Технологии геологической разведки» (ТГР). NetAngels - профессиональный хостинг Форма обучения – заочная

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ
ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

СПЕЦИАЛИТЕТ

Специальность

ХХХ Технология геологической разведки

Квалификация:

инженер геофизик, инженер буровик

I. ОБЛАСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ

1.1. Настоящий федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования (ФГОС ВО, стандарт) представляет собой совокупность требований, обязательных при реализации основных профессиональных высшего образования - программ специалитета (далее – программ специалитета) по специальности ХХХ Технология геологической разведки образовательными организациями (учреждениями) высшего образования (далее – образовательными организациями).

II. ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ СОКРАЩЕНИЯ

В настоящем стандарте используются следующие сокращения:


III. ХАРАКТЕРИСТИКА СПЕЦИАЛЬНОСТИ

ТЕХНОЛОГИЯ ГЕОЛОГИЧЕСКОЙ РАЗВЕДКИ

3.1. Высшее образование по программам специалитета в рамках данной специальности (в том числе инклюзивное образование инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья) может быть получено только в образовательных организациях. Получение высшего образования по программам специалитета в рамках данной специальности в форме самообразования не допускается.


3.2. Обучение по программам специалитета по специальности Технология геологической разведки в образовательных организациях осуществляется в очной форме. В очно-заочной или заочной формах обучение может осуществляться при условии работы абитуриентов в организациях, связанных с минерально-сырьевым комплексом, или в образовательных организациях, осуществляющих по данной специальности.

3.3. Объем программы специалитета составляет 300 зачетных единиц (з. е.) вне зависимости от формы обучения, применяемых образовательных технологий, реализации программы несколькими организациями, осуществляющими образовательную деятельность, с использованием сетевой форсы, реализации обучения по индивидуальному учебному плану, в том числе ускоренного обучения.

3.4. Срок получения образования по программе специалитета по данной специальности для очной формы обучения, включая каникулы, предоставляемые после прохождения государственной итоговой аттестации, независимо от применяемых технологий, составляет 5 лет.

3.5. Срок получения образования по программе специалитета, реализуемой в очно-заочной или заочной форме обучения, независимо от применяемых образовательных технологий, должен быть увеличен не менее чем на 6 месяцев и не более чем на 1 год (по усмотрению образовательной организации) по сравнению со сроком получения образования по очной форме обучения.

3.6. Срок получения образования по программе специалитета при обучении по индивидуальному учебному плану по любой форме обучения устанавливается образовательной организацией самостоятельно, но не более срока получения образования, установленного для соответствующей формы обучения. Для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья, срок получения образования по индивидуальным учебным планам может быть увеличен не более чем на один год.

Объем программы специалитета за один учебный год при обучении по индивидуальному учебному плану по любой форме обучения не может составлять более 75 з. е.

3.7. В образовательных организациях федеральных государственных органов, осуществляющих подготовку кадров в интересах обороны и безопасности государства, обеспечения законности и правопорядка срок обучения по программам специалитета составляет 5 лет. При этом объем образовательной программы не изменяется, а трудоемкость оного года обучения по любой форме обучения должна составлять не более 75 з. е.

3.8. В рамках данной специальности могут быть реализованы программы специалитета, имеющие различную направленность подготовки (далее – специализация программы специалитета).

Образовательная организация выбирает специализации программ специалитета из следующего перечня:

Геофизические методы поиска и разведки месторождений Геофизические исследования скважин Технология и техника разведки месторождений полезных ископаемых Сейсморазведка Геофизические информационные системы

3.9. При реализации программ специалитета по данной специальности могут применяться электронное обучение и дистанционные образовательные технологии. При обучении инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья электронное обучение и дистанционные образовательные технологии должны предусматривать возможность приема-передачи информации в доступных для них формах.

По данной специальности не допускается реализация программ специалитета с применением исключительно электронного обучения, дистанционных образовательных технологий.


3.10. При реализации программ специалитета по данной специальности может применяться сетевая форма.

IV. ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВЫПУСКНИКОВ ПРОГРАММ СПЕЦИАЛИТЕТА ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ технология геологической разведки

4.1. Область выпускников программ специалитета включает: совокупность технологий, средств и методов человеческой деятельности в области науки и техники, направленных на поиски, разведку и эксплуатацию месторождений полезных ископаемых (МПИ), на изучение природных и техногенных процессов в недрах Земли.

Объектами профессиональной деятельности выпускников программ специалитета являются:

Горные породы и геологические тела в земной коре, горные выработки;

Физические поля в горных породах, как источник измерительной информации для геологической разведки, математические и физические модели пластов, разрезов, месторождений полезных ископаемых в процессе их разведки и разработки, геофизические компьютеризированные и программно-управляемые информационно-измерительные и обрабатывающие системы и комплексы, теоретические и физические модели для их проектирования и эксплуатации (для геофизических специализаций);

Физические поля в буровом инструменте, скважинах и других горных выработках, комплекс материальных средств для выполнения бурения и осуществления разрушения горных пород, математические модели бурового инструмента и технологий бурения с целью оптимизации режимов бурения (для специализации технология и техника геологической разведки).

4.2. Виды профессиональной деятельности, к которым готовятся выпускники программ специалитета:

производственно-технологическая;

проектная;

научно-исследовательская;

организационно-управленческая.

При разработке и реализации программ специалитета образовательная организация ориентируется на конкретный вид (виды) профессиональной деятельности, к которому (которым) готовится специалист, исходя из потребностей рынка труда, научно-исследовательского и материально-технического ресурса образовательной организации.

4.3. Выпускник программ специалитета в соответствии с видом (видами) профессиональной деятельности, на который (которые) ориентирована его образовательная программа, готов решать следующие профессиональные задачи:

Производственно-технологическая деятельность:

разрабатывать методики и провощдить теоретические и экспериментальные исследования по анализу, синтезу и оптимизации технологий геологической разведки;

разрабатывать и внедрять технологические процессы и режимы производства геологоразведочных работ;

выполнять процедуры по калибровке и поверке средств измерений, а также их наладки, настройки и опытной проверки в лабораторных условиях и на объектах;

выполнять измерения в полевых условиях;

разрабатывать нормы выработок, технологических нормативов на проведение геологоразведочных работ с оценкой экономической эффективности

Проектная деятельность:

анализировать состояние научно-технических проблем, выполнять обоснование на исследование проблем технологий геологоразведочных работ путем подбора и изучения литературы и патентных источников;


разрабатывать и выполнять обоснование проектов комплексов технологий геологоразведочных работ и методов для различных геолого-технических условий;

подготавливать технические функциональных и структурных схем приборов и информациолнно-измерительных систем для геологоразведочных работс обоснованиесм физических принципов действия устройств, их структур, с проведением технико-экономических расчетов;

выполнять оценку технологичности геологоразведочных работ при изучении конкретных объектов, разрабатывать технологические процессы;

составлять техническую документацию, включая инструкции по проведению работ, эксплуатации оборудования, программы испытаний и технические условия.

Научно-исследовательская деятельность:

выполнять построение математических моделей объектов исследования, их анализа и оптимизации, выбор численного метода моделирования, выбор готового или разработка нового алгоритма решения задачи;

разрабатывать отдельные программы и их блоки, выполнять отладку и настройку программ для обработки измерительной информации, включая задачи контроля результатов измерения, для решения различных задач геологической разведки;

выполнять математическое (компьютерное) моделирование с целью анализа и оптимизации параметров объектов на базе имеющихся средств исследования и проектирования, включая стандартные пакеты автоматизированного проектирования и исследований;

О специальности

Специалисты по технологии и технике разведки занимаются бурением геологоразведочных скважин и проведением геологоразведочных выработок.
Бурение скважин производится в разнообразных условиях – на суше, с поверхности водоёмов и морей.
Это важнейший основополагающий способ получения достоверной информации о геологическом строении земной коры, получении образцов горных пород и полезных ископаемых залегающий на больших глубинах
В геологоразведочных организациях специалисты по технологии и технике разведки осуществляют общее руководство производством, технологическими службами, занимаются внедрением новой буровой и горнопроходческой техники, разработкой принципиальной новой техники и технологии.
Готовит специалистов кафедра «Технологии и техника разведки месторождений полезных ископаемых», срок обучения 5лет, присваевается
Создавать новую технику, технологию и руководить указанными производственными работами может только грамотный и эрудированный специалист, поэтому студенты изучают широкий комплекс дисциплин: общеполитические и экономические, общенаучные и общеинженерные, геологоразведочные и специальные, определяющие профиль специалиста в геологоразведочном производстве. Всего около 50 дисциплин, половина которых технического, а четверть – геологического характера.
Студентам обучающимся на хорошо и отлично, предоставляется возможность параллельно с основной учёбой обучаться по другой специальности. Чаще всего студенты выбирают экономические специальности, дополняющие основную.
Специальность 130 203 имеется и на заочном факультете университета.
Инженеры специальности «Технология геологической разведки» — наиболее востребованная и высокооплачиваемая профессия в геологоразведке.
Учебный процесс построен на сочетании теоретической и практической подготовки. Занятия проходят в специально оборудованных аудиториях и лабораториях (Буровых машин и механизмов, технологии бурения, промывочных жидкостей и тампонажных смесей, автоматизации буровых процессов). Лаборатории оснащены оборудованием, материалами и инструментами, применяемыми в реальном буровом процессе, и активно пополняются современной техникой.
Летом все студенты проходят производственную практику на различных предприятиях («Красноярская буровая компания», «Полюс-золото», и др.) и во вновь созданном Буровом центре СФУ.
На втором курсе студенты проходят специальную подготовку и сдают экза
мены на квалификацию машинист механического колонкового бурения 3 или 4 разряда, что дает им право проходить производственную практику в геологоразведочных предприятиях в качестве помощников бурильщика.
Увеличение объёмов геологоразведочных работ и разворачивающееся бурное строительство в России создают новые перспективы для выпускников кафедры. Уже сейчас в стране много бурится скважин различного технического назначения (для водоснабжения, при строительных и изыскательских работах, при разведке на нефть и газ и т.д.).
В настоящее время спрос на инженеров по технике разведки на много превышает темпы подготовки молодых специалистов.
В силу своей разносторонней подготовки выпускники специальности легко осваивают смежные профессии и руководят отделами и цехами промышленных предприятий и организаций, а выпускники с организаторскими способностями, уходят в органы управления различного ранга.

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

высшего образования

УТВЕРЖДАЮ

Декан факультета

____________/ Л.А. Марюшин /

“____”______________20__ г.

Рабочая программа дисциплины

Специальность

Технология геологической разведки»

Специализация

Квалификация (степень) выпускника

Горный инженер-буровик

Форма обучения

«Заочная»

Для поступивших в 2016 г.

Москва 2016

1. Цели освоения дисциплины

Целевая функция дисциплины «Минерально-сырьевые ресурсы России» - повышение знаний студентов об обеспеченности России разведанными запасами минерально-сырьевых ресурсов, составе и учете минерального сырья РФ.

Основная задача дисциплины заключаются в изучение промышленной значимости минерально-сырьевых ресурсов по видам полезных ископаемых на федеральном уровне и баланса размещения с геолого-экологической оценкой уникальных месторождений по Федеральным округам РФ.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Дисциплина «Минерально-сырьевые ресурсы России» в качестве базовой входит в вариативную часть (Б.1.В.2). Данная дисциплины взаимосвязана логически и содержательно-методически со следующими дисциплинами и практиками:

Иностранный язык,

Общая геология,

Правовые основы недропользования,

Месторождения полезных ископаемых,

Промышленные типы месторождений полезных ископаемых».

3. Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине, соотнесенные с планируемыми результатами освоения образовательной программы

В результате освоения дисциплины (модуля) у обучающихся формируются следующие компетенции и должны быть достигнуты следующие результаты обучения как этап формирования соответствующих компетенций:

4. Структура и содержание дисциплины



Общая трудоемкость дисциплины «Минерально-сырьевые ресурсы России» составляет 5 зачетных единиц, т.е. 180 академических часов (из них 160 часов – самостоятельная работа студентов для специальности «Технология геологической разведки»). Разделы дисциплины изучаются на втором курсе.

Структура и содержание дисциплины «Минерально-сырьевые ресурсы России» по разделам и видам занятий представлены в приложении 1.

4.1. Структура и содержание дисциплины

Прежде чем приступить к основательному изучению дисциплины необходимо ознакомиться с введением к ней и вводной частью. При этом особое внимание уделить ключевым терминам и понятиям. Постоянно обращаясь к ним при изучении последующих частей дисциплины. Базовое значение для этой дисциплины и последующего цикла геологических дисциплин имеет современная сводная генетическая классификация. Ознакомление с нею дает представление обо всем разнообразии генезиса месторождений минерально-сырьевых ресурсов. Группировка месторождений по запасам и содержанию полезных компонентов основана на дифференциации месторождений по величине запасов и качественным характеристикам. В завершение вводной части следует обратить внимание на приоритеты в оценке минерально-сырьевого потенциала России, после чего переходить к изучению теоретической части, изложенной в следующих 4-х частях учебного пособия .

Образовательные технологии

Организация занятий по дисциплине «Минерально-сырьевые ресурсы» проводится по традиционной технологии по видам работ (мультимедийные лекции, контрольные работы, лабораторные работы, семинар, текущий контроль) согласно расписанию.

Лекционные занятия проводятся в аудиториях в виде презентаций лекционного материала. Основные моменты лекционных занятий конспектируются. Отдельные темы предлагаются для самостоятельного изучения.



При проведении занятий используются интерактивный характер изложения материала. По ходу чтения лекций с участием студентов совершается экскурс в соответствующие разделы дисциплин, предшествующих дисциплине «Минерально-сырьевые ресурсы». Преподавателем организуются дискуссии, как на лекциях, так и на практических занятиях по вопросам, имеющим альтернативные решения. Возможна также организация «круглых столов» и встреч с представителями российских предприятий.

На лабораторных работах студенты занимаются с геологической картой и картой полезных ископаемых.

Самостоятельная работа по дисциплине включает:

Самоподготовку к учебным занятиям по конспектам, учебной литературе и с помощью электронных ресурсов;

Выполнение контрольных работ;

Подготовка к семинару.

Удельный вес занятий, проводимых в интерактивных формах, определен главной целью образовательной программы, особенностью контингента обучающихся и содержанием дисциплины «Кристаллография и минералогия» и в целом по дисциплине составляет 50% аудиторных занятий. Занятия лекционного типа составляют 33,3% от объема аудиторных занятий.

6. Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины

и учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов

В соответствии с требованиями ФГОС ВО для аттестации обучающихся по дисциплине предусмотрены:

Контрольные задания;

Тесты для самоконтроля,

Подготовка и выступление на семинарском занятии с презентацией и обсуждением на тему: Минерально-сырьевые ресурсы федеральных округов России (индивидуально для каждого обучающегося),

Перечень вопросов для подготовки к экзамену.

6.1. Фонды оценочных средств для проведения текущей и промежуточной аттестации обучающихся по дисциплине

«Минерально-сырьевые ресурсы России»

Фонды оценочных средств для проведения текущей и промежуточной аттестации обучающихся по дисциплине «Минерально-сырьевые ресурсы России» приведены в Приложении 2 к рабочей программе.

6.2. Учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы

обучающихся по дисциплине (модулю)

Учебно-методическое и информационное обеспечение

дисциплины (модуля)

Основная литература:

1. А.Г. Милютин, К.А. Мирная «Минерально-сырьевые ресурсы», Москва, Высшая школа, 2014.

2. А.Г. Милютин «Геология», учебник для вузов, 3-е издание, переработанное и дополненное, Москва, Юрайт, 2012.

Дополнительнаялитература :

1. Милютин А.Г. Геология: Учебник – 2-е издание, доп. М.: Высшая школа, 2008.

2. Экология: геоэкология недропользования: учебник/А.Г. Милютин, Н.К. Андросова, И.С. Калинин, А.К. Порцевский; под ред. А.Г. Милютина – М.: Высшая школа, 2007.

3. Андросова Н.К. Экологическая геология. Учебное пособие, 2-ое издание. М.: МГОУ, 2012.

4. Андросова Н.К. Экологическая геология. Учебное пособие, 2-ое издание. М.: МГОУ, 2010.

в) программное обеспечение и Интернет-ресурсы:

Учебный процесс обеспечен:

комплектом лицензионного программного обеспечения Автокад, Adobe Photoshop, Corel draw и др.

интернет-ресурсами:

http://www.twirpx.com/ (электронные технические книги);

http://kniga-free.ru/ (электронная книга бесплатно);

http://www.uchebnikfree.com/ (учебники бесплатно);

http://iqlib.ru/ (электронные учебники);

http://www.bibliotech.ru/ (электронная библиотека учебной и научной литературы);

http://elibraru.ru/ (электронная библиотека в сфере науки, техники и образования);

http://elib.gpntb.ru/ (сайт Государственной публичной научно-технической библиотеки России).

8. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Кафедра «Техника и технология горного и нефтегазового производства», обеспечивающая преподавание дисциплины «Минерально-сырьевые ресурсы России», располагает аудиториями (137, 108, 410, 430, 439) и лабораторией на 30 посадочных мест (439). Аудитории оснащены электронными проекторами. Лаборатория располагает коллекцией горных пород и минералов, картами полезных ископаемых и минеральных ресурсов.

Для организации образовательного процесса со студентами используется также материально-техническая база университета, обеспечивающая проведение всех видов лекционных, практических и лабораторных занятий. Аудиторные занятия сопровождаются просмотром слайдов и видеофильмов по изучаемым темам.

Преподаватели кафедры и студенты имеют возможность пользоваться компьютерными классами. Все компьютеры имеют выход в систему Интернет. Студенты и преподаватели имеют доступ к электронным образовательным ресурсам, размещенным в Интернете.

Одной из задач преподавателей, ведущих занятия по дисциплине «Минерально-сырьевые ресурсы России» является выработка у студентов осознания важности, необходимости и полезности знания дисциплины для их дальнейшей работы по специальности.

Методическая модель преподавания дисциплины основана на применении активных методов обучения. Принципами организации учебного процесса являются:

Выбор методов преподавания в зависимости от различных факторов, влияющих на организацию учебного процесса;

Объединение нескольких методов в единый преподавательский модуль в целях повышения эффективности процесса обучения;

Активное участие слушателей в учебном процессе;

Проведение лабораторных и практических занятий, определяющих приобретение навыков решения проблемы;

Приведение примеров применения изучаемого теоретического материала к реальным практическим ситуациям.

С целью более эффективного усвоения студентами материала данной дисциплины рекомендуется при проведении лекционных, лабораторных и практических занятий использовать наглядные пособия и раздаточные материалы. Для более глубокого изучения предмета преподаватель предоставляет студентам информацию о возможности использования Интернет-ресурсов по разделам дисциплины.

Для достаточно полного освоения изучаемой дисциплины и получения высоких итоговых результатов студентам необходимо:

· постоянно посещать все аудиторные занятия;

· аккуратно вести конспекты теоретического материала;

· своевременно выполнять практические и лабораторные работы, а также все задания, выданные преподавателем;

· проверять свои знания тестированием;

· тщательно готовиться к сдаче зачета.

Структура и последовательность проведения лекционных, лабораторных и практических занятий по дисциплине представлена в приложении 1 к настоящей рабочей программе.

Тематика лабораторных и практических (семинары) работ по дисциплине представлена в составе ФОС по дисциплине в Приложении 1 к рабочей программе.

Вопросы для выполнения контрольных работ, тесты и перечень вопросов к экзамену по дисциплине представлены в составе ФОС в Приложении 2 к рабочей программе.

Перечень основной и дополнительной литературы приведен в п.7 настоящей рабочей программы.

Методические указания по выполнению различных форм внеаудиторной самостоятельной работы

Важной частью самостоятельной работы является чтение учебной и научной литературы. Основная функция учебников - ориентировать обучающегося в системе знаний, умений и навыков, которые должны быть усвоены по данной дисциплине будущими выпускниками. Список основной и дополнительной литературы приведен в п.7 настоящей рабочей программы.

Контрольные работы. В соответствии с учебным планом в процессе изучения дисциплины обучающиеся выполняют 2 контрольные работы по заданиям, приведенным в Приложении 2 к рабочей программе. Выполнение контрольных работ является обязательным условием для допуска обучающегося к экзамену.

Сведения о текущем контроле успеваемости обучающихся

Текущий контроль успеваемости осуществляется в течение семестра путем регулярной проверки присутствия обучающегося на лекционных и практических занятиях, оценки качества и активности работы на практических занятиях при решении задач и в ходе блиц-опросов.

Текущая аттестация по дисциплине проводится в формах контрольных работ и тестирования. По результатам тестирования ставится зачет.

Задания для контрольных работ и вопросы тестирования по дисциплине приведены в составе ФОС в Приложении 2 к рабочей программе без указания правильных вариантов ответов или методики выполнения соответствующих заданий для стимулирования поисковой активности обучающегося.

Методические указания по подготовке к промежуточной/ итоговой аттестации

Промежуточная аттестация по дисциплине в 3-м семестре проходит в форме зачета, в 4-м семестре - в форме экзамена (приложение 2 к рабочей программе).

Подготовка к экзамену предполагает изучение рекомендуемой литературы и других источников, конспектов лекций, повторение материалов практических и лабораторных занятий.

Программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС ВПО с учетом рекомендаций и ПрООП ВПО по направлению (специальности) 21.05.03. - «Технология геологической разведки», специализация «Технология и техника разведки месторождений полезных ископаемых».

Программу составил:

Доцент, к.г.-м.н. Н.К. Андросова

Программа обсуждена на заседании кафедры «Техника и технология горного и нефтегазового производства»

«___» ____________2017 года, протокол №_____

Заведующий кафедрой

доцент, к.т.н. /В.Н. Крынкина/

Программа согласована:

Руководитель ОП направления 21.05.03

доцент, к.т.н.

Декан факультета

Урбанистики и городского хозяйства / Л.А. Марюшин /


Приложение 1

Структура и содержание дисциплины «Минерально-сырьевые ресурсы России»

Направление подготовки – 21.05.03 «Технология геологической разведки», специализация

«Технология и техника разведки месторождений полезных ископаемых»

Форма обучения – заочная

Раздел Курс Семестр Виды учебной работы, включая самостоятельную работу студентов и трудоемкость в часах Самостоятельной работы студентов Формы аттеста- ции
Л П/З Лаб СРС КСР К.Р. К.П. РГР Реф. К/р Э З
1. Минерально-сырьевые ресурсы России в целом по видам полезных ископаемых
2 Минерально-сырьевые ресурсы федеральных округов России
3. Минерально-сырьевые ресурсы в геополитике, экономике и экологии России Лабораторные занятия: работас геологической картой, картой полезных ископаемых и прогнозных ресурсов. Семинар на тему «Минерально-сырьевые ресурсы федеральных округов России» (индивидуально для каждого обучающегося)
Контрольные работы
Зачет +
Экзамен +
Итого (180) + +

Приложение 2

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования

«Московский политехнический университет»

(МОСКОВСКИЙ ПОЛИТЕХ)

Направление подготовки: 21.05.03 – «Технология геологической разведки»

Специализация

«Технология и техника разведки месторождений полезных ископаемых»

Формы обучения: заочная

Виды профессиональной деятельности:

Производственно-технологическая;

Научно-исследовательская

Проектная

Кафедра: Техники и технологии горного и нефтегазового производства

ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ

по дисциплине

« Минерально-сырьевые ресурсы России»

Составитель:

Доцент, к.г.-м.н. Н.К.Андросова

Москва, 2016 год

1. Перечень компетенций с указанием этапов их формирования в процессе освоения образовательной программы. Формы контроля формирования компетенций

В процессе освоения образовательной программы данные компетенции, в том числе их отдельные компоненты, формируются поэтапно в ходе освоения обучающимися дисциплин (модулей), практик в соответствии с учебным планом и календарным графиком учебного процесса.

2. Описание показателей и критериев оценивания компетенций, формируемых по итогам освоения дисциплины (модуля), описание шкал оценивания

Показателем оценивания компетенций на различных этапах их формирования является достижение обучающимися планируемых результатов обучения по дисциплине (модулю).

ОПК-5 - пониманием значимости своей будущей специальности, ответственным отношением к своей трудовой деятельности
Показатель Критерии оценивания
знать: рынок минерального сырья; Обучающийся демонстрирует полное отсутствие или недостаточное соответствие знания рынка минерального сырья; Обучающийся демонстрирует неполное соответствие знания рынка минерального сырья. Допускаются значительные ошибки, проявляется недостаточность знаний, по ряду показателей, обучающийся испытывает значительные затруднения при ответе. Обучающийся демонстрирует частичное соответствие знания рынка минерального сырья, но допускаются незначительные ошибки, неточности. Обучающийся демонстрирует полное соответствие знания рынка минерального сырья, свободно оперирует приобретёнными знаниями.
уметь: проводить технические расчеты по проектам, технико-экономический анализ и функционально-стоимостной анализ эффективности проектов Обучающийся не умеет или в недостаточной степени умеет проводить технические расчеты по проектам, технико-экономический анализ и функционально-стоимостной анализ эффективности проектов Обучающийся демонстрирует неполное соответствие следующих умений: проводить технические расчеты по проектам, технико-экономический анализ и функционально-стоимостной анализ эффективности проектов. Допускаются значительные ошибки, проявляется недостаточность умений, по ряду показателей, обучающийся испытывает значительные затруднения при ответе. Обучающийся демонстрирует частичное соответствие следующих умений: проводить технические расчеты по проектам, технико-экономический анализ и функционально-стоимостной анализ эффективности проектов Умения освоены, но допускаются незначительные ошибки, неточности, затруднения при ответе. Обучающийся демонстрирует полное соответствие следующих умений: проводить технические расчеты по проектам, технико-экономический анализ и функционально-стоимостной анализ эффективности проектов Свободно оперирует приобретенными умениями, применяет их в ситуациях повышенной сложности.
владеть: методологией исследований в области экономики минерального сырья Обучающийся не владеет или в недостаточной степени владеет методологией исследований в области экономики минерального сырья. Обучающийся владеет методологией исследований в области экономики минерального сырья в неполном объеме, допускаются значительные ошибки, проявляется недостаточность владения навыками по ряду показателей, Обучающийся испытывает значительные затруднения при ответе. Обучающийся частично владеет методологией исследований в области экономики минерального сырья, навыки освоены, но допускаются незначительные ошибки, неточности, затруднения при ответе. Обучающийся в полном объеме владеет методологией исследований в области экономики минерального сырья, свободно применяет полученные навыки в ситуациях повышенной сложности.

3.Методические материалы (типовые контрольные задания), определяющие процедуры оценивания знаний, умений, навыков и (или) опыта деятельности, характеризующих этапы формирования компетенций

Контрольные задания, применяемые в рамках текущего и промежуточного контроля по дисциплине, носят универсальный характер и предусматривают возможность комплексной оценки всего набора компетенций, предусмотренных ОП по дисциплине.

Вопросы для контрольной работы №1.

Первый вопрос для первой контрольной работы:

1. Охарактеризуйте состояние сырьевой базы углеродного сырья России.

2. Каковы особенности размещения основных бассейнов угля и горючих сланцев, отраженные на рис. 1?

3. Рассмотрите динамику прироста запасов и добычи нефти (рис. 3) и газа (рис. 4) РФ.

4. Укажите распределение ресурсов в УВ по НГП РФ (накопленной добычи, разведанных запасов, перспективных и прогнозных ресурсов), используя рис. 5, и контуры провинций и областей на рис. 8.

5. Найдите на рис. 7 месторождения урана – Стрельцовскую группа, Куруит, Дружное.

6. По добыче, каких видов минерального сырья России входит в первую тройку мировых продуцентов?

7. Какова общая тенденция изменения цен на металлы в период 2003 первое полугодие 2008 г.?

8. Найдите на рис. 8 размещение железорудных провинций и металлургических комбинатов.

9. За счет, каких стран и месторождений покрывается дефицит марганцевых и хромовых руд и титановых концентратов в России?

10. Какая компания является основным продуцентом никеля, кобальта, меди и платиноидов в России?

Второй вопрос для первой контрольной работы:

1. Назовите самое крупное в России вольфрамово-молибденовое месторождение.

2. Найдите на рис. 9 месторождения: медно-кобальт-никелевые, уникальное собственно свинцово-цинковое.

3. Найдите на рис. 10 группы уникальных крупных месторождений бокситов.

4. Рассматривая схемы размещения месторождений олова, сурьмы, ртути и серебра, висмут содержащих руд России (рис. 11), сделайте вывод и их географо-экономическом положении.

5. Рассматривая схему размещения золотоносных провинций и месторождений (рис. 15), а также золотодобывающих предприятий (рис. 17), обратите внимание на широкое их распространение, выделите среди них золоторудные предприятия, районы россыпного золота.

6. Охарактеризуйте состояние сырьевой базы углеродного сырья России.

7. Каковы особенности размещения основных бассейнов угля и горючих сланцев, отраженные на рис. 1?

8. Рассмотрите динамику прироста запасов и добычи нефти (рис. 3) и газа (рис. 4) РФ.

9. Укажите распределение ресурсов в УВ по НГП РФ (накопленной добычи, разведанных запасов, перспективных и прогнозных ресурсов), используя рис. 5, и контуры провинций и областей на рис. 8.

10. Найдите на рис. 7 месторождения урана – Стрельцовскую группа, Куруит, Дружное.

Вопросы для контрольной работы №2.

Первый вопрос для второй контрольной работы:

3. Перечислите федеральные округа России. Укажите, с какими геоструктурами они совпадают.

4. Назовите виды минерального сырья в Центральном округе, имеющие федеральное значение.

5. Какое значение в общероссийском балансе запасов и добычи, железных руд имеют месторождения КМА?

6. Назовите основные виды минерального сырья Северо-Западного федерального округа.

7. Как соотносятся прирост разведанных запасов и добыча нефти в 2002-2007 годах Южном федеральном округе?

8. Какое значение для России имеют гидроминеральные ресурсы Южного округа?

9. Какие виды минерального сырья являются основным на территориях республик Татарстан, Башкортостан и Оренбургской области?

10. Дисбаланс производства и потребления, каких видом металлического и энергетического сырья имеет место в Уральском горнорудном районе?

11. Укажите основные сырьевые ресурсы меди и алюминия в Уральском горно-рудном районе?

12. Как соотносятся запасы и добыча благородных металлов в Уральском горно-родном районе?

Второй вопрос для второй контрольной работы:

1. Как повлияет создание железной дороги «Урал Полярный – Урал Промышленный» на развитие сырьевой базы золота региона?

2. Назовите уникальные месторождения Сибирского округа: медно-кобальт-никелевые, меди, золота, урана, свинца и цинка.

3. Какое влияние окажет трубопроводная система «Восточная Сибирь – Тихий океан» на развитие сырьевой базы углеводородного сырья Сибирского округа?

4. Где сосредоточены ресурсы золотодобывающей отрасли Сибирского округа?

5. Найдите на карте округа Ковыктинское газовое месторождение.

6. Наиболее значимые в общероссийском балансе по запасам и добыче виды минерального сырья Дальневосточного округа.

7. Охарактеризуйте перспективы развития энергетической минерально-сырьевой базы Дальневосточного федерального округа.

8. Дайте оценку состояния сырьевой базы благородных металлов Дальневосточного федерального округа.

9. Каковы перспективы развития сырьевой базы легирующих тугоплавких металлов цветных и редких металлов Дальневосточного федерального округа?

10. Укажите основные направления развития алмазодобывающей отрасли в Республике Саха.

При выполнении этой работы следует использовать рисунки, приведенные в учебном пособии . Каждый студент дает ответы на вопросы, номера которых соответствуют его шифру.

Тесты

Тесты к части 1

1. Углеводородное сырье – это…

a. ископаемые угли, торф, горючие сланцы;

b. нефть, газ, твердые битумы;

c. графит, магнезит, известняк.

2. Угольные бассейны в Европейской части России – это…

a. Канско-Ачинский, Кузнецкий;

b. Донецкий, Печорский;

c. Минусинский, Таймырский.

3. Горючесланцевые бассейны – это…

a. Подмосковный, Ленский;

b. Прибалтийский, волжский;

c. Тунгусский, Южно-Якутский.

4. Основная добыча и прирост запасов нефти в России приходятся на провинции…

a. Восточной Сибири, Северо-Кавказскую, Прикаспийскую;

b. Волго-Уральскую, Тимано-Печорскую, Западно-Сибирскую;

c. Притихоокеанскую, Охотскую, Ленно-Тунгусскую.

5. Главнейшие месторождения урана в России – это…

a. Падма, Малиновское, Кедровы;

b. Стрельцовское, Пулукавское, Эльконское;

c. Долматовское, Добровольное, Санарское.

6. Мировой экономический кризис, начавшийся с осени 2008 года, не привел к снижению цен на …

a. никель, кобальт, медь;

b. цинк, свинец, олово;

7. Россия занимает первые места по производству (добычи)…

b. никеля, платины;

c. олово, ртути.

8. В сложных географо-экономических районах России со слабо развитой инфраструктурой находятся месторождения…

a. бокситов, вольфрама и молибдена;

b. сурьмы, ртути и олова;

c. медно-кобальт-никелевые и платиновые.

9. Россия занимает первые места по производству (добычи)…

a. хромитовой, марганцевой руды;

b. никеля, платины;

c. олово, ртути.

10. Уникальные месторождения металлических полезных ископаемых России:

11. Агрохимическое и горнохимичексое сырье – это…

графит, слюды, асбест, магнезит;

минеральные соли, фосфатное сырье, сера;

карбонатные и кремнистые коробы, глины и каолины.

12. Уникальные месторождения металлических полезных ископаемых России:

Тесты к части 2

1. Синонимами названия геоструктуры «Русский кратон» являются…

a. Воронежский кристаллический массив;

b. Восточно-Сибирская платформа;

c. Балтийский щит.

2. Уникальные месторождения железных руд КМА находятся в федеральном округе…

a. Северо-Западном;

c. Центральном.

3. В Северо-Западном федеральном округе благоприятное для экономики наличие крупных месторождений…

a. Редкометалльного и алюминиевого сырья;

b. Железорудного и кремнистого сырья;

c. Алмазного и оловянного сырья.

4. Месторождения алмазного сырья Северо-Западного округа открыты в …

a. Вологодская область;

b. Ненецкий АО;

c. Архангельская область.

5. Уникальное газоконденсатное сероводородное месторождение Астраханское находится в округе:

a. Уральском;

b. Центральном;

6. 100% общероссийской добычи йода осуществляется из подземных вод…

a. Приволжского округа

b. Южного округа

c. Сибирского округа

7. Уникальные месторождения калийных солей Верхнекамское и Соликамское находятся на территории …

a. Южного округа

b. Уральского округа

c. Приволжского округа

8. Сырьевая база черной металлургии Урала характеризуется…

a. Дефицитом высококачественных (с высоким содержанием) железных, хромитовых марганцевых руд;

b. Нарастающим приростом разведанных запасов указанных руд по отношению к балансовым запасам;

c. Сбалансированностью производства и потребления указанных руд, также коксующихся углей.

9. В Уральском регионе сырьевые ресурсы представлены…

a. Оловянными, свинцовыми, висмутовыми рудами;

b. Медными и медно-цинковыми колчеданными рудами, бокситами;

c. Сурьмано-ртуттными серебряными рудами.

10. Уникальные месторождения металлических полезных ископаемых Сибирского округа- это…

11) Сооружение трубопроводной системы «Восточная Сибирь – Тихий Океан» повысят перспективы освоения в основном месторождений…

a. Углеродного сырья;

b. Редкометалльные;

c. Углеводородные;

Свинцово-цинковые.

12) Уникальные месторождения алмазов Дальневосточного округа в регионе…

a. Камчатский край;

b. Республика Саха;

c. Магаданская область.

13) Крупные месторождения углеводородов Дальневосточного округа выделены в субъектах…

a. Хабаровский и Приморский края;

b. Анадырская область и Еврейская АО;

c. Республика Саха и Сахалинская область.

14)Урановое энергетическое сырье Дальневосточного округа сосредоточено в районе…

a. Чукотский АО;

b. Республика Саха;

c. Магаданская область.

15) Во всех административных подразделениях Дальневосточного округа выявлены месторождения…

a. Железных руд;

b. Уранового сырья;

c. Золота.

16) Другие месторождения Дальневосточного округа разделены в субъектах…

a. Магаданской и амурской областях;

b. Хабаровском и Приморском крае;

c. Чукотском АО и Камчатского края.

17) Единственное эксплуатируемое месторождением сурьмы Сарылахское находится в федеральном округе…

a. Сибирском;

b. Дальневосточном;

c. Уральском.

Пример экзаменационного билета

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего образования

«МОСКОВСКИЙ ПОЛИТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»

УТВЕРЖДАЮ

Декан факультета

Урбанистики и городского хозяйства

____________/ Л.А. Марюшин /