Презентация "символическая живопись иеронима босха". В мире фантасмагорий босха Биография Иеронима Босха

Слайд 2

Учебный проект

Всемирная история 8 класс Работая над проектом, вы познакомитесь с жизнью и творчеством гениального художника Северного Возрождения Иеронимом Босхом, попытаетесь определить актуальность его картин в наше время и подробно рассмотреть одну из картин художника, вникнуть в её глубокий смысл.

Слайд 3

Северное Возрождение

в XV-XVI вв. произошёл расцвет изобразительных искусств и архитектуры. Этот период в истории был назван эпохой Возрождения. Отличительная черта эпохи – возросший интерес к античной культуре, её светский характер и повышение интереса к человеку и его деятельности. Впервые Возрождение возникло в Италии. Леонардо да Винчи "Витрувианский человек"

Слайд 4

В северной Европе за пределами Италии Возрождение имело ряд отличительных особенностей. И поэтому имело свой термин – Северное Возрождение. Страны, в которых развивалось это направление: Германия, Нидерланды, Франция, Испания, Англия, Польша. Основные отличия Северного Возрождения: большее влияние готического искусства, меньшее внимание к изучению анатомии и античного наследия, тщательная и детализированная техника письма.

Слайд 5

Яркими представителями Северного Возрождения в Германии были Альбрехт Дюрер иМаттиас Грюневальд. Альбрехт Дюрер, «Автопортрет» Маттиас Грюневальд «Изенгеймский алтарь»

Слайд 6

В Нидерландах и Фландрии - Робер Кампен, Хуго вандерГус и Ян ван Эйк. Робер Кампен «Благовещение Мероде»

Слайд 7

Ян ван Эйк являлся дедушкой Иеронима Босха и был замечательным фламандским живописцем Раннего Возрождения, мастером портрета. Одна из известнейших его робот – «Портрет четы Арнольфини»

Слайд 8

Биография Иеронима Босха

Еру́н Анто́нисон ван А́кен родился в нидерландском городе Хертогенбосе около 1450 года. Именно от названия города и берёт свой смысл псевдоним художника: Босх (по сокращённому названию своего родного города Den Bosch) С детства Иероним рос в живопис- ной семье, которая имела свою мастерскую. Босх был членом братства Богома- тери – религиозного сообщества, возникшем в 1318 году. Jacques Le Boucq "Jerome Bosch"

Слайд 9

На сегодняшний день известно 25 картин художника и 8 рисунков. Техника, в которой Босх свои картины называлась алла прима (метод масляной живописи, при котором первые мазки создают окончательную фактуру). Основной вид картин – это триптихи (произведения искусства, состоящие из трёх картин, объединённых общей идеей). Босх подписал лишь 7 своих картин. Остальные названия давались в музеях в каталогах.

Слайд 10

Символика

Сухие деревья, скелеты животных – символ дьявола и смерти; Сова – символ глупости, духовной слепоты, безжалостности всего земного, птица, которая служит злу; Чёрные птицы – символ греха; Стрела – символ зла; Перевёрнутая воронка – символ мошенничества или ложной мудрости. Иероним Босх. Фрагмент из триптиха "Искушение святого Антония"

Слайд 11

Актуальность картин

Монах Хосе де Сигуенса так говорил о Босхе: «Разница между работами этого человека и работами других художников заключается в том, что другие стараются изобразить людей такими, как они выглядят снаружи, ему же хватает мужества изобразить их такими, как они есть изнутри». Босх, как ни один другой художник, поднимает в своих картинах тему греха, людского невежества и глупости, тему Страшного Суда и человеческого наказания за грехи. Если Босх в XV веке видел людей такими(погрязшими в недрах похоти и разврата), то поменялось ли мировоззрение людей сейчас?

Слайд 12

Основополагающий вопрос: Разлагается ли человек с моральной точки зрения в современном обществе? Иероним Босх. Фрагмент из картины "Семь смертных грехов"

Слайд 13

Работа над проектом

Ознакомьтесь с картинами и рисунками художника. Разбейтесь на 3 группы в зависимости от вида работ художника: Отдельные картины; Створки(фрагменты) несохранившихся триптихов; Триптихи; Иероним Босх. Фрагмент из триптиха "Искушение святого Антония"

Слайд 14

Поработайте с лентой времени и отметьте на ней основные исторические события XV-XVI веков, моменты биографии и приблизительные даты картин из категории группы. Иероним Босх. Фрагмент из триптиха "Искушение святого Антония"

Слайд 15

Выберите одну картину на ваше усмотрение из группы, в виду разбиения, которая наиболее ярко может отразить жизнь современного человека, показать сегодняшние ценностии пороки. Иероним Босх. Фрагменты из триптиха "Сад земных наслаждений"

Слайд 16

Внимательно познакомившись с историей и выбранной картиной, попробуйте ответить на проблемные вопросы учебной темы (с точки зрения мировоззрения и убеждений художника): Существует ли Бог? Что разрушает человека? Каковы пути исправления морального разложения? Что ждёт человека после жизни? Существует ли рай и ад? Какие грехи наиболее губительны для человека?

Слайд 17

Учебные вопросы: Какие картины Иеронима Босха можно назвать наиболее значимыми для современного человека и почему? Какие основные символы использовал художник в картинах? Как исторические события повлияли на тематику картин художника? Почему выбранная картина наиболее ярко отражает современный мир? В чём актуальность картин художника в наши дни?

Слайд 18

Окончательный проект нужно представить в виде: ленты времени(включающую важные исторические и биографические аспекты, даты картин из группы); презентации про картину. Иероним Босх. Центральная часть триптиха «Воз сена»

Слайд 19

Используйте Интернет-ресурсы для получения всей необходимой информации и необходимых программ. Активно общайтесь в социальных сетях или чатах, вы должны всегда контактировать между собой, чтобы работа над проектом по возможности не прерывалась. Иероним Босх. Триптих "Сад земных наслаждений"

Слайд 20

Работа над проектом рассчитана на 3 недели и позволит не только приблизиться к эпохе Северного Возрождения, работам художника, но и провести аналогию тематик картин и символов на современное общество, сравнить две разные эпохи(XV иXXI века) и выявить различия между ними, а, возможно, и схожие черты. Также вы сможете духовно обогатиться и, возможно, поменять своё отношение к некоторым вещам в жизни. Иероним Босх "Извлечение камня глупости"

Слайд 21

Оценивание

До работы над проектом: Для разделения на группы можно воспользоваться анкетой - Опрос учеников 8 класса в проекте.doc В ходе работы над проектом: - Таблица «Знаю-Интересуюсь-Умею» - Таблица З-И-У.doc После завершения работы над проектом: - Форма оценивания презентации – Форма оценивания презентации.doc

Посмотреть все слайды

«Валютные отношения стран СНГ» - Интенсивность внешней торговли. Эконометрическая модель: Результаты оценки: Размер экономики. Рисунок 1 Волатильность обменного курса. С. Дробышевский Д. Полевой П. Трунин. Основные выводы и рекомендации по экономической политике. Рисунок 6 Показатели развития финансового сектора в странах СНГ. Основные выводы и рекомендации по экономической политике (продолжение).

«Флаги СНГ» - Оба изображения белого цвета. Зелёный цвет - цвет обновления природы. Снизу расположен венок из колосьев пшеницы и ветвей дуба. Полосы (голубого, зелёного и красного цвета) расположены горизонтально. Внутри солнечного диска красным цветом изображён тюндюк киргизской юрты. Голубой цвет на флаге - символизирует чистоту, стремление к высокой нравственности.

«Содружество независимых государств» - Совет глав правительств. В марте 1994 года Генеральная Ассамблея ООН предоставила Содружеству Независимых Государств статус наблюдателя. Уставные цели и направления деятельности СНГ. Итого 12 республик из 15 . Российская Федерация. Назовите руководящие органы СНГ Президент Кыргызской республики? Таджикистан.

«Сотрудничество в рамках СНГ» - Президентом Азербайджанской Республики является Алиев Ильхам Гейдарович. Туркменистан. Положение об эмблеме Содружества Независимых Государств. Президент Российской Федерации Медведев Дмитрий Анатольевич. Тема: Единый урок, посвященный Содружеству Независимых государств. Председатель Совета Межпарламентской ассамблеи СНГ (Миронов Сергей Михайлович).

«Сотрудничество в СНГ» - Система управления программой. Структура Программы. Республика Таджикистан Академия наук Республики Таджикистан. Республика Казахстан АО «Национальный инновационный фонд». Национальные государственные заказчики Программы. Основание для разработки Программы. Подпрограмма «Регулирование» Межгосударственное регулирование инновационной деятельности.

«Содружество государств» - До выхода Узбекистана из организации именовалась ГУУАМ. Евразийское экономическое сообщество. Единое экономическое пространство. Международные отношения в условиях современного мира. За бортом остались только республики Прибалтики. Центрально-Азиатское сотрудничество. Общая информация. Прагматический экономический интерес очевиден для всех стран-участниц.

Всего в теме 1126 презентаций

Презентация на тему "Иллюзии и интерпретации Иеронима Босха " по изобразительному искусству в формате powerpoint. В данной презентации для школьников представлены картины и обсуждается творчество художника Иеронима Босха. Автор презентации: Фесенко Александр Оттович, учитель изобразительного искусства.


Фрагменты из презентации

Босх Хиеронимус ван Акен, (около 1450/60–1516), великий нидерландский живописец. Работал главным образом в Хертогенбосе в Северной Фландрии. Один из наиболее ярких мастеров раннего Северного Возрождения, Иероним Босх в своих многофигурных композициях сочетал изощренную средневековую фантастику с необычными для искусства его эпохи реалистическими новшествами. Стиль Босха уникален и не имеет аналогий в нидерландской живописной традиции.

Иллю́зия

(лат. illusio - заблуждение, обман) - искаженное восприятие реально существующего объекта или явления.

Интерпретация

индивидуальная трактовка исполнителем исполняемого произведения.

  • Есть повод говорить, даже по прошествии пяти сотен лет, об особом взгляде Босха на жизнь и действительность.
  • Он стоит особняком не только среди современников и сограждан, но и в целом, значит мы имеем дело с гением.
  • Слово иллюзорное вряд ли подходит в этом случае, но найти более подходящее не удается. Босх интерпретирует жизненные картины на своих полотнах жестоко и точно. И мы видим что это верно.
  • Несение креста. 1516.
  • Увенчание терновым венком.1490е – 1500е.
  • Корабль дураков. 1490е-1500е.
  • Блудный сын. 1503.
  • Воз сена. 1500-1502.
  • Человек-дерево в пейзаже
  • Искушение Святого Антония
  • Монстры
  • Святой Антоний.1500.
  • Вознесение. 1504.
  • Несение креста. 1515-1516.

Слайд 1

Иероним Босх "Почетный профессор кошмаров"

Слайд 2

Еру́н Анто́нисон ван А́кен Иеро́ним Босх

Нидерландский художник ЗАГАДОЧНЫЙ Мастер Северного Возрождения. В родном городе Босха Хертогенбосе (он выбрал в качестве псевдонима усеченное имя родного города) открыт центр творчества Босха, в котором представлены копии его произведений

Слайд 3

Автобиографические данные Босх - средневековый шизик-живописец, больная психика которого рисовала такое, от чего до сих пор у вполне здоровых людей срывает крышу. А.А.Яворивов

Художниками были Ян ван Акен (дед Босха) и четверо из его пяти сыновей, включая отца Иеронима Босха Антония; Первые уроки живописного ремесла Иероним получил в семейной мастерской; В 1478 г. умер его отец и Босх унаследовал его художественную мастерскую; Около 1480 г. он женился на Алейт Гойартс ван ден Мервене; В 1486 г. он вступил в Братство Богоматери («Zoete Lieve Vrouw») - религиозное общество, возникшее в Хертогенбосе(353ч.) В 1987 его пригласили украсить резной алтарь Богоматери, и он был награжден за то, что помог выбрать модель креста. В конце жизни он выполнял заказы для бурдгунского двора, что говорит о его признании современниками. Босх был знаменит и почитаем. После смерти художника испанский король Филипп II (1527-1598 гг.) собрал большую коллекцию его работ в своей резиденции-монастыре Эскориале. Стилистически его творчество принято разделять на ранний (1475-80), средний (1480-1510) и поздний (с 1510) периоды.

Слайд 4

В 1516 году ПОСЛЕДНЕЕ МГНОВЕНИЕ и ….

Крышка его гроба захлопнулась в родном Хертогенбосе, когда ему было 66 лет. Молва приписывает ему слова, якобы сказанные за несколько мгновений до смерти: «Дайте свет». Руководивший раскопками могилы Босха в 1977 году Ханс Гаальфе рассказал журналистам, что захоронение пустует. Исследования надгробия привели к неожиданному результату: фрагмент камня, помещенный под микроскоп, начал слабо светиться, а температура его поверхности внезапно возросла на три с лишним градуса. Церковь вмешалась в исследования и потребовала срочно прекратить надругательство: с тех пор могила Босха в соборе святого Иоанна неприкосновенна. На ней лишь выгравировано имя художника и годы его жизни: 1450-1516. А над могилой - фреска его руки: распятие, освещенное «странным зеленоватым светом».

Слайд 6

Творчество Музеи

Прадо, Мадрид Музей Ласаро Гальдиано, Мадрид Монастырь Сан Лоренсо дель Эскориал Лувр, Париж Музей Бойманса-ван Бёнингена, Роттердам Музей изящных искусств, Гент Королевский музей изящных искусств, Брюссель Музей истории искусств, Вена Академия изобразительных искусств, Вена Альбертина, Вена Штеделевский художественный институт, Франкфурт-на-Майне Берлинская картинная галерея, Берлин Гравюрный кабинет, Берлин Национальный музей древнего искусства, Лиссабон Дворец дожей, Венеция Национальная галерея искусства, Вашингтон

О картинах

К сохранившемуся наследию Иеронима Босха относятся 25 картин и 8 рисунков(новые данные около 35 произведений) Картины - это триптихи, фрагменты триптихов и самостоятельные картины. Лишь 7 творений Босха подписаны. История не сохранила оригинальных названий картин, которые дал своим творениям Босх. Известные нам названия закрепились за картинами по каталогам.

Слайд 7

Отдельные картины

«Семь смертных грехов и Четыре последние вещи» «Брак в Кане» «Фокусник» «Извлечение камня глупости» («Операция глупости») «Увенчание терновым венцом» Фрагмент несохранившихся триптихов Босха «Корабль дураков» «Несение креста» Триптихи Босха «Сад земных наслаждений» «Воз сена»

Слайд 8

Грехопадение


Босх Хиеронимус (около 1450/60–1516), великий нидерландский живописец. Работал главным образом в Хертогенбосе в Северной Фландрии. Один из наиболее ярких мастеров раннего Северного Возрождения, Иероним Босх в своих многофигурных композициях, картинах на темы народных поговорок, пословиц и притч сочетал изощренную средневековую фантастику, порожденные безграничным воображением гротескные демонические образы с фольклорно- сатирическими и нравоучительными тенденциями, с необычными для искусства его эпохи реалистическими новшествами. Поэтические пейзажные фоны, смелые жизненные наблюдения, метко схваченные художником Иеронимом Босхом народные типы и бытовые сцены подготовили почву для формирования нидерландского бытового жанра и пейзажа; тяга к иронии и иносказанию, к воплощению в гротескно- сатирической форме широкой картины народной жизни способствовали становлению творческой манеры Питера Брейгеля Старшего и других художников.Босх


Стиль Босха уникален и не имеет аналогий в нидерландской живописной традиции. Живопись Иеронима Босха совсем не похожа на творчество других худо ж ников того времени, таких как Ян ван Эйк или Рогир ван дер Вейден. Творчество Иеронима Босха одновременно - новаторское и традиционное, наивное и изощренное; оно завораживает людей ощущением какой-то тайны, известной одному художнику. «Именитый мастер» - так называли Босха в Хертогенбосе, которому художник оставался верен до конца своих дней, хотя прижизненная слава о нем распространилась далеко за пределы родного города. А после смерти она возросла неизмеримо и довольно долго не убывала; живопись мастера нашла ревностного поклонника в лице Филиппа II, короля Испании. Большинство сюжетов картин Босха связано с эпизодами из жизни Христа или святых, противостоящих пороку, или почерпнуты в аллегориях и пословицах о человеческой жадности и глупости. Яркая достоверность произведений Босха, умение изобразить движения души человека, удивительная способность нарисовать толстосума и нищего, торговца и калеку, - все это отводит ему важнейшее место в развитии жанровой живописи. В дальнейшем мир причудливых образов Босха питали фантастически-романтические искания многих художников XIX–XX веков. Творчество Босха кажется странно современным: четыре столетия спустя его влияние неожиданно проявилось в движении экспрессионистов и позднее - в сюрреализме. Многие художники этих направлений в живописи создавали полотна на сюжет картины Искушение святого Антония.


Считается, что это ранняя работа Босха: между 1475 и 1480 годами. Уникальная для нидерландской живописи композиция сложилась, несомненно, в результате специфического назначения доски, на которой она написана. Картину Босха «Семь смертных грехов», написанную в ранний период, по функциональному назначению определяют как столешницу или навершие купели. Своеобразна композиция симметрично расположенных окружностей и двух разворачивающихся свитков, где цитаты из Второзакония с глубоким пессимизмом пророчествуют о судьбе человечества. В окружностях - первое изображение Босхом Ада и существующая в единственном числе интерпретация Небесного Рая. Семь смертных грехов изображены в сегментах всевидящего Божьего ока в центре композиции, они даны в подчеркнуто нравоучительном ключе. Эта работа - одно из наиболее ясных и нравоучительных произведений Босха и снабжено подробными, разъясняющими смысл изображенного цитатами из Второзакония. Начертанные на развевающихся свитках слова: «Ибо они народ, потерявший рассудок, и нет в них смысла» и «Сокрою лицо мое от них и увижу, какой будет конец их», - определяют тему этого живописного пророчества.


На мадридской доске Босх изобразил «земное» искушение святого Антония, когда дьявол, отвлекая его от медитации, искушал земными благами. В конце своего творческого пути Босх создает несколько вариантов «Искушения святого Ан подготовительных рисунков как к известным, так и неизвестным нам композициям. Антоний для нечистой силы - вне досягаемости. Его круглая спина, поза, замкнутая сплетенными «в замок» пальцами рук, говорят о крайней степени погружения в медитацию. Человек, не имеющий представления о средневековом христианском мистицизме, об аскезе, отказе от мирских благ и от мира как такового, и тот должен почувствовать настрой святого. Даже дьявол в образе свиньи спокойно застыл рядом с Антонием, как прирученная собака. Картину «Святой Антоний» или иначе «Искушение святого Антония» ученые сравнивают со знаменитой гравюрой Дюрера «Меланхолия». Примечательно, что под словом «меланхолия» тогда понималась склонность не только к печали, но и к размышлениям. У Босха изображение внутреннего конфликта человека, размышляющего о природе Зла, о лучшем и худшем, о желанном и запретном, вылилось в весьма точную картину порока. Антоний, силой своей, которую он получает по милости Божьей, противится шквалу порочных видений, а сможет ли всему этому сопротивляться обычный смертный?


Иероним Босх. Ад. Правая створка триптиха Сад земных наслаждений. Около Прадо. Мадрид.


Иероним Босх. Воз сена. Дерево, масло. Прадо. Мадрид. Главные шедевры Босха большие алтарные триптихи, самым ранним из которых считается «Воз сена». Обыкновенный воз сена на фоне фантастического пейзажа торжественно и неумолимо движется к конечной цели Аду. Старая голландская пословица гласит: «Мир это воз сена, каждый старается урвать с него, сколько сможет».


Иероним Босх. Корабль дураков. Около Лувр. Париж. Иероним Босх () в начале своего творческого пути писал жанрово- аллегорические сценки, полные грубоватого юмора, написанные в детализированной живописной манере нидерландских художников. Картина «Корабль дураков» полна очевидной и неявной символики. Чревоугодие, потакание собственным слабостям, вожделение составляют букет пороков.