История развития французской философии. Философия эпохи Возрождения (14–16 века) Французское Возрождение XVI века


Текст 2 Никита распахнул дверь и сел на крыльцо. К самым ногам подкатился ручеек, коснулся ног и побежал дальше по своим делам. Никита осторожно опустил в его воды кораблик-щепку и долго смотрел ему вслед. А потом резко встал, улыбнулся солнышку, ручейку. Боль отступила, и в душе запело стозвоном: Весна пришла! (А. Толстой) 5




Тезис – положение, кратко излагающее какую-нибудь идею, а также одну из основных мыслей лекции, доклада, сочинения, или, другими словами, это основная мысль текста, которую нужно доказать. Доказательство – подтверждение какого-нибудь положения фактами или доводами, или, другими словами, это примеры, доказывающие основную мысль текста. Вывод – итог рассуждения. Обычно вывод совпадает с той мыслью, которая была высказана в начале текста. Иногда вывод отсутствует, потому что он очевиден и его может сделать сам читатель. 7




Мама – самое священное слово на земле! Человек рождается и умираетс этим словом. Хлебороб благодарно произносит: "Спасибо, кормилица-мать". Солдат, смертельно раненный, шепчет: "За Родину-мать!" Все самые дорогие святыни названы и озарены именем матери. 9
















На Руси подарки всегда любили, умели находить в них тайный смысл и счастливые вести. В многочисленных сказочных преданиях говорится о подаренном ноже, на котором проявляется кровь, если его обладатель попадал за морем в беду. Или о том, как по подаренному кольцу жених узнает свою невесту. Также не случайно в сказках большинство чудесных предметов герой не находит, а получает в дар: будь то клубок, указывающий дорогу или кольцо, исполняющее желания. 17










Чем дарят, тем не корят. Кого люблю, того и дарю. Кого любишь, того сам даришь, а не любишь, и от него не примешь. Малое принимайте, а большому сроку дайте. На малом не взыщите, большого не ищите. Дар не купля: не хаят, а хвалят. Подарки принимать, так отдариваться. И малый подарок не наклад. Дома-то и не голод, да подарок дорог. Не дорог подарок, дорога любовь. Дорог подарочек не выпрошенный. Не люба кума и гостинцы не милы. Даровое лычко лучше купленного ремешка. От матушки отопочки, от батюшки ошметочки, и то почти за подарочек. Разорился парень бедный: купил девке перстень медный. Даровому коню в зубы не смотрят. Дорого яичко к Христову дню. 22


Подарок не обсуждают, принимают с благодарностью то, что дарят. Так говорят, когда кто- либо получил в подарок какую- нибудь вещь, которая не очень нравится и которую сам бы не выбрал. Но об этом не принято говорить в лицо дарителю. Пословицу объясняют старинным обычаем внимательно осматривать зубы лошади при ее покупке, так как по ним легко определить возраст: у старой лошади зубы обычно стерты (сравните фразеологизм: зубы съесть на чём-либо так говорят об опытном, много пожившем и искушенном жизнью человеке, но первоначально же данное выражение употреблялось в отношении старой лошади). 23




Есть у меня внучка. Однажды она говорит: - У Веры в субботу день рождения. Она пригласила меня в гости. Нужно купить ей какой-нибудь подарок. Что бы ей подарить? Мама начала давать добрые советы, но тут в разговор вмешался я: - А у моих друзей в детстве был неписанный закон: в дни рождения дарить только то, что сделано своими руками. - Ну, знаешь, дедушка! В нашем классе скажут, что я жадная и что я плохая подруга, - сказала внучка. 25


26


Выбранный с любовью подарок узнается сразу по стремлению угадать вкус адресата, по оригинальности замысла, по самой манере преподносить подарок. (А.Моруа) Каждый подарок, даже самый маленький, становится великим даром, если ты вручаешь его с любовью. (Д.Уолкот) Ценность подарка определяется скорее его уместностью, нежели ценой. (Ч.Уорнер) Три вещи составляют достоинство подарка: чувство, уместность и способ преподнесения. (Соммери) Дарите исподволь - и цену дар удвоит: То, как вы дарите, самих подарков стоит. (П.Корнель) 27


1. Я думаю (считаю, полагаю), что… По-моему, прав… Я убеждён (уверен), что… Я не могу согласиться с тем, что… Мне кажется (думается), что… 2. Могу сказать (возразить), что… Сам себе противоречит… Во-первых, … Во-вторых, … В-третьих, … 3. Хочется подчеркнуть (сказать ещё раз)… Итак… Таким образом… Следовательно… Я понял, что… 28


29


Что касается маленьких именинников и именинниц, то им принято дарить игрушки, конфеты и хорошие детские книги. В выборе игрушек и книг нужно сообразоваться не только с возрастом, но и также с наклонностями ребёнка и тоже необходимо подмечать, какого рода игрушки и книги более всего ему нравятся. 30


Не поздравить с днём ангела дедушку или бабушку, отца или мать, брата или сестру или вообще близкого родственника и даже своего хорошего знакомого было бы верхом невнимания и неприличия со стороны непоздравившего. Особенно больно было бы это старшим членам семейства по отношению к младшим, то есть если внук или внучка, сын или дочь не поздравили своих дедушку или бабушку, мать или отца. Забывчивость в этом случае не извинительна и равносильна невниманию. 31


Если внук или внучка, сын или дочь живут в разных городах с дедушкой, бабушкой, отцом или матерью и пространство, разделяющее их, не позволяет лично поздравить дорогого именинника или именинницу, то внук, внучка, сын или дочь должны непременно послать поздравительное с днём ангела письмо. Причём следует позаботиться, чтобы письмо это пришло как раз вовремя, то есть в самый день ангела того, кому оно адресовано. Разумеется, что письмо может быть заменено поздравительной телеграммой. 32


Делать кому-нибудь подарки, не состоя с ним в родстве или будучи его задушевным другом, не принято. Особенно неприличным считают подарки посторонних мужчин дамам или девицам. Исключение в этом случае оставляют только букеты и конфеты. Дарить цветы всегда позволительно и везде принято. 33



Французское Возрождение XVI века

В XVI в. во Франции получают распространение гуманистические идеи . Отчасти этому содействовало соприкосновение Франции с гуманистической культурой Италии во время походов в эту страну. Но решающее значение имел тот факт, что весь ход социально-экономического развития Франции создавал благоприятные условия для самостоятельного развития подобных идей и культурных течений, которые приобретали на французской почве самобытный колорит.

Завершение объединения страны, укрепление ее экономического единства, нашедшие свое выражение в развитии внутреннего рынка и постепенном превращении Парижа в крупнейший экономический центр, сопровождались в XVI - XVII вв. постепенным формированием национальной французской культуры . Процесс этот шел и углублялся, хотя был очень сложным, противоречивым, замедленным вследствие потрясавших и разорявших страну гражданских войн.

Большие сдвиги произошли в развитии национального французского языка . Правда, в окраинных областях и провинциях Северной Франции еще существовало большое число местных диалектов: нормандский, пикардийский, шампанский и др. Сохранялись еще и диалекты провансальского языка, но все большее значение и распространение приобретал северофранцузский литературный язык: на нем издавались законы, велось судопроизводство, писали свои произведения поэты, писатели, хронисты. Развитие внутреннего рынка, рост книгопечатания, централизаторская политика абсолютизма способствовали постепенному вытеснению местных диалектов, хотя в XVI в. процесс этот был еще далек от завершения.

Однако Возрождение носило во Франции довольно заметный аристократическо-дворянский отпечаток. Как и повсюду, оно было связано с возрождением античной науки - философии, литературы - и сказалось прежде всего в области филологии. Крупным филологом был Бюде, своего рода французский Рейхлин, изучивший греческий язык настолько хорошо, что говорил и писал на нем, подражая стилю древних. Бюде был не только филологом, но и математиком, юристом и историком.

Другим выдающимся ранним гуманистом во Франции был Лефевр д"Этапль, учитель Бюде в области математики. Его трактаты по арифметике и космографии впервые создали во Франции школу математиков и географов. Он склонялся к протестантизму и еще в 1512 г., т. е. до выступления Лютера, высказал два принципиальных положения Реформации: оправдание верой и Священное писание как источник истины. Это был мечтательный и тишайший гуманист, испугавшийся последствий своих собственных идей, когда по выступлению Лютера он увидел, к чему это может привести.

Важным событием Возрождения во Франции XVI века было основание как бы нового университета наряду с Парижским университетом, так называемого «Французского коллежа» (College de France) - открытой ассоциации ученых, распространявших гуманистическую науку.

Подражание античным образцам сочеталось с развитием национальных устремлений. Поэты Жоаким Дюбелле (1522-1560), Пьер де Ронсар (1524-1585) и их сторонники организовали группу, получившую название «Плеяда». В 1549 г. она опубликовала манифест, самое название которого «Защита и прославление французского языка» отражало национальные устремления французского Возрождения. В манифесте опровергалось мнение, что лишь древние языки могут воплотить в достойную форму высокие поэтические идеи, и утверждалась ценность и значимость французского языка. «Плеяда» получила признание двора, и Ронсар стал придворным поэтом. Он писал оды, сонеты, пасторали, экспромты. Лирика Ронсара воспевала человека, его чувства и интимные переживания, оды и экспромты по случаю политических и военных событий служили возвеличению абсолютного монарха.

Наряду с освоением и переработкой античного наследства литература французского Возрождения впитывала в себя лучшие образцы и традиции устного народного творчества. Она отражала черты характера, присущие талантливому и свободолюбивому французскому народу: его веселый нрав, смелость, трудолюбие, тонкий юмор и разящую силу сатирической речи, обращенной своим острием против живших за счет народа тунеядцев, сутяг, лихоимцев, своекорыстных святош, невежественных схоластов.

Самым выдающимся представителем французского гуманизма XVI в. был Франсуа Рабле (1494-1553) . Наиболее известным произведением Рабле является сатирический роман «Гаргантюа и Пантагрюэль», форма романа сказочная, опирающаяся на старинные французские сказки о королях-великанах. Это грандиозная, полная остроумия и сарказма сатира на феодальное общество. Рабле представил феодалов в виде грубых великанов, обжор, пьяниц, забияк, чуждых всяких идеалов, ведущих животную жизнь. Он разоблачает внешнюю политику королей, их бесконечные, бессмысленные войны. Рабле осуждает несправедливость феодального суда («Остров пушистых котов»), издевается над нелепостью средневековой схоластической науки («Диспут о колоколах»), высмеивает монашество, нападает на католическую церковь и папскую власть. Сатирическим фигурам, воплощающим в себе пороки господствующего класса, Рабле противопоставлял людей из народа (брат Жан - защитник родной земли, крестьянин - или Панург, в образе которого запечатлены черты городского плебея). Рабле в своем романе высмеивает не только католическую церковь, но и протестантизм (папиманы и папифиги).

Как гуманист Рабле стоял за всестороннее, гармоническое развитие человеческой личности. Он воплотил все свои гуманистические идеалы в своеобразной утопии «Телемское аббатство», в котором живут свободные люди, заботящиеся о своем физическом развитии и духовном совершенствовании в науках и искусстве.


^ 16. Французские философы-материалисты.

Из французский материалистов наиболее известен Дени Дидро – и выделялся он именно своей организаторской, общественной и другой, в том числе литературной, деятельностью, Дидро был организатором работы над "Энциклопедией". В то время начинается интерес кразного рода словарям, и Дидро получает заказ от одного издателя на перевод с английского языка энциклопедического словаря, чрезвычайно популярного в Англии. Он берется за работу, но понимает, что словарь имеет множество недостатков, и предлагает издателю написать собственный словарь, который в конце концов разрастается до 35-томной "Энциклопедии". Это первое в истории человечества энциклопедическое издание, в котором были собраны и обобщены все научные, философские, религиозные, культурные, литературные и т.п. знания. Главной целью издания была цель просветительская, способствование прогрессу. "Энциклопедия" была завершена и пользовалась огромной популярностью, несмотря на многотомность и дороговизну. Было продано несколько тысяч экземпляров - очень большой тираж для Франции того времени.

Работа над книгой заняла почти всю жизнь Дидро - с 1751 по 1780 гг. (умер он в 1784 г.). Кроме статей в "Энциклопедии", перу Дидро принадлежат множество работ, в том числе и литературные ("Племянник Рамо", "Монахиня" и др.). Среди философских произведений наибольшую известность приобрели небольшая работа "РазговорД"Аламбера и Дидро", в которой сформулировано мировоззрение Дидро, и "Письмо о слепых, предназначенное зрячим", где Дидро впервые выразил свои мысли как зрелый философ, избавившийся от некоторых своих сомнений. Поскольку Дидро учился в иезуитской школе, ему прочили карьеру священника. Некоторое время он считал себя христианином и был деистом, но в последней работе открыто выражает материалистическое, атеистическое мировоззрение.

В наиболее систематической форме принципы материализма изложены в работе Гольбаха "Система природы". Хотя первой работой, ставшей манифестом французских материалистов, стала работа Ламетри "Естественная история души" (а наиболее нашумевшей была его же работа "Человек-машина").

В частности, Гольбах утверждает, что материя - это единственная, никем не сотворенная, вечно существующая субстанция. Следовательно, нет и Бога-Творца. Определение Гольбаха звучит так: "Материя есть все то, что воздействует на наши чувства".

Представления о материи французских материалистов мало чем отличаются от современных (скажем, диалектико-материалистических): о том, что материя объективна, что объективны и первичные и вторичные качества (возражение Галилею, Локку, Беркли и др.), что кроме материи нет ничего; материя состоит из атомов, которые движутся в результате причинно-следственных связей;что материя делима, находится в постоянном движении, обладает различными свойствами (непроницаемость, протяженность, способностью к самодвижению - хотя Энгельс и критиковал французских материалистов за их метафизичность, говоря, что они не видели источника движения материи, но эта критика не совсем справедлива, поскольку принцип самодвижения все же они признавали, отрицали диалектику, но в действительности это, скорее, их заслуга, чем недостаток). Движение есть способ существования, вытекающий из сущности материи; материя движется благодаря собственной энергии; материя вечна; движение так же вечно, как и материя, а все, что существует, есть результат движения материи, в том числе и все духовные идеальные явления в настоящем мире. Покой есть лишь некоторая форма движения, поэтому он также есть свойство материи. Материя существует в виде природы; природа есть некое единое целое; все явления природы связаны друг с другом, и связь эта выражается в виде законов природы. Законы существуют не только в материальном неорганическом мире, но и в органическом мире и в человеческом обществе, поэтому ничто не происходит случайно, все имеет свою причину и в обществе, и в природе. Кроме движущих причин, нет никакой другой причины, в т.ч. целевой; цель природы находится в самой себе, ибо вне природы нет ничего. Вначале существовала только неорганическая природа, потом из нее возникла органическая (здесь опять парадокс: что значит "вначале"? Если материя вечна, то почему жизнь возникает на каком-то определенном этапе? Даже Гераклит был более последователен, говоря, что мир то сгорает, то опять возникает). У французских материалистов часто можно увидеть очевидные нелепости, как в случае с возникновением жизни в вечном мире.

Человек - продукт природы, и его познавательная способность есть следствие материальной организации. Нет никакой способности познания, отличной от материальной познавательной способности; все познается через чувства. Разум есть также высшая форма организации материи. Характерны последовательный сенсуализм, критика учения о врожденных идеях. Душа представляет собой чистую доску. Истина есть адекватное отражение внешнего мира; критерием истины является опыт. И так далее. Практически во всем последующие материалисты, в том числе и диалектического пошиба, будут повторять положения французских материалистов.

Более интересны (в смысле своей необычности, но не в смысле полезности) социально-этические взгляды французских материалистов. Здесь они не столь едины и отличаются друг от друга по некоторым воззрениям, хотя в чем-то и сходились: в атеизме, отрицании нематериальности души, ее бессмертия, божественного происхождения морали. Но в чем именно состоит мораль, в чем смысл жизни человека - здесь были и расхождения.

Наиболее парадоксальным и эпатирующим общество был Ламетри. Поскольку, по его мнению, душа смертна, то нужно по-другому взглянуть и на мораль. Религиозной концепции нравственности не существует, ибо нет вечной жизни, а мораль существует постольку, поскольку нравственное чувство врождено. Существует некий нравственный закон, как и законы природы. Этот нравственный закон есть даже у животных, а поскольку человек есть порождение животного мира, то здесь нет ничего странного, просто человек - высшая форма развития животного.

Далее Ламетри несколько отходит от этой концепции и в работе "Человек-машина" высказывает своеобразные и отличные от других материалистов мысли, склоняясь в сторону гедонизма. Ламетри был врачом, поэтому его исследования человека с точки зрения его физиологии было следствием его профессионального интереса. Ламетри развивал точку зрения Декарта: животное есть некоторая "машина", которая действует по своим законам. Никакой души (растительной, животной или какой-то другой) или чего-то еще, что выдумывали различные метафизики и богословы, просто не существует. У человека же есть душа, но организм его действует по тому же принципу, как и организм животных и, следовательно, независим от души.

Это концепция психо-физического параллелизма и дуализма (есть материальная субстанция и духовная субстанция, не зависящие друг от друга и существующие в гармонии лишь в Боге, непосредственно же сами по себе они независимы и друг на друга не воздействуют). Поэтому законы материальной субстанции справедливы только для материального мира, а законы духовной субстанции - для мира духовного. Ламетри развивает в определенном направлении эту концепцию: поскольку души как отдельной нематериальной субстанции не существует, то и человек есть, соответственно, тоже "машина" - в том смысле, что все процессы в человеке обусловлены причинно-следственными связями, они необходимы и не зависят ни от какой свободной воли или душевного порыва, а также других проявлений духовной субстанции. В человеке абсолютно все есть следствие его материальности: и мысли, и эмоции, и все остальное. Таково жесткое, последовательное выражение материалистической концепции, которое впоследствии будет разрабатываться многими учеными, особенно психологами, в 20 веке (Фрейд и др.).

Для Ламетри характерен гедонизм: нужно искать критерий счастья и цель жизни человека среди материального составляющего человека, а потому таким критерием является чувственное наслаждение, являющееся главным для человека. Поэтому нравственность как таковая есть понятие вымышленное, предрассудок, совесть также бесполезна, нужно освободить человека от ее угрызений и объяснить людям, что это понятие несуществующее, ибо все люди нравственны постольку, поскольку все ищут наслаждения.

Более последовательно разрабатывал этические взгляды Клод Адриан Гельвеций в работе "О человеке". Согласно Гельвецию, также не существует никакой врожденной нравственности (эту мысль разделял и Дидро), не врожден и порок. И добродетель и порок есть результат воспитания, поэтому именно от общества зависит, каким будет человек. Воспитание всемогуще, человек всем ему обязан. Воспитание Гельвеций понимает широко: это не только увещевательные слова родителей и педагогов, но совокупное воздействие окружающего мира - и общества, и природы.

Основой воспитательного процесса, по Гельвецию, является физическая чувствительность человека к боли и к наслаждению. Именно через восприятие того и другого человек начинает понимать, что для него хорошо, а что плохо. Каждому человеку свойственна любовь к себе, которая есть глубочайший импульс человеческой деятельности. Из любви к себе через чувствительность к боли и наслаждению вырастают все страсти. Интересы, смысл жизни, стремление к счастью - все вырастает через чувствительность к боли и наслаждению.

Апологию страстей Гельвеций нарочито выпячивает, противопоставляя ее христианскому учению о страстях, о том, что человек должен уметь управлять своими страстями. По Гельвецию, страсти нужно культивировать и понимать их необходимость, поскольку они движут миром.

Гельвеций проводит анализ разных страстей. Например, такие страсти, как интересы, перекликаются с выгодой и пользой и приводят к развитию общества и появлению частной собственности. Налицо попытка вывести мораль и все нравственные предписания из природы самой по себе, отход от той точки зрения, что мораль существует как некоторое не зависящее от природы установление. Христианская церковная мораль (даже пантеистическая и деистическая) французским материалистам была чужда, поскольку они боролись не просто против Церкви, а против религии. Любая религия, по их мнению, есть результат обмана, невежества и человеческого страха, но в конце концов все это реализуется в результате интересов и страстей некоторых людей. То есть религия вырастает из обмана одних людей другими - теми, кто понимает, что своими силами удержать людей в повиновении не удастся, поэтому придумывают всемогущее существо, которое все может и всегда все видит, и держат в повиновении при помощи этого существа темный, невежественный и суеверный народ. В страхе и надежде на посмертное воздаяние угнетенные люди пытаются найти свое счастье.

Таким образом, возникает формула: "Религия есть опиум для народа". Обращаю ваше внимание на предлог "для", поскольку отличие марксистско-ленинской концепции, о которой мы будем говорить позднее, от концепции французских материалистов состоит в отмене предлога "для". По Марксу и всем остальным, "религия есть опиум народа". Это коренное отличие в вопросе о происхождении религии: никто народ не обманывает, он сам придумывает себе этот опиум. Если спроецировать Марксово понимание возникновения религии на понимание французских материалистов, то вполне возможна фраза "Религия есть опиум для народа" - с этой формулой, я думаю, согласились бы и Дидро, и Гольбах, и Гельвеций.

Философские воззрения французских материалистов достаточно поверхностны и выражают скорее точку зрения обыденного сознания, а не философски мыслящего ума. Проблемы познания, вторичных и первичных качеств, законов природы и т.д. для них как бы не существуют, они их обходят, считая как бы само собой разумеющимися. Поэтому в этом плане идеи французских материалистов не оказали сколько-нибудь серьезного влияния на последующую философскую мысль.

А вот их социально-политические воззрения оказали влияние, и достаточно серьезное, поскольку французская демократия - то, что образовалось в результате претворения в жизнь идей французских просветителей во время Французской буржуазной революции, - явилась образцом для демократии большинства стран. И то, что сейчас на Земле существуют цивилизованные правовые государства, есть результат реализации идей французского Просвещения.

^ 11. Средневековая философия: патристика

Средневековье - это господство теологии, религиозного миросозерцания смешанного с богословием. Философия средневековья это служанка теологии, она обязана толковать Священное Писание, формулировать догматы Церкви и выводить доказательства существования Бога. Одновременно развивается логика, становление понятия личности (спор о различии ипостаси и сущности) и спор о приоритете единичного или общего (реалисты и номиналисты)

В развитии средневековой философии выделяют три этапа: патристика (П- VI в.в.); анализ возможностей слова (7-10 век) и схоластика (11-14 век) . ПАТРИ́СТИКА (от греч. pater, лат. pater - отец), термин, обозначающий совокупность теологических, философских и политико-социологических доктрин христианских мыслителей 2-8 вв. - т. н. отцов церкви.

ПАТРИСТИКА возникает как реакция на преследования христиан со стороны римских властей и критику его верований рядом античных авторов (Цельс, Порфирий и др.).

Ранний период ПАТРИСТИКИ - апологетика (II-III вв.).

При общей ориентации на Священное Писание ее представители (Иустин, Афинагор, Ириней Лионский, Тертуллиан, Климент Александрийский, Ори ген и др.) дают полемические трактовки основных положений христианства, обсуждают вопросы об отношении к античной культуре, о соотношении веры и знания, христианства и философии.

Одни апологеты (Татиан, Ириней, Тертуллиан) относились к античной культуре отрицательно и утверждали, что христианство всецело дано в учении апостолов и Священном Писании и не нуждается в обосновании при помощи разума.

Другие (Иустин, Климент, Ориген) рассматривали христианство как высшую ступень античной культуры, прежде всего философии (отвергая античную религию и материалистические учения).

Вера, согласно Клименту, должна опираться на разум и защищаться с помощью философии.

Для ПАТРИСТИКИ этого периода была характерна борьба с нехристианскими течениями и возникшими в лоне христианства ересями (гностицизм, арианство, несторианство и др.).

Начало христианской теологии положил Ориген (хотя впоследствии некоторые его идеи - о предсуществовании душ, о множественности миров, об итоговом спасении всех людей - были отвергнуты церковью); основы христианской культуры и педагогики заложены Климентом Александрийским.

После признания христианства государственной религией наступает период утверждения и обоснования христианской догматики, систематизации церковной доктрины (IV-V вв.).

Восточные Отцы церкви (Афанасий Великий, каппадокийский кружок - Василий Великий, Григорий Назианзин (Григорий Богослов) и Григорий Нисский; Иоанн Златоуст, псевдо-Дионисий Ареопагит) отличаются большей склонностью к мистицизму, подчеркивают необходимость «обожения» человека.

Для западной ПАТРИСТИКИ (Амвросий Медиоланский, Иероним Стридонский, Августин Аврелий) характерен практически правовой уклон, акцент на падшую природу человека.

ПАТРИСТИКА этого «золотого века» занималась обоснованием учения о Троице, осмысливала тезис о двуединой природе Христа, разрабатывала космологические, антропологические, религиозно-этические проблемы.

Евсевий Кесарийский начал исследование истории церкви и формирования ее догматики. Иероним заложил основы экзегетики, создал первую латинскую патрологию («отечник»), Августин развернул величественную христианскую философию истории. В этот период разрабатываются канонические правила для духовенства и монашества. Отцы церкви стремятся искоренить языческие зрелища - театр, стадион, цирк - и празднества.

Завершается ПАТРИСТИКА творчеством писателей VI-VIII вв. (Леонтий Византийский, Максим Исповедник, Иоанн Дамаскин), которые осуществляли стабилизацию догматики и кодификацию наук под эгидой теологии, обрабатывая и систематизируя накопленные представления. Их считают первыми схоластами (Схоластика).

Поздней ПАТРИСТИКЕ присуща некоторая «окостенелость» мысли.

В целом ПАТРИСТИКА способствовала распространению и торжеству христианства в Европе.

Большинство представителей ПАТРИСТИКИ были бескомпромиссными борцами за свои убеждения, яркими полемистами. Их сочинения составили ядро Священного Предания исторических церквей.

Общей чертой является противоборство материалистического и идеалистического подходов. Первый из них толкует основания бытия как материальные, второй - как идеальные. В истории философии первую концепцию бытия дали древнегреческие философы 6 - 4 веков до нашей эры - досократики. Для них бытие совпадает с материальным, неразрушимым и совершенным космосом. Космос - понятие, впервые введённое Пифагором для...

https://www.сайт/journal/141362

На возможность познания объективного мира в принципе, чем сразу противопоставил себе многих естествоиспытателей и философов . В XX веке представление об агностицизме было несколько видоизменено, преимущественно под влиянием его критики, в основном... от религиозного фундаментализма к светскому устройству существовала в Западной Европе в 18 веке . Именно в тех условиях становление философии агностицизма было направлено против господства религиозного мировоззрения. Философские работы Юма и Канта...

https://www..html

Противоречит разумному. В некоторой степени абсурдность тождественна иррациональности. Откуда следует, что философия абсурда - иррациональная и эстетическая. Абсурд может пониматься двумя принципиально разными способами: ... века в Англии и начало 20 века в остальных странах. В латентном виде лингвистический абсурд, видимо, существовал в фольклоре многих стран (например, у нас: "ехала деревня мимо мужика..."). Нас же интересует абсурд экзистенциальный. Знакомство с ним мы начнём с датского философа ...

https://www.сайт/journal/140967

Подмена личностного начала индивидуальным, а индивида - родом (тотальностью), органицизм в социологии. "Исторический" вариант Философии жизни (В. Дильтей, Г. Зиммель, Х. Ортега-и-Гасет) исходит в интерпретации "жизни" из непосредственного... новых форм; субстанция жизни - чистая "длительность", изменчивость, постигаемая интуитивно. Теория познания Философии жизни - разновидность иррационалистического Интуитивизма,динамика "жизни", индивидуальная природа предмета невыразима в общих понятиях...

https://www.сайт/journal/141011

Бытия и какую-нибудь одну сущность" (VI, 1, с. 108), Аристотель отвечает, что "первая философия " - эта "наука философа " - имеет своим предметом "сущее вообще", "сущее как таковое", "сущее просто", что... и вечные сущности. В вопросе об отношении таких нематериальных сверхприродных сущностей и физических сущностей и скрывается, по-видимому, основной вопрос философии в философии Аристотеля. В целом Аристотель - панлогист. Он, как и Парменид, к которому Аристотель ближе, чем к Гераклиту, - сторонник...

https://www.сайт/journal/144911

Статье мы ориентируемся на «Йогу-сутру» и наиболее авторитетный комментарий, принадлежащий философу Вьясе, «Йога-бхашья» (V в. н.э.). Философия йогиПриступая непосредственно к философии классической йоги, выделим две основополагающих категории, которые заключают в себе все... в самой йоге, выросших из своей классической формы. В период активной колонизации Востока европейскими странами, философия йоги начинает пробираться на Запад. С ней знакомятся ученые Европы, Америки и России. Появляются и...

Интенсивность развития человечества имеет очаговый характер, который распространялся по всем континентам Земного шара. История показывает загадочные всплески совершенствования человеческой мысли, технологические прорывы доисторических племен, загадочное исчезновение целых цивилизаций (Атлантида, Майя). Все они были подвержены испытаниям своего времени, многие рухнули, некоторые выстояли.

Завидной стабильностью отличается научная мысль, которая породила технологический мировой прогресс, стран Европы. Философия, как двигатель любого направления, стала базой приобретения европейскими державами мощности, мирового первенства, монополии стратегически-важных отраслей. Франция неосознанно заняла правильную нишу в распределении направлений. Любой французский философ автоматически становился почитаемым человеком, поскольку высокий уровень образование государства не вызывал сомнений. Сюда стремились оправить на обучение отпрысков богачи. Только во Франции можно было отыскать диковинки, новшества. Спустя столетия французское государство только укрепило передовые позиции. Но всему своя очередь.

Философия французского Средневековья

История Средневековья находится между X-XV веками.

Средневековая эпоха была кровопролитной, жестокой, характеризовалась межнациональной раздробленностью. Франция не стала исключением: постоянные войны рассекли и без того переполненный мелкими островами Пиренейский полуостров.

В это же время нарастало могущество католической церкви, появлялись противоборствующие ордены, что способствовало осуществлению крестовых походов.

Внешние и внутренние конфликты отражались на стабильности жителей страны. Деятели искусства, науки пытались «осторожно дышать», опасаясь, быть причисленными к числу еретиков.

Список мыслителей имеет внушительный размер, но хочется отметить Пьера Абеляра. Биография философа переполнена страданиями. Душевная боль и тяга к знаниям сделали из благородного юноши настоящего мудреца, не боящегося противоречить властям, за идеями которого шли люди.

Философия французского Возрождения

Французская пост средневековая философия, как и другие, относится к XV-XVI векам, носит название философии Возрождения. Период характеризуется ослаблением церковного влияния, укреплением научных позиций. Эпоха Возрождения дала толчок к развитию творческих дисциплин (художество, музыка, поэзия), но главным философским акцентом стало образование.

Мыслитель Мишель Монтень познавательным трактатом «Опыты» старался объяснить людям, что во главе эмоций стоит разум, нужно так жить, чтобы не было стыдно за совершенные поступки. Француз открыл абсолютно новый философский стиль повествования.

Французская философская мысль XVII века

Философствование французов XVII века аналитики называют философствованием научной революции XVII века. Потому что данная эпохальная веха связана с великими изобретениями Галилея, Декарта, Ньютона. «Практические революционеры» заявили о существовании независимых от воли человека законов природы. Французские деятели заложили основу будущей материалистической философии Просвещения.

Философствование XVIII века

Эпоха Просвещения, относящаяся к XVIII веку, стала очередным реформационным периодом для европейского общества. Французские философы снова обращают научный взгляд на материализм – отвергают воспевание христианских идеалов (Бога), судят о природе, как о единственно существующей мощной силе.

Революционер Гольбах стремился к объединению буржуазного и народного классов против феодальной религии.

Дени Дидро, опираясь на классическую механику, говорил о двигательном свойстве материи. Дени рассуждал также о способности тел к взаимному притяжению.

Вольтер открыл термин «толерантность», как обращение к лаицизму.

ЖанЖак Руссо с помощью просвещенских идей произвел впечатление на Европу призывом обратиться к природе.

Франция XIX века

Кратко проанализировав философствование XIX века, следует остановиться на метафизическом учении Бергсона. Моралист учит понимать жизнь не сточки зрения здравого рассудка, а путем интуитивного, инстинктивного восприятия.

Философия XX века

20-й век становится переломным для французской философии. Наука Франции поднимается на первое место в мире по силе и количеству философских представителей. Укрепляют позиции такие направления: постмодернизм, экзистенциализм, структурализм. Экзистенциалист Камю предлагал признать существование абсурда. Только используя данный метод, считал гуманный публицист, его можно избежать (в проявлениях фашизма, сталинизма).