Факторы оказывающие влияние на форму государства. Факторы влияющие на формирование формы государства

Форма государства - это структура, модель внутреннего устройства государства, включающая его территориальную организацию, принципы, способы образования и взаимодействия органов государственной власти, методы осуществления власти, обеспечивающие проведение определенной государственной политики. Все перечисленное затрагивает наиболее важные стороны жизнедеятельности (функционирования) государства.

Начиная с 60 – 70 годов ХХ века в отечественной науке утвердился подход, согласно которому форма государства складывается из трех элементов: формы правления, формы государственного устройства и политического режима. Ранее политический режим не рассматривался при анализе формы государства. Однако политика и практика тоталитаризма, события середины ХХ века наглядно продемонстрировали огромное влияние методов реализации политической власти на форму конкретного государства. В настоящее время такой подход является устоявшимся в зарубежной и отечественной литературе.

Форма правления раскрывает способ организации верховной государственной власти, порядок образования ее органов, их взаимодействие между собой и с населением, степень участия населения в их формировании.

Форма государственного устройства раскрывает территориальное строение государства, его территориальное деление, соотношение государства как целого с его составными частями.

Политический режим представляет собой совокупность приемов, средств и методов, с помощью которых осуществляется государственная (политическая) власть.

На форму государства оказывают влияние огромное количество факторов. Форма конкретного государства зависит от конкретно-исторических условий его возникновения и развития, решающее влияние на нее оказывают сущность, исторический тип государства. Так, феодальному государству соответствовала, как правило, монархическая форма правления, а буржуазному – республиканская. Соотношение политических сил в стране способно оказать серьезное влияние. Например, в Англии исторически, в результате своеобразного компромисса между буржуазией и феодалами возникла ограниченная (конституционная) монархия. На форму государства влияют национальный состав, исторические традиции (в Испании после десятилетий республиканской формы правления была реставрирована монархия как дань устоявшимся традициям), природные, климатические условия, религиозные особенности, культурный уровень развития общества и т.п. Небольшие по территории государства являются, чаще всего, унитарными. В России в силу многонационального состава населения и огромных территорий больше предпосылок для федеративного устройства государства.



Перечисленные факты позволяют утверждать, что каждое государство обладает уникальностью, неповторимым укладом. Как справедливо писал И.А. Ильин «слепое заимствование и подражание нелепо, опасно и может стать гибельным».

Монархия и её виды

Монархия – это форма правления, при которой в системе высших органов власти имеется монарх. Власть монарха не зависит ни от одного другого органа государства, монарх никому неподотчётен и неподконтролен.

Монарх – это лицо, осуществляющее высшую государственную власть самостоятельно, и получившее эту власть по наследству в соответствии с законами о престолонаследии. Монарх осуществляет свою власть пожизненно.

Монархии различаются в зависимости от степени полномочий монарха. Выделяют:

1) Абсолютные монархии;

2) Ограниченные или конституционные монархии, которые в свою очередь делятся на:

· дуалистические;

· парламентские.

Абсолютные монархии характеризуются полнотой власти монарха, в этом случае в руках монарха сосредоточена вся полнота власти. В чистом виде такого рода монархий не сохранилось. Если же таковые имеются, то к ним можно отнести Объединённые Арабские Эмираты, государство Саудовской Аравии.

Конституционные (ограниченные) монархии характеризуются тем, что власть монарха ограниченна Конституцией, на основании которой в государстве действуют два института высшей власти: монарх и парламент, которые делят между собой полномочия. В зависимости от объёма полномочий монарха конституционные монархии можно разделить на дуалистические и парламентарные.

Дуалистическая монархия характеризуется тем, что парламенту принадлежит законодательная власть, а монарх возглавляет исполнительную власть, обладая реальными властными полномочиями в этой области. Примерами могут служить Марокко, Иордания, Кувейт.

Парламентарная монархия характеризуется тем, что монарх лишён реальных полномочий в области законодательной, и в области исполнительной власти. Он выполняет представительские функции, представляет государство во внешних сношениях, выполняет роль главы государства. Должность монарха существует как дань традициям, обусловлена культурно-историческим наследием страны. Большинство современных монархий являются именно таковыми, например, Великобритания, Бельгия, Швеция, Дания, Япония.

Иногда к этим видам монархий добавляют ещё и теократическую. В теократической монархии монарх является и светским главой страны, и религиозным лидером. Например, Ватикан.

Республика и её виды

Республика – это форма правления, при которой высшая власть в государстве принадлежит органу, избираемому населением на определённый срок. Среди высших органов власти в республике выделяют:

· парламент;

· правительство;

· президент.

В зависимости от распределения полномочий между парламентом и правительством республики делятся на:

· парламентские;

· президентские.

Парламентские республики . Центральное место принадлежит парламенту, который формирует правительство. Правительство, в свою очередь, несёт политическую ответственность перед парламентом. Президент также избирается парламентом, он выполняет роль главы государства. Такая форма осуществления власти – парламентаризм – форма государственного правления, характеризуемая наличием разделения властей и привилегированным положением парламента. Парламентские республики строятся на принципах разделения властей и парламентаризма. (Италия, Турция, Германия, Греция, Израиль)

Достоинства парламентской республики. Народ влияет на власть, избирает парламент. Правительство подотчётно парламенту. Эту форму правления можно считать наиболее демократичной.

Недостатки парламентской республики. Характерна неустойчивость исполнительной власти. Возникают коалиционные правительства, правительства меньшинства. Часты правительственные кризисы, отставки правительства. В неподготовленном обществе введение такой формы правления грозит анархией (отсутствие всякого управления). Недостатком может считаться и в некоторой мере формальный характер разделения властей, который проявляется в том, что и парламент, и правительство подчиняются одному и тому же лицу – председателю правительства, лидеру партии в парламенте, набравшей больше всех голосов. Следствие такой практики – утрата роли оппозиции, делегированное законодательство, т.е. парламент передаёт свои полномочия в области издания законов правительству и реального разделения властей нет.

Эти недостатки можно устранить, изменив избирательное законодательство.

Президентские республики . В них полномочия между теми же самыми органами – парламентом, правительством, президентом – разделяются. Президент выступает как глава государства и одновременно обладает значительными полномочиями в области исполнительной власти. Президент не зависит от парламента, избирается народом. И у Президента, и у парламента один и тот же источник власти – народный суверенитет, поэтому эти две структуры равноценны и равнозначны.

В зависимости от степени полномочий Президента выделяют:

1) классическую президентскую республику (США);

2) смешанную республику – или полупрезидентскую форму правления, - в которой наличествуют черты и парламентской, и президентской республик. Здесь имеется глава правительства, правительство формируется парламентом, но Президент имеет реальные полномочия в исполнительной власти (Россия, Франция по Конституции 1958г., Португалия и др.);

3) суперпрезидентскую республику – складывается в авторитарных режимах, где отсутствует или слабо развито разделение властей. Президент практически осуществляет всю полноту власти. Эта форма правления характерна для стран, в которых установлена военная диктатура (Сирия, Ирак, Казахстан, Белорусия).

Достоинства президентской республики как формы правления:

a) народ имеет больше возможностей влиять на власть;

b) большая устойчивость власти.

Недостатки президентской республики. Существует возможность установления авторитарного режима, авторитарной власти при неразвитости демократических институтов.

Государство представляет собой единство содержание и формы. Значение формы государства очень велико. От того насколько форма государства адекватно соответствует его содержанию и иным объективным факторам зависит эффективность действия механизма государства.

Форма государства - это внешняя организация государственной власти, выражающаяся в форме правления, форме государственного устройства политическом (государственном) режиме.

Форма государства во многом определяется его содержанием, то есть существующим механизмом государства и осуществляемыми государством функциями. Зависит она и от сущности государства, его социального назначения. Другими слова, прямое влияние на нее оказывает расстановка социальных сил в обществе, их потребности и возможности.

На форму государства влияют множество конкретно-исторических условий его возникновения и развития. Среди них необходимо назвать экономические, политические, социальные, духовные и иные факторы - это и уровень экономического развития, величина территории страны, ее национальны состав, накопленные исторические традиции, уровень культуры и цивилизованности народа, степень влияния других государств т. д.

Следует отметить, что влияние этих факторов не так однозначно, как иногда пытаются представить, утверждая, например, то, что большая территория и многонациональность способствует установлению федеративной формы государственного устройства. При желании можно утверждать как раз обратное, эти факторы могут провоцировать постоянные центробежные тенденции, для их нейтрализации требуется установление унитарной формы устройства.

Современная наука считает форму государства состоящей из трех элементов: формы правления, формы государственного устройства и политического режима. Но такое понимание сложилось не сразу, некоторые авторы вслед за традицией, идущей с древнего мира, до сих пор отождествляют форму государства с формой правления, другие включают в это понятие форму правления и форму государственного устройства. И все-таки большинство авторов исходит из трехэлементного состава формы государства.

«Идеальное государство» по Платону

Платон считал, что государство возникло из-за многообразия материальных потребностей человека и невозможности их удовлетворения в одиночку.

Идеальное государство – это справедливое правление лучших и благородных.

Все служат государству, занимаются своими делами и не вмешиваются в чужие. Таким образом, в государстве царит справедливость и равенство.

Платон, в принципе, отрицал наличие рабов в своем идеальном государстве, однако допускал их небольшое количество из числа военнопленных.


Переход из одного сословия в другой недопустим, ибо это наносит вред государству.

Согласно Платону, справедливое и совершенное государство – это высшее из всего, что может существовать на земле. Поэтому человек живет ради государства, а не государство – ради человека.

«Идеальное государство» по Аристотелю

Аристотель указал на огромное значение политики в жизни человеческого общества.

Он выдвинул предположение о естественном происхождении государства; считал, что человек – это политическое существо.

Аристотель разработал достаточно глубокое для своего времени учение о государстве, попытался дать его определение. В его представлении, город-государство – это высшая форма объединения людей, отражение сущности человека как политического существа. Главная цель государства – достижение «лучшей жизни», общего блага для всех граждан.

Залогом стабильности государства он считал наличие в обществе большого слоя среднеобеспеченных граждан.

Аристотель высказывал идею верховенства закона.

Лучшей формой правления для идеального государства он считал политию.

Будучи большим реалистом, чем Платон, он хорошо понимал, что идеальное государство в земных условиях едва ли удастся создать в силу слабости и несовершенства человеческого рода. А поэтому в реальной жизни принцип жесткого подчинения индивидуального всеобщему нередко выливается в самую страшную тиранию.

Форма государства - способ организации центральной государственной власти, её территориальная организация и методы осуществления.

Форма государства - комплексная характеристика 3 различных сторон организации (оформления) государственной власти:

  • - формы государственного правления;
  • - формы государственного устройства;
  • - политический (государственный) режим .

Правильно организованная форма государства имеет важнейшее значение для его функционирования. Известный русский философ и юрист Ильин И.А. пиал, что форма государства определяется объективными условиями жизни народа, должна быть адекватной его особенностям социального устройства. «Необходимо, чтобы народ понимал свой жизненный строй, чтобы он умел - именно «так» - организоваться, - чтобы он уважал законы этого строя и вкладывал свою волю в эту организацию».

Форма конкретного государства - не плод творения какого-либо политического лидера, партии, группы лиц или результат научной разработки. На форму конкретного государства оказывают влияние самые различные факторы: экономические, политические, социальные, идеологические, субъективные и объективные. В максимальной степени на неё оказывают влияние исторический опыт, национальные и политические традиции.

Так, характеристика экономического развития, формы собственности предопределяют форму правления . В частности, феодальное государство, базирующееся на частной собственности на землю, развивалось преимущественно как монархическое по форме правления. Частная собственность на орудия и средства производства в условиях развития рыночной экономики способствует развитию демократического режима. Напротив, социалистическое государство, основой которого является государственная собственность, может быть только тоталитарным.

На форму правления оказывает влияние и соотношение политических сил. Это можно проследить на примере развития буржуазных революций во Франции и Англии. Французская революция, опиравшаяся на революционную буржуазию и широкие народные массы, привела к ликвидации монархии и установлению республики. В Англии же в период революции буржуазия была слаба и вынуждена была пойти на компромисс с феодалами, который проявился в сохранении монархии.

На форму государства оказывает влияние и величина территории. Большое по территории государство в большей степени тяготеет к федеративной форме государственного устройства, нежели небольшое по территории. Для государств Азии и Африки, экономическую основу которых составляет азиатский способ производства, характерны недемократические (авторитарный и тоталитарный) режимы. Конечно, жесткой зависимости в определении формы государства, ее элементов здесь нет, но определенная тенденция прослеживается довольно четко. Кроме того, на соотношение элементов государства оказывают влияние национальные и исторические традиции, менталитет, своеобразие культуры, религии и многие другие субъективные и объективные обстоятельства.

Форма современного Российского государства получила конституционное закрепление в ст. 1 «Российская Федерация - Россия есть демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления». То есть Конституция РФ законодательно закрепляет все элементы формы государства.

Особенности формы правления РФ. Форму правления Российского государства нельзя назвать чисто президентской . По сравнению с традиционно президентскими республиками она обладает рядом особенностей. Это наличие Председателя Правительства, который хотя и назначается Президентом, но с согласия Государственной Думы - нижней палаты Парламента (ст.83 и ст.111). В некоторых, строго оговоренных Конституцией, случаях (обвинение в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления) Президент может быть отрешён парламентом от должности, кроме того, Государственная Дума может выразить недоверие и Правительству (ст.117). В свою очередь и Президент может распустить государственную Думу в случаях, предусмотренных ст. 111 и 117 Конституции РФ. Своеобразен и характер формирования Совета Федерации, высшей палаты парламента России. Согласно ст. 95 Конституции РФ, в Совет Федерации входят по 2 представителя от каждого субъекта Федерации, причем один - от исполнительных органов государственной власти.

Указанная форма имеет ряд негативных моментов. При сосредоточении в руках Президента большого комплекса полномочий и довольно сложной процедуре отрешения Президента от должности существует угроза перекоса в разделении властей, возможность узурпации власти, установление авторитарного режима. Наблюдается нарушение баланса ветвей власти в пользу Президента. Так, в соответствии со ст.111 и 117 Конституции РФ, Президент имеет право распустить Государственную Думу по достаточно простой процедуре (достаточно, например, трехкратного отказа в утверждении явно «непроходной» кандидатуры главы Правительства). В отличие от этого, процедура отстранения от должности Президента весьма усложнена, требует участия всех ветвей власти (обеих палат Парламента, Верховного и Конституционного суда).

Не менее острой проблемой формы Российского государства является адекватная ему форма государственного устройства - территориальная организация государственной власти. Российское государство - государство федеративное, построенное на договорно-конституционном основании. Юридическим основанием Федерации является Федеративный договор и Конституция РФ. Кроме того, конкретные отношения между субъектами Федерации и центром оформляются соответствующими договорами.

Особенности федерации, порождающие определённые проблемы и сложности функционирования, определяются её ассиметричным характером и особенностями её конституционного регулирования.

Первая особенность заключается в том, что федерация в России состоит из 83 субъектов. Такое большое количество затрудняет их организацию, проведение единой политики, усложняет деятельность федеративного центра. Другая сложность заключается в том, что федерация в России основана на различных принципах формирования: национально-территориальном и административно-территориальном. Естественно, что образованные на различных основаниях субъекты различны по своему экономическому потенциалу, количеству населения, историческому опыту и т.д.

Фактическое неравенство субъектов усугубляется и непоследовательностью конституционного регулирования их политического статуса и их юридическим неравенством, причем закреплённым конституционно.

Ст.5 Конституции Росси закрепляет п.1 равноправие субъектов, однако уже в п.2 этой же статьи содержит противоречащее этому положение, отрицая принцип равноправия. Республика определяется Основным Законом как государство, имеющее свою Конституцию. Иные же субъекты, согласно п.2 ст.5, как «государства» не квалифицируются и, соответственно, своей Конституции не имеют.

Определённые проблемы существуют и в формировании и функционировании политического режима в России.

Слово форма говорит о внешнем устройстве. Когда говорим о форме государства это внешняя организация, внешнее строение гос власти, которая нам показывает, как организованна власть в государстве, кому и на каких началах она принадлежит, как распределяется гос власть по вертикали (центральные и местные органы власти) и горизонтали.

Также форма гос-ва нам показывает, какими способами и чьих интересах осущ гос власть, какова степень участия народа в формировании и осущ гос власти.

С точки зрения системного подхода форма государства представляет собой совокупность способов, организации, распределения и осущ гос власти, которые определяют степень участие народа в формировании органов гос власти и ее реализации.

Исходя из этого определения можно выделить три элемента формы государства: Форма правления. Форма гос устройства. Политко- правовой режим.

Нужно отметить что форма государства это древняя политическая категория, о форме гос-ва говорили и писали еще античные философы, такие как Платон, Аристотель, Цицерон и др. В то время форма гос сводилось к форме правления, в дальнейшем с усложнение соц структуры добавили и другие элементы.

Форма государства зависит – на форму государства множество различных факторов, как социальных, так и экономических и политических и территориально- географических.

Все эти факторы можно разделить на внутренние и внешние.

Внутренние факторы:

Внутренние территориальные факторы – размеры территории государства в первую очередь будет оказывать на форму гос устройства. Если территория государства относительно не большая по площади, то вероятно что государство будет унитарным.

Если гос занимает большую площадь – вероятно что оно будет федеративным и конфедеративным.

Наличие на территории государства крупных географических объектов (например крупных горных хребтов) вероятно это государство будет – сложной формой гос устройства (Швейцария).

В свое время на это обращал внимание Н. Макиавелли – Северные гос-ва холодный климат спокойный характер – здесь монархия и Южный климат – горячая кровь – республика.

Еще важно расположено государство на континенте или островное, если островное – то самобытность и независимость форм.

Если говорить о внутриэкономических факторах, то можно выделить.

Уровень развития экономики, чем выше экономика, тем более демократическое государство.

Тип экономики – либо это экономика обменного типа или распределительного типа.

Обменный тип располагает большую степень экономической свободы, т.е. более либеральным будет государство.

Распределительный тип – жестким и возможно тоталитарный режим.

Можно говорить о степени складности экономики:

Либо одноукладная – одна форма собственности.

Многоукладная экономика.

Если говорить о социальных факторах

Национальный состав населения – либо мононациональная или полинациональная.

Полинациональное государство – возможно сложное и федеративным.

Мононациональное – унитарное возможно и простое

Исторические условия развития общества.

Традиции, обычаи, культура общества (ментальность народа).

Во многих современных монархических гос-вах сохранение монархии это дань традиции.

Внутриполитические факторы

Расстановка политических сил внутри страны.

Какие в данном обществе политические силы.

Как они организованы.

Как они представлены в системе гос власти.

Это в первую очередь будет влиять на форму правления.

Уровень политического сознания и политической культуры общества.

Степень политической активности населения – в первую очередь на форму правления и на режим государства.

Внешние факторы:

Территориально- географические факторы:

Где в каком окружении находится государство, в каком оно отношении с соседями. Союзные государства или враждебные.

Внешнее политическое заимствование и внешнеполитическое давление.

Заимствование полагает – государства взаимодействуют и воспринимают у друг друга элементы и формы наиболее рациональные и удобные для него. Пример. Россия Конституция РФ заимствована у французов – модель пятой французской республики, а принцип разделения властей позаимствовано у американцев.

Внешнеполитич давление или навязывание – здесь речь о том, что одни государства на данный момент более сильные в политич отношении – навязывают более слабым государствам выгодные для себя элементы форм. Пример после второй мировой войны – государства восточной Европы отошли к СССР. До войны они были монархическими, а после стали республиками с народной демократией. Еще пример в современном мире Америка – Иран, АФГАНИСТАН, т.е. происходит экспорт американских ценностей.

Долженков Денис Игоревич

Реферат подробно рассматривает факторы влияющие на формирования той или иной формы государства, раскрывает признаки основных форм политического устройства государств; объясняет почему исторически формируются разные формы государства; позволяет понять, почему в разных странах сформировались разные формы государства.вание той или иной формы государства.

Скачать:

Предварительный просмотр:

Управление образования города Таганрога

Таганрогский институт имени А.П. Чехова (филиалом) «РГЭУ (РИНХ)»

Наименование секции: Культурология

Исследовательская работа

Тема: «Факторы влияющие на формирование формы государства»

Долженков Денис Игоревич,

10 «А» класс,

МОБУ СОШ№36.

Руководитель:

Девяткина Елена Николаевна,

Учитель истории, МОБУ СОШ№36

г. Таганрог

2015 г.

Введение

  1. Понятие формы государства. Основные классификации государств
  2. Факторы влияющие на формирование политического режима

Заключение

Введение

Любое государство есть единство его сущности, содержания и формы. Чтобы оно активно функционировало, чтобы качественно и слажено действовал его механизм, требуется четко организованная государственная власть. Проблема формы государства связана с определением его территориального построения, созданием высших органов государства, взаимодействием их между собой и населением, методами осуществления государственной власти. Она является одной из важнейших в характеристике такого общественного явления, как государство.

Актуальность темы диктуется еще и тем, что в научно-правовой мысли советского периода подчеркивалось значение в основном "содержания" государства, особенно его "классовой" стороны. При этом не всегда обращалось внимание на то, что содержание "формировано", что форма есть способ существования и выражения содержания, что именно форма, а не что-либо другое, содержательна.

В силу указанных обстоятельств существует настоятельная потребность в дальнейшей углубленной разработке этой проблемы, показе структуры формы государства и на основе практики государственного строительства, проведении классификации государственных форм и их анализе.

Актуальность исследования обусловлена также тем, что в последние годы благодаря трудам ученых-правоведов накоплен значительный фактический материал по проблемам определения форм государства, порой противоречивый, который требует систематизации и обобщения.

И, наконец, особую злободневность исследование приобретает на современном этапе, когда разрушение СССР, отказ от прежней политической и социально-экономической системы породили новые вопросы государственного устройства (формы государства). Как мы видим неправильное определение формы территориального устройства, необходимого стране, может вызвать социальные конфликты, такие как, например, в Украине.

В этой связи большой интерес представляет исторический опыт, накопленный государствами мира, использование которого может помочь многим странам решение проблем, связанных с будущей формой их государств.

Происходящие в стране и во всем мировом сообществе перемены требуют по-новому взглянуть на многие традиционные проблемы, в том числе на проблему формы государства, их эволюцию и классификацию. При этом особого внимания заслуживают новые условия и реалии в России.

В ходе изучения источников возникла гипотеза : в истории существует множество различных форм государства и некоторые неоднозначно трактуются историками. Если мы научимся лучше разбираться в их признаках и факторах, влияющих на их формирование, то в будущем сможем более сознательно участвовать в политической жизни.

Исходя из вышесказанного я ставлю перед собой следующие задачи :

Изучить исторические источники, раскрывающие признаки различных форм государства;

Раскрыть признаки основных форм политического устройства государств;

Объяснить, почему исторически формируются разные формы государства;

Понять, почему в разных странах сформировались разные формы государства.

1. Понятие формы государства.

Основные классификации государств

Форма государства - это способ организации и реализации государственной власти, устройство политической организации общества, призванная обеспечить ее стабильность и нормальное функционирование.

Форма государства – это совокупность его внешних признаков, порядка и способов организации высших органов власти, реализации политической и государственной власти.

Форма государства так или иначе зависит от стоящих перед государством задач и характера осуществляемых им функций.

Форма государства определяет:

1) порядок формирования органов государственной власти;

2) структуру государственных органов;

3) особенность территориальной самостоятельности населения;

4) характер взаимоотношений органов государственной власти друг с другом;

5) специфику отношений государственных органов и населения;

6) приемы, способы, методы осуществления политической власти.

Можно отметить многообразие форм государств в современном мире. Это определяется тем, что форма каждого конкретного государства складывается под действием множества факторов.

Общепризнанная классификация форм государства отсутствует

Существует два подхода к изучению понятия формы государства.

Элементный подход. Форма государства - это единство трёх её основных элементов: формы правления, формы государственного устройства, политический режим. Этот подход весьма удобен, так как он отличается чёткостью, удобен для анализа и запоминания. Однако он не даёт синтезированного представления о форме государства в целом.

Системный подход. Форма государства - это такая структура, которая включает не только организационные элементы, но и связи между ними, а также элементы функциональные (методы деятельности).

Мы рассмотрим элементный подход классификации формы государства:

1) По форме правления.

2) По форме государственно-территориального устройства.

3) По политическому режиму .

  1. Факторы влияющие на формирование формы правления

По форме правления государства подразделяются на монархии и республики.

Форма правления зависит от многих факторов. Первое – от способа передачи верховной государственной власти, второе – от способа организации этой власти. Если власть передается по наследству на неопределенный срок, то это монархия. Если власть передается через выборы на установленный срок, то это республика. В зависимости от статуса монарха, монархия делится на абсолютную – вся власть принадлежит монарху (Бахрейн, Оман, Кувейт), дуалистическую – власть монарха поделена с выборным органом (Иордания, Марокко, Непал) и ограниченную – у монарха власть практически отсутствует (Великобритания, Япония, Бельгия). А республика бывает президентской – глава государства является главой правительства (США, Латинская Америка), полупрезидентской (смешанной) – власть главы государства и парламента (Россия, Франция) и парламентской – вся власть в руках парламента (Германия, Индия, Италия) .

Абсолютные монархии в части стран унаследовали от предшествующей формы монархии представительные органы (кортесы в Испании, генеральные штаты во Франции и т. д.). Однако даже там, где при переходе к абсолютной монархии они были ликвидированы (земские соборы в России) государям приходилось так или иначе считаться с мнением подданных, часто выражавшемся через рекомендации советчиков, народные восстания, угрозу дворцовых переворотов и цареубийств . В марксизме неограниченную монархию называют по-разному в зависимости от общественно-экономической формации: для азиатского способа производства используют термин «деспотия», а для эпохи перехода от феодализма к капитализму - «абсолютная монархия» .На протяжении всего XIX века, после Великой французской революции, происходит процесс постепенной демократизации и ограничения власти монарха. Однако этот процесс проходил неравномерно, например, в России и Турции абсолютная монархия просуществовала вплоть до XX века .

Дуалистическая монархия появилась в XVIII в. в результате компромисса между растущей буржуазией и еще властвующей феодальной верхушкой общества и являлась исторически переходной формой от абсолютной монархии к парламентарной. При такой форме преобладание все же остается за монархом и его окружением. Законодательная власть принадлежит парламенту, который избирается подданными. Власть монарха ограничена конституцией, но он наделен исполнительной властью, которую может осуществлять непосредственно или через назначаемое им правительство; формирует правительство; издает чрезвычайные указы, имеющие силу закона, которые не нуждаются в одобрении парламентом; имеет право отлагательного вето по отношению к законам парламента (без его утверждения закон в силу не вступит); может распустить парламент. Официально правительство несет двойную ответственность, но реально оно подчинено монарху. Парламент не может путем вотума недоверия или иным способом отправить правительство в отставку. Он может воздействовать на правительство, только используя свое право устанавливать бюджет государства. Этот достаточно мощный рычаг используется лишь раз в году. Депутаты, вступая в конфликт с правительством и через него - с монархом, не могут не ощущать постоянной угрозы роспуска парламента. Судебная власть принадлежит монарху, но может быть более или менее независимой. Разделение властей при данной форме правления обычно урезанное; политический режим носит авторитарный характер. Например, Марокко, Монако и Объединенные Арабские Эмираты.

Конституционная монархия появилась в Странах Содружества. По сути, власть находится в руках парламента. То есть, монарх власти вообще не имеет. Например, страны Британского содружества – Австралия, Великобритания, Канада и другие.

Факторы, влияющие на выбор формы правления – монархии

  • 1. Существование нескольких сословий.
  • 2. Существование представительного органа власти.
  • 3. Исторические традиции государства.
  • 4. Большое внимание «роду» правителя.
  • 5. Политико-правовые идеи государства.
  • 6. Менталитет населения.

Что же мы знаем о республиках?

Президентская республика характеризуется значительной ролью президента в системе государственных органов, соединением в его руках полномочий главы государства и главы правительства. Её также называют дуалистической республикой, подчеркивая, тем самым, факт чёткого разделения двух властей: сосредоточения сильной исполнительной власти в руках президента, а законодательной ‒ в руках парламента.

Полупрезидентская (смешанная) республик а ‒ с одной стороны, парламент смешанной республики имеет право вынести вотум недоверия правительству, сформированному президентом. С другой стороны, президент имеет право распустить парламент и назначить внеочередные выборы (в некоторых странах парламент не может быть распущен в течение конституционно определённого срока) .Таким образом, как и в парламентарных странах, в смешанной республике правительство может работать, только когда оно опирается на поддержку парламентского большинства. Но если в парламентарных странах президент или монарх (номинальный глава государства) лишь формально назначает правительство, реально сформированное парламентской правящей партией или коалицией, то в смешанной республике избранный народом президент вправе фактически формировать своё правительство, невзирая на существующее парламентское большинство, вступать в конфликт с парламентом и добиваться его роспуска. Такое положение невозможно ни в парламентарных странах, ни в президентской республике. Поэтому смешанную республику считают самостоятельной формой правления, наряду с парламентарной и президентской. Такая форма правления установлена в таких странах, как Россия, Украина, Хорватия, Сербия, Черногория и другие.

Парламентская республика ‒ разновидность республики с перевесом полномочий в пользу парламента. В парламентской республике правительство отвечает только перед парламентом, а не перед президентом. При такой форме правления правительство формируется из депутатов партий, обладающих большинством голосов в парламенте. Оно остаётся у власти до тех пор, пока располагает поддержкой парламентского большинства. В случае утраты доверия большинства парламента правительство либо уходит в отставку, либо добивается через главу государства роспуска парламента и назначения новых выборов. Такая форма правления существует в странах, отличающихся развитой, в значительной мере саморегулируемой экономикой. Выборы при такой системе демократии обычно проводятся по партийным спискам, то есть избиратели голосуют не за кандидата, а за партию. Страны с парламентской республикой – Италия, Турция, Германия и другие .

Факторы, влияющие на выбор формы правления - республики

  • 1. Особенности исторического развития государства.
  • 2. Исторические традиции.
  • 3. Отсутствие деления людей на «классы» и сословия.
  • 4. Частое изменение международного уровня государства.
  • 5. Постоянное недоверие политическому лидеру страны .
  1. Факторы влияющие на формирование формы государственно-территориального устройства

По форме государственно-территориального устройства государства делятся на унитарные, федеративные и конфедеративные. Рассмотрим каждый тип отдельно.

Унитарное государство - форма государственного устройства, при котором управление осуществляется центральной властью. Территория унитарного государства подразделяется на административно территориальные единицы. В составе унитарного государства могут быть автономные образования.

Основными признаками унитарного государства являются

В свою очередь, унитарные государства могут быть централизованными - если во главе местных органов государственной власти стоят назначенные из центра чиновники, которым подчинены местные органы самоуправления, и децентрализованными - местные органы государственной власти избираются населением и пользуются значительной самостоятельностью в решении вопросов местной жизни.

Исторически первичной и заметно преобладавшей до XX в. формой государственного устройства было унитарное государство, хотя сам термин «унитарное» имеет позднее происхождение (XIX в.) и является антонимом термина «федеративное». В качестве исторических примеров унитарных государств можно привести деспотии Древнего Востока, полисы Древней Греции, Римскую империю. Начиная с эпохи Возрождения (XIV в.), продолжаясь в Новое Время (конец XVI - конец XIX вв.), в Европе идут процессы складывания крупных унитарных государств, которые доказывают свое преимущество перед временными «союзами» мелких государств . Он однозначно высказался в пользу единого (унитарного) государства (на примерах Испании, Франции, Турции), оценивая трагическую ситуацию своей родины - раздробленной Италии. Его предсказания подтвердились. Сильные унитарные государства, захватив ресурсы практически всей планеты, превратились в колониальные империи, долгое время определявшие судьбы мира. К ним можно отнести Великобританию, Францию, Испанию, Нидерланды. В то же время раздробленность надолго затормозила политическое и экономическое развитие таких стран, как Италия и Германия, объединившихся только в начале 1870-х гг. Необходимо добавить, что сильным унитарным государством в XVIII-XIX вв. была и Пруссия, которая объединила Германию .

Следуя за мыслителями, занимавшимися политическими проблемами и вопросами государственного устройства (Платон, Макиавелли, Гоббс, Гегель, Ортега-и-Гассет, Чичерин), попробуем сформулировать, что способствует складыванию унитарного государства и его длительной устойчивости.

Можно выделить следующие факторы формирования унитарного государства:

1. Однородность населения или значительное преобладание одного культурно-исторического и национального типа населения, что включает в себя:

  • единство языка (близость языков, диалектов); Например, Франция.
  • единство истории (научной и мифологической, т. е. единые мифы происхождения, герои, общие героические и трагические периоды истории); Например, государства бывшего СССР, кроме стран Прибалтики; мифы Древней Греции в современной Греции и мифы Древнего Рима в современной Италии.
  • единство религиозное или существование ведущей «государственной» религии (или сосуществование неантагонистических религий); Например, в Западной Европе – католическое христианство, в Беларуси, России, Армении, Украине
  • православное христианство, в странах Кавказа – в основном ислам;
  • схожесть массового менталитета (мировосприятия и поведения), который включает в себя как рациональные стороны, так и подсознательные, иррациональные, автоматично-традиционные. Например, Китай.

2. Сильное внешнее давление (угроза) - осознание населением общности перед лицом внешнего врага. Но в то же время сильно сплачивает и общность внешних завоевательных задач, национальная гордость победителей (Древний Рим, Испания в XV-XVI вв.), так называемая общность перед «вызовом истории».

3. Удобство сильного единого унитарного государства для экономической деятельности, создания единого экономического пространства. Например, РФ. Они включают в себя (наряду с другими):

Территориальную специализацию (разделение труда);

Единство и богатство ресурсов;

Отсутствие внутренних таможенных барьеров

Единство налогообложения;

Единую валюту;

Защиту от внешней экономической экспансии (протекционизм в отношении отечественной экономики);

Единое правовое поле в экономике;

Общие выгоды от использования колоний .

Важным является и еще один признак, который, является одним из составляющих менталитета, но из-за особой важности может быть специально выделен. Это исторически сложившаяся устойчивая привычка «уважения» к власти, к элите всех видов, умение добровольно ей подчиняться, понимание не только своей пользы, но и общей. Такое качество можно назвать уровнем политической культуры, что совсем необязательно впрямую связано с общим уровнем культуры.

Например, Япония

Кроме того, унитарные государства бывают централизованными и децентрализованными . Принято считать государство централизованным, если во главе местных органов государственной власти стоят назначенные из центра чиновники, которым подчинены местные органы самоуправления. В децентрализованных унитарных государствах местные органы государственной власти избираются населением и пользуются значительной самостоятельностью в решении вопросов местной жизни.

Централизованные государства – Украина, Туркменистан. Децентрализованные – Испания и другие.

Федерация - сложное, союзное государство, объединяющее административно-территориальные или национальные образования - субъектов (членов) федерации, которые обладают значительной степенью самостоятельности

Признаки федерации:

Виды федераций:

Существует такое понятие, как «мягкая» федерация - федерации, субъекты которой имеют право сецессии – выхода из состава федерации. Предполагалось, что таким должен стать союз России и Белоруссии (ныне имеющий признаки конфедерации). А также по итогам всесоюзного референдума 1991 года, таким должен был стать Союз Суверенных Государств, но после августовского путча ГКЧП проект был свернут.

Примерами современных федераций могут служить:

  • Российская федерация
  • Соединенные Штаты Америки
  • Австрийская Республика
  • Швейцарская Конфедерация (несмотря на название)
  • Федеративная Республика Германия
  • Судан
  • Сомали

Таким образом мы узнали о унитарных и федеративных государствах.

«Выбор формы» государства имеет огромное значение для страны, так как неправильный «выбор» может вызвать социальные конфликты. Из-за объединения людей разных национальностей и категорически разных взглядов мы можем встречать всевозможные конфликты. Например, в унитарной Украине проживали в равном процентном отношении русские и украинцы. После того, как требование русского населения изменить устройство государства на федеративное отклонили, произошла оптация Крыма и образование непризнанных республик – ДНР и ЛНР на востоке страны. Именно после провозглашения ДНР и ЛНР началась гражданская война, которая унесла и продолжает уносить множество жизней невинного населения. Также по тем же причинам, население Шотландии выступает за отделение от Британского Королевства, каталонцы и баски – от Испании, и так далее.

Главной особенностью «выбора» формы государственно-территориального устройства можно считать количество национальностей, проживающих в каждом конкретном государстве. В унитарных государствах чаще всего проживают представители одной национальности. Например, в Китае – только китайцы, в Армении – армяне, в Египте – египтяне. В федерациях чаще всего мы встречаем представителей нескольких национальностей. Например, в России – русские, татары, башкиры, калмыки, казахи и другие.

Самым «запутанным» типом государственно-территориального устройства я считаю конфедерацию.

Конфедерация - объединение нескольких суверенных государств для координации совместных действий. Это самая редко встречающаяся форма государственного устройства. Некоторые политологи даже склонны не считать конфедерацию полноценным, настоящим государством. Форма организации центрального правительства при таком государственном устройстве будет слабой: центральный орган в конфедерации не обладает непосредственной юрисдикцией над гражданами государства и действует только через субъекты, решения так называемых органов совместного управления, которые не обладают силой прямого действия. Такие решения могут вступить в силу только после утверждения центральными органами власти государств-членов конфедерации. В конфедерации нет единого высшего законодательного органа, также как и единого гражданства. Страны-участницы конфедерации имеют право по желанию выйти из состава конфедерации, то есть расторгнуть конфедеративный договор.

Признаки конфедерации:

Конфедерация является переходной формой территориального устройства. То есть, в конце концов страны-конфедерации либо сливаются в одну страну (унитарную или федерализированную), либо распадаются на несколько отдельных, не связанных узами конфедерации.

Примеры конфедераций . Ранее существовавшие конфедерация – Швейцария (1291-1848), Конфедеративные Штаты Америки (1861-1865).

Ныне существуют только три конфедерации, по которым у политологов нет разногласий – Босния и Герцеговина, Содружество Наций и Европейский Союз (хотя законодательно его статус не закреплен).

В истории существует множество различных форм государства и некоторые неоднозначно трактуются историками. Например, Речь Посполитая и СНГ.

Речь Посполитая возникла в 1569 году на основании Люблинской унии – государственный союз между Великим Княжеством Литовским и Польским Королевством. В унии сказано, что данное государство является федерацией. Но, несмотря на это, некоторые историки считают, что Речь Посполитая – федерация. Проверим эту точку зрения исходя из признаков конфедерации

  • Отсутствие общей для всей конфедерации единой территории и государственных границ. – В Речи Посполитой была общая граница и единая территория. Признак отпадает.
  • Отсутствие общих законодательных органов и системы управления. Признак отпадает
  • Отсутствие общей для всех участников конституции, законодательства, гражданства, финансовой системы. Признак отпадает
  • Наличие суверенитета конфедерации, сохранение суверенитета и международного статуса участников. Признак отпадает
  • Наличие общего конфедеративного органа, состоящего из делегатов суверенных государств. Признак отпадает
  • Решения общих конфедеративных органов осуществляются по принципу консенсуса. Признак отпадает
  • Наличие права выхода из состава конфедерации. Признак соблюдается

(на основании Люблинской унии)

Таким образом, Речь Посполитая – федеративное государство.

Следующим непонятным объединением является Содружество Независимых Государств. Правовая природа Содружества независимых государств (СНГ) в российской науке международного права определяется неоднозначно. По мнению В.В. Пустогарова, по своим целям и принципам, построению и формам деятельности СНГ относится к международным организациям, имеющим существенные конфедеративные элементы. И.П. Блищенко высказывает сомнение в том, что СНГ уже оформилось в конфедерацию, но его нельзя признать и международной организацией. Он считает, что это новое, еще не известное ни науке, ни практике международное образование, которое можно определить как международно-правовое объединение особого рода, имеющее переходный характер .

Причина данных разногласий видимо коренится в том, что первоначальные учредительные акты СНГ весьма туманно и расплывчато определяют характер создаваемого на их основе объединения государств. В самом деле, Алма-Атинская декларация 1991 г. сформулировала понятие создаваемого объединения по принципу: "ни то, ни это". В ней говорится, что "Содружество не является ни государством, ни надгосударственным образованием". Из этой фразы можно составить представление о том, что учредители СНГ не хотели создавать, но весьма трудно установить хотя бы контуры желаемого ими объединения. Устав СНГ не внес ясности в данный вопрос, указав в абз. 3 ст. 1, что "Содружество не является государством и не обладает наднациональными полномочиями" .

Таким образом, даже сами создатели СНГ не могут точно сказать, является оно конфедерацией или межгосударственным объединением. Поэтому, логично будет пока что не относить СНГ ни к конфедерациям, ни к МО, пока сами члены СНГ не решат, чем они являются. Тоесть, мы можем видеть, как несколько стран попытались объединиться в конфедерацию, но у них это не получилось. В итоге остались несколько суверенных государств. Если идея объединения не исчезнет, то вскоре мы сможем увидеть уже конфедерацию нескольких бывших республик СССР. Если у них это получится, то со временем конфедерация, скорее всего, превратится в ассоциированное государство, а затем в одно целое.

Проекты конфедераций:

Демократическая Конфедеративная Республика Корё - проект организации конфедеративного корейского государства, предложенный в конце 1980-х годов президентом КНДР Ким Ир Сеном. Перспективы реального объединения страны и тогда, и сейчас представляются очень призрачными в связи с тем, что Северная и Южная Кореи придерживаются разных идеологий.

Но, начиная с 1990-х годов, две страны делают очень небольшие шаги к объединению в виде ограниченных представительских и культурных контактов между населением, решения технических вопросов по стыковке инфраструктур, совместного выступления в некоторых видах большого спорта и на культурных мероприятиях и тому подобное.

Кроме того, союз России и Беларуси с 26 января 2000 года имеет черты конфедерации. Хотя известно, что Россия и Белоруссия стремятся к «мягкой» федерации. Учитывая взгляды Александра Лукашенко, мы можем прогнозировать, что в ближайшее время союз так и останется союзом, хотя в долгосрочной перспективе может вполне перерасти в конфедерацию, а затем в одно государство.

Ассоциированное государство - форма конфедерации из объединившихся на двусторонней основе неравнозначных государств, при которой меньшее государство, формально сохраняя суверенитет и независимость, доверяет значимую часть своих властных полномочий большему государству. Как правило, это внешняя политика, связь, транспорт, вооружённые силы.

Ныне существуют:

  1. Ватикан с Италией. При этом Италия и Ватикан являются суверенными унитарными государствами.
  2. Аруба, Кюрасао, Синт-Мартен и Нидерландами.
  3. Острова Кука, Ниуэ с Новой Зеландией. При этом Новая Зеландия – унитарное государство, входящее в конфедерацию – Содружество Наций.
  4. Азад Кашмир и Пакистан
  5. США + Пуэрто-Рико + Северные Марианские острова + Федеративные Штаты Микронезии + Маршалловы Острова + Палау
  6. Франция + Монако + Новая Каледония
  7. Франция и Испания + Андорра (При этом Андорра ассоциирована сразу с двумя государствами)
  8. Швейцария + Лихтенштейн
  9. КНР + Гонконг + Макао

Скорее всего, данные мелкие государства станут частью одного большого.

Также ранее существовали и другие ассоциированные государства, вскоре вошедшие в состав основного государства, например Татарстан и Россия. (Татарстан стал субъектом РФ, тоесть слился в одно государство с РФ).

  1. Основные факторы, влияющие на формирование политического режима:

По политическому режиму государства подразделяются на тоталитаризм, деспотию, тиранию, фашистский, авторитарный, демократический и др. По основным признакам их можно подразделить на демократические и недемократические. К недемократическим можно отнести тоталитарные и авторитарные режимы.

Политический режим определяется наличием в государстве прав и свобод граждан. В тоталитарном они отсутствуют полностью, в авторитарном их очень мало, а в демократическом – они присутствуют в полном объеме. Примером тоталитарного государства служит Северная Корея, примером авторитарного государства – Чили, Иран, страны Арабского Востока, а примером демократии – США, Российская Федерация, страны Европы.

Тоталитаризм получил широкое распространение в 20 веке в странах, которые отставали от модернизации. Главная особенность тоталитаризма – отсутствие прав и свобод граждан. В этих странах (Германия (при Гитлере), СССР (при Сталине), Северная Корея ныне (При Ким Чен Ыне)) проводилась неорганическая (догоняющая) модернизация, отличительная особенность которой в том, что она проводится по инициативе государства и под его контролем. Для осуществления контроля и мобилизации всех сил общества на решение задач модернизации и используются инструменты тоталитарного политического режима: карательные и репрессивные органы, запрет на деятельность профсоюзов, политических партий, ограничение влияния церкви и интеллигенции.

Авторитаризм - политический режим, при котором носитель власти (например, диктатор) провозглашает сам себя имеющим право на власть. Обоснованием для существования такой власти является исключительное мнение на этот счёт носителя данной власти . Чаще всего возникает после смягчения тоталитаризма (СССР), либо после революций. Авторитаризм, как форма политической власти часто сочетается с автократией (Форма отношения к власти) и диктатурой (Форма осуществления власти), хотя это не обязательно. Например, любая революция, в том числе демократическая, будет проявлением авторитаризма (так как революция происходит тогда, когда существующая правовая система не может справиться с текущей ситуацией, а иной правовой системы пока не существует. Революция полностью ломает существующую правовую систему и, находясь таким образом в правовом вакууме, авторитарно объявляет себя носителем власти). Таким образом, с полной уверенностью можно сказать, что Украина 2013-2015 годов (при временном правительстве Турчинова и нынешнем правительстве Порошенко) является авторитарной страной, несмотря на то, что официально установлена демократия.

Самая многочисленная форма правления – демократия . С момента своего возникновения демократия была концепцией, открытой для интерпретаций. Её история фактически является не только историей борьбы между сторонниками народовластия и его противниками, но и историей дискуссий среди сторонников. Демократия в её современном понимании имеет своё начало в Древней Греции и Древнем Риме, традициях средневековых городов-государств и развитии представительных органов власти в Европе и некоторых британских колониях в новое время. На сегодняшний день число функционирующих демократических режимов в мире является самым большим за всю мировую историю. Более половины населения мира живёт в странах, где периодически проводятся выборы. Народ повсеместно провозглашается источником политической власти, и даже диктатуры обычно подают свои действия от имени народа. Выборы, даже когда они сфальсифицированы, стали существенным ритуалом легитимизации власти. По мнению издателей известной энциклопедии «Британика», на рубеже XXI века демократические институты в более трети стран мира были сравнимыми с институтами старейших демократий.

На формирование политического режима влияют следующие факторы:

  • 1. Харизматичность лидера государства;
  • 2. Исторические традиции;
  • 3. Политико-правовые идеи;
  • 4. Национальный состав населения;
  • 5. Международное положение государства;
  • 6. Возможность контроля общественной жизни людей.

Вопрос о форме политического режима в РФ для многих политологов остается дискуссионным. В Российской Федерации демократия официально установлена Конституцией как форма политического режима . Но по мнению авторитетной организации Freedom House и журнала «The Economist», Россия не является демократической страной, а имеет политический режим – открытую анократию (переход от авторитаризма к демократии) .

Если по основным признакам проанализировать форму политического режима в РФ, то мы установим что:

  • Главным источником власти и носителем суверенитета признается народ, который может осуществлять свою власть непосредственно, а также через выбранных представителей.
  • Права и свободы граждан РФ преобладают над их обязанностями и носят фактический, а не декларативный характер.
  • Проведение всеобщего тайного альтернативного всенародного голосования – признак демократии, который соблюдается в РФ.
  • В России официально установлена многопартийность, которая существует, не только декларативно, но и фактически.
  • Идеологический плюрализм.
  • Существует реальное разделение властей.
  • Срок полномочий Президента ограничен 6 годами и не может быть более 2-х сроков подряд.
  • Существует свобода слова. Цензура запрещена законом.
  • Активно функционирует местное самоуправление и другие институты гражданского общества.

Таким образом, мы можем констатировать, что в РФ существует демократия.

Заключение

Таким образом, конфедерацией чаще всего являются союзы государств, которые позже приводят к соединению этих государств, либо наоборот – одно большое государство распадается на несколько маленьких и становится конфедерацией. Ассоциированное государство – ступень между конфедерацией и слиянием государств.

Из всех трех видов государственно-территориального устройства, самым редко встречающимся, запутанным и до конца неизведенныи, является конфедеративное образование. Унитарное государство чаще всего – государство, в котором проживают представители одной национальности, федерация – крупные государства, в которых большая смесь национального состава население, и конфедерация – своего рода союз нескольких суверенных государств.

Многообразие форм государственности обусловлено влиянием на государство различных факторов, в том числе политических, экономических, исторических. В качестве основных среди них можно выделить следующие:

  • исторические традиции развития национальных государств;
  • исторические особенности становления национальной государственности;
  • социально-экономические и культурные факторы;
  • природные и климатические условия;
  • религиозные традиции
  • реальное соотношение социальных сил в стране;
  • национальный состав населения страны;
  • менталитет населения;
  • зарубежный опыт;
  • уровень жизни населения;
  • степень влияния бывших метрополий на выбор государственной формы в ранее зависимых от них странах;
  • внешние факторы (международное положение и т. д.).
  • роль мирового сообщества.

А также прямо и непосредственно влияет на установление формы конкретного государства соотношение социальных сил, политическая борьба и её результаты.

Список использованной литературы

  1. Баранов П.А., Воронцов А.В., Шевченко С.В. - Обществознание. Полный справочник для подготовки к ЕГЭ.- М., Астрель,- 2012г.
  2. Брезгулевская Н.В. Виды федераций и модели федерализма.- СПб., ун-та.- 2005г.
  3. Васильев А.В. Теория права и государства.- М., Флинта.- 2008г.
  4. Википедия – свободная энциклопедия. www.ru.wikipedia.org/wiki
  5. Гессен В.М. – Автономия. Федерация. Национальный вопрос – СПб.- Народ и Свобода.- 1996г.
  6. Капустин А.Я. – Проблема взаимодействия права Содружества Независимых Государств (СНГ) с внутренним правом Российской Федерации - http://www.centrlaw.ru/publikacii/page27/index.html
  7. Кареев Н.И. Западноевропейская монархия XVI-XVIII веков.- М.-2009г.
  8. Конституция Российской Федерации.-СПб.- Литера- 2014.
  9. Макиавелли Н. Государь. Размышления над первой декадой Тита Ливия.- Минск.- 2004г.
  10. Михайлова С.Ю. Конфедерация. Вопросы теории и практики. Автореферат к диссертации.- Уфа.- 2006г.

    Цит. по: Капустин А.Я. Проблема взаимодействия права Содружества Независимых Государств (СНГ) с внутренним правом Российской Федерации.- http://www.centrlaw.ru/publikacii/page27/index.html