Грамота старшая группа конспекты занятий звуковой анализ. Конспект занятия по обучению грамоте в старшей группе для детей с опфр

Воспитатель МБОУ «Дачновская СОШ» городского округа Судак Детский сад «Капитошка» г. Судак, Республика Крым

Конспект НОД по подготовке к обучению грамоте в старшей группе.

Цель : освоение звукового анализа слова.

Задачи.

1. Закрепить знание о звуках и буквах, умение различать гласные звуки и буквы гласных.

2. Продолжать учить детей действиям звукового анализа слов, вычленять гласные звуки в слове.

3. Закрепить умение делить слово на слоги, определять ударный слог.

4. Воспитывать интерес к началам грамоты .

Материалы . Картинки – схемы слов « гуси », « утки », « куры »; четырех-звуковые схемы слова на каждого ребенка; фишки красного, синего, зеленого цветов; раскраски-обводилки «Домашние птицы».

Ход занятия

    Воспитатель. Ребята, сегодня у нас много гость. Давайте поздороваемся мимикой. (Дети приветливо улыбаются и машут руками, приветствуя гостей.)

Сегодня на занятии мы будем много разговаривать, играть, выполнять задания.

Но сначала вспомним наше правило, как нужно вести себя на занятии :

Один, два, три, четыре, пять

Будем мы сейчас опять

Смотреть, слушать, размышлять,

Но друг другу не мешать.

Внятно, четко говорить,

Не вертеться, не шалить.

Воспитатель. Давайте с вами сейчас проведем один эксперимент : постарайтесь найти в группе такой предмет, который никак не называется. (Дети не могут найти такой предмет, и воспитатель подводит их к выводу : всё, что нас окружает, имеет название.)

Всему название дано :

И зверю, и предмету.

Вещей вокруг полным-полно.

А безымянных нету. (А. Шибаев)

Все-все имеет название, т. е. называется определенным словом. Слов на свете очень много. Подумайте, а какие бывают слова? (Громкие, тихие, добрые, красивые, теплые, страшные и т. д.)

Давайте вспомним стихотворение "Какие бывают слова". Я буду читать стихотворение, а вы будите добавлять нужные слова.

Есть сладкое слово - конфета.

Есть быстрое слово - ракета,

Есть кислое слово - лимон,

Есть слово с окошком - вагон,

Есть слово колючее - ежик,

Есть слово промокшее - дождик,

Есть книжное слово - страница,

Есть слово лесное - синица,

Есть слово пушистое - снег,

Есть слово веселое - смех.

Какие слова вы добавляли? (Дети называют слова.)

А теперь давайте пройдем за столы. (Дети садятся за столы.)

Воспитатель . Посмотрите на ваших столах лежат картинки - схемы. Рассмотрите картинки и дайте им название. (Дети рассматривают картинки.)

    Физкультминутка

Мы руками - хлоп, хлоп.

Мы ногами - топ, топ.

Мы глазами - миг, миг.

Мы плечами - чик, чик.

Раз - сюда, два - сюда,

Повернись вокруг себя.

Раз - присели, два - привстали,

Руки к верху все подняли.

Теперь садимся. Тише, тише.

Притихнем, словно в норках мыши.

Воспитатель . Слова звучат, из чего они состоят? (Слова состоят из звуков.)

А какие бывают звуки? (Звуки бывают гласные и согласные.)

Расскажите о гласных звуках, что это за звуки? (Гласные звуки можно тянуть, петь.)

Воспитатель . А согласные звуки можно пропеть? (Нет.) Почему? (Мешают язык, губы, зубы.)

А согласные.

Согласны шелестеть, шептать, свистеть.

Даже фыркать и скрипеть,

Но не хочется им петь.

Согласные звуки какие бывают? (Твердые и мягкие.)

    Игра "Верни мне мягкий звук"

Мяч лови и мяч бросай,

Мягкий звук мне называй.

После игры дети садятся на места.

    Воспитатель. Отгадайте загадку :

Эти птицы у канавки

Часто моют свои лапки,

Убегают от Бабуси.

Кто это, скажите? (Гуси.)

Воспитатель выставляет картинку "Гуси".

Сколько звуков в слове гуси? (В слове гуси четыре звука.)

Назовите первый звук (второй, третий, четвертый) .

Сколько в слове гуси гласных звуков. (Два.) Назовите. ([У],[И])

А каким цветом мы обозначаем гласные звуки? (Красным цветом.)

Покажите гласные звуки в схеме слова.

Давайте разделим слово гуси на слоги. Сколько слогов в слове? (Два.) Как узнали? (Ответы детей.) Назовите первый слог, второй.

Найдите ударный слог, произнесите слово с ударением. (Чтение слова с ударением, перестановка ударения. Выбор правильного произношения.)

Составьте предложение со словом гуси.

    Воспитатель :

Говорят: «Они не птицы».
Но позвольте усомниться:
Пусть они и не летают,
Мусор лапками сгребают.
Если что сказать хотят,
– Ко-ко-ко-ко-ко! – заквохчат.
А еще несут яички –
Нет полезней этих птичек.
Удивительной фактуры,
Называют птичек (куры) !

    Звуковой анализ слова « Куры »

    Пальчиковая гимнастика «Цыплята».

Раз, два, три, четыре пять

Соединяют пальцы обеих рук, образуя шар.

Ритмично сжимают и разжимают кулачки.

Раз – цыпленок на крыльце,

Загибают по одному пальчику на обеих руках, начиная с больших, на каждый счет.

Два – еще сидит в яйце,

Три – цыпленок самый смелый,

А четыре – самый белый,

Пятый - маленький цыпленок,

загнув мизинец, прижимают кулачки друг к другу

Кушать захотел спросонок

стучат указательным пальцем правой руки по левой ладони

Носик лопаткой,


ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ профессиональное ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ рОСТОВСКОЙ ОБЛАСТИ

«вОЛГОДОНСКИЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ»

(гбПоу ро «впк»)

Конспект НОД

Обучение дошкольников грамоте

Тема: «Анализ звукового состава слова»

старшая группа

Разработал (а ):

студент (ка )

Сухорукова Надежда Александровна

группа ДО-4

специальность: 44.02.01

Дошкольное образование

База практики: МБДОУ д/с «Светлячок»

Руководитель практики: Л.П. Кугукина

Воспитатель ДОУ: Т. П. Бадаева

Подпись руководителя практики

К занятию допущена «______»_________2018 г. (_________________)

Подпись воспитателя

Дата проведения: « 27 » сентября 2018 г.

Оценка за конспект _________________________________________(подпись)

Оценка за проведение занятия ________________________________(подпись)

г. Волгодонск

Программное содержание:

Цель: Обучение детей звуковому составу слова.

Задачи:

    Образовательные :

1. Учить делить на слоги двусложные слова, называть слова с заданным количеством слогов

2. Закреплять умение детей интонационно выделять звук в слове, называть слова с заданным звуком.

    Развивающие:

1. Развивать фонематический слух.

    Воспитательные:

1. Воспитывать бережное отношение к животным.

Интеграция в целостный образовательный процесс: «Познавательное развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Речевое развитие».

II. Организационно - деятельностный компонент

Оборудование :

    Демонстрационны: предметные картинки или игрушки (лиса,медведь, заяц, кот)

Подготовка к НОД: воспитатель готовит вспомогательное, демонстрационное оборудование, дети расставляют стулья.

Формы организации НОД: фронтальная.

Методы обучения: словесные методы и приёмы : рассказ, объяснение, беседа, вопросы (наводящие, уточняющие, дополнительные, корректирующие); игровые методы; наглядные методы: показ, демонстрация.

III. Эмоционально - мотивационный компонент: способы мотивации учебно-познавательной деятельности (заинтересовывающий момент)

IV. Результативно-оценочный компонент: Вопросы по обобщению пройденного материала, оценка участия и достижений детей в НОД.

Этапы реализации содержания НОД

Структурный компонент

Действия воспитателя

Действия детей

I. Эмоционально - мотивационный компонент

I. Вводная часть

(Мяукает кот)

Воспитатель предлагает прислушаться, а кто это там рычит?

Да? и правда, мяукает, а как вы догадались?

По первому звуку? какой первый звук в слове «мяу»?

А кто может рычать?

Давайте порычим, как собачка рычит?

Какой там звук?

Похоже на мяуканье?

Правильно, нет, у нас в группе кто-то другой, кто это? Кто может мяукать?

Правильно ребята! Давайте все вместе скажем «Мяу».

Дети, смотрите, что я вам принесла (воспитатель показывает картинку кота).

Какого он цвета? Он черный? Или белый?

Послушайте стихотворение.

Леж ебока рыж ий кот

Отлеж ал себе ж ивот.

Кушать хочется,

Да лень ворочаться.

Вот и ж дет рыж ий кот,-

Мож ет миска подползет?

Вот какой ленивый кот, да ребята?

Тогда все, как котятки, тихо, идем на свои места. Вы знаете, что у кошечек есть подушечки на лапках, чтобы бесшумно передвигаться.

-Не рычит, а мяукает

-Собачка

-«Рррр»

-Котенок

-«Мяу»

-Рыжий!

слушают

-Да, ленивый

-Знаем

II. Организационно - деятельностный компонент

II .Основная часть

1.Игра «Назови звук»

А сейчас послушайте это стихотворение еще раз и подумайте, что изменилось.

(читаю первые две строчки стихотворения с интонационным выделением звука «ж»)

Кто заметил, как я читала стихотворение?

Какой звук жужжал?

Кто попробует рассказать отрывок из стихотворения, чтобы все дети хорошо услышали в нем звук «ж»?

(при необходимости помогаю им, даю образец произнесения)

А сейчас найдем, какие в этом стихотворение были слова со звуком «ж»? Произнесите их с интонационным выделением этого звука.

2.Упражнение «Назови звук».

Ребята, назовите слова со звуком «ж», поднимите руку. (8-10 слов)

3.Упражнение «назови слово по его частям»

Показываю детям игрушечных зверей или картинки с изображением лисы, медведя, зайца.

Как назвать животных одним словом? какие это животные?

Ребята, сейчас скажите слово «лиса» не сразу, а по частям.

Если есть затруднение даю образец: «Послушайте, как я скажу это слово: ли-са», вызываю несколько человек повторить это слово.

Дети,

Какая первая часть?

Назовите вторую часть.

Скажите слово по частям.

Сколько слов вы сказали?

А сейчас Маша произнесет по слогам слово «Медведь»

На сколько частей делится это слово?

Какой слог первый?

Назовите второй слог.

Произнесите по слогам слово «заяц»

На сколько частей делится это слово?

Какой слог первый?

Назовите второй слог.

И в этом слове тоже два слога.

Сейчас все вместе произносим слова по частям, отхлопывая каждый слог.

4.Игра «Назови животных, в названии которых есть два слога»

Ребята, вспомните других животных, в названии которых тоже есть два слога.

Слова произносим по слогам. За правильный ответ дается фишка.

-Вы жужжали

-Звук «ж»

-Моро ж еное, ж ираф, е ж ик, лы ж и, ж ук, ж аба, но ж ницы, сне ж инка.

-Называют животных

-Это дикие животные.

-Ли-са

-На две

-«Ли»

-«Са»

-«Ли-са»

-Одно.

-«Мед-ведь»

-На две

-«Мед»

-«Ведь»

-«За-яц»

-На две.

-«За»

-«Яц»

-Произносят слова по частям, отхлопывая каждый слог.

-Белка, барсук, ёжик, кабан, олень.

Результативно-оценочный компонент

III .Заключительная часть

У кого фишки, поднимите их и покажите.

А за что вы сегодня получили фишки?

За то, что вы называли животных, да?

А сколько в этих словах было слогов?

А сколько может быть звуков в слогах? один или много?

в слове «Медведь» сколько у нас было слогов?

Правильно, два, а звуков много, да ребята?

Вот теперь вы знаете, что в слове есть звуки и слоги.

Ребята, а кто же все-таки мяукал у нас в группе, давайте его поищем.

-Много

АНО ДО «Планета детства «Лада»»

Методическая разработка конспекта занятия по развитию речи у детей дошкольного возраста

Тема: «ЗВУКОВОЙ АНАЛИЗ СЛОВА СВЁКЛА»

Клетнова Ольга Сергеевна

Тольятти, 2017

    Цель занятия: Развитие фонематического слуха у детей.

    Задачи:

    Образовательные: учить проведению звукового анализа, развивать умения подбирать слова к заданной модели, овладение действием изменения слов.

    Развивающие: закрепить умение различать и сопоставлять твердые и мягкие звуки, развивать коммуникативные навыки, развивать зрительное и слуховое внимание, развивать умение называть слова с заданным звуком, развивать умение синтезировать отдельные звуки в слово, развивать умение дифференцировать звуки по их качественной характеристике.

    Воспитательные: воспитывать в детях желание помочь товарищу, воспитывать культуру общения, умение выслушать мнение других детей, воспитывать самоконтроль, воспитывать интерес к занятию.

    Тип занятия: интегрированное.

    Форма занятия: занятие проводится в игровой форме.

    Продолжительность: 35 минут.

    Участники: Воспитатель, дети.

    Возраст обучающихся: Подготовительная группа (6-7 лет).

    Оборудование и материалы: доска, указка, мяч, картинка с изображением свеклы, фишки красного, синего, зеленого, черного цветов - все гласные буквы, фишки – игрушки, синий, красный или зеленый круги со звуками, медали.

    Предварительная подготовка: Чтение русской-народной сказки «Репка», беседа «Что такое школа?», дидактическая игра «Живые звуки».

    Методы и приемы работы с детьми: дидактические игры, демонстрация материала, беседа, разговор, совместные действия воспитателя и ребенка, словесные методы (подсказывание, просьба произнести, вопросы), выполнение поручений.

    Структура занятия:

Этап занятия

Содержание

Время

Организационный момент

Дидактическая игра «Найди пару»

2 минуты

Мотивационно-ориентированный, побудительный этап (проблема)

Ответы детей на вопросы воспитателя

2 минуты

Практический этап

Задание № 1: Отгадывание загадок.

Задание № 2: По очереди определять звук.

Задание № 3:

Задание № 4:

Игра «Живые звуки»

3 минуты

13 минут

3 мин

9 минут

Заключительный этап

3 минуты

    Ход занятия:

    Организационный момент:

Дидактическая игра «Найди пару»: В-ль: Ребята встаньте в полукруг, а я буду бросать мяч по очереди и называть твердый согласный звук, а вы ловите мяч и называете ему пару, то есть мягкий согласный и бросаете мяч обратно.

Ребенок ловит мяч, называя пару звука.

    Мотивационно-ориентированный, побудительный этап (проблема):

В-ль: Ребята, послушайте пословицу: «Не учась и лаптя не сплетешь.».

Как вы думаете, какое значение имеет эта пословица?

Дети: высказывают свои мнения (кто учится, тот знает как нужно плести лапти…)

В-ль: Молодцы ребята, правильно, кто учится, тот все знает и умеет, а кто не учится, тот ничего не будет уметь делать.

В-ль: Ребята, а как вы думаете, где детей учат?

Дети: В школе.

В-ль: Как вы думаете, чем занимаются дети в школе?

Дети: отвечают на вопрос (учатся, получают знания, играют на переменах, получают 5 или 2…)

В-ль: А чем занимаемся мы в детском саду?

Дети: отвечают на вопрос (играем, учимся, спим, гуляем, готовимся к школе…)

В-ль: Молодцы, мы готовимся стать первоклассниками.

    Практический этап:

Дети стоят полукругом перед воспитателем.

Задание № 1: Отгадывание загадок -

В-ль: Ребята послушайте, пожалуйста, загадку

Кто любит борщ и винегрет,

Грустит, когда её в нём нет.

На грядке под землёй растёт –

В народе ей всегда почёт.

В ней сладости больше, чем в апельсинах.

А сколько полезных в ней витаминов!

Любит за это её весь народ –

Вкусный бордовый тот корнеплод.

Дети: отгадывают

В-ль: Молодцы ребята, верно, это СВЁКЛА Воспитатель показывает картинку с изображением овоща

В-ль: Сегодня мы будем выполнять звуковой анализ этого слова. Присаживайтесь на свои места

Задание № 2.

В-ль: Ребята давайте по очереди будем определять звук:

Имя одного из детей, назови первый звук в слове «свёкла»?

Назови, какой это звук?

Какой фишкой мы обозначаем согласный звук в схеме?

Имя одного из детей, назови второй звук в слове «свёкла»?

Назови, какой это звук.

Какой фишкой мы обозначаем мягкий согласный звук в схеме?

Имя одного из детей, какой следующий звук в слове «свёкла»?

Какой он?

Какой фишкой мы обозначаем гласный звук в схеме?

Имя одного из детей, назови следующий звук в слове свёкла?

Какой он?

Имя одного из детей, назови последний звук в слове «свёкла»?

Имя одного из детей, сколько всего звуков в слове «свёкла»?

Ребята, вы согласны с ним/ней?

Имя одного из детей, сколько согласных звуков? Сколько гласных звуков?

Ребята, сколько слогов в слове «свёкла»?

Дети: 2

Ребята, как нам узнать, где мы поставим ударение? На какой звук?

Дети: ответы (на 1 гласный О)

Верно, молодцы. Ударение у нас стоит на звуке [о]. А теперь чтобы узнать с каким звуком мы будем дальше играть надо:

В слове свёкла:

Имя одного из детей, убери ударный гласный,

Имя одного из детей, теперь убери первый согласный,

Имя одного из детей, убери мягкий согласный,

Имя одного из детей, последний гласный.

Имя одного из детей, убери предпоследний твердый согласный.

Ребята, какой звук остался?

Молодцы! [к].

Задание № 3.

Игра «Назови слова со звуком «КЬ» «К»»

В-ль: Давайте мы с вами пройдем на ковер. Назовите, пожалуйста, слова со звуком КЬ (за каждое правильно названное слово выдается фишка-игрушка).

В-ль: Ребята можно я начну: МЕЛ К И.

В-ль: Назовите слова со звуком К например: кот

Дети: (ответы детей)

В-ль: Молодцы, все верно….

Задание № 4

Игра «Живые звуки»

В-ль: Ребята, а давайте мы с вами поиграем в игру «Живые звуки», но чтобы нам было интереснее играть мы ее усложним.

Ребенок 1, ты превращаешься в первый звук слова «Самолет»

Ребенок 2, ты становишься первым звуком слова Вёдра

Ребенок 3, ты ударный звук О

Ребенок 4, ты второй звук слова оКно

Ребенок 5, ты первый звук слова Лук

Ребенок 6, ты первая гласная буква с которой мы и познакомились в этом году «А»

Дети выстраиваются в шеренгу. В руках у них круги соответствующие их звуку (синий, красный или зеленый)дети-звуки называют каждый свой звук. Остальные догадываются, какое слово получилось.

    Заключительный этап:

В-ль: Молодцы, ребята!

Ребята, скажите, с каким словом мы сегодня познакомились?

Что вам больше всего понравилось в нашем занятии?

Какое задание было для вас самым сложным?

Молодцы! С заданиями справились отлично, мне кажется в школе вам за это задание поставили бы оценку 5.

Давайте мы с вами обменяем фишки – игрушки на «медали».

    Литература.

    Основная образовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы». Под редакцией Н.Е. Верекасы, Москва, 2016.

    Обучение дошкольников грамоте. Пособие для педагогов. Для занятий с детьми 3–7 лет Н. С. Варенцова.Москва, 2002.

    Планы занятий по программе «Развитие» для подготовительной группы детского сада./ научные руководители: Л.А.Венгер, О.М.Дьяченко.: УЦ им.Л.А.Венгера «Развитие».- Москва, 2000.

    Примерные конспекты по развитию речи. Ушакова О.С. Самара

    Сборник конспектов по развитию речи. Шандрина Л.Г. Тольятти, 2002.

    http://www.gramota.ru/slovari.

Разделы: Работа с дошкольниками , Конкурс «Презентация к уроку»

Ключевые слова: обучение грамоте

Презентации к уроку




Назад Вперёд

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.






Назад Вперёд

Цель:формирование у детей умения составлять звуковой анализ слова, сравнение слов по звуковому составу.

Задачи:

  • упражнять детей в умении составлять слова, ориентируясь на первые звуки в словах;
  • закреплять у детей умение произносить слово в соответствии с движением указки по схеме звукового состава слова;
  • познакомить детей с последовательным звуковым анализом слова "дом";
  • упражнять детей в сравнении слов по звуковому составу, опираясь на схему;
  • закреплять представление о предложении;
  • развивать мелкую моторику;
  • воспитывать организованность, дисциплину, умение и желание самостоятельно оказывать друг другу помощь, доброжелательно оценивать деятельность сверстников и результаты своей деятельности.

Раздаточный и демонстрационный материал: слайды (картинка с изображением детей; картина-схема слова "дом"), карточки трехзвуковых слов, конверты с фишками; тетради, простые карандаши; бумажные заготовки (методом обрывания) геометрических фигур.

Виды деятельности: познавательная, коммуникативная, игровая, двигательная.

Ход занятия

1. Дидактическая игра "Как их зовут?" Перед детьми представлена картина с изображением детей (Приложение 1). Педагог предлагает детям угадать, как зовут детей, изображенных на картине.

Педагог: Ребята, давайте сыграем в игру "Как их зовут?". Посмотрите на картину, кто изображен на ней?

Дети: На ней изображены дети.

Педагог: Я предлагаю вам угадать имена детей изображенных на картине. Для этого вы должны внимательно посмотреть на предметные картинки, которые будут появляться на доске, и по первым звукам в словах составить имена (дети составляют имена с опорой на предметные картинки ).

Опорные картинки:

  • Шар, утка, рыба, апельсин - Шура;
  • Мышь, автобус, шишка, антенна - Маша;
  • Рука, осы, мак, автобус - Рома.

Педагог: Молодцы, вы хорошо справились с заданием.

2. Педагог: На прошлом занятии вы учились находить звуки в слове "мак", учились так произносить слово, чтобы каждый звук в нем хорошо был слышен. Давайте вспомним, какие звуки есть в слове "мак". Сколько звуков в слове?

Дети: в слове "мак" три звука.

Педагог: какой звук первый?

Дети:первый звук "м"

Педагог: какой звук стоит вторым?

Дети:вторым стоит звук "а"

Педагог: какой звук третий?

Дети:третий звук "к"

Педагог: Молодцы! Посмотрите на доску, что изображено на ней? (Приложение 2)

Дети:на доске изображен "дом"

Педагог: Давайте определим, сколько звуков в слове "дом", опираясь на схему под картинкой?

Дети: в слове "дом" три звука.

Дети: первый звук в слове дом "Д"

Педагог: какой второй звук?

Дети: второй звук "О".

Педагог:При его произнесении нам ничего не мешает ни губы, ни язык, ни зубы, он тянется и поется. Мы его произносим громко. Какой третий звук?

Дети: третий звук в слове "дом" "М"

Педагог: Ребята, давайте произнесем слово "дом" в соответствии с движением указки. Молодцы!

А теперь определите, какие звуки в словах "мак" и "дом" одинаковые?

Дети: в словах "мак" и "дом", одинаковый звук "М"

Педагог: А где находиться этот звук в слове "мак"?

Дети: в начале слова

Педагог: В слове "дом"?

Дети: в слове "дом" в конце слова.

Педагог: Найдите в словах мак и дом звуки, при произнесении которых нам ничего не мешает, они тянутся, поются, громко и тихо произносятся

Дети: это звуки "А" и "О"

Физкультминутка. Игра "Поздороваемся по-разному"

Педагог: Давайте немного отдохнем и поиграем в игру "Поздороваемся по-разному"

Здравствуй, друг! (здороваются за руку)
Как ты тут? (похлопывают друг друга по плечу)
Где ты был? (теребят друг друга за ушко)
Я скучал! (складывают руки на груди в области сердца)
Ты пришел? (разводят руки в сторону)
Хорошо! (обнимаются)

3. Педагог: Мы с вами немного отдохнули.

Ребята, придумайте предложение из двух слов со словом "Мак" и запишите его с помощью графических линий.

Дети: Красивый мак. Красный мак.

Педагог: А сейчас составьте предложение со словом "дом" из трех слов и тоже запишите его графически.

Дети: Большой, красивый дом. Стоит большой дом. Наш дом высокий.

Игровое упражнение "Маленький архитектор".

Педагог: Молодцы! Давайте поиграем в игру "Маленький архитектор" (выкладывание дома из геометрических фигур, заготовленных методом обрывания бумаги по контуру ). У вас на столах лежат бумажные заготовки геометрических фигур. Вам надо построить дом. (работа детей ).

4. Итог занятия

Педагог: Чем мы сегодня занимались на занятии? (Ответы детей)

А как вы думаете, кто сегодня более активно принимал участие в занятии, кто отличился, кто хорошо работал? (Ответы детей) А сейчас давайте поаплодируем тем ребятам, которые хорошо занимались!

Электронное пособие для закрепления навыка звукового анализа слов

Пособие по обучению грамоте для детей 5-6 лет. День рождения у лисы

Ковальских Татьяна Александровна, учитель-логопед МАДОУ "Детский сад № 77" г.Березники

Описание работы: Электронное пособие создано в программе Microsoft PowerPoint. Может быть использовано на фронтальных, подгрупповых и индивидуальных занятиях с детьми старшего дошкольного возраста. Рассчитано на детей имеющих представления о звуковом анализе слов и владеющих навыками составления звуковых схем простых слов. Кроме того, данное пособие может использоваться при обучении малышей чтению. Родителям пособие будет полезно в качестве помощника для открытия детям мира звуков и букв.

Основной целью является закрепление навыков звукового анализа и синтеза слов, обучение грамоте.
Пособие помогает решать следующие задачи :
- Закреплять навыки звукового анализа и синтеза.
- Учить определять наличие определенного звука в слове.
- Учить называть звуки в слове по порядку.
- Совершенствовать умения давать характеристику звукам.
- Развивать слуховое внимание.
- Развивать зрительный гнозис и праксис.
- Воспитывать самостоятельность и терпение при выполнении заданий.

Обучение дошкольников, навыкам звуко-слогового анализа и синтеза достаточно сложный и длительный процесс. Это важный раздел обучения грамоте. Он занимает большой объем времени в образовательном процессе. Качество проделанной работы в дальнейшем окажет большое влияние на успехи ребенка по русскому языку в школе. Недостаток или отсутствие необходимых навыков неизбежно приведет к дисграфии и другим трудностям в обучении на почве несформированности навыков фонематического анализа и синтеза слов.

Игра «День рождения у лисы» поможет сделать занятия интересными, увлекательными и неповторимыми. Не секрет, что если у ребенка есть желание и ему нравится заниматься, то и результат будет намного выше. Разнообразие игрового материала позволит поддерживать интерес детей на занятии, снизит утомляемость, повысит эффективность и качество работы.
Презентация создана с учетом основных дидактических принципов. Материал дается в игровой форме, задания выстроены с постепенным усложнением, и опираются на повторение ранее изученного материала. Так, картинки для звукового анализа слов повторяются, а сама схема на каждом слайде появляется новая. Ребенок ориентируется на то, какие слова он уже отгадал и анализирует новые картинки. При не правильном ответе появляется эффект анимации, но картинка не исчезает, что позволяет ребенку увидеть свою ошибку и поискать правильный ответ.

Предусмотрены разные варианты использования учебного материала: с чтением слов или без него. Это дает педагогу возможность варьировать задания с учетом уровня развития детей и их индивидуальных способностей.

Весь учебный материал основан на сказочном сюжете. Звери отмечают день рождения. Однако, отгадать чей это день рождения ребенок должен сам.
На слайде появляется закрытая коробка с подарком.


На слайде появляются звери, по схеме слова ребенок находит правильный ответ ЛИСА

При правильном ответе появляется лиса с большим праздничным бантом и красивой коробкой.
- А что же в этой коробке?
- Подарки. Их принесли гости.


Далее, каждый следующий слайд заставляет ребенка отвечать на вопрос, что же подарили лисе на день рождения. Особый интерес у ребят вызывает то, как лиса постепенно принимает угощения и примеряет на себя все подарки.

ТОРТ


Появляется торт, затем проверяем, читаем слово.


БУСЫ


Лиса одевает бусы, проверяем, читаем слово.
К этой же схеме подойдет слово КАША


Последняя схема самая трудная. Обращаем внимание детей, что к этой схеме подходят сразу два слова.
ЦВЕТЫ,
ШЛЯПА


Появляются цветы, лиса одевает шляпу.


Проверяем, читаем слова.

После того как коробка с подарками разобрана, лиса приглашает гостей за праздничный стол.

- Кто пришел к лисе в гости?

Дети по схемам слов вспоминают начало сказочной истории и называют зверей. На слайде появляются лев, слон и лось.


Хочется обратить внимание на сложность в звуковом анализе последнего слова (лось), где необходимо обратить внимание детей и вспомнить о том, что мягкий знак звука не обозначает, поэтому и клеточка не закрашена.

В конце я напомню родителям и детям основные правила :

Звуки мы слышим и произносим, а буквы мы видим и пишем.
Дети должны помнить, что в русском языке только шесть гласных звуков .

Каким цветом мы обозначаем звуки:

красным – гласные звуки;
синим – твердые согласные звуки;
зеленым – мягкие согласные звуки.

Вся игра проходит быстро, не утомляет дошкольников. Помните, что ребенок перед компьютером может проводить лишь несколько минут . Берегите здоровье наших детей!

Играйте с удовольствием! Положительные эмоции и терпение помогут Вам справиться даже с очень трудным заданием.

Желаю успеха!

Презентация на тему: Формирование навыков звукового анализа слов у детей старшего дошкольного возраста