Был ли альберт эйнштейн двоечником. "не верьте, что эйнштейн плохо учился в школе" Эйнштейн был двоечником по физике

Альберт Эйнштейн родился 14 марта 1879 года в южногерманском городе Ульме, в небогатой еврейской семье.

Учёный жил в Германии и США, впрочем, всегда отрицал, что знает английский язык. Учёный был общественным деятелем-гуманистом, почётным доктором около 20 ведущих университетов мира, членом многих академий наук, в том числе иностранным почётным членом АН СССР (1926).

Эйнштейн в 14 лет. Фото: Commons.wikimedia.org

Открытия великого гения в науке дали огромный рост математике и физике в XX столетии. Эйнштейн является автором около 300 работ по физике, а также автором более 150 книг в области других наук. За свою жизнь им было разработано много значительных физических теорий.

АиФ.ru собрал 15 интересных фактов из жизни всемирно известного учёного.

Эйнштейн плохо учился

В детстве знаменитый учёный не был вундеркиндом. Многие сомневались в его полноценности, а его мать даже подозревала врождённое уродство своего ребёнка (у Эйнштейна была большая голова).

Эйнштейн так и не получил аттестата об образовании в гимназии, однако заверил родителей, что сам сможет подготовиться к поступлению в Высшее техническое училище (Политехникум) в Цюрихе. Но с первого раза он провалился.

Всё-таки поступив в Политехникум, студент Эйнштейн очень часто прогуливал лекции, читая в кафе журналы с последними научными теориями.

После получения диплома он устроился работать экспертом в патентное бюро. В связи с тем, что оценка технических характеристик у молодого специалиста занимала чаще всего около 10 минут, он много занимался разработкой собственных теорий.

Не любил спорт

Кроме плавания («вид спорта, который требует наименьшей энергии», как говорил сам Эйнштейн), он избегал любой энергичной деятельности. Однажды учёный сказал: «Когда я прихожу с работы, я не хочу делать ничего, кроме работы ума».

Решал сложные задачи игрой на скрипке

У Эйнштейна был особый способ мышления. Он выделял те идеи, которые были неизящны или дисгармоничны, исходя в основном из эстетических критериев. Потом он провозглашал общий принцип, по которому восстановилась бы гармония. И делал прогнозы, как поведут себя физические объекты. Такой подход давал ошеломляющие результаты.

Любимый инструмент Эйнштейна. Фото: Commons.wikimedia.org

Учёный тренировал в себе умение подняться над проблемой, увидеть её с неожиданного ракурса и найти неординарный выход. Когда он оказывался в тупике, играл на скрипке, решение внезапно всплывало в голове.

Эйнштейн «перестал носить носки»

Говорят, Эйнштейн был не очень опрятным и однажды по этому поводу высказался так: «Когда я был молодым, я узнал, что большой палец всегда заканчивается дыркой в носке. Так что я перестал носить носки».

Любил курить трубку

Эйнштейн был пожизненным членом клуба Монреальских курильщиков трубок. Он очень уважительно относился к курительной трубке и считал, что она «способствует спокойно и объективно судить о делах человеческих».

Ненавидел фантастику

Чтобы не исказить чистую науку и дать людям ложную иллюзию научного понимания, он рекомендовал полное воздержание от любого типа научной фантастики. «Я никогда не думаю о будущем, оно и так скоро придёт», — говорил он.

Родители Эйнштейна были против его первого брака

Со своей первой женой Милевой Марич Эйнштейн познакомился в 1896 году в Цюрихе, где они вместе учились в Политехникуме. Альберту было 17 лет, Милеве — 21. Она была из католической сербской семьи, жившей в Венгрии. Сотрудник Эйнштейна Абрахам Пайс, ставший его биографом, в фундаментальном жизнеописании своего великого шефа, изданном в 1982 году, писал, что оба родителя Альберта были против этого брака. Только на смертном одре отец Эйнштейна Герман дал согласие на женитьбу сына. А Паулина, мать учёного, так и не приняла невестку. «Всё во мне сопротивлялось этому браку», — цитирует Пайс письмо Эйнштейна 1952 года.

Эйнштейн со своей первой женой Милевой Марич (ок. 1905). Фото: Commons.wikimedia.org

За 2 года до свадьбы, в 1901 году, Эйнштейн так писал своей возлюбленной: «…Я потерял разум, умираю, пылаю от любви и желания. Подушка, на которой ты спишь, во стократ счастливее моего сердца! Ты приходишь ко мне ночью, но, к сожалению, только во сне…».

Однако спустя короткое время будущий отец теории относительности и будущий отец семейства пишет своей невесте уже совсем в ином тоне: «Если хочешь замужества, ты должна будешь согласиться на мои условия, вот они:

  • во-первых, ты будешь заботиться о моей одежде и постели;
  • во-вторых, будешь приносить мне трижды в день еду в мой кабинет;
  • в-третьих, ты откажешься от всех личных контактов со мной, за исключением тех, которые необходимы для соблюдения приличий в обществе;
  • в-четвёртых, всегда, когда я попрошу тебя об этом, ты будешь покидать мою спальню и кабинет;
  • в-пятых, без слов протеста ты будешь выполнять для меня научные расчёты;
  • в-шестых, не будешь ожидать от меня никаких проявлений чувств».

Милева приняла эти унизительные условия и стала не только верной женой, но и ценным помощником в работе. 14 мая 1904 года у них рождается сын Ганс Альберт, единственный продолжатель рода Эйнштейнов. В 1910 году родился второй сын Эдуард, который с детства страдал слабоумием и закончил свою жизнь в 1965 году в цюрихской психиатрической лечебнице.

Твёрдо верил, что получит Нобелевскую премию

Фактически первый брак Эйнштейна распался в 1914 году, в 1919 году уже при юридическом бракоразводном процессе фигурировало следующее письменное обещание Эйнштейна: «Обещаю тебе, что когда я получу Нобелевскую премию, то отдам тебе все деньги. Ты должна согласиться на развод, в противном случае ты вообще ничего не получишь».

Супруги были уверены, что Альберт станет нобелевским лауреатом за теорию относительности. Нобелевскую премию он действительно получил в 1922 году, хотя и с совсем другой формулировкой (за объяснение законов фотоэффекта). Эйнштейн слово сдержал: все 32 тыс. долл. (огромная сумма для того времени) он отдал бывшей жене. До конца своих дней Эйнштейн заботился и о неполноценном Эдуарде, писал ему письма, которые тот даже не мог прочесть без посторонней помощи. Навещая сыновей в Цюрихе, Эйнштейн останавливался у Милевы в её доме. Милева очень тяжело переживала развод, длительное время находилась в депрессии, лечилась у психоаналитиков. Умерла она в 1948 году в возрасте 73 лет. Чувство вины перед первой женой тяготило Эйнштейна до конца его дней.

Второй женой Эйнштейна была его сестра

В феврале 1917 года 38-летний автор теории относительности не на шутку заболел. Чрезвычайно интенсивная умственная работа при плохом питании в воюющей Германии (это был берлинский период жизни) и без должного ухода спровоцировала острую болезнь печени. Потом добавилась желтуха и язва желудка. Инициативу по уходу за больным взяла на себя его двоюродная по материнской линии и троюродная по отцовской линии сестра Эльза Эйнштейн-Ловенталь . Она была на три года старше, разведена, имела двух дочерей. Альберт и Эльза были дружны с детства, новые обстоятельства способствовали их сближению. Добрая, сердечная, по-матерински заботливая, словом, типичная бюргерша, Эльза обожала ухаживать за своим знаменитым братом. Как только первая жена Эйнштейна — Милева Марич — дала согласие на развод, Альберт и Эльза поженились, дочерей Эльзы Альберт удочерил и был с ними в прекрасных отношениях.

Эйнштейн с женой Эльзой. Фото: Commons.wikimedia.org

Не относился к неприятностям серьёзно

В обычном состоянии учёный был неестественно спокоен, почти заторможен. Из всех эмоций предпочитал самодовольную жизнерадостность. Абсолютно не выносил, когда кто-то рядом был печален. Он не видел того, чего видеть не хотел. Не относился серьёзно к неприятностям. Считал, что от шуток беды «рассасываются». И что их можно перевести из личного плана в общий. Например, сравнить горе от своего развода с горем, приносимым народу войной. Подавлять эмоции ему помогали «Максимы» Ларошфуко, он их постоянно перечитывал.

Не любил местоимение «мы»

Он говорил «я» и не разрешал никому произносить «мы». Смысл этого местоимения просто не доходил до учёного. Его близкий друг лишь раз видел невозмутимого Эйнштейна в ярости, когда жена произнесла запретное «мы».

Часто замыкался в себе

Чтобы быть независимым от общепринятых мнений, Эйнштейн часто замыкался в одиночестве. Это было привычкой детства. Он даже разговаривать начал в 7 лет потому, что не желал общаться. Он строил уютные миры и противопоставлял их реальности. Мир семьи, мир единомышленников, мир патентного бюро, в котором работал, храм науки. «Если сточные воды жизни лижут ступени вашего храма, закройте дверь и засмейтесь… Не поддавайтесь злобе, оставайтесь по-прежнему святым в храме». Этому совету он следовал.

Отдыхал, играя на скрипке и впадая в транс

Гений всегда старался быть сосредоточенным, даже когда нянчился с сыновьями. Писал и сочинял, отвечая на вопросы старшего сына, качая на колене младшего.

Эйнштейн любил отдохнуть у себя на кухне, наигрывая на скрипке мелодии Моцарта.

А во второй половине жизни учёному помогал особый транс, когда ум его ничем не ограничивался, тело не подчинялось заранее установленным правилам. Спал, пока не разбудят. Бодрствовал, пока не отправят спать. Ел, пока не остановят.

Последний свой труд Эйнштейн сжёг

В последние годы жизни Эйнштейн работал над созданием Единой теории поля. Её смысл, главным образом, заключается в том, чтобы с помощью одного единственного уравнения описать взаимодействие трёх фундаментальных сил: электромагнитных, гравитационных и ядерных. Скорее всего, неожиданное открытие именно в этой области и побудило Эйнштейна уничтожить свой труд. Что это были за работы? Ответ, увы, великий физик навеки унёс с собой.

Альберт Эйнштейн в 1947 году. Фото: Commons.wikimedia.org

Разрешил исследовать свой мозг после смерти

Эйнштейн считал, что только маньяк, одержимый одной мыслью, способен получить значительный результат. Он дал согласие, чтобы его мозг исследовали после его смерти. В итоге мозг учёного был извлечён через 7 часов после смерти выдающегося физика. И тут же украден.

Смерть настигла гения в Принстонской больнице (США) в 1955 году. Вскрытие проводил патологоанатом по имени Томас Харви . Он извлёк мозг Эйнштейна для изучения, но вместо того, чтобы предоставить его науке, забрал его лично себе.

Рискуя своей репутацией и рабочим местом, Томас поместил мозг величайшего гения в банку с формальдегидом и унёс его к себе домой. Он был убеждён, что такое действие является научным долгом для него. Мало того, Томас Харви в течении 40 лет посылал кусочки мозга Эйнштейна для исследования ведущим неврологам.

Потомки Томаса Харви пытались вернуть дочери Эйнштейна то, что осталось от мозга её отца, но от такого «подарка» она отказалась. С тех пор и по сегодняшний день остатки мозга, по иронии, находятся в Принстоне, откуда он и был украден.

Учёные, которые исследовали мозг Эйнштейна, доказали, что серое вещество отличалось от нормы. Научные исследования показали, что области мозга Эйнштейна, ответственные за речь и язык, уменьшены, в то время как области, ответственные за обработку численной и пространственной информации, увеличены. Другие исследования констатировали увеличение количества нейроглиальных клеток*.

*Глиальные клетки [ glial cell ](Греч.: γλοιός — липкое вещество, клей) — тип клеток нервной системы. Глиальные клетки в совокупности называют нейроглией или глией. Они составляют по крайней мере половину объёма центральной нервной системы. Число глиальных клеток в 10-50 раз больше, чем нейронов. Нейроны центральной нервной системы окружены глиальными клетками.

Немецкая Википедия утверждает, что этот миф связан с ошибкой первого биографа Эйнштейна . И в Германии и в Швейцарии принята шестибальная шкала оценок. Но в Германии лучшая оценка - это 1, худшая - 6. А в Швейцарии - наоборот: лучшая - 6, худшая - 1. И вот, мол, биограф перепутал оценки в швейцарском аттестате с немецкими .

Правда, эта теория не объясняет, как Эйнштейн - по мнению биографа - смог поступить в политехнический институт, имея "6" по всем математическим дисциплинам и физике, а также - "5" по химии и ряду других предметов.

Вот гипотеза о происхождении мифа:

Das Gerücht, dass Einstein allgemein ein schlechter Schüler war, ist falsch: Es geht auf Einsteins ersten Biografen zurück, der das Benotungssystem der Schweiz mit dem deutschen verwechselte.

Объективно Эйнштейн не был плохим учеником (по русски - "двоечником" или "троечником"), как не был и "круглым отличником" или даже "хорошистом". Он еще в детстве был весьма своеволен, не особо хотел учить не интересующие его предметы (а интересующие, наоборот, изучал сверх программы; заодно утратил религиозность в 12 лет) - отметки получал соответствующие (но, как минимум, удовлетворительные), не боялся высказывать свое мнение и спорить с авторитетами (учителями, директором гимназии или собственным отцом: как минимум, в вопросе о высшем образовании он пошел в политехнический, куда сам хотел, а не туда, куда хотел направить отец).

Немецкую гимназию Эйнштейн не закончил не из-за неуспеваемости (неудовлетворительных оценок у него не было) , а из-за конфликта с директором и учителями. Те считали, что Эйнштейн слишком плохо себя ведет и, к тому же, негативно влияет на других. Словом, не почитает авторитеты и не вписывается в систему. Тем не менее, Эйнштейн не был исключен, а просто ушел сам. В 15 лет, между прочим. Тем более, что родители жили уже в другой стране (в Италии), а через пару-тройку лет грозил призыв на службу в кайзеровской армии (достаточно было дожить до 17 лет в Германии, чтобы превратиться в военнообязанного), куда Эйнштейн совершенно не хотел. От немецкого подданства он, кстати, вскоре тоже отказался и ряд лет не имел вообще никакого гражданства.

В 16 лет - в Италии - он написал первую научную статью ("Об изучении состояния эфира в магнитном поле"), которую послал своему дяде в Бельгию для ознакомления. (А какую научную статью написали вы в ваши 16 лет? Я, например, никакую.) В научные журналы работа не посылалась и не публиковалась.

Потом семья переехала в Швейцарию и Эйнштейн попытался поступить в политехнический . Поскольку не имел образования, дающего право на поступление в ВУЗ (в Германии это называется Abitur, в Швейцарии - Matura), пришлось сдавать вступительные экзамены (кстати, оставшись в гимназии он все еще продолжал бы учиться и ни в какой ВУЗ в 16 лет не поступал бы). Провалил то ли экзамен по французскому (как утверждает немецкая Википедия), то ли еще и ботанику (как утверждает русская), то ли - до кучи - еще и зоологию (как утверждается в предыдущем ответе). В любом случае, все остальное он сдал, хотя в гимназии не доучился, а частных уроков, вроде, не брал (кроме обучения игре на скрипке).

По рекомендации одного из профессоров политехнического, Эйнштейна приняли доучиваться в швейцарскую школу , где он и получил свой аттестат насчет сдачи экзаменов на эту самую Matura (французский - на 3, то есть - в пятибальной системе - на тройку с минусом). После чего поступил в политехнический , где продолжил в своем прежнем духе: прогуливал лекции по не интересовавшим его предметам (готовился к экзаменам по конспектам сокурсников). На сей раз в "опалу" попала уже математика, как слишком затеоретизированная и далекая от проблем физики. Впоследствии, работая над ОТО, Эйнштейн, якобы, изменил свое мнение на сей счет и высказывал сожаление по поводу прогулов математических лекций в период обучения в политехническом.

Вы знаете, что великий ученый двадцатого столетия Альберт Эйнштейн, в школьные годы считался лентяем, неспособным хорошо учиться?

Преподаватели Эйнштейна действительно считали его умственные способности очень скудными. Из-за этого Альберт Эйнштейн в конце учебы в гимназии не смог получить аттестата зрелости, который получили другие учащиеся. Он даже не смог с первой попытки поступить в Цюрихский Политехникум.

Но все эти факты на самом деле, были свидетельством не скудного ума гения, а ошибками образовательного процесса. Сам Эйнштейн, будучи уже взрослым, признался, что ему претили существующие методы образования. По его словам, они на корню убивали все творческие процессы, которые зарождались в головах учащихся. Вот точная цитата из его слов: «убивали священную любознательность, свойство, необходимое для научных изысканий».

Эйнштейн с большим негативом относился к механическому заучиванию научного материала, он считал этот метод вредным, так как творческий процесс мышления не совместим с простым «зазубриванием».
Вот такой вот интересный факт был в жизни величайшего ученого Альберта Эйнштейна. Этот факт должен заставить задуматься тех людей, которые формируют нашу современную образовательную систему. Ведь если сам Эйнштейн считал механическое изучение материала вредным для развития мышления, то имеем ли мы, «простые смертные» право, спорить с ним? Над этим стоит поразмышлять каждому из нас.

Что же мы в действительности знаем об этом человеке?

Ассоциативный механизм мозга подсовывал образы и формулы - растрепанные в творческом хаосе волосы на голове, пышные усы, Е=mc2, высунутый язык на супер-популярной фотографии, вспомнились постулаты теории относительности, скорость света и прочее-прочее, что как выяснилось не имеет никакого отношения к человеку Эйнштейну, а представляло собой, скорее, его попсовую проекцию в сознании. Этакий упрощенный образ с двумя-тремя ярлычками. Мне стало стыдно, и я решил познакомиться с биографией великого тёзки ближе. Результатом работы и стала эта короткая, но я надеюсь интересная выдержка из семи малоизвестных фактов, которые имели место быть в жизни гения.

Эйнштейн родился слабым и болезненным ребенком при тяжелых родах. Его гигантская голова неправильной деформированной формы вызывала серьезные подозрения врачей на врожденную умственную отсталость ребенка. Обеспокоенные родители с ужасом наблюдали, как мальчик взрослеет и молчит. Альберт не произнес ни единого слова до четырех лет. Но даже после достижения этого казалось бы уже достаточного для разговора возраста мальчик говорил очень медленно, что усугубляло подозрение на некоторую отсталость в развитии.

В 1952-ом году, когда умер первый президент Израиля Хаим Вейцман, премьер-министр страны предложил Эйнштейну возглавить государство. Эй, парень, ты должен сделать для политики своей страны тоже самое, что и для физики, предложил он ученому. Однако тот отказался от почетной должности, выразив сожаление по поводу отсутствия необходимых личных качеств для большой политики - «боюсь, у меня нет природных способностей и опыта, чтобы иметь дело с политиками и правильно осуществлять управление государством» , - «отморозился» ученый.


Эйнштейн умер в 1955 году, в возрасте 76 лет. Ему необходимо было срочно провести операцию, тогда он смог бы прожить еще несколько лет. Но ученый отказался, сказав врачам:«Я хочу уйти тогда, когда этого просит мой организм. Продлевать жизнь искусственным путем кажется мне дурным вкусом. Это моя судьба, мое время, чтобы уйти. Я cделаю это элегантно» . Через семь часов после смерти эксперт по вскрытию Томас Харвер удалил без согласия родных и близких мозг ученого для изучения. Переезжая по работе из одного штата в другой, Харви везде таскал с собой заспиртованный мозг гения. В конце концов, уже в 90-х гг. прошлого столетия мозг был найден в новой лаборатории Принстонского университета, где Харвер их извлек из черепа великого ученого.


Гениальный физик имел незаконнорожденную дочь от Милевы Марич - своей первой жены. Оформили отношения они спустя год после рождения ребенка. Интересно, что о дальнейшей судьбе девочки ничего неизвестно. В это время Марич жила у своих родителей в Воеводине без возлбленного. Скорее всего, девочка умерла или была отдана на воспитание. Спустя год, в 1903 году, Эйнштейн и Марич поженились в Берне, а в 1904 году родился их сын Ганс-Альберт.

До того как умереть во сне, Эйнштйен произнес последние свои слова медсестре на немецком языке, которым та не владела. Таким образом, эти слова оказались навсегда потеряны для потомков. Последняя запись обрывается на полуслове: «Политические страсти раздувают пламя, люди точно их жертвы…».

Многие из нас наслышаны историями признанных гениев, великих людей, известных сегодня всему миру, что, в ту же очередь, не были успешны в школе, даже больше – многим из них учителя ставили безутешный диагноз: умственная отсталость. К ним причисляют: Томаса Эдисона, Константина Циолковского, Уинстона Черчилля, Исаак Ньютон и другие. Конечно же, в первую очередь, этот список возглавляет Альберт Эйнштейн. Именно о нем и пойдет речь в текущей статье.

Итак, что же мы знаем о нем? Двойки по химии, математике, но самое главное, по физике – именно та область знаний, в которой Альберт Эйнштейн сделал не одно открытие, признанное величайшим в нашей истории. Химия – ведь за достижение, имеющее непосредственное отношение к этой дисциплине Альберт Эйнштейн получил Нобелевскую премию. Ну а без глубоких знаний математики едва ли сложилось что-либо и с остальным. К тому же, известен и другой факт: один из величайших ученных XX века не смог сдать выпускной экзамен.

Но так ли дела обстоят на самом деле?

В возрасте 17 лет, выпускник швейцарской школы, юный Альберт получил аттестат зрелости, где значились следующие отметки:


  • Физика, алгебра, геометрия, история – 6 баллов;

  • Химия, немецкий и итальянский языки – 5 баллов;

  • Французский язык – 3 балла;

  • Английский – не аттестован.

Так, один из первых биографов допустил ошибку, из-за которой и начался весь «сыр-бор». Спутав Швейцарскую систему оценивания знаний с германской, где имела место быть обратная зависимость, а именно: единице соответствовала оценка «отлично» (sehr gut), двум баллам – оценка «хорошо» (gut) и так далее, вплоть до «недостаточно» (ungenügend), что соответствовало 6-ти баллам – низшей оценкой. Исходя из этого, действительно, об Эйнштейне можно было сказать, как о круглом двоечнике. Но «вся соль» в том, что на самом деле, величайший ученый еще в школе блистал своими знаниями, пусть не во всех, но в большинстве дисциплин!

Помимо оценок, у Альберта никак не складывались отношения с учителями. По своей натуре, уже в юношеском возрасте, он обладал свободомыслием. Все мы знаем об отношении большинства учителей к любому инакомыслию. Ученик даже не пытался скрыть своего неприятия к преподавателям, он не терпел авторитарного отношения по отношению к себе (как и других учеников) со стороны учителей. Один из педагогов как-то заявил юному гению: «Будет здорово, когда ты в конце концов покинешь гимназию», подкрепляя свое убеждение след. высказыванием: «Твое равнодушие в отношении того, что мы учим, подрывает репутацию всего учебного заведения». Не были редкостью и споры, конфликты ученика 6-го класса с преподавателями.

Эйнштейн крайне негативно относился к механической зубрежке «бессвязного вздора». Но вместе с этим, очень много занимался самостоятельно, много читал. Все это свидетельствует о незаурядности его личности.

Да, по поводу завала выпускного экзамена и проблем с получением аттестата. Отец настаивал на том, чтобы Альберт напрочь выкинул из головы «философский вздор» и, раз уж сын настолько хорош в точных науках, принял решение отправить его в техническое училище по инженерной специальности. Но ВУЗы Германии исключались лишь с тем, чтобы юноша не был призван в армию по наступлении 17-ти лет, вместе с этим, преподавание должно было вестись на немецком языке. Выбор пал на Цюрихский политех, невзирая на то, что Эйнштейну тогда было всего 16 лет, вместо положенных 18-ти. Ему не нравилась специальность, выбранная для него родителями, следовательно, он практически не готовился по тем дисциплинам, что были ему не интересны: языки, зоология, ботаника. Шансов поступить у него не было, хоть на экзаменах, он отличился по физике и математике. Сыграло и отсутствие аттестата, который он так и не получил в гимназии. Тем не менее, директор ВУЗа, будучи пораженным способностями абитуриента к точным наукам, посоветовал одну из швейцарских школ с тем, чтобы все же получить свидетельство об окончании среднего образования. Спустя год, получив аттестат, Альберт Эйнштейн был принят в университет без экзаменов. Но эта история дала жизнь мифу о том, что будущий гений не смог с первого раза сдать выпускные экзамены по причине неуспеваемости.

Не потеряйте. Подпишитесь и получите ссылку на статью себе на почту.

Биография Альберта Эйнштейна, написанная Уолтером Айзексеном, охватывает не только интеллектуальные достижения великого физика, но и то, что имеет к этому косвенное отношение: славу, его антивоенную деятельность, трудности в браке. Но самая любопытная информация касается той части, которая рассказывает о том, как Эйнштейн.

Насколько умен был Эйнштейн?

Одна из самых распространенных историй об Эйнштейне гласит, что он «на тройку» знал математику/физику и не окончил математическую школу. Это одна из тех историй, которые становятся легендами, вне зависимости от того, правдива она или нет.

Но она неправдива. Эйнштейн отлично знал математику с раннего возраста. Он сам это признает: «Я никогда не проваливал математику. До пятнадцати лет я освоил дифференциальное и интегральное исчисление». Но гением он тогда не считался. Кстати, вы можете без труда найти фотографию его диплома, воспользовавшись поисковиком и набрав «Albert Einstein’s matriculation certificate 1896».

Как Эйнштейн учил математику и физику?

Учитывая вклад Эйнштейна в физику, это весьма стоящий вопрос. Вот некоторые из его методов, о которых говорит Айзексен в книге.

Обучение происходит от решения трудных проблем, а не от посещения школы

Знаменитый ученый питал отвращение к зубрежке и посещению уроков. Как он сам утверждал: «Я много играл и изучал мастеров теоретической физики дома».

Когда ему было 12 лет, у Эйнштейна уже была «склонность к решению сложных проблем в арифметике» и его родители купили ему передовой математический учебник, который он мог изучать летом.

Он изучал физику, а не послушно посещал занятия, как делало большинство. Он играл с идеями и уравнениями самостоятельно. Главным его принципом уже в то время было «делай, а не слушай».

Когда вы можете что-то доказать, то действительно знаете это

Откуда вы знаете, что действительно что-то понимаете? Метод Эйнштейна состоял в том, чтобы самому попытаться доказать любое утверждение. Все началось с раннего возраста, когда дядя Якоб бросил ему вызов доказать теорему Пифагора.

Эйнштейн вспоминал: «После больших усилий мне удалось «доказать» эту теорему на основе подобия треугольников».

Айзексен объясняет, что Эйнштейн занялся новыми теориями, пытаясь доказать их самостоятельно. Этот подход к изучению физики, который естественным образом пришел к Эйнштейну, был вызван сильным любопытством к тому, как все работает и его убеждением, что «природу можно понимать через относительно простую математическую структуру».

Уже здесь становится заметно, что знаменитый ученый обладал невероятным любопытством и интуицией. Возможно, даже в большей мере, чем интеллектом.

Интуиция имеет большее значение, чем уравнения

Да, его можно назвать скорее интуитивным физиком. На него повлияли книги Аарона Берштейна, который поощрял именно интуитивный подход к физике. Они изобиловали выдуманными картинками, такими как «воображаемое путешествие сквозь космос» или «скорость света».

Как Эйнштейн развивал интуицию? Его собственные мысли по этому поводу сводились к тому, что интуиция - не что иное, как результат раннего интеллектуального опыта. Его ранняя привычка доказывать теоремы и решать сложные проблемы поддерживала его способность создавать абстрактно-визуальные картины в воображении.

Мышление требует спокойного пространства и глубокой концентрации

У Эйнштейна была невероятная способность. Его сын пишет: «Даже самый громкий плач младенца не беспокоил отца. Он мог продолжать работу, несмотря на уровень шума вокруг».

Вот что говорит сам физик о его работе в патентном бюро Берна: «Я мог выполнить всю работу за 2-3 часа. В оставшееся время я разрабатывал свои идеи». Невероятная концентрация, которую он все это время развивал, помогла справиться с общей теорией относительности, кульминацией которой стало «изнурительное четырехнедельное безумие». Впрочем, это плохо повлияло на его здоровье.

И все же способность фокусироваться и любовь к одиночеству позволила ему добиться высот.

Понимание идей возникает при помощи мысленных экспериментов

Эйнштейн был фанатом мысленных экспериментов. Они не требовали расходов и выполнялись очень быстро. Самыми знаменитыми его экспериментами были парадокс Эйнштейна и парадокс близнецов.

Все мысленные эксперименты были построены на интуитивном понимании физики, которое, в свою очередь, основывалось на его опыте работы с теориями и проблемами.

Озарения приходят во время дружеских прогулок

Хотя уединение и сосредоточенность были важными компонентами того, как Эйнштейн учился и занимался физикой, очень часто именно беседы и прогулки с людьми приводили его к озарениям.

Самым известным примером была его прогулка с давним другом Микеле Бессо. Во время своей работы над специальной теорией относительности он прогуливался с другом, пытаясь объяснить ему теорию. Разочарованный, он заявил, что сдается. Но внезапно его осенило - на следующий день он сказал Бессо, что полностью решил проблему.

Обсуждая идеи вслух, делясь ими с другими, часто можно получить новые идеи.

Будьте бунтарем

Эйнштейн никогда не был конформистом. Его бунтарский дух повредил ранней академической карьере, но также поспособствовал его величайшим открытиям.

Он поддавал сомнению все правила и традиции, принятые в физике. Он не любил немецкую систему образования, которая, по его словам, нетерпима к иному мнению. Когда вы начнете изучать биографию Эйнштейна, то, вероятно, придете к одной важной мысли: быть может вы не сможете сравниться с ним интеллектом, однако развить в себе эйнштейновское упорство и любопытство может каждый.

Желаем вам удачи!