную роль в эмоциональных переживаниях человека играет вторая сигнальная система . Переживания могут возникнуть не только при непосредственных воздействиях внешней среды, но могут быть вызваны словами, мыслями.

Внешнее выражение эмоций и чувств. Об эмоциональных состояниях других людей человек судит по особым выразительным движениям, мимике, изменению голоса и т.п. Определенным чувствам соответствуют свои специфические формы выражения. Например, страх выражается в расширении зрачков, в дрожи, в бледности. Радость выражается в блеске глаз, в покраснении лица, в ускорении движений и т.д. Ч.Дарвин рассматривал внешние проявления эмоций, как рудименты (остатки) действий нападения и обороны, которые были у наших предков – обезьян. Им установлено много сходного во внешних проявлениях эмоций у обезьян и человека. Так, при силоном гневе у человека могут невольно сжаться кулаки, а при страхе он как бы съеживается, опускает голову, точно хочет спрятаться или обратиться в бегство.

Наиболее наглядно отражены чувства в мимике . Подвижность мышц лица позволяет ему самые разнообразные выражения в зависимости от внутреннего состояния человека. Переживаемые человеком чувства выражаются также в пантомимике и в непроизвольных мышечных движениях . При положительных чувствах эти движения обычно направлены в сторону объекта чувств, а при отрицательных – в сторону от него.

Особенно полно отражаются чувства в речи, которая содержит не только определенные мысли, но и отношение к ним говорящего. Большую роль играет здесьинтонация . Даже слушая незнакомую иностранную речь, нетрудно понять, в каком настроении находится говорящий человек.

Выражение чувств, как и сами чувства, общественно обусловлено . В каждом обществе существуют нормы выражения чувств, отвечающие представлениям о приличии, скромности, воспитанности. Избыток выразительных средств может рассматриваться с одном обществе как недостаток воспитания, в то время как в другом он может свидетельствовать о скрытности, недостаточной искренности.