Сторонник старой веры старообрядцев были. Староверы и старообрядцы: в чём разница? Человек как теория раскола

На самом деле, , их обычаи и традиции далеки от ложных представлений о том, что “староверы – это те, кто до сих пор приносит жертвы Зевсу и Перуну”. Причиной раскола в свое время послужила реформа, которую решили провести царь Алексей Романов и патриарх Никон (Минин). Староверы и их отличие от православных началось с разницы в осенении крестным знамением. Реформа предлагала изменить двуперстие на трехперстие, упразднить земные поклоны, позднее реформа затронула все формы устава Церкви и порядка богослужения. Вплоть до эпохи правления Петра I в церковной жизни происходили изменения, которые староверы, ценившие старые обычаи и традиции восприняли как посягательство на традиционный и правильный, с их точки, зрения религиозный уклад.

Протопоп Аввакум призывал сохранить старую веру, в том числе, старообрядческий крест, и пострадать за “старую веру”, если потребуется. Не принимали реформу патриарха Никона и в Соловецком монастыре, насельники монастыря обратились к царю Алексею Романову с челобитной в защиту старой веры. Староверы в России сегодня – это последователи тех, кто в XVII веке не принял реформу.

Кто же такие староверы и, в чем их отличие от православных, в чем разница между двумя традициями?

Староверы сохранили позицию древней Церкви по поводу исповедания святой Троицы, воплощения Бога Слова, а также двух ипостасей Иисуса Христа. Старообрядческий крест представляет собой восьмиконечный крест внутри четырехконечного. Такие кресты встречаются и в Русской Православной Церкви, наряду с Сербской Церковью, поэтому считать старообрядческий крест исключительно старообрядческим все же нельзя. При этом на старообрядческом кресте нет изображения Распятия.

Староверы, их обычаи и традиции во многом пересекаются с традициями тех, кто отнесся к реформе благосклонно и принял ее. Староверы – это те, кто признает крещение погружением, каноническую иконопись… При этом для Богослужения используются лишь церковные книги, изданные до 1652 года, при патриархе Иосифе или ранее. Имя Христа в этих книгах пишется, как Исус, а не Иисус.

Образ жизни

Считается, что в быту староверы очень скромны и даже аскетичны, а их культура полна архаики. Многие староверы носят бороды, не употребляют спиртных напитков, учат старославянский язык, а некоторые носят в повседневной жизни традиционную одежду.

“Поповцы” и “Безпоповцы”

Чтобы узнать о староверах больше и понять, кто они надо знать также и то, что сами староверы делят себя на “поповцев” и “безпоповцев”. И, если “поповцы” признают трехчинную старообрядческую иерархию и таинства древней Церкви, то “безпоповцы” уверены – после реформы благочестивая церковная иерархия была утеряна, а потому многие таинства упразднились. Староверы-“безпоповцы” признают только два таинства и их главное отличие от православных заключается в том, что таинствами для них являются только Крещение и Исповедь, а разница между староверами-“безпоповцами” и староверами часовенного согласия заключается в том, что вторые также признают таинствами Евхаристию и Большое освящение воды.

В конце XX века “староверами” стали называть себя неоязычники, поэтому староверы в России сегодня – это не только противники реформы, но и сторонники различных религиозных объединений и сект. Тем не менее, неправильно полагать, что настоящие староверы, их обычаи и традиции каким-то образом связаны с язычеством.

Староверы, они же старообрядцы, - адепты православного течения в России. Движение староверов было вынужденным, так как патриарх Никон во второй половине XVII века приказал провести церковную реформу Русской Православной Церкви. Цель реформы: привести в соответствие с византийскими (греческими) все обряды, службы и церковные книги. В середине 50-х годов XVII века патриарх Тихон имел мощную поддержку царя Алексея Михайловича, который претворял в жизнь концепцию: Москва - Третий Рим. Поэтому церковные реформы Никона должны были идеально вписаться в данную идею. Но, де-факто, в Русской Православной Церкви произошел раскол.

Это была истинная трагедия, так как часть верующих не захотели принять церковную реформу, которая меняла их уклад жизни и представление о вере. Так зародилось движение староверов. Люди, не согласные с Никоном, бежали в отдаленные уголки страны: горы, леса, таежную глухомань - лишь бы жить по своим канонам. Часто происходили случаи самосожжения верующих старого обряда. Иногда это случалось с целыми деревнями при попытках официальной и церковной властей претворить в жизнь новые идеи Никона. Картины по записям некоторых летописцев представали страшные: большой амбар, объятый пламенем, из него несутся псалмы, которые поют в огне десятки людей. Такова была сила воли и стойкость духа староверов, которые не хотели перемен, считая их от лукавого. Староверы: отличие от православных - очень серьезная тема, которую исследовали некоторые ученые-историки в СССР.

Одним из таких исследователей в 80-е годы прошлого века был профессор Борис Ситников, который преподавал в Новосибирском педагогическом институте. Каждое лето он и его студенты выезжали в старообрядческие поселки Сибири и собирали интереснейший материал.

Староверы России: отличие от православных (основные моменты)

Специалисты по церковной истории насчитывают десятки отличий староверов от православных в вопросах чтения и толкования Библии, проведении церковной службы, других обрядах, быту и внешнем виде. А также отметим, что староверы неоднородны. Среди них выделяются различные течения, которые еще добавляют отличий, но уже между самими почитателями старой веры. Поморцы, федосеевцы, беглопоповцы, беспоповцы, поповцы, спасовский толк, нетовщина и многие другие. Не будем рассказывать все подробно, так как не хватит места в одной статье. Кратко взглянем на основные отличия и разночтения между староверами и православными.

1. Как правильно креститься.

Никон во время своей реформы церкви запретил креститься по старому обычаю двумя перстами. Всем было приказано совершать троеперстное крестное знамение. То есть креститься по-новому: тремя пальцами, сложенными в щепоть. Староверы не приняли этот постулат, увидели в нем кукиш (фигу) и напрочь отказывались креститься тремя пальцами. Старообрядцы и сейчас совершают крестное знамение двумя перстами.

2. Форма креста.

У староверов принята до сих пор дореформенная форма православного креста. Он имеет восемь концов. К нашему привычному кресту добавлены две маленькие перекладинки вверху (прямая) и внизу (косая). Правда, по мнению некоторых исследователей некоторые толки староверов признают и другие формы крестов.

3. Земные поклоны.

Староверы, в отличие от православных, признают только земные поклоны, а вторые - поясные.

4. Нательный крест.

У старообрядцев это всегда восьмиконечный крест (как описывалось выше) внутри четырехконечного. Главное отличие, что никогда на этом кресте нет изображения распятого Иисуса Христа.

5. Во время богослужения староверы держат руки скрещенными на груди, а православные опускают их по швам.

6. По-разному пишется имя Иисуса Христа. Есть разночтения в некоторых молитвах. Один ученый-историк насчитал, как минимум, 62 разночтения в молитвах.

7. Практически полный отказ от спиртного и курения. В некоторых старообрядческих толках допускалось принять три рюмки спиртного на большие праздники, но не более.

8. Внешний вид.

В старообрядческой церкви не встретите, как в наших православных, девушек и женщин с косынками на голове, в шапках или платках, завязанных узлом сзади. Женщина - строго в платке, заколотом булавкой под подбородком. Никакой яркой и цветной одежды не допускается. Мужчины - в старорусских рубашках навыпуск обязательно с поясом, разделяющим две части тела на нижнюю (грязную) и верхнюю (духовную). В повседневной жизни мужчине-староверу запрещено сбривать бороду и носить галстук (Иудина удавка).

Кстати, из всех русских царей староверы особенно ненавидели Петра Первого за то, что тот заставлял сбривать бороды, забирал староверов в армию, приучал народ к курению (была поговорка у староверов: "Табачник - в аду приказчик") и прочим, по мнению староверов, заморским дьявольским штучкам. А Петр Первый реально ценил воинов, которые попадали в армию из староверов. Известен один интересный случай. На верфи на воду должны были спускать новый фрегат. Что-то там не ладилось по технической части: то ли бревно застряло, то ли еще что. Царь, обладающий мощным здоровьем и крепостью тела, подскочил сам, схватил бревно, помог решить проблему. Тут он обратил внимание на крепкого работника, который работал за троих и, не боясь царя, помог поднять бревно.

Царь предложил сравнить силушку. Говорит: "Вот я тебя ударю в грудь, если на ногах устоишь, то разрешу меня ударить и будет тебе подарок царский". Размахнулся Петр и саданул детинушке в грудь. Кто-то другой отлетел бы, наверное, метров на пять кубарем. А тот только как дуб покачнулся. Удивился самодержец! Потребовал ответный удар. И старовер ударил! Все замерли! А парень был из староверов Причудья. Царь еле выдержал, качнулся, отошел на шаг. Государь наградил серебряным рублем и должностью капрала такого героя. Все объяснялось просто: староверы не пили водку, не курили табак, ели, как сейчас модно говорить, экологически чистые продукты и отличались завидным здоровьем. Поэтому Петр I и приказал забирать в армию молодежь из скитов.

Такими были, есть и остаются староверы, хранящие свои обычаи и традиции. Староверы: отличие от православных - действительно, интереснейшая тема, можно еще много и много писать об этом. Например, мы еще не рассказали, что в домах у староверов хранилось два комплекта посуды: для себя и для чужих (гостей). Запрещалось с иноверцами есть с одной посуды. Очень харизматичным лидером у староверов был протопоп Аввакум. Рекомендуем всем, интересующимся данной темой, посмотреть российский сериал "Раскол", который очень подробно рассказывает о церковной реформе Никона и ее последствиях.

В заключение только добавим, что Русская Православная Церковь (Московского Патриархата) только в 1971 году отменила полностью анафему со староверов, и конфессии начали делать шаги навстречу друг другу.

Книга Урушева Дмитрия Александровича
Русское старообрядчество: традиции, история, культура

Эта книга посвящена самым ярким эпизодам и основным вехам истории старообрядчества. Рассказ об этом исконно русском духовном движении начинается со времен появления христианства на Руси и доходит до наших дней. Читатель знакомится с живыми портретами выдающихся исторических деятелей (протопоп Аввакум, боярыня Морозова и др.), с яркими рассказами о достопамятных событиях. Книга написана легко, но не легковесно. За простым повествованием скрывается большая работа историка в архивах и библиотеках. Такая книга будет интересна самой широкой читательской аудитории, прежде всего – детям, молодежи и людям, впервые услышавшим о старообрядчестве. Книга может быть использована в качестве учебного пособия при преподавании предмета «Основы православной культуры».

Материал создан: 16.04.2016

От крещения Руси

Cтарообрядчество по определению связано с историей. Старообрядцев всегда отличала глубокая историческая память. Для них не только недавно подвизавшиеся русские святые, но и библейские праотцы и пророки были реально жившими людьми, составлявшими всю совокупную целостность православного мира. Излагая историю грехопадения первых людей, протопоп Аввакум с удивительным сочувствием, будто адресованным его современникам, писал: ...

История русского непослушания

Дмитрий Урушев адресовал свою книгу об истории русского старообрядчества преимущественно подрастающему поколению. Поскольку автор предметно занимается темой староверия, то в этом смысле для него не было другого выбора. Но писать подобную книгу для юношества – достаточно смелое решение. Ведь ее можно было бы назвать «Историей русского непослушания». Помнится, народовольцы объявили бунт...

От автора

Александр Сергеевич Пушкин утверждал: «Величайший духовный и политический переворот нашей планеты есть христианство. История новейшая есть история христианства». Также можно утверждать, что история российская есть история православия. Но эта история непонятна и неполна без истории старообрядчества. Бедствия русского народа в наши дни необъяснимы без изучения церковного раскола в XVII веке. Раскол – важнейшее...

Глава 1. Апостол Андрей

Многовековая история России неразрывно связана с христианством. Евангелие было возвещено на наших землях задолго до появления русского государства. Древние летописи называют первым проповедником христианства в России апостола Андрея. Он был уроженцем иудейского города Вифсаида, старшим братом апостола Петра. Братья были простыми рыбаками и ловили рыбу в Галилейском море. Когда Иоанн...

Глава 2. Крещение Руси

Древние славяне, наши предки, были язычниками. Они не ведали истинного Бога, не верили в Него, а поклонялись солнцу и месяцу, небу и земле, огню и воде. Богами и духами славяне называли горы, деревья, камни и все природные явления: молнию, гром, ветер и дождь. Недоброй была языческая вера, не было в ней...

Глава 3. Святая Русь

Как губка впитывает воду, так новообращенная Русь жадно впитывала христианскую веру, полученную от греков. Наши предки были толковыми учениками и скоро во всем сравнялись со своими учителями. Русская земля утвердилась многими храмами и монастырями, украсилась дивными иконами, наполнилась премудрыми книгами. Церковным благолепием воссияли наши города – Владимир, Киев, Новгород Великий, Полоцк, ...

Глава 4. Великий раскол

За две тысячи лет Церковь пережила не один раскол. В течение веков еретики не раз отделялись от нее, увлекая за собой целые страны и народы в Азии и Африке. Еще в древности от Церкви отпали, увлеченные ложными учениями, армяне, египтяне, сирийцы и эфиопы. Но самым крупным разделением стал великий раскол...

Глава 5. Падение Царьграда

Столицу своей страны – славный Царьград – греки называли «Новым Римом» или «Вторым Римом», напоминая всем народам, что держава их является преемницей всесильного Римского государства, которому в древности принадлежало полмира. Но проходили века, греческая держава ослабевала и лишалась былого могущества. С востока на нее нападали турки‑магометане. Их бесчисленные полчища захватили и...

Глава 6. Третий Рим

Со времен князя Владимира наша Церковь подчинялась греческому патриарху, жившему в Царьграде. Он назначал митрополита – главу Русской Церкви. Первоначально местопребыванием русских митрополитов был Киев. Но в 1240 году его разрушили монголы и татары – кочевники, пришедшие на Русь из восточных степей. После их набега разоренный Киев запустел, поэтому в 1299 ...

Глава 7. Царь и патриарх

Как нежданно набежавшие тучи затмевают солнечный свет, так и злонамеренные деяния правителей омрачают и смущают великие державы. Немыслимая беда пришла на нашу землю в середине XVII века. Пришла не от иноземцев, не от иноверцев, не от мятежников. Пришла беда, откуда не ждали, от самого православного царя Алексея Михайловича и от его...

Глава 8. Начало раскола

В ту пору Греческая Церковь находилась в бедственном состоянии. Ее притесняли турки, она прозябала в невежестве. Забылись уставы благочестия. Иссякла образованность, которой некогда славились греки. Не было у них своего книгопечатания, поэтому им приходилось довольствоваться книгами, напечатанными в западных странах, у латинян. В тех книгах было много ошибок, неточностей и откровенно...

Глава 9. Арсений Суханов

Антон Суханов, сын обедневшего дворянина Путилы Суханова, был смышлен и сведущ в науках, любил книгу. Всего в жизни он добился своим умом. Ум привел его в Москву. Ум обеспечил ему заметное положение в Церкви. Еще в молодости Суханов принял иночество и был наречен Арсением. Оказавшись в столице, он занимал важные должности...

Глава 10. Епископ Павел

Первым русским святым, претерпевшим муки и смерть за верность древнему православному благочестию и старому церковному обряду, был священномученик и исповедник Павел, епископ Коломенский и Каширский. К сожалению, немногое известно о нем. Мы не знаем, как звали его родителей. Известно лишь, что его отец был священником. Неведомо, когда Павел родился, но можно...

Глава 11. Протопоп Аввакум

Величайшим защитником старой веры был священномученик и исповедник протопоп Аввакум. Он родился в 1620 году в селе Григорово в семье священника Петра. Его земляками были патриарх Никон и епископ Павел. Отец Аввакума рано умер. Воспитанием детей занялась мать, смиренная постница и молитвенница. Когда Аввакуму исполнилось семнадцать лет, она решила его...

Глава 12. Протопоп Даниил

Древнюю Русь мы называем Святой. Но, конечно, это не значит, что на ней все было свято, безгрешно и незазорно. На земле живут люди, а не ангелы. И людям свойственны недостатки, проступки и ошибки. Одним из главнейших недостатков древнерусской жизни, дошедшим до наших дней, было пьянство. Со времен Иоанна Грозного в городах...

Глава 13. Инок Епифаний

В Пустозерске вместе с протопопом Аввакумом томились в темнице, а затем были сожжены в срубе еще три мученика за веру: Лазарь – священник из города Романова, Феодор – диакон кремлевского Благовещенского собора и Епифаний – постриженик Соловецкого монастыря. Сидя в страшной земляной тюрьме, они не унывали и не предавались...

Глава 14. Архимандрит Спиридон

Царь Алексей Михайлович и патриарх Никон поручили «справу» наших богослужебных книг иноземцам, оказавшимся в Москве в поисках почета, званий и богатства. В разное время нашими церковными делами занимались разные проходимцы: заезжие греки и многочисленные малорусы и белорусы – уроженцы западнорусских православных земель, захваченных Польшей. Латиняне‑поляки притесняли русских, не позволяли им иметь...

Глава 15. Боярыня Морозова

В 1632 году в Москве в семье царедворца Прокопия Федоровича Соковнина родилась дочь Феодосия. Вместе с ней в отчем доме возрастали два старших брата и младшая сестра Евдокия. В семнадцать лет скромную и благочестивую красавицу Феодосию выдали замуж за первого боярина Глеба Ивановича Морозова. Суровый вдовец, он был гораздо старше супруги...

Глава 16. Иов Льговский

Среди святых подвижников, почитаемых Русской Церковью, особое место принадлежит преподобному Иову Льговскому. Верность православию он засвидетельствовал не исповедническим подвигом и мученической смертью, а иноческим смирением и пустынническим житием. Будущий подвижник родился в 1594 году в боярской семье и при крещении был наречен Иваном. Отец его, Тимофей Иванович Лихачев, успешно служил при...

Глава 17. Соловецкое разорение

Соловецкий монастырь – одна из славнейших русских обителей, основанная в XV веке преподобными отцами Зосимой и Савватием на Соловецком острове в Белом море. Удаленный и хорошо укрепленный монастырь власти иногда использовали как тюрьму. С 1649 года здесь томился греческий инок Арсений. Получив образование в Италии, он поездил по свету, пожил в...

Глава 18. Стрелецкое восстание

Царь Алексей Михайлович был дважды женат. Первой его супругой была Мария Ильинична из старинного рода Милославских. Она умерла в 1669 году. Через два года государь женился снова. Второй супругой самодержца стала Наталья Кирилловна из незнатного рода Нарышкиных. От первой жены царь имел сыновей Феодора и Иоанна и дочь Софью. От...

Глава 19. Инокиня Девора

Среди святых мужей и жен Ветхого Завета особо выделяется пророчица Девора. Эта славная женщина, жившая более трех тысяч лет назад, в годину, тяжелую для древнего Израиля, вдохновила свой народ на войну с нечестивым царем‑язычником. Иудеи, ободренные счастливыми предсказаниями Деворы и ее личным присутствием на поле брани, вышли на битву и разгромили...

Глава 20. Время страдания

С самого начала церковного раскола власти преследовали благочестивых христиан‑староверов. Царь Алексей Михайлович и патриарх Никон карали всех, кто противился насаждению новых богослужебных обрядов. На Руси новая вера утверждалась огнем и мечом, виселицей и дыбой, кнутом и батогами. Лучшие русские люди, сохранившие верность церковной старине и отеческим преданиям, были объявлены церковными и...

Глава 21. Игумен Досифей

Одним из неутомимых защитников старообрядчества был преподобный Досифей. Проповедуя верность древнему благочестию, он обошел всю Русь от Белого моря до Черного, побывал во многих монастырях, городах и деревнях, наставляя людей в старой вере. Протопоп Аввакум и боярыня Морозова знали и любили Досифея. Почитали его и простые люди – горожане, крестьяне и...

Глава 22. Кирилл Сунарецкий

Другом и единомышленником игумена Досифея был инок Кирилл – знаменитый подвижник, ревнитель благочестия, основатель Сунарецкой Троицкой пустыни. В миру Кирилл звался Карпом Васильевым. Он родился в 1608 году в деревне Андреев Наволок на реке Суне, неподалеку от известного села Кондопога. Родители его были крестьянами. С малых лет Карп избегал игр...

Глава 23. Корнилий Выговский

Достопамятный инок Корнилий был не только одним из самых ревностных защитников правой веры, но и самым старым. Он был украшен не только благочестием и мудростью, но и почтенными столетними сединами. Родившись при царе Иоанне Грозном, он скончался при царях Иоанне и Петре – сыновьях Алексея Михайловича. Будущий подвижник родился в 1570 ...

Глава 24. Виталий Выговский

Как небо ночное украшено яркими звездами, так земля наша украшена славными подвижниками. Особенно много всегда их было на русском Севере. Ни близость студеного Белого моря, ни лютые зимы, ни бесплодные земли, ни непроходимые леса, ни топкие болота, ни дикие звери не пугали иноков, искавших здесь уединенного жития. Одним из таких благочестивых...

Глава 25. Царь Петр

Царь Алексей Михайлович любил все иноземное. По примеру европейских правителей он завел себе увеселение – придворный театр. Самодержец не жалел денег на него. Забава так полюбилась государю, что он просиживал в театре по десять часов кряду. Царь Феодор Алексеевич также почитал все иностранное, хотя и упразднил отцовский театр. Он в совершенстве...

Глава 26. Булавин и Некрасов

Долг каждого человека – защищать свою землю и свою семью от захватчиков, грабителей и угнетателей. Священный долг каждого христианина – защищать свою веру и свою Церковь от еретиков и безбожников. Любовь ко Христу и Его Церкви превыше любви к родине и родне. Ведь и чужая земля может стать новой отчизной, и...

Глава 27. Новый раскол

Христиане ходят в храм Божий для молитвы. Однако в церкви верующие не только молятся. В православных храмах совершаются особые священнодействия, называемые таинствами. По учению Церкви, таинство – это священное действие, установленное Христом и Его апостолами, через которое верующим видимым образом передается невидимая благодать Божья. Таинства – основа христианской жизни. Без них...

Глава 28. Знаменное пение

Богослужебное пение – одно из главных богатств Православной Церкви. С древнейших времен христиане уделяли большое внимание красоте и стройности исполнения молитвенных песнопений. Именно пение поразило послов князя Владимира, побывавших в Царьграде, в храме святой Софии. Так поразило, что они не понимали: на земле они или на небе. Не лики ли архангелов, ангелов, ...

Глава 29. Ветка и Стародубье

Жил в Москве благочестивый иерей Козма. Он служил в церкви Всех святых на Кулишках в Белом городе и был одним из немногих столичных священников, осмеливавшихся служить по‑старому. Козма был хорошо знаком с протопопом Аввакумом и боярыней Морозовой. Протопоп, когда вернулся в Москву из сибирской ссылки, причащал своих духовных детей в храме...

Глава 30. Бегствующее священство

В XVIII–XIX веках иереев, переходивших в старообрядчество из Синодальной Церкви, называли «бегствующим священством», или «беглыми попами». Ведь они бежали к староверам от новообрядцев и бегали от представителей царской власти. Первым иереем‑старовером, получившим рукоположение от епископа‑никонианина, был священноинок Иоасаф, любимый ученик Иова Льговского. Еще ребенком Иоасаф последовал за подвижником и принимал участие во...

Глава 31. Тарское восстание

Как и отец, царь Петр Алексеевич был дважды женат. Первой его супругой была Евдокия Федоровна из старинного рода Лопухиных. В 1690 году у державной четы родился сын Алексей – наследник престола. Но вскоре государь охладел к жене. Пылкому Петру не нравилась тихая Евдокия. Она наскучила мужу. И в 1698 году царь...

Глава 32. Варлаам Левин

Дерзкий слух о том, что Петр I – не истинный царь, а коварный антихрист, распространился по всей России. По тогдашним законам такое мнение приравнивалось к оскорблению императорского величества и каралось смертной казнью. Среди тех, кто лишился головы из‑за разговоров об антихристе, был и инок Варлаам. В миру его звали Василием Андреевичем...

Глава 33. Выговская пустынь

Обители, основанной в 1694 году на реке Выг по благословению старца Корнилия, отведено особое место в истории старообрядчества. Первые насельники Выговской пустыни деятельно занимались проповедью беспоповства и, обходя Поморье, учили: – Время настоящее есть время антихристово! Антихрист в Церкви боголепно на престоле сидит. Благодаря этому, слух о новом поселении облетел берега Белого моря. На...

Глава 34. Феодосий Васильев

На рубеже XVII–XVIII веков по всей Руси в разных местах разные проповедники независимо друг от друга учили о наступлении последних времен, воцарении антихриста и прекращении всех церковных таинств. В окрестностях Великого Новгорода и Пскова это учение проповедовал Феодосий Васильев (1661–1711), основоположник одного из направлений в беспоповстве – Федосеевского согласия. Феодосий происходил из...

Глава 35. Филипповское согласие

К Федосеевскому согласию по вероучению близко Филипповское согласие, отделившееся от поморцев. Основоположником этого согласия был инок Филипп (1674–1742), по имени которого оно и получило название. В начале XVIII века стрелец Фотий Васильев оставил царскую службу и ушел на Выг. Здесь он принял иночество и новое имя – Филипп. Первым настоятелем Выговской пустыни...

Глава 36. Феодосий Ветковский

После гибели святителя Павла Коломенского Церковь временно лишилась епископского управления. Высшая духовная власть перешла к благочестивым иереям, образованным инокам и добродетельным мирянам. Одним из благоразумных кормчих, мудро управлявших церковным кораблем в то бурное время, был священноинок Феодосий. Он был рукоположен патриархом Иосифом, предшественником Никона, к церкви Василия Великого в Никольском монастыре...

Глава 37. Лаврентий Ветковский

В начале XVI века в городе Калуге совершал подвиг юродства святой Лаврентий. По преданию, он происходил из знатного дворянского рода Хитрово. Человек непростой, жил он преимущественно в доме местного князя Семена Иоанновича. А для духовных подвигов удалялся в уединенное место на вершине горы, где стояла церковь и хижина. Летом и...

Глава 38. Викентий Крупецкий

Древние пустынники истязали плоть свою. Молчали десятилетиями, лежали в гробах, в смрадных пещерах жили, приковавшись к самому темному углу. Боролись с искушениями, являя мирянам образец безгреховной жизни. Один из видов иноческого подвига – житие в пещерах, в «печерах» по‑старинному. Первый русский пещерный монастырь – Печерский монастырь в Киеве. Его основал преподобный...

Глава 39. Пугачевское восстание

Порядок престолонаследия, установленный Петром I, был несовершенен. Из‑за этого в XVIII веке на русском престоле переменилось множество лиц, преимущественно женских. Часто появление нового лица сопровождалось военным переворотом. В 1741 году при поддержке войска на престол взошла Елизавета – дочь Петра. Она не имела детей. Поэтому объявила своим преемником племянника Карла Петера Ульриха...

Глава 40. Поиски архиерея

Мы знаем, Бог не есть Бог мертвых, но живых. У Бога все живы. Поэтому Святую Церковь образуют не только ныне здравствующие христиане, но и почившие праведники. В XVIII веке это позволяло староверам утешаться мыслью, что, хотя у них нет живого епископа, но с ними незримо пребывают все почившие...

Глава 41. Рогожское кладбище

В 1762 году на российский престол вступила императрица Екатерина II. Мудрая и расчетливая царица понимала, какую пользу могут принести стране богатые староверы – промышленники и торговцы. В том же году она издала указ, приглашавший вернуться в Россию беглых старообрядцев, прежде всего, жителей Ветки. Им были обещаны льготы: разрешение не брить бороду...

Глава 42. Царь Николай

Путь многих священнослужителей, переходивших в старообрядчество из государственной Церкви, начинался в Москве на Рогожском кладбище. Сюда их привозили скрытно, чтобы не прознала полиция. Здесь помазывали миром и оставляли при часовнях учиться правильному служению по старым книгам. Из Москвы по всей Руси расходились загадочные письма: «Мы нашли соль, да сырую, просушили на рогожке...

Глава 43. Белая Криница

Лежащая у подножия Карпатских гор область Буковина всегда привлекала завоевателей. В XVI столетии эти плодородные земли захватила Турция. Но в 1775 году была вынуждена уступить более сильной Австрии. В ХХ веке Буковина принадлежала Румынии и Советскому Союзу. Ныне эта область разделена между Украиной и Румынией. Во времена, о которых мы рассказываем, ...

Глава 44. Митрополит Амвросий

В 1791 году в захваченном турками греческом селе Маистра у священника Георгия родился сын Андрей. Георгий был двадцать вторым иереем в своем роду. И никто не сомневался, что сын унаследует его служение. Поэтому отец с детства готовил Андрея к священству. Юноша поступил в духовное училище. В 1811 году женился и...

Глава 45. Белокриницкая иерархия

Церковное устройство, заключающее в себе три степени священства (епископы, иереи и диаконы), называется иерархией. Слово это греческое, в переводе на русский язык обозначает «священная власть», «священноначалие». Первым епископом, рукоположенным митрополитом Амвросием, был владыка Кирилл. Затем Амвросий и Кирилл рукоположили епископа Аркадия (Дорофеева). Так была восстановлена полнота православной иерархии. Она стала называться «белокриницкой» ...

Глава 46. Суздальские страдальцы

Во второй половине XIX века наука, искусство и литература в России переживали расцвет. В это время одаренные ученые, композиторы, художники, писатели и стихотворцы своими трудами стяжали нашей стране всемирную славу. Тогда были написаны многие литературные произведения, ныне известные каждому школьнику. В 1859 году в первый раз в театре ставится пьеса Островского...

Глава 47. Преображенское кладбище

В середине XVIII века в подмосковных селах Черкизово и Преображенское насчитывалось не более двадцати беспоповских семейств Федосеевского согласия. Их моленная находилась в Преображенском. Здесь же располагались большие кирпичные заводы богатого купца Ильи Алексеевича Ковылина (Кавылина, 1731–1809). Познакомившись с жителями села, Ковылин решил перейти в старообрядчество. Беспоповцы считали Синодальную Церковь антихристовым сборищем и...

Глава 48. Архиепископ Антоний

Участь суздальских страдальцев мог в любой день и час разделить верховный святитель российских староверов – архиепископ Антоний. Только милость Божья спасала его от тюрьмы. Хранимый провидением, Антоний много лет руководил Церковью. Андрей Илларионович Шутов – будущий архиепископ – родился в подмосковном селе Настасьино в бедной крестьянской семье, принадлежавшей к Синодальной...

Глава 49. Часовенное согласие

В начале XVIII века, при Петре I, когда староверам жилось особенно тяжко, проповедники‑беспоповцы учили, что русским царством и всем миром овладел антихрист. В Поволжье такую проповедь развернули Козма Андреев и Козма Панфилов – крестьяне с Керженца. Их учение было просто. Они утверждали: – Благодати Божьей нет ни в церквах, ни в чтении, ни...

Глава 50. Шамарские чудотворцы

Со времен раскола Урал стал прибежищем для тысяч христиан, не пожелавших принять нововведения Алексея Михайловича и Никона. Многочисленные беженцы заселили эту обширную область от реки Печоры на севере до реки Яик на юге. Местные староверы занимались хлебопашеством, торговлей и разными промыслами, добывали руду и работали на заводах по производству чугуна...

Глава 51. Епископ Константин

Ложь – один из самых гнусных грехов. Но в то же время – один из самых распространенных. К сожалению, люди лгут часто и много. Лгут крупно и по мелочам. Лгут все, но христианам нельзя лгать. Ведь в Евангелии говорится, что отец лжи – дьявол. Кто лжет, тот исполняет похоти дьявола...

Волга‑матушка, наша великая река, соединяет многие города, знаменитые не только в истории русского государства, но и в истории Русской Церкви. На всем протяжении реки поныне существуют староверческие приходы – в Ржеве и Ярославле, в Костроме и Казани, в Самаре и Саратове, в Волгограде и Астрахани. На Волге стоит и Нижний Новгород...

Глава 53. Епископ Арсений

На владимирской земле исстари жило много тайных беспоповцев. Большинство из них считалось членами Синодальной Церкви. Они посещали ее храмы, в них венчались и крестили детей, но дома молились по дониконовским книгам. В 1840 году у тайного старообрядца, крестьянина Василия Швецова, жившего в деревне Ильина Гора, родился сын Анисим. Сперва...

Глава 54. Защитники веры

Современному человеку слово «начетчик» может показаться безжизненным и косным. Так разъясняет его и толковый словарь: «Начетчик – человек, много читавший, но знакомый со всем поверхностно». Между тем еще сто лет назад слово «начетчик» звучало гордо, и многие христиане считали для себя честью так именоваться. Речь идет о старообрядческих начетчиках, пользовавшихся большим уважением...

Глава 55. Русские купцы староверы

В Российской империи купеческое сословие составляли не только люди, занятые куплей‑продажей, но и промышленники, и банкиры. От них зависело процветание и благополучие страны. Крупнейшие предприниматели были старообрядцами. В их руках сосредотачивались основные богатства России. В начале ХХ века их имена были широко известны: владельцы фарфорового производства Кузнецовы, текстильные фабриканты Морозовы, промышленники...

Глава 56. Василий Суриков

Просвещенный русский человек XIX века мог судить о старой вере преимущественно по сочинениям писателей Синодальной Церкви. В них старообрядчество объявлялось «суеверием», происходящим от вековечной безграмотности нашего народа. Тогда было принято уничижительно говорить о староверах: «раскольники», «ханжи», «суеверы». Конечно, этакое невежество не стоило внимания высшего света. Но в царствование Николая I общественное мнение...

Глава 57. Золотой век старообрядчества

В Российской империи проживало не менее 15 миллионов староверов. По некоторым данным, старую веру исповедовало до трети всех великороссов. В XIX веке стала очевидной необходимость дарования старообрядцам свободы вероисповедания. В том столетии, омраченном войнами, заговорами и покушениями, христиане имели возможность не раз засвидетельствовать искреннюю верность русским самодержцам. Недаром в начале ХХ века...

Глава 58. Храмы Москвы

Старообрядческая община Москвы всегда была наиболее многочисленной и богатой. В древней столице жили самые состоятельные купцы. Многие из них собирали старинные иконы и книги. Например, в обширнейшем собрании миллионера Степана Павловича Рябушинского (1874–1942) было множество икон, замечательных не только красотой, но и древностью. После дарования свободы вероисповедания московские староверы начали строить храмы...

Глава 59. Епископ Михаил

С 1805 года, со времен царя Александра I в русской армии служили даже дети. Маленьких солдат называли кантонистами. Как правило, это были законные и незаконные сыновья военнослужащих или бедняков, сироты и подкидыши. Сначала мальчиков обучали в особых школах, а с 18 лет отправляли на военную службу, которая тогда продолжалась 25 ...

В начале XIX века на Рогожском кладбище кроме богаделен находился сиротский дом, где воспитывались подкидыши и дети бедных родителей. Для обучения мальчиков было создано училище, в котором преподавались чтение, письмо, счет и церковное пение. Обучались здесь не только сироты, но и дети, отдаваемые на Рогожское кладбище в отроческом возрасте. Из училища...

В июле 1914 года началась Первая мировая война. Наша страна вступила в противоборство с Австрией, Германией и Турцией. Союзниками России были Англия и Франция. Постепенно в войну втянулись многие страны Европы, Азии и Америки, так что она стала поистине мировой. На войне применялось новое вооружение, доселе невиданное: самолеты и танки, минометы...

Глава 62. Архиепископ Мелетий

После кончины архиепископа Антония на московский святительский престол был избран Савватий (1824–1898), епископ Тобольский и всея Сибири. В октябре 1882 года собор епископов возвел его в более высокое достоинство – архиепископа. В августе 1897 года Савватий был вынужден дать полиции подписку в том, что не будет более именоваться московским архиепископом. Это...

Глава 63. Митрополит Иннокентий

Грамотность, начитанность и любовь к книге всегда отличали старообрядца от представителя государственной Церкви. В то время, когда Синод издавал указы, запрещающие венчать юношей и девушек, не знающих молитву «Отче наш», староверы знали весь церковный богослужебный круг. Псалтырь и часовник были в каждом христианском доме, но чтение не ограничивалось только молитвенными книгами. ...

Глава 64. Иоанн Кудрин

В семье староверов Часовенного согласия, живших в пермском селе Ножовка, 10 декабря 1879 года родился Иван Гаврилович Кудрин, будущий знаменитый священник. Его отец, Гавриил Николаевич Кудрин, служил на местном заводе, производившем чугун и железо. В 1886 году жители Ножовки приняли священство белокриницкой иерархии. В село приехал иерей и впервые...

Глава 65. Всеобщий урок

В Евангелии содержится не только рассказ о жизни и учении Исуса Христа – истинного Бога и Сына Божьего. Также на страницах этой святой книги записаны имена тех, кто предал Господа, осудил Его на крестную смерть и казнил, – апостола Иуды, первосвященников Анны и Каиафы, римского наместника Понтия Пилата. Иуда предал своего учителя...

Глава 66. Епископ Рафаил

В середине XIX века среди староверов стали распространяться сочинения, проповедующие новое необычное учение. В этих писаниях утверждалось, что вино и картошка якобы сотворены дьяволом, поэтому христианам нельзя вкушать их. Предсказывался день кончины мира и второго пришествия Христа. Но самое главное, объявлялось, что никониане веруют и поклоняются иному богу. Не истинному Богу...

Глава 67. Епископ Викентий

Никакие захватчики, никакие иноземцы или иноверцы, никакие язычники или басурмане не смогли бы придумать муки подобные тем, что придумали коммунисты для России. Наша страна превратилась в одну большую тюрьму. Царскую каторгу сменили лагеря. Они назывались исправительно‑трудовыми, поскольку в них, по мысли большевиков, заключенные должны были исправляться трудом. Изображение убиенного Николая II, ...

Глава 68. Епископ Геронтий

Жизнь епископа Геронтия, как зеркало, отразила историю Церкви в XIX–XX веках. Преодолев многие трудности, он сумел сохранить искреннюю веру и достоинство сана. Григорий Лакомкин – будущий святитель – родился 1 августа 1872 года в костромской деревне Золотилово в семье священника Иоанна Лакомкина. Приход был бедным, поэтому поповской семье приходилось заниматься...

Глава 69. Церковь и война

За 30 лет террора советской власти удалось то, что не смогла сделать царская власть за 250 лет преследования старообрядцев. Церковь была почти полностью разгромлена. Коммунисты обложили священников огромными налогами. Одни, не имея возможности платить их, отрекались от сана. Другие просили о помощи прихожан. Если помощь была недостаточной, иерей вынужден был продавать...

Глава 70. Андрей Попов

Город Ржев исстари знаменит большой староверческой общиной. В начале ХХ века многие жители Ржева были приверженцами древнего благочестия. В городе существовало два старообрядческих храма. До наших дней от одного, Троицкого, уцелела только колокольня. Но второй, Покровский, сохранился полностью. Деревянная церковь во имя Пресвятой Троицы с каменными колокольней и приделом во имя архангела...

Глава 71. Семен Кузнецов

В 1894 году, в нижегородском селе Чернуха родился Семен Илларионович Кузнецов – старообрядческий уставщик, проживший удивительно сложную и богатую жизнь. Первоначально жители Чернухи были никонианами, но крестились двумя перстами. Илларион, отец Семена, был еще ребенком, когда в селе прослышали о священстве белокриницкой иерархии и приняли его. Местное синодальное духовенство пыталось извести...

Глава 72. Илья Ближников

В 1888 году в селе Красный Яр близ Елисаветграда в семье крестьян‑староверов Игнатия и Парасковии Ближниковых родился сын Илья. Как и родители, Илья трудился на земле. Освоил печное дело и мог сложить любую печь. При этом усердно посещал старообрядческие церкви – их в селе было две. При храмах служили старшие...

Глава 73. Семья Лыковых

В июне 1978 года исследователи‑геологи искали залежи железной руды в верховьях реки Абакан. Облетая на вертолете безлюдную тайгу, они увидели на склоне горы огород и избушку. Выбрав погожий день, исследователи отправились навестить загадочных лесных жителей. Они вышли к хижине, почерневшей от времени и дождей. Скрипнула низкая дверь. И к незваным...

Глава 74. Митрополит Алимпий

В горестную пору, когда, казалось, Бог отвернулся от христиан, 14 августа 1929 года в Нижнем Новгороде в семье староверов Капитона Ивановича и Александры Ивановны Гусевых родился сын Александр – будущий митрополит Алимпий. Его родители были родом из Лысково. Отец работал кузнецом. Когда родители поженились, начал перестраиваться судостроительный завод в...

Глава 75. Наши дни

В декабре 1991 года Советский Союз прекратил существование, распавшись на 15 независимых государств. Ныне в них проживает более миллиона верующих, принадлежащих к Русской Православной Старообрядческой Церкви. Она является одной из крупнейших религиозных общин современной России. Церковь возглавляет митрополит Московский и всея Руси. Его местопребывание – ...

Глава 76. Митрополит Леонтий

Первая мировая война кончилась в 1918 году изменением государственных границ в Европе. Своих исконных земель лишилась не только Россия, но и Австрия: принадлежавшая ей Буковина вошла в состав Румынского королевства. В сентябре 1935 года в Буковине проходили учения румынской армии. Ими руководил сам король Кароль II. Вместе со свитой, ...

Глава 77. Староверы в Крыму

Полуостров Крым – необыкновенный перекресток, на котором в разные времена встречались разные народы. Кого только не повидала эта земля! Скифы, греки, готы, гунны, аланы, хазары, караимы, евреи, печенеги, половцы, монголы, татары. С полуостровом неразрывно связана история Древней Руси. Ведь именно здесь, в городе Корсунь, принял христианство князь Владимир, святой креститель нашего...

Глава 78. Староверы в Африке

Из Евангелия мы знаем, что ангел Господень явился во сне Иосифу, мужу Девы Марии, повелел взять новорожденного младенца Христа и Его Матерь и бежать в Египет. Спаситель был чудесно сохранен от жестокого избиения младенцев, учиненного царем Иродом. Так Бог‑Слово явил себя жителям Африки. По преданию, апостол и евангелист Марк проповедовал истинную...

Словарик старовера

Аллилуйя – в христианском богослужении хвалебный возглас, обращенный к Богу. Алтарь – главная, восточная часть церкви, где находится престол, отделенная от остальной части храма иконостасом. Анафема – церковное проклятье, отлучение от Церкви. Антиминс (антимис) – четырехугольный плат со вшитыми частицами мощей, необходимый для служения литургии. Антихрист – противник Христа и гонитель христиан, который будет царствовать...

Обсудить

Многие задаются вопросом: "Староверы и старообрядцы - в чем разница терминологий и есть ли она вообще?" История возникновения этих необычных групп людей напрямую связана с одной известной личностью. Его имя - Никон, и именно этому человеку было предсказано судьбой возглавлять Русскую православную церковь и стать рычагом, который привел к образованию странной, самобытной культуры староверов.

Человек как теория раскола

Родился будущий патриарх в бедной крестьянской семье в мае 1605 года в селе Вельдеманово близ Нижнего Новгорода. Мать мальчика умерла сразу после его появления на свет, и отец женился во второй раз. Мачеха недолюбливала ребенка. Она морила его голодом и всячески издевалась.

Есть свидетельства, что женщина неоднократно пыталась лишить названного сына жизни. Но каждый раз Никиту (такое имя Никон получил при рождении) спасала счастливая случайность. Позже воспоминания об удивительных, фантастических ситуациях, где он одолевал смерть, давали ему уверенность в своей божественной миссии.

Именно большие амбиции привели к образованию такого течения, как староверы. Кто они и какую роль в их формировании играет патриарх, материал расскажет далее.

Часто заступалась за внука и бабушка. С детства мальчик был благосклонен к религиозной литературе. Священник, который учил грамоте, был для ребенка идеалом. Иногда Никита не мог заснуть. Его постоянно тревожили кошмары, что он может забыть церковные тексты. Набожный мальчик убежал без разрешения родителей в монастырь.

В 1624 году под предлогом смертельного состояния любимой бабушки юношу вернули домой. Там его женили на незнакомке. Тем не менее религию мужчина не покинул. Молодой муж устроился священником в местную церковь. Тогда он даже не догадывался о том, что древнерусская церковь староверов, в которой Никон начал править, впоследствии возненавидит его.

Начитанность, глубокая вера и чрезвычайное усердие сделали ему хорошую репутацию. Купцы, которые приезжали в город, заметили таланты молодого попа и предложили ему переехать работать в Москву.

Первые шаги к трагедии

Смерть всех его детей была тяжелым ударом. Тем не менее в этом событии он увидел божественный символ. Никон отправил жену в монастырь и сам посвятил свою жизнь служению Всевышнему.

Очень быстро он добивался успеха и вскоре вошел в высшие круги духовенства. Тогда возникла мысль освежить церковь и улучшить нравственность народа. Идеи, что зародились в этот период, позже привели к движению, которое окрестили "староверы". Кто они, до XVII не знали. Это слово появилось после выхода Никона на патриарший престол в 1652 году.

Как только он освоил новый титул, не замедлили реформы. На протяжении всей христианской истории русских земель духовенство держало ориентир на Византийскую церковь. В середине 1600 годов каноны русского православия очень сильно отличались от греческих. Это привело к различным методам проведений церемоний и обычаев в ритуалах. Никон всеми возможными способами пытался исправить отличия.

Сначала традиции русских и византийских храмов были идентичными, но через определенный период времени обряды вторых изменились. Большинство особенностей были приобретены после падения Константинополя.

Условия изменения обычаев на русских землях были жесткие. Книги с укоренившимися ритуалами публично жгли, а тех, кто придерживался старых законов, назвали еретиками.

Последствия миссии жизни

Сейчас историки твердо заявляют, что если бы патриарх вводил изменения постепенно, то не существовало бы такого понятия, как староверы. Кто они и каковы их принципы, человечеству сегодня было бы не известно.

Церковная реформа патриарха 1650-1660 годов была направлена ​​на введение новых и уничтожение старых канонов. Это стало причиной возникновения сторонников Никона. С другой стороны были приверженцы его врага - Аввакума. Последний считал, что записи в русских книгах лучше отражают православие, а греческие работы были неправильно изменены временем.

Относительно дальнейшей судьбы человека, который расколол русскую церковь, то она была неутешительной. Долгое время царь Алексей Михайлович уважал патриарха. Но в связи с агрессивными настроениями в сторону Никона большой группы духовенства их отношения охладели.

В 1666 году его разжаловали в должности и отправили в заточение в монастырь. Частично это было по инициативе государя. Здесь стоит заметить, что хотя эта персона потеряла свое уважение, церковь староверов не поддержала, и законы, которые поп так яро защищал, были приняты на официальном уровне.

В ссылке бывший патриарх пробыл 15 лет. Перед своей смертью Алексей Михайлович попросил у священника прощения. Сын царя, Федор, также чувствовал привязанность к священнику. Он позволил вернуться ему из ссылки. Но по дороге старик скончался. Несмотря на значительные протесты нового главы церкви, Никона-реформатора отпели как патриарха. Был погребен в соборе Воскресенского Новоиерусалимского монастыря. Федор Алексеевич сам читал над ним Апостол со слезами на глазах.

Дорога длиной в 700 лет

Еще со времен Киевской Руси ведут свою историю староверы. "Кто они?" - вопрос, который требует глубокого анализа.

Зародилась теория их религии сразу после принятия христианства князем Владимиром. Тогда правитель взял за основу православие греков. С 988 года жители великой державы начали жить по новым законам, что во многом противоречило язычеству.

В ходе исторических событий, с 1439 года Русская церковь выпала из-под власти Константинополя и начала развиваться самостоятельно. Так происходило до прихода на патриарший престол Никона, который в 1653 году снова взял курс на греческие каноны. Конечно, решительные изменения правил вызвали значительное сопротивление со стороны народных масс, которые считали нововведения недопустимыми и неправомерными. Происходило публичное осуждение всех тех, кто игнорировал греческие законы и продолжал придерживаться обрядов предков, которые были известны еще со времен князя Владимира. Манера молитвы, возглас «аллилуйя», количество просфор и крест староверов были изменены.

Наибольшим ударом для них стало принятие новаций официально. Некоторое время страна была на пороге религиозной войны. Начались репрессии и погони за всеми теми, кто был против новинок церкви. Отныне несогласных не просто называли еретиками, отлучали от святой троицы и забрасывали проклятиями, а и физически истребляли. Причем делалось все это на общегосударственном уровне и при содействии царской власти.

Религиозная община как политическая угроза

Во времена правления Петра Великого на старообрядцев был наложен двойной налог. В 1722 году издан указ о смертной казни для тех, кто будет способствовать расколу церкви, то есть продолжать молиться по старым традициям.

Уже к тому времени часть представителей начала скрываться. Многие семьи покинули места, на которых их предки веками жили, работали. Они ушли на дальние, дикие земли вглубь России. Тысячи людей покинули империю и искали счастья за рубежом.

Во время правления Екатерины II пропагандировалась политика религиозной терпимости. Именно тогда возникла терминология "староверы" и "старообрядцы". В чем разница этих двух понятий?

Ни в чем, они абсолютно идентичны. Первое значение возникло как слово, что характеризовало людей, которые оставались верны своим религиозным предпочтениям. Все, кто не подчинился нововведениям, носили оскорбительное название раскольники, еретики и староверы. Синоним "старообрядцы" ввела в употребление Екатерина II. Царица внедряла свежие реформы в религиозную сферу своей страны. Так, на некоторое время прекратилось преследование этих групп.

Целые семьи возвращались из-за границы. Но такие изменения продолжались недолго. Несмотря на то что представители этого течения были социально активны и благодаря своей упорной работе приносили прибыль государству, они также представляли для царского режима большую угрозу.

В ритме времени

Православные староверы воспринимались властью как политическое движение, игравшее роль оппозиции для императорского двора. И действительно, как только Екатерина II дала им официальное разрешение на строительство храмов, этим течением за короткий период времени был основан и устроен собственный город. Сегодня он находится на территории Белоруссии. В XVIII веке там насчитывалось около 5000 старообрядцев.

Часть этих людей по приказу царицы убиты. Все, кто остались живы, были принудительно переселены на восток России. Там их потомки проживают и сейчас. Сегодня они известны под именем Семейские.

Следует отметить, что другие религиозные меньшинства, от протестантов до буддистов, получали государственную поддержку.

По официальным источникам, в XIX веке треть населения Российской империи еще жила по правилам предков, которые были крещены в Киевской Руси.

Позже власти начали лояльнее относиться к этому течению. Все чаще возникал вопрос: "Староверы - кто они?" Их обычаи и каноны не рассматривали как те, которые могут повредить целостности государству. Но им запрещалось строить храмы, печатать книги, распространять учение и даже занимать высокие должности. Даже брак для пар был незаконен.

В начале 1900 годов права этой конфессии приравнивались к другим религиозным меньшинствам.

Каноны - фундамент для разногласий

До прихода Никона российский народ на протяжении почти 700 лет жил по правилам, что сформировались еще во времена крещения Руси. Патриарх же ввел реформу, следствием которой стал раскол религии на два сильных направления. Первое течение было сторонниками нововведений. Другие несогласные оказались за бортом общества, поскольку не воспринимали предложенных теорий. Так кто такие староверы, в чем разница этой части народа от другой?

Первое и главное отличие - перевод и редактирование священных писаний. Процесс вошел в историю под названием «книжное дело». Изменениям подлежал и Символ Веры, где указаны фундаментальные догматы религии. Из текста были удалены или заменены несколько важных слов. Например, Святой Дух отныне употреблялся без характеристики «истинный», а в строках, где говорилось о будущем, фразу «несть конца» заменили на «не будет конца».

Кроме этого, приобрела другой вид богослужебная литература. Русское слово «Ісус» Никон написал в новом стиле «Іисус».

Остался в прошлом и крест староверов. Молитвенный жест раньше выполняли с помощью двуперстия (особое сложение пальцев правой руки), а после реформы церковь перешла на троеперстие. Поклонники древнего православья утверждали, что два перста - это крест, что символизирует божественное и человеческое начало. А три сложенных пальца (троеперстие) - знак Троицы, которая не имеет отношения к распятью.

По-другому делали поклоны. Хождения вокруг церкви отныне совершались против солнца. Трижды пелась «аллилуйя» вместо двух раз. Изменилось количество просфор.

Культура древности в настоящем

Традиции предков старообрядцы сохранили. По сей день их можно увидеть. Кроме вышеперечисленных канонов, они руководствуются и другими законами. Процесс крещения происходит только через полное трехразовое погружение. Эти люди не признают четырехконечных распятий, но такой крест (без Иисуса) присутствует в их домах.

Иконы староверов до сих пор оформляются в том стиле, который был принят и утвержден духовенством еще 1000 лет назад. Служба проходит по книгам, что были напечатаны еще в период до реформ Никона.

Эти общины ведут скромный образ жизни. Они мало развлекаются и очень набожные. Но их религиозные праздники не менее веселые и колоритные, нежели в других религиях. Семейный устав - патриархальный. Женщина повинуется приказам мужа и родни с его стороны (даже тем, кто младше ее самой). Так как часто маленькое село состоит из одной семьи, парням приходилось искать себе девушек на самом деле за тридевять земель. Они едут за тысячи километров в другую общину, чтобы посвататься и жениться.

Мораль в теории жизни

Все эти знания постоянно возили с собой старообрядцы, староверы. Кто они, особенности их веры, суть их принципов понимала Екатерина II. Именно по инициативе царицы эти люди покидали обработанные земли и ехали семьями в неизвестную сторону на край России. Там они начинали новую жизнь, пусть тяжелую, но свободную и безопасную.

Их характерной особенностью является безграничная любовь к труду и Богу. Такими правилами они и руководствуются по жизни. По их теории, Всевышний сотворил человека похожим на себя, поэтому считается большим грехом менять что-то в своей внешности. Не практикуются стрижки и бритье.

Особое место в жизни занимают молитвы староверов. Разговаривать с Господом обязательно нужно утром и вечером. Если в начале дня время выделить тяжело, то произнести святые слова можно в свободную от работы минуту в течение светлой части суток.

Уникальным является и одежда этой общины. Празднично одеваются в церковь. Мужчины носят кафтаны, барышни - сарафаны и платки. Головные уборы для замужней женщины обязательны, поскольку открытые волосы и обнаженное тело считается большой непристойностью.

Искусству пошива одежды девочки учились с детства. Обычно до замужества они не выполняли тяжелой домашней работы, а только наблюдали. Мальчиков с детства приучали к труду в поле и к хозяйствованию.

Сквозь века

Сегодня науку особенно интересует феномен под названием «староверы». Кто они? Фото в материале показывает общины из разных уголков мира, но всех их объединяют глубокие семейные ценности.

Эти люди ведут закрытый образ жизни, редко дают интервью и считают, что сниматься на камеру является делом недобрым. Они считают, что фотографии отбирают божественную энергию, которая хранится в теле человека. Зато без чужой, необычной аппаратуры они добродушные, приветливые и приятные.

Многие семьи до сих пор живут без электроэнергии, интернета, их не интересуют кризис и дефолты. Раньше старообрядцы не пользовались деньгами, не покупали одежду, продукты, медикаменты и даже не кушали заморскую картошку. Они не посещают больниц, очень редко пользуются благами цивилизации.

Община живет по своим правилам. Первым садится за стол отец семейства. Все молятся. Покидают кухню все вместе. Мужчина не должен видеть, как готовится еда, поэтому дверь в комнату, где ее делают, завешивают тканью.

Ненужные ни церкви, ни государству, они сумели сохранить самобытность и духовность, которую им по наследству передали первые христиане Киевской Руси. Это люди, которые не знали таких пороков, как спиртное, табак и развлечения. Зато берегли науку старины. В их душах таится секрет прошлого.

После церковного раскола XVII века прошло уже больше трех столетий, а большинство людей так и не знают, чем отличаются старообрядцы от православных христиан. Давайте разбираться.

Терминология

Разграничение понятий «старообрядчество» и «православная церковь» достаточно условно. Сами старообрядцы признают, что именно их вера православная, а РПЦ называют нововерцами или никонинанами.

В старообрядческой литературе XVII - первой половины XIX века термин «старообрядческий» не использовался.

Старообрядцы называли себя по-разному. Староверами, древлеправославными христианами…Также использовались термины «правоверие» и «истинное православие».

В сочинениях старообрядческих начетчиков XIX века нередко употреблялся термин «истинно православная церковь».

Широкое распространение термин «старообрядчество» получил только к концу XIX века. При этом старообрядцы различных согласий взаимно отрицали православность друг друга и, строго говоря, для них термин «старообрядчество» объединял по второстепенному обрядовому признаку религиозные сообщества, лишенные церковно-вероисповедного единства.

Перста

Хорошо известно, что во время раскола двуперстное крестное знамение было изменено на трехперстное. Два перста - символ двух Ипостасей Спасителя (истинный Бог и истинный человек), три перста - символ Святой Троицы.

Трехперстное знамение было принято Вселенской Православной Церковью, состоявшей к тому времени из десятка самостоятельных Автокефальных Церквей, после того, как в римских катакомбах нашли сохранившиеся тела мучеников-исповедников христианства первых веков со сложенными перстами трехперстного Крестного знамения. Аналогичны примеры обретения мощей святых Киево-Печерской лавры.


Василий Суриков, «Боярыня Морозова» 1887 г.

Я не зря прикрепил к статье именно эту работу художника Сурикова, где действующее лицо -Боярыня Морозова демонстрирует «двоеперстие». Немного о самой картине:

«Боярыня Морозова» - гигантская по размерам (304 на 586 см) картина Василия Сурикова, изображающая сцену из истории церковного раскола в XVII веке. После дебюта на 15-й передвижной выставке 1887 года приобретена за 25 тысяч рублей для Третьяковской галереи, где и остаётся одним из основных экспонатов.

Интерес Сурикова к теме старообрядчества связывают с его сибирским детством. В Сибири, где было много старообрядцев, широкое распространение получили рукописные «жития» мучеников старообрядческого движения, включая «Повесть о боярыне Морозовой».

Образ боярыни срисован со старообрядки, которую художник встретил у Рогожского кладбища. А прототипом стала тетка художника — Авдотья Васильевна Торгошина.

Портретный этюд был написан всего за два часа. До этого художник долго не мог найти подходящее лицо - бескровное, фанатичное, соответствующее знаменитому описанию Аввакума: «Персты рук твоих тонкостны, очи твои молниеносны, и кидаешься ты на врагов аки лев».

Фигура боярыни на скользящих розвальнях - единый композиционный центр, вокруг которого группируются представители уличной толпы, по-разному реагирующие на её фанатичную готовность идти за своими убеждениями до конца. У кого-то фанатизм женщины вызывает ненависть, глумление или иронию, но большинство взирает на неё с сочувствием. Высоко поднятая в символическом жесте рука - как прощание со старой Русью, к которой принадлежат эти люди.

Согласия и толки

Старообрядчество далеко неоднородно. Есть несколько десятков согласий и ещё больше старообрядческих толков. Существует даже поговорка: «Что ни мужик то толк, что ни баба, то согласие». Главных «крыльев» старообрядчества три: поповцы, беспоповцы и единоверцы.

Имя Иисуса

В ходе никоновской реформы была изменена традиция написания имени «Исус». Удвоенным звуком «и» стала передаваться длительность, «тянущееся» звучание первого звука, что в греческом языке обозначается особым знаком, аналогии которому нет в славянском языке, поэтому произношение «Иисус» более соответствует Вселенской практике звучания Спасителя. Однако старообрядческий вариант ближе к греческому источнику.

Различия в Символе веры

В ходе «книжной справы» никоновской реформы были внесены изменения в Символ веры: убран союз-противопоставление «а» в словах о Сыне Божием «рожденна, а не сотворенна».

Из смыслового противопоставления свойств таким образом было получено простое перечисление: «рождённого, не сотворённого».

Старообрядцы резко выступали против произвола в изложении догматов и были готовы «за единый аз» (то есть за одну букву «а») пойти на страдание и смерть.

Всего в Символ веры было внесено около 10 изменений, что явилось главным догматическим расхождением между старообрядцами и никонианцами.

Навстречу солнцу

К середине XVII века в Русской церкви установился всеобщий обычай совершать крестный ход посолонь. Церковная реформа патриарха Никона унифицировала все обряды по греческим образцам, но нововведения были не приняты старообрядцами. В результате новообрядцы совершают движение во время крестных ходов противосолонь, а старообрядцы совершают крестные ходы посолонь.

Посолонь – движение по солнцу, способствующее увеличению жизненной силы и ускорению духовной эволюции.

Галстуки и рукава

В некоторых старообрядческих церквях в память о казнях во времена Раскола запрещено приходить на службу с закатанными рукавами и при галстуках. Закатанные рукава ассоциируются там с палачами, а галстуки с виселицами.

Вопрос креста

Старообрядцы признают только восьмиконечный крест, тогда как после реформы Никона в православии равночестными были признаны четерых и шестиконечные кресты. На табличке распятия у старообрядцев обычно написано не I.Н.Ц.I., а «Царь Славы». На нательных крестах у староверов нет изображения Христа, поскольку считается, что это личный крест человека.

Сугубая и трегубая Аллилуйя

В ходе реформ Никона сугубое (то есть двойное) произнесение «аллилуии» было заменено на трегубое (то есть на тройное). Вместо «Аллилуия, аллилуия, слава тебе Боже» стали произносить «Аллилуиа, аллилуиа, аллилуиа, слава Тебе, Боже».

По мнению новообрядцев тройное произнесение аллилуии символизирует догмат о Святой Троице.

Однако старообрядцы утверждают, что сугубое произнесение вместе со «слава Тебе, Боже» уже является прославлением Троицы, поскольку слова «слава Тебе, Боже» являются одним из переводов на славянский язык древнееврейского слова Аллилуиа («хвалите Бога»).

Поклоны на службе

На службах в старообрядческих церквях развита строгая система поклонов, запрещена замена земных поклонов на поясные. Поклоны бывают четырёх видов: «обычный» - поклон до персей или до пупа; «средний» - в пояс; малый земной поклон - «метание» (не от глагола «метать», а от греч. «метанойя» = покаяние); великий земной поклон (проскинеза).

Метания были запрещены Никоном в 1653 году. Он разослал по всем московским церквям «память», в которой говорилось: «не подобает в церкви метания творити на колену, но в пояс бы вам творити поклоны».

Руки крестом

Во время службы в старообрядческой церкви принято складывать руки крестом на груди.

Четки

Православные и старообрядческие четки отличаются. В православных чётках может быть разное количество бусин, но чаще всего используются чётки с 33 бусинами, по числу земных лет жизни Христа, либо количеством, кратным 10 или 12.

В старообрядчестве практически всех согласий активно используется лестовка* - чётки в виде ленты со 109 «бобочками» («ступенями»), разделёнными на неравные группы. Обратимся в очередной раз к картине Сурикова:

∗ Лестовкау боярыни на руке. Кожаные старообрядческие четки в виде ступеней лестницы - символа духовного восхождения, отсюда и название. При этом лестовка замкнута в кольцо, что означает непрестанную молитву. У каждого христианина-старообрядца должна быть своя лестовка для молитвы.
Крещение полным погружением

Старообрядцы приемлют крещение только полным троекратным погружением, тогда как в православных церквях допускается крещение обливанием и частичным погружением.

Монодическое пение

После раскола православной церкви старообрядцы не приняли ни новый многоголосный стиль пения, ни новую систему нотной записи. Сохраняемое старообрядцами крюковое пение (знаменное и демественное) получило своё название от способа записи мелодии особыми знаками - «знаменами» или «крюками».