Автоматизация звука л картотека по логопедии на тему. Постановка звука «Л» — артикуляционная гимнастика Слова с мягкой буквой л

Умка
Сенсорный планшет "Букварь Жуковой" - новая развивающая игрушка для детей, которая подготовит ребёнка к чтению. Планшет обучает азбуке, звукам и слогам. Если малыш устанет, он сможет прослушать весёлую песенку. Обучающая программа составлена по методике логопеда с многолетним стажем работы М.А, Жуковой и одобрена дошкольными педагогами. В игрушку заложена только полезная для малышей информация, обучение будет проходить поэтапно. Сначала ребёнок выучит буквы, научится искать буквы по звукам, а потом освоит слога. Планшет имеет простое управление и приятные на ощупь клавиши. Дизайн игрушки полностью повторяет современные планшеты: тонкий корпус, кнопка включение/выключение, иконки на экране. Это наверняка понравится продвинутым деткам. Есть функция регулирования громкости. Развивает память, логику, внимание, зрение, слух, осязание, мелкую моторику рук. Рекомендовано детям от 1 года. Работает с помощью 3 батареек типа АА (входят в комплект).

Дошкольный возраст – это период наиболее активного развития ребенка. В его организме происходят существенные физиологические изменения, идет развитие мыслительных процессов, психики, эмоционально-волевой сферы и личности в целом.

Исследования показали, что все психические процессы у ребенка развиваются с прямым участием речи. И, очевидно, что нарушение этой человеческой функции ведет к трудностям в гармоничном развитии малыша. Чтобы своевременно помочь ребенку овладеть речью, родители должны знать закономерности речевого развития ребенка дошкольного возраста.

Возрастные отклонения речевого развития

В норме к трём годам малыш должен владеть почти всеми звуками языка, за исключением шипящих (Ш, Щ, Ч, Ж) и звука Р, Рь. Этот возраст характеризуется повышением речевой активности, дети начинают пользоваться речью, для того чтобы узнать новые для себя факты. По-другому, это возраст «почемучек».

Вот распространенные ошибки, которые совершают дети на данном этапе речевого развития:

  • замена звука Р на Л, Ль (рука - люка),
  • замена шипящих Ш, Щ, Ч, Ж мягкими Сь, Зь (шарф – сярф),
  • замена Л звуками Ль, Й (лук – люк, лампа – ямпа).

Пятилетний малыш уже должен правильно произносить все звуки речи и использовать для выражения своих мыслей не только простые, но и сложные предложения.

Если ребенок долгое время неправильно произносит звуки, то двигательные артикуляционные навыки у него закрепляются, а восприятие звуков речи искажается. Малыш неверно произносит звук, но сам этого не понимает. Если вовремя не помочь ребенку, то у него появится стойкий дефект речи, который преодолеть будет гораздо сложнее.

Формирование правильного произношения звуков у ребенка

Зачастую, если у ребенка нет хронических заболеваний, патологий развития органов речевого аппарата (языка, мягкого и твердого неба, губ), нарушений в работе нервной системы, взрослые в домашних условиях могут помочь малышу овладеть тем или иным звуком. В этом случае требуется лишь знать порядок действий, необходимых для постановки недостающего или искаженного звука.

  • Во-первых, главное, с чего стоит начать родителям – укрепление артикуляционной моторики. Это достигается посредством различных упражнений, которых литература предоставляет множество.
  • Во-вторых, это сама постановка или уточнение звука. Для каждого звука при этом есть своя методика.
  • Следующим этапом будет закрепление звука сначала в слогах, затем в словах.
  • После того как ребенок успешно произносит звук в словах, ему предлагаются задания на дифференциацию (различение) оппозиционных звуков (Ж-Ш, Ч-Щ, З-С, Т-Д и т.д.).
  • Далее идет этап заучивания потешек, скороговорок, загадок, стихов с поставленным звуком.
  • И, наконец, мы закрепляем звук в речи: рассказывание сказок, составление рассказов.

Как научить ребенка выговаривать твердый звук «Л» в домашних условиях

В этой статье хотим остановиться подробнее на постановке твердого звука «Л».

Чаще всего при произношении звука «Л» встречаются следующие недостатки: звук отсутствует совсем, заменяется другими – Ль, В, У, И. (лавка – «лявка», «уявка»). В связи с тем, что произнесение данного звука требует верхней позиции языка, нужно узнать, может ли ребенок поднять его вверх.

Для того, чтобы язык четко держал нужную позицию, предлагаем следующие упражнения, предназначенные на укрепление мышц языка:

  1. «Жало» – показать узкий язык
  2. «Жало» - «Лопатка» - показать то узкий, то широкий язык.
  3. «Качели» - язык касается попеременно то нижней, то верхней губы.
  4. «Маятник» - конец языка поворачивается в углы губ.
  5. «Накажем непослушный язычок» - высунуть язык, похлопать по нему губами (пя-пя-пя), чтобы он стал широким.
  6. «Язычок спит» - слегка прикусывать конец высунутого языка, открывая и закрывая рот, губы и язык расслаблены и неподвижны.

После того как вы заметите, что ребенок без труда справляется с предложенными упражнениями, можно приступать непосредственно к постановке звука «Л».

Первый способ вызывания Л: распластанный язык лежит неподвижно между зубами («Язычок спит»), мама предлагает спеть ААА и, не прерываясь, прикусить кончик языка, продолжая петь тот же звук, - получилось АЛЛЛ. Хочется предупредить, что не надо на данном этапе спрашивать у ребенка, какой звук у него получился. Это можно сделать только после многократного повторения упражнения, когда у него все получается.

Второй способ постановки: петь ЫЫЫЫ, при этом прикусить широкий язык. Ребенку показывается данное упражнение молча, чтобы звук Л был не слышим, иначе он произнесет его с привычным искажением.

Звук, полученный при данных приемах, закрепляется сначала в закрытых слогах (АЛ, ИЛ, ОЛ, УЛ); далее – между гласными звуками (АЛА, ИЛА, УЛО...), затем в открытых слогах (ЛА-ЛА, ЛО-ЛО, ЛУ-ЛУ, ЛА-ЛУ, ЛО-ЛУ и т.д).

  • где звук Л стоит в конце слова: тыл, осёл, стул, калач, бокал и т.д.
  • где звук Л стоит в начале слова: лыжи, лыко, лодка, лужа, лошадь и т.д.
  • где звук Л стоит в середине слова: клык, класс, слава, глаза, блоха и т.д.

Следом вы начинаете заучивать с ребенком несложные стихи, потешки, загадки, в которых часто встречается звук Л. Это позволит автоматизировать полученный звук и ввести его в речь.

Примеры:

По глади оконной стекла

тяжёлая капля стекла.

Капля упала на синий цветок

и открыла один лепесток.

Убежало, убежало,

убежало молоко.

я с трудом его поймала,

Быть хозяйкой нелегко!

Всё бело, бело, бело.

Много снегу намело.

Вот весёлые деньки!

Все на лыжи и коньки!

Если вы не уверены в своих способностях или боитесь каким-то образом навредить малышу, то всегда есть выход обратиться в специализированные центры, которых сейчас большое множество. Посетив несколько логопедических занятий и овладев навыком произношения «трудного» звука, ваше чадо вполне сможет продолжить работу по развитию речи со своими родителями.

Предлагаем с ребенком сделать упражнения, показанные в следующем видео логопеда Натальи Гориной.

Как предупредить недостатки речи

Родители должны помнить, что их поведение тоже может сказаться на развитии речи малыша. Как же должны вести себя родители, если хотят, чтобы речь их ребенка формировалась без лишних сложностей?

  • В первую очередь, с малышом необходимо разговаривать медленно, спокойно. Это связано с тем, что вследствие недостаточно развитого слухового восприятия, ребенок не успеет услышать и распознать речь взрослого.
  • Необходимо подсказывать ребенку как правильно произнести слово, которое он затрудняется сказать. Обычно малыши с удовольствием повторяют за взрослыми. Только не надо забывать, что излишняя требовательность может обидеть ребенка, и он может совсем замкнуться.
  • Не желательно перегружать ребенка ранним изучением букв и чтению, особенно если это делается без его желания, так как ожидаемый результат может быть обратным.
  • Ошибочно принуждать ребенка раннего возраста к рассказыванию стихов перед гостями. Это большой стресс для малыша, у которого речь еще не до конца сформировалась. Впоследствии такие ошибки взрослых могут привести к заиканию .
  • При позднем развитии речи не следует паниковать, необходимо просто больше уделять внимания речевым играм с ребенком для того, чтобы пополнять его пассивный словарный запас.
  • Кроме того, предупреждению недостатков речевого развития способствует нормальное функционирование других речевых органов (слухового, голосового, дыхательного аппарата, зрения, обоняния, осязания), слаженная работа которых способствует формированию правильной речи.

Не забудьте, работа по развитию речи не заканчивается быстро. Это длительный процесс. Необходимо постоянно расширять словарный запас малыша, читать ему книги, составлять рассказы по картинам, по впечатлениям, которые у него возникли. Всячески побуждать ребенка к общению, мягко и ненавязчиво исправлять его ошибки, давая ему при этом образец правильной речи.

Вашему вниманию предлагаем следующее видео, в котором можно подробно рассмотреть постановку звука "Л" в домашних условиях.

Постановка мягкого звука "Ль" рассмотрена в следующем видео.

Обычно этот звук «Л» ставится легко и быстро, но при условии очень точного и правильного выполнения упражнений например по нашей методике. Все упражнения выполняются перед зеркалом, для того, чтобы можно было проконтролировать положение губ и языка ребенка.

Итак, обо всём по порядку. Для того чтобы правильно произнести звук «Л» губы должны быть в улыбке, зубы не сомкнуты, расстояние между нижними и верхними зубами около 1 сантиметра. Кончик языка упирается в верхние зубки. Дети обычно либо пропускают этот звук, либо заменяют его звуками — Ы, Й, Ль, или В. Если спинка языка приподнята, а кончик языка опущен и отодвинут от зубов, то звук «Л» заменяется звуками «Ы» или «Й». Если кончик языка вверху, но отодвинут от зубов, то получается звук «Ль». Если ребёнок поднимает нижнюю губу к верхним зубам, то вместо звука «Л» слышен звук «В».

А теперь приступим к выполнению артикуляционных упражнений языка, чтобы исправить мягкий звук «Л» на твердый.

Упражнения для губ:

Заборчик — Зубы сомкнуты, губы в широкой улыбке. Верхние и нижние зубки хорошо видны. Держать неподвижно около 5-6 секунд.

Телевизор — Зубы сомкнуты и видны, верхняя и нижняя губы приподняты, уголки губ сдвинуты к центру. Губы образуют широкий квадрат, как при звуке «Ш». Хорошо видны два верхних и 4 нижних зуба. Держать неподвижно около 5-6 секунд.

Улыбка — Губы сомкнуты и растянуты в широкой улыбке. Держать неподвижно около 5-6 секунд.

Хоботок — Губы сомкнуты, уголки губ сдвинуты к центру. Держать неподвижно около 5-6 секунд.

Кролик — Губы сомкнуты и растянуты в широкой улыбке. Опустить нижнюю губу так, чтобы были видны только нижние зубки, а верхние были закрыты верхней губой. Держать неподвижно около 5-6 секунд.

Каждое упражнение необходимо повторить 4-5 раз.


Затем необходимо чередовать упражнения парами:

Заборчик — Телевизор, Улыбка — Хоботок, Улыбка — Кролик. Сначала чередовать в медленном темпе, повторить всё 5-6 раз, каждое положении губ удерживать неподвижно 2-3 секунды. Затем чередовать в быстром темпе 5-6 раз.

Постановка звука «Л»

Песенка ослика — Рот слегка приоткрыт, губы в широкой улыбке, верхние и нижние зубки хорошо видны. Тянуть звук «Ы- Ы- Ы». (Возможные ошибки - звук «Ы- Ы» произносится «в нос». Для проверки правильного звучания приложите тыльную сторону кисти руки к горлышку ребёнка и почувствуйте лёгкую вибрацию). Затем широко откройте рот и добавьте звук «А-А-А». Слитно произносите слог -ЫА-, оба звука тянуть. (Возможные ошибки - замена звука -А- на звук -Я-).

Повторите слог «ЫА» несколько раз и убедитесь в том, что оба звука произносятся правильно. Затем зажмите кончик языка зубками (положение губ не менять) и произносите слог -ЫА- , оба звука тянуть, при звуке -А- рот широко открыть. Если оба звука произносятся правильно, то будет слышен слог «ЛА». Обратите особое внимание на то, чтобы нижняя губа не поднималась, иначе вместо «ЛА» получится слог «ВА». Если вместо «ЛА» слышен слог «ЛЯ», то следует несколько раз повторить слог «ЫА, не зажимая кончик языка зубами убедится в том, что звук «А» не заменяется на звук «Я».

Очень часто ребёнок, услышав получившийся слог «ЛА», непроизвольно пытается сказать слог «ЛА» вместо «ЫА» и у него получается, привычно искажённый звук «Л». Поэтому первое время, выполняя упражнение, желательно чтобы Вы предлагали ребёнку сказать «ЫА», а не «ЛА».

Получившийся слог «ЛА» нужно повторять много раз, для закрепления правильного произношения. Чтобы повторять было интересно, поиграйте в игру «Тир». Игра «Тир» - на листке бумаги нарисуйте 10 кружков-мишеней. Повторяйте слог «Ла». Если слог сказан правильно, то в мишень попали - зачеркните 1 кружок, если слог «ЛА» произнесён неправильно, то поставьте точку рядом с кружком- мишенью, для обозначения промаха. Заранее договоритесь с ребёнком о том, что после скольких «промахов» вы переходите к следующей мишени. Закончив, посчитайте количество поражённых мишеней и промахов. Повторите игру 3-5 раз и сравните результаты. Сначала повторяйте слог «ЛА» по одному, а затем группами по 2-3 слога. Можно рисовать мишени из 2-3 кружков.

Добившись совершенно правильного произношения слога «ЛА», переходите к отработке правильного произношения слогов «ЛО, ЛУ, ЛЭ, ЛЫ». Следите за тем, чтобы кончик языка был зажат зубами. Чаще всего вызывает затруднение правильное произношение слога «ЛУ», так как необходимо изменить положение губ.


Когда ребёнок научится произносить все эти слоги, можно переходить к произношению слов со звуком «Л». Сначала следует повторять слова начинающихся со звука «Л». В этих словах легче правильно произнести правильно звук «Л», так как ребёнок зажимает зубами кончик языка, произносит этот звук и только потом всё слово. Сложнее произнести слово после предлога, ведь в этом случае необходимо, чтобы сразу же после произнесения предыдущего звука губы и язык быстро заняли правильное положение для звука Л». Поэтому лучше сначала повторять отдельные слова со звуком «Л». Выберите 10-15 слов которые начинаются со слога «ЛА» и повторяйте их так (звук «Л» тянуть, добиваться чёткого твёрдого «Л»):

— 1-й раз - звук - слог - слово (ЛЛ - ЛЛА - ЛЛАк, ЛЛ - ЛЛА - ЛЛАпа, ЛЛ - ЛЛА - ЛЛАмпа и так далее);

— 2-й раз - слог-слово (ЛЛА - ЛЛАк, ЛЛА - ЛЛАпа, ЛЛА - ЛЛАмпа и так далее.);

— 3-й раз - по одному слову, звук «Л» тянуть;

— 4-й раз - игра «исправь взрослого» - Вы повторяете слова, чередуя, правильное и искажённое «Л». Ребёнок должен определить, правильно ли сказано слово и, повторить его правильно;

— 5-й раз - группами по 3 слова (1-е, 2-е, 3-е слово, 2-е, 3-е, 4-е слово, 3-е, 4-е, 5-е слово и т.д.). Это задание самое сложное, так как ребёнок стара

Если ребёнку легко даётся правильное произношение звука «Л», то можно начать со второго задания (слог - слово).

Вот примерный набор слов для отработки звука «Л»

На первом этапе, повторяя слоги и слова, зажимайте кончик языка при звуке «Л». Но это положение язычка является подготовительным. При правильном положении кончик языка находится за зубами и упирается в верхние передние зубы. Поэтому постепенно пробуйте переводить язык за зубки и старайтесь добиться чёткого твёрдого звука «Л» при правильном положении языка.

Очень хороший, последовательно подобранный и разнообразный речевой материал можно найти в книге Ю.Б. Норкиной «Домашняя тетрадь для логопедических занятий с детьми» выпуск 1, звук «Л». Кроме слов, предложений, стихов и рассказов в книге много упражнений для формирования правильного грамматического строя речи, а также задания для развития связной речи ребенка.

Неправильное произношение звуков “л” и “р” режет слух и взрослым, и детям. Своевременная логопедическая коррекция - исправление произношения в лёгкой игровой форме, пока у ребёнка не снизилась самооценка из-за насмешек детей. Постановка звука “л” происходит легко и быстро при условии, что проблема выявлена своевременно и родители понимают, насколько важна правильная артикуляция звука “л” и для формирования речи, и для уверенности малыша.

Варианты неправильного произношения звука

Есть несколько версий того, как искажается буква “л” при говорении:

  • вместо согласной буквы “л” выговаривается гласная: «ыожка» – «ложка», «ыпша» – «лапша»;
  • заменяют «л» на «ува»: «хотеува» – «хотела», «еува» – «ела»;
  • меняют на «р»: «рапша» – «лапша», «рокоть» – «локоть»;
  • вместо “л” на быстром выдохе с надуванием щёк слышится «ф», с выходом через нос – «н».

Ребёнок не выговаривает этот звук по разным причинам. И по манере произношения можно понять, в чём причина того, почему ему трудно говорить «л», не получается произносить букву.

Причины нарушения произношения звука л

Существует несколько причин, когда произношение “л” не формируется или нарушается:

  • малыш ещё не научился говорить этот звук и он его просто пропускает: например, «ивень» вместо «ливень». В возрасте 4-5 лет дети уже осваивают его, а к 6 годам ребёнок уже не просто разговаривает, а уже может дифференцировать твёрдый звук от мягкого;
  • для межзубного произношения характерна неправильная постановка языка, хотя акустически он получается отчётливо;
  • двугубное произношение: язык лежит на «дне», что характерно для звучания английского языка. Так бывает, когда ребёнку приходится общаться в семье на нескольких языках;
  • подвижная нижняя губа и расслабленный язык - получается «в» вместо «л»: «развивка» – «развилка»;

В этих случаях артикуляционные нарушения объясняются неправильным алгоритмом произношения, а именно - не сформировано положение языка. Также встречаются нарушения, когда нарушена дифференциация из-за неправильного дыхания, не того положения кончика языка, его серединки:

  • образование звука происходит за счёт губ, а не языка;
  • кончик языка опускается вниз, вместо того, чтобы упереться в резцы;
  • середина языка приподнята, а кончик языка опущен, а нужно наоборот.

Описанные нарушения обусловлены особенностями артикуляционного аппарата. В этих случаях автоматизация правильного звука л займёт буквально пару занятий с логопедом. Также быстро с этим можно справиться и в домашних условиях. Если же происходит постановка звуков при , связанной с органическими, функциональными нарушениями ЦНС, необходима поэтапная системная постановка и автоматизация звука л.

Постановка звука л

Перед началом занятий ребенку необходимо подробно объяснить и показать как правильно произносится звук. При этом логопед, или родитель должен показать малышу как правильно должен работать артикуляционный аппарат, также можно использовать наглядные материалы.

Артикуляция звука л

Правильная артикуляция звука л: острый язык поднят за верхние зубы, упирается в альвиолы (бугорки на небе, расположенные за верхними зубами). Форма языка при этом напоминает седло, воздух выходит по краям языка.

Артикуляционная гимнастика для звука л

Существуют несколько способов постановки звука л, среди которых первое место занимает для формирования звука л. Ребёнку она понравится за счёт весело обыгранных артикулярных упражнений:

  • выдувайте мыльные пузыри, дуйте на свечи, кораблики на воде;
  • «лодочка»: расслабленный широкий язычок нужно разместить на нижней губе и постараться свернуть из него лодочку, не поднимая его;
  • «змейка»: растянуть губы, словно в улыбке, и вытянуть вперёд острый твёрдый язык;
  • «самый длинный язык»: высовывать его как можно дальше и стараться доставать то подбородка, то кончика носа, то щёк;
  • «лошадка»: раскрыть рот, языком прикоснуться между верхними резцами и постукивать им там так, чтобы получалось цоканье лошадиных копыт;
  • «индюк»: открыть рот, расслабить губы и поставленным языком поглаживать им верхнюю губу движениями языка сверху вниз, приговаривая «бл».

Есть много видео о том, как делать эти упражнения на подготовку к звуку Л. Занятия для дошкольников проводятся в непринуждённой обстановке 1-2 раза в день.

Автоматизация звука Л

Перед тем, как начинать учить ребёнка выговаривать букву Л, необходимо проводить разминку артикуляционной гимнастикой. Это позволит подготовить речевой аппарат к работе, тонизирует язык, губы и щёки. По-сути, гимнастика - это логопедические упражнения для постановки изолированного звука.

Предлагаем конспект занятий по автоматизации звука Л в слогах, предложениях, который поможет мамам организовать этот процесс в домашних условиях. Также к изолированному выговариванию звука стимулируют загадки про букву Л, поскольку ответ - это и есть сама Л. Как только ребёнок научился выговаривать Л изолированно, переходите к автоматизации звука Л в прямых слогах.

Если ребёнок ещё не читает самостоятельно, сначала произнесите его сами, а потом предложите малышу:

А после освоения, в обратных слогах:

Следующий этап - автоматизация Л в словах. Необходимо придерживаться такой последовательности:

  • звук в конце слова: пол, зал, угол, канал, стукнул, ущипнул;

  • звук в середине слова: волк, толк, жалко, галка, фиалка, вулкан, заколка, косилка;

  • звук стоит в паре с согласными: флаг, клуб, пламя, глыба, флажок, глобус, планета, блокнот;

  • в одном слове находится 2 звука: плыл, полол, лазил, ломал, глотал, плакал, молотил, колокол.

Чтобы звук поставить в словах, словосочетаниях нужно освоить сначала твёрдое проговаривание, потому что при смягчении произносить звук тяжелее.

После освоения Л в словах, осваивают звук в словосочетаниях и предложениях:

спелая клубника, оловянный солдатик, сломанная пила;

спрягать предложения, проговорив сначала фразы в первом лице, потом в множественном лице и от третьего лица: «Я сломал (а) велосипед - Мы сломали велосипед - Она сломала велосипед”.

Затем читаем, учим на букву Л стихи. В специальных стихотворениях звук встречается едва ли не в каждом слове.

При чтении, повторении стишков следует проговаривать слова размеренно, не спеша, чтобы ребёнок выговаривал звук чётко. Ускорять речь необходимо в скороговорках и загадках. Например, «Вот весёлый колобок покатился, как клубок». Или «Палку толкал лапкой Полкан».

Игры на закрепление произношения

Игровая форма логопедических занятий позволяет пробудить у малыша интерес, увлечься процессом. Вот примеры игр на закрепление произношения Л:

  • «Дорожки»: на листе бумаги написана большая буква Л и волнистые дорожки от неё к предметам, которые начинаются на этот звук. Ребёнку нужно поставить пальчик на букву и от неё вести по линии, всё время проговаривая звук, а в конце назвать предмет.

  • «Колобки»: необходимо изготовить фигурку лисы и 10 колобков, а также картинки со словами, содержащими букву Л в разных частях слова. Если малыш правильно называет слово с картинки и чётко произносит звук Л, то колобок убегает от лисы, если нет - она его съедает.

  • «Предметные картинки»: готовят картинки со словами с л и предлагают малышу назвать изображение, а затем найти необходимый предмет. Например: покажи стул, покажи яблоко.

Структура индивидуального логопедического занятия

Методически грамотная последовательность и длительность каждого из упражнений - залог быстрого освоения звука Л. Важное условие - чтобы ребёнок не уставал. Для этого придерживайтесь таких временных рамок:

  1. Гимнастика для артикуляционного аппарата - не больше 7 минут.
  2. Постановка звука и автоматизация - 10-15 минут. Из них первых 5 минут повторяют материал прошлых занятий, а остальное время посвящают новым слогам, словам, предложениям.
  3. Фонематическая работа по закреплению - 10 минут.

С малышами 4-5 лет нужно заниматься до 20 минут ежедневно. С детьми постарше - полчаса.

Временные рамки не должны быть жёсткими, поскольку в некоторые дни малыш может утомляться быстрее, а в другие - хотеть заниматься дольше. Если ребёнку тяжело удерживать внимание, предложите выполнять упражнения параллельно с другими занятиями. Например, специальная раскраска с буквой Л, в которой малыш будет закрашивать её и повторять слога за мамой.

Цель: Закрепление навыка различия звуков Л-ЛЬ в слогах, словах, фразах.

Задачи: Продолжать учить дифференцировать звуки по твердости-мягкости, звуковому анализу. Составление предложений по опорным предметам. Развивать фонематическое восприятие, связную речь, воображение, мышление, общую и мелкую моторику, внимание, память. Использование выразительных движений в воспитании эмоций, приобретение навыков в саморасслаблении.

Оборудование: магнитная доска, магниты, цветные карандаши, картинки на звуки Л-ЛЬ, индивидуальные карточки с фонариками (зеленый и синий) и изображением предметов, в названии которых звуки Л-ЛЬ

Ход занятия

1. Организационный момент

Упражнения на активизацию внимания:

Игра “Дотянись рука”.

– Ну-ка, правая рука, дотянись до левого ушка. А ты, левая рука, до правого глазка: И так далее.

– Здравствуйте, дети, сегодня у нас необычное занятие: к нам пришли гости, они улыбаются вам. И вы улыбнитесь гостям. Улыбнитесь друг другу. Улыбнитесь и мне.

2. Сообщение темы

– А вот чем мы будем заниматься на занятии, вы узнаете, когда прослушаете стихотворение. И не просто прослушайте, а попробуйте определить, какой звук чаще других слышится в этом стихотворении?

Мама купала в ванне малышку.
Мылом, мочалом мыла голышку.
Около мамы Мила стояла,
Тёплой водой малыша обливала.
Аллочка ласково вытрет младенца
Тёплым, лохматым, большим полотенцем.

– [Л]
– Правильно. Сегодня мы с вами будем учиться правильно различать звуки Л и Ль.

3. Артикуляционная гимнастика, дыхательная гимнастика

– А для того, чтобы правильно и красиво говорить звуки Л и Ль, мы должны потренировать, дыхание, губы и язык.

Развитие нижнедиафрагмального дыхания:

Вдох (носом) – выдох пфф
Вдох (носом) – выдох пфф, пфф
Вдох (носом) – выдох пфф, пфф, пфф

Со звуками:

Вдох (носом) – выдох А
Вдох (носом) – выдох АО
Вдох (носом)– выдох АОУ

Упражнения для языка:

“ЧАСИКИ”. Рот приоткрыт. Губы растянуты в улыбку. Кончиком узкого языка попеременно тянуться к уголкам рта.
“ЗМЕЙКА”. Рот широко открыт. Узкий язык сильно выдвинуть вперёд и убрать в глубь рта.
“КАЧЕЛИ”. Рот открыт. Напряжённым языком тянуться к носу и подбородку или к верхним и нижним резцам.
“СПРЯЧЬ КОНФЕТКУ”. Рот закрыт. Напряженным языком упереться то в одну, то в другую щеку.
“ПОЧИСТИТЬ ЗУБЫ”. Рот закрыт. Круговым движением языка провести между губами и зубами.
“КАТУШКА”. Рот открыт. Кончик языка упирается в нижние резцы, боковые края прижаты к верхним коренным зубам. Широкий язык “выкатывается” вперёд и убирается в глубь рта.
“ВКУСНОЕ ВАРЕНЬЕ”. Рот открыт. Широким языком облизать верхнюю губу и убрать язык в глубь рта.

Ребята, давайте повторим чистоговорки (чистоговорки знакомые детям )

Ла-ла-ла, ла-ла-ла – не заметили стекла
Лу-лу-лу, лу-лу-лу – мы не били по стеклу
Ла-ла-ла, ла-ла-ла – только нет в окне стекла

Лу-лу-лу, лу-лу-лу – возле окон на полу
Лы-лы-лы, лы-лы-лы – забивали мы голы

Ли-ли-ли, ли-ли-ли – тополя видны в дали
Ле-ле-ле, ле-ле-ле – много их у нас в селе
Ля-ля-ля, ля-ля-ля – но от них в пуху земля
Ля-ля-ля, ля-ля-ля – все мы любим тополя
Лю-лю-лю, лю-лю-лю – тополя и я люблю

Ля-ла, ля-ла, ля-ла-ла – у Лены куколка была
Ли-лы, ли-лы, ли-лы-лы – кукле валенки малы
Ле-ло, ле-ло, ле-ло-ло – в пальто куколке тепло

Ло-ло-ло, ло-ло-ло – на улице тепло
Лу-лу-лу, лу-лу-лу – стол стоит в углу
Ул-ул-ул – у нас сломался стул
Оль-оль-оль – мы купили соль.

4. Развитие фонематического восприятия

Выделение звука Л из ряда изолированных звуков.

– Я буду произносить звуки, а вы хлопните в ладоши, когда услышите звук Л (В Л Т Л Н С Л Л Ф Л).

Выделение слога со звуком Л из ряда слогов.

– Я буду произносить слоги, а вы хлопните в ладоши, когда услышите слог со звуком Л (МА ЛА РО ЛО КУ ЛУ СЫ ЛЫ ТУ).

Выделение слова со звуком Л из ряда слов.

– Дети, мы с вами знаем твердый звук Л и мягкий звук Ль. Сейчас я вам буду говорить слова, в которых слышится л и ль. Если в слове слышится мягкий звук Ль, вы поднимите зелёную карточку, а если твёрдый звук Л – синюю карточку.

Примерные слова: мел, мель, моль, кол, угол, уголь, укол, лодка, лёд, люк, лук, лён, лыжи, липа.

По тому же образцу можно выделить имена с мягким слогом ля: Алла, Аля, Миля, Мила, Коля, Оля.

Упражнение проводится также с выставлением цветовых сигналов звуков л и ль.

5. “Зажги фонарик”.

– Ребята, к нам на занятие пришли ещё гости, сестрёнка с братиком, Лада и Лёша (на магнитную доску вывешиваются куклы) . Приложение 1

Посмотрите, какая у них одёжка – синяя у Лады, зелёная у Лёши. Как вы думаете, почему?

– Потому что звук Л в слове Лада – твёрдый, он обозначается синим цветом. А звук Ль в слове Лёша – мягкий, он обозначается зелёным цветом.

– Необходимо разобрать картинки для Лады и Лёши, проговаривая название картинки и четко выделяя звуки Л, Ль. Картинки вывешиваются на магнитную доску. Приложение 2

6. Произношение звуков в словах. Звуковой анализ и синтез

– Ребята, где находится звук [Л], [Ль] в названиях картинок: в начале, в середине или в конце? Проведите стрелки к схемам. Приложение 3

7. Дифференциация твердого и мягкого звуков Л, ЛЬ в словах

а). У каждого ребенка одна из картинок: лук, картофель, яблоко, лимон, клубника, малина, гладиолус, лилия, дятел, цапля, халат, пальто.

– Картинки со звуком ЛЬ нужно отдать Лёше, а со звуком Л – Ладе.

б). Логопед выставляет на магнитной доске картинки Лады и просит подобрать к каждой из них пару из картинок Лёши, объяснить свой выбор.

Например:Пола – поля, гладя – глядя, юла – Юля, флаги – фляги, клон – клён, лук – люк, был – быль, цел – цель, ел – ель, стал – сталь, дал – даль, пыл – пыль, угол – уголь.

8. Игра “Полочки”

Помогите Ладе и Лёше прибраться в шкафу на полочках. Необходимо убрать лишние предметы. Приложение 4

9. Закрепление произношения звуков Л – ЛЬ во фразе

Все слова в предложении произнесите правильно, чётко выделяя звуки Л, Ль. (Ребята выполняют задание по очереди, повторяя за педагогом.

Оля пела.
Наша Юля как юла.
У Коли в руке флаг, на боку фляжка.
Можно крышу настилать, можно домик заселять.
Я разжал кулачок – на ладони светлячок.
Мы ходили по полям и делили пополам все, что находили.
Вот идут на задних лапках две собачки в модных шляпках.
Без сомненья, лев силен, но слабее он, чем слон.
Летят самолеты, сидят в них пилоты.
Едет комбайн на колесах, режет спелые колосья.
Люда, у тебя под ногами лужа.
Села галка на крышу клуба и чистит клюв.
Ларисе нужна не любая, а голубая краска.
Сыпь уголь в этот угол.
Галка ходит у реки по гальке.
Меня разбудил будильник.

10. Доскажи, подобрав слова

– Ребята, Лада и Лёша придумали для вас двустишия, которые вы должны закончить, правильно подобрав слова, близкие по звучанию и смыслу. Но обратите внимание на то, что слова должны содержать звуки Л, Ль.

Не послушал Зайка папу –
Отдавили Зайке … (лапу ).

Дети в скверике сидели
И мороженое …(ели ).

А возле этой елки
Бродили злые … (волки ).

Ёлочка, елка,
Колкая … (иголка ).

Стала петь мышонку утка:
– Га-га-га, усни, … (малютка )!

Часто к озеру напиться
Ходит рыжая … (лисица ).

Стала жаба важно квакать:
– Ква-ква-ква, не надо … (плакать )!

Заг, давай играть в футбол!
Забивай скорее … (гол )!

Вдруг небо тучей затянуло,
Из тучи молния … (сверкнула ).

Я не бегаю к врачу –
Я сама его … (лечу ).

Мы не ели, мы не пили,
Бабу снежную … (лепили ).

Упражнение “доскажи слова”

– Помогите Ладе и Леше составить слова, подобрав правильно слог со звуком Л.

11. Составление предложений по картинкам

(Использовать слова, в которых есть звук Л) Приложение 7

12. Итог занятия

а) Молодцы, ребята, вы сегодня хорошо потрудились. Лада и Лёша довольны вашими ответами.
б) Домашнее задание: отгадать загадки, выучить одну из скороговорок.

Список литературы:

  1. Бурдина С.В.
  2. Логопедическая тетрадь на звуки [л], [л’]. – Киров: Весна – дизайн, 2006.
  3. Генинг М. Г., Герман Н. А.
  4. Обучение дошкольников правильной речи. Пособие для воспитателей детских садов. 4-е издание. – Чебоксары: Чувашское книжное издательство, 1980.
  5. Герасимова А.С.
  6. Энциклопедия развития и обучения дошкольника для 1–6 лет. – М.: ОЛМА Медиа Групп, 2009.
  7. Гербова В. В.
  8. Занятия по развитию речи с детьми 4–6 лет (старшая разновозрастная группа): Кн. для воспитателя дет. сада. – М.: Просвещение, 1987.
  9. Лебедева И.Л.
  10. Трудный звук, ты наш друг! Звуки Л, Ль: Практическое пособие для логопедов, воспитателей, родителей. – М.: Вен-тана-Граф, 2008.
  11. Максаков А. И.
  12. Правильно ли говорит ваш ребёнок: Пособие для воспитателя дет. сада. – М.: Просвещение, 1982.
  13. Максаков А. И.
  14. Правильно ли говорит ваш ребёнок: Пособие для воспитателя дет. сада. – 2-е издю., испр – М.: Просвещение, 1982.
  15. Морозова И., Пушкарёва М.
  16. Уроки логопеда. Учимся говорить правильно. – М.: Стрекоза, 2010.
  17. Солнечный зайчик. Газета для дошкольников с подсказками для родителей. – №6, март, 2010.