Зачем мы изучаем сестринское дело. Определение сестринского дела, его функции, цели и задачи

Сестринское дело – важнейшая часть современной системы здравоохранения.

Медсестра должна пройти специальную подготовку, быть не только опытным медицинским специалистом, но и чутким психологом для своих пациентов.

Больше статей в журнале

Из статьи вы узнаете

Понятие

Сестринское дело и его место в здравоохранении менялось на протяжении многих лет, как менялась и сама медицина. Сегодня на вопрос, что это за профессия и что входит в сестринское дело, представители медицинского сообщества могут ответить по-разному.

Поскольку понимание профессии медсестры зависит от конкретных потребностей общества, от содержания их обязанностей, а также от экономической и социальной ситуации в стране и здравоохранении в целом.

В настоящее время медучреждения повсеместно внедряют индикаторы качества работы медицинских сестер. При этом у большинства возникает проблема - как грамотно определить, что и как должна делать медицинская сестра смотрите в Системе Главная медсестра.

История

В 1987 году Международных совет медсестер предложил формулировку этой профессии - сестринское дело, оно является важнейшей частью системы здравоохранения.

Включает в себя профессиональную лечебно-профилактическую и просветительскую работу, а также психологическую помощь больным. Неотъемлемая часть этого понятия – уход, который медсестры осуществляют для всех социальных и возрастных групп больных.

Задачи и миссия сестринского дела

Философия сестринского дела подразумевает, что медсестра должна выполнять свое призвание везде, где больным нужна ее помощь - в медучреждении, на дому и в других местах.

На конференции, посвящённой теории сестринского дела, понятие сестринского процесса было рассмотрено как наука, а также искусство, которое позволяет решать проблемы со здоровьем человека, подверженного воздействию внешних факторов.

Чем отличаются лечебное и сестринское дело

Сестринское и лечебное дело имеют множество схожих черт, но вместе с тем имеют и кардинальные отличия:

  1. Сестринское дело является составной частью деятельности медорганизации по уходу за больными.
  2. Специалисты этой профессии отвечают за сопровождение лечебной деятельности.
  3. Медсестра выполняет врачебные назначения, организует показанный больному уход.
  4. Медицинские работники, получившие специальность «Лечебное дело», могут диагностировать болезни и лечить пациентов, в то время как медсестра такие решения принимать не может.
  5. Медсестра занимается профилактической и просветительской работой, постоянно отслеживает состояние пациента.
  6. Флоренс Найтингейл отмечала, что сестринское дело требует подготовки, отличной от подготовки врачей, нуждается в специальной организации и получении специальных умений и навыков.

Основные квалификационные требования

Сестринское дело в медучреждении организуется следующим образом:

  • всем средним и младшим медперсоналом организации руководит главная медсестра;
  • в конкретном отделении должностным лицом, отвечающим за организацию сестринского дела, является старшая медсестра.

Главная медсестра

Главная медицинская сестра должна отвечать определенным профессиональным и квалификационным требованиям для того, чтобы успешно справляться со своими обязанностями.

Сертификат

Для главной медсестры необходима базовая специальность – «Лечебное дело». В ходе дополнительного обучения медсестра получает сертификат по организации сестринского дела. Свой профессионализм она подтверждает получением высшей квалификационной категории.

Главная медсестра осуществляет общее руководство среднего медицинского персонала.

Какими качествами должен обладать этот специалист:

  • высокий профессионализм;
  • лидерские и организаторские качества;
  • организованность.

Главный врач и его заместитель по лечебной работе – непосредственные руководители главной медсестры.

В круг обязанностей входят следующие:

  • качественное оказание сестринской помощи;
  • организация работы медсестер;
  • проверка качества работы сестринского персонала;
  • проведение ежедневных обходов всех отделений;
  • составлять необходимые отчетные и распорядительные документы;
  • поскольку сестринское дело непосредственно включает в себя процесс оказания медпомощи, главная медсестра должна следить за соблюдением медсестрами норм СанПиН и требований действующего законодательства;
  • контроль расходования медизделий и лекарств.

☆ Как создать условия для обучения в медорганизации, организовать процесс обучения , составить график обучения и план занятий медперсонала, смотрите в Системе Главная медсестра.

Старшая медсестра

Специальность, по которой обучается старшая медсестра – сестринское или лечебное дело. Дополнительно специалист должен получить медицинский сертификат по организации сестринского дела.

Для старшей медсестры необязательно высшее медицинское образование.

Старшая медсестра подчиняется:

  1. Главной медсестре.
  2. Заместителю главврача по лечебной работе.
  3. Главному врачу непосредственно.

В отделении весь средний и младший медперсонал обязан выполнять распоряжения старшей сестры. Кроме того, в подразделении она является должностным лицом, несущим материальную ответственность.

Приказ о бакалавриате

Составляющие сестринского дела

Мы упоминали о том, что профессия медсестры разнопланова, поскольку существует и большое чисто видов услуг медицинского характера, оказываемых пациентам.



Для того, чтобы понять сестринское дело что это за профессия, необходимо рассмотреть его цели:

  • помощь конкретному пациенту или группе больных в нормализации здоровья во всех его смыслах;
  • сохранение здоровья и его укрепление;
  • обучение пациентов заботе о своем здоровье;
  • специфическая помощь пациентам, которые эмоционально или физически страдают от своего заболевания.

Его принципами являются:

Важной составляющей сестринского дела является здоровье. Специальность и профессия медсестры обязывает ее помогать пациенту, здоровье которого нарушено. Здоровье в разные периоды времени понимали, как отсутствие болезни и немощности.

В настоящее время ВОЗ определяет здоровье как благополучие социальное, психологическое и физическое.

Безусловно, процесс сестринского ухода должен включать оценку самочувствия пациента и его состояния, а сама медсестра в рамках своих компетенций помогают больным укреплять здоровье.

Другими ключевыми понятиями сестринского дела являются «уход» и «самоуход». Флоренс Найтингейл считала, что уход – это помощь человеку, страдающему от болезни в том, чтобы он мог жить полноценно и получал от жизни удовлетворение.

Все большую актуальность принимает самоуход, и в настоящее время он часто ассоциируется с деятельностью медучреждений. Медсестра учит пациента навыкам самообслуживания, так, чтобы он самостоятельно мог удовлетворять свои жизненно важные потребности, несмотря на болезнь.

Таким образом, сестринское дело является важнейшей частью системы здравоохранения, и включает оно в себя не только работу по оказанию медуслуг. Медсестра помогает пациенту, консультирует его и его родных, оказывает пациенту моральную и психологическую поддержку.

Деонтология профессии

Сестринское и лечебное дело во все времена рассматривались в неразрывной взаимосвязи с этической составляющей медицинской профессии.

Медсестра регулярно выполняет свои обязанности, но в работе она должна руководствоваться не только нормативными актами, например, стандартами оказания медпомощи, но и морально-этическими нормами.

Иными словами, обязанности сестринского персонала можно рассматривать в двух аспектах:

  1. Профессиональный аспект – медсестра ни при каких обстоятельствах не должна нарушать психическое и физическое состояние пациентов.
  2. Моральный аспект – при оказании медпомощи на медсестру не должно оказывать влияния социально положение пациента, его убеждения, вероисповедание и т.д.

Однако, процесс медпомощи часто сопровождается поступлением жалоб от пациентов на нарушение медработниками этических и демонологических норм. Далеко не каждый пациент может определить низкую профессиональную подготовку медработника. Его нравственный облик более очевиден, поэтому вызывает отрицательную реакцию.

Медицинский этикет включает в себя правила внешней и внутренней культуры поведения.

Внутренняя культура поведения (по отношению к коллективу):

  • соблюдение субординации, дружелюбие к коллегам;
  • соблюдение трудовой дисциплины;
  • добросовестное отношение к своему и чужому труду.

Внешняя культура медсестры (по отношению к пациентам):

  • специалисты сестринского дела должны иметь опрятный и располагающий внешний вид;
  • медсестра должна уметь составлять впечатление о себе тем, как она говорит, что она говорит, каким тоном общается с пациентами.

Гиппократ говорил о том, что медицинские работники должны обладать такими качествами, как хладнокровие, бескорыстность, здравый смысл, скромность и целомудрие.

Сестринское дело должно основываться на базовых демонологических принципах – в конечном итоге это оказывает влияние на качество медпомощи, ее отношение к пациентам и коллегам.

  • Экономика и география государства
  • Социальные тенденции в обществе
  • Отношение медицинских работников к выполняемым обязанностям
  • Отношение медицинского персонала к социальным условиям и обществу в целом
  • Положение системы здравоохранения в государстве
  • Отношение к медицинскому делу человека, непосредственно дающего определение, а также многое другое

Определения сестринского дела, которые могут дать:

  • врачи
  • медицинские сестры
  • пациенты и их близкие
  • работники системы образования
  • социальные служащие
  • страховые агенты, будут очень сильно отличаться

Всероссийская научно-практическая конференция, прошедшая в 1992г. в Галицино, «По теориям сестринского дела» дала примерно следующее определение данной науке:

Сестринское дело – часть медицинского ухода за здоровьем , направленная на устранение насущных и потенциальных проблем со здоровьем в условиях изменчивой окружающей среды.

В 60-х годах Комитетом Экспертов сестринское дело было определено как «практика человеческих взаимоотношений», а медсестра «должна уметь заметить потребности человека (как индивидуального человеческого существа), вызванные заболеванием.

В 1961 году Вирджинией Хендерсон – американской медицинской сестрой и преподавателем – было дано наиболее устоявшееся и каноничное определение, гласящее:

Сестринское дело – помощь в оказании больному или здоровому человеку тех действий, которые имеют отношение к его здоровью, выздоровлению или спокойной смерти, которые пациент предпринял бы сам, обладая он необходимыми силами, навыками и знаниями, волей.

Причем, делается это так, чтобы пациент как можно скорее приобрел полную самостоятельность.

В 1984 году американскими медсестрами было дано определение:

Медицинская сестра – это человек , который питает, лелеет, защищает; и всегда готов помочь слабому.

Тем не менее, первой такое определение дала Флоренс Найтингейл («Записки об уходе» — 1859 год), гласящее, что:

Сестринское дело – это действие по использованию окружающей среды пациента для его же выздоровления. При этом, выходит, что медицинская сестра не лечит, а создает самые оптимальные условия для естественного природного выздоровления.

Флоренс искренне считала, что наиболее важными задачами медсестры является:

  • уход за больным (создание условий при которых болезнь не наступает);
  • уход за здоровым человеком (помощь в том, чтобы испытывать удовлетворение от жизни даже в момент болезни).

Она же первой стала утверждать, что навыки врача и медицинской сестры – это совершенно разные вещи, затрагивающие различные пласты теоретических и практических знаний.

Отличия врачебной и сестринской профессии

Все усилия, предпринимаемые врачами (независимо от рода деятельности и подходов) направлены на изучение, описание и борьбу с болезнью. При этом, те же принципы применяются как во врачебной, так и в исследовательской (научной) практике. Но каждое заболевание ставит перед пациентом и другие вопросы, которые необходимо решать.

Например, врач, победивший недуг в виде травмы позвоночника, не учитывает возможных последствий в виде снижения двигательной активности, понижения мышечного тонуса и пр., но такие проблемы для пациента не менее важны, чем само избавление от недуга. И здесь на помощь приходит медицинская сестра.

Именно она должна обучить пациента адаптации к новым условиям, связанным с перенесением тяжелой болезни. Она помогает пациенту организовать оптимальные методы самоухода, найти свое место в обществе, обучает элементарным основам самогигены и профилактики.

Значит, сестринское дело, прежде всего, ориентировано на человека (личность, частичку социума, общественную единицу) а не на болезнь. При этом основной задачей становится решение проблем, связанных с изменениями в нормальном ритме жизни.

Отсюда следует, что сестринское дело обладает громадным потенциалом и может самостоятельно рассматриваться вровень с врачебной дисциплиной. Значит, обязанности медицинской сестры куда шире, чем простое выполнение назначений врача. На нее возлагается:

  • уход за пациентом
  • оказание необходимой помощи
  • сохранение здоровья
  • профилактика заболеваемости
  • реабилитация
  • облегчение страданий
  • обучение и консультация пациентом

Как руководитель, медсестра должна обладать задатками лидера, менеджера, психолога и педагога. При этом ее деятельность не ограничивается ни:

  • социальными
  • политическими
  • религиозными
  • государственными
  • расовыми
  • возрастными
  • половыми
  • личностными
  • какими-либо другими рамками, а распространяется везде и повсюду

Международный Совет сестер (1987 год) дал еще одно определение сестринскому делу:

Сестринское дело – это составная часть системы здравоохранения , направленная на укрепление здоровья, профилактику заболеваемости, предоставление психосоциальной помощи и ухода лицам, страдающим заболеваниями, нетрудоспособным всех типов.

Данная помощь оказывается как в рамках медицинского учреждения, так за его стенами: на дому, в полевых условиях, везде, где в этом имеется потребность.

Раздел 1. Введение в дисциплину «Основы сестринского дела»

1. Государственные организационные структуры, занимающиеся вопросами сестринского дела

В России предусмотрена система здравоохранения с различными формами собственности: государственная, муниципальная и частная . Она решает вопросы социальной политики и имеет три уровня организации управления.

1. Министерство здравоохранения Российской Федерации, в котором существуют управления:

1) организации медицинской помощи;

2) охраны здоровья матери и ребенка;

3) научных и образовательных медицинских учреждений;

4) кадров и др.;

2. министерство здравоохранения области (края);

3. управление здравоохранения при администрации города.

Задачей социальной политики является достижение такого уровня здоровья, который позволит жить человеку продуктивно при максимально возможной продолжительности жизни.

Основные приоритетные направления социальной политики в области здравоохранения:

1) разработка законов для осуществления реформ;

2) охрана материнства и детства;

3) реформа финансирования (медицинское страхование, использование средств различных фондов для поддержки и лечения соответствующих категорий населения – пенсионеров, безработных и т. д.);

4) обязательное медицинское страхование;

5) реорганизация первичной медико-санитарной помощи;

6) лекарственное обеспечение;

7) подготовка кадров;

8) информатизация здравоохранения.

Базовой основой системы здравоохранения должно быть принятие законов Российской Федерации «О Государственной системе здравоохранения», «О правах пациента» и др.

Уже сегодня формируются рынки медицинских услуг, создаются лечебно-профилактические учреждения с различными формами собственности, стационары одного дня, хосписы, учреждения паллиативной медицины, т. е. такие учреждения, где помощь оказывается безнадежно больным и умирающим. В 1995 г. в России уже было 26 хосписов, в 2000 г. их уже более 100.

2. Основные типы лечебно-профилактических учреждений

Различают два основных типа лечебно-профилактических учреждений: амбулаторные и стационарные.

К учреждениям амбулаторного типа относятся:

1) амбулатории;

2) поликлиники;

3) медико-санитарные части;

4) диспансеры;

5) консультации;

6) станции «скорой помощи».

К учреждениям стационарного типа относятся:

1) больницы;

2) клиники;

3) госпитали;

4) родильные дома;

5) санатории;

6) хосписы.

В целях повышения качества лечебной и профилактической работы с 1947 г. в России проводится объединение поликлиник с амбулаториями и больницами. Такая организация работы способствует повышению квалификации врачей, а тем самым и улучшению качества обслуживания населения.

3. Устройство и основные функции больниц

Различают общие, республиканские, областные, краевые, городские, районные, сельские больницы, которые располагаются чаще в центре обслуживаемой территории. Специализированные больницы (онкологические, туберкулезные и т. д.) располагаются в зависимости от своего профиля, чаще на окраине или за городом, в озелененном районе. Существуют три основных типа строительства больниц:

2) централизованный; 1) павильонный;

3) смешанный.

При павильонной системе на территории больницы размещаются небольшие отдельные здания. Централизованный тип строительства характеризуется тем, что здания соединены крытыми надземными или подземными коридорами. Чаще всего в России строились смешанного типа больницы, где основные неинфекционные отделения размещаются в одном крупном здании, а инфекционные отделения, хозяйственные постройки и тому подобное располагаются в нескольких небольших зданиях. Участок больницы делится на три зоны:

1) здания;

2) зона хозяйственного двора;

3) защитная зеленая зона.

Лечебная и хозяйственная зоны должны иметь отдельные въезды.

Больница состоит из следующих объектов:

1) стационара со специализированными отделениями и палатами;

2) вспомогательных отделений (рентгеновского кабинета, патологоанатомического отделения) и лаборатории;

3) аптеки;

4) поликлиники;

5) пищеблока;

6) прачечной;

7) административных и других помещений.

Больницы предназначены для постоянного лечения и ухода за пациентами с определенными заболеваниями, например хирургическими, терапевтическими, инфекционными, психотерапевтическими и т. д.

Стационар больницы является наиболее важным структурным подразделением, куда принимают пациентов, требующих современных, сложных методов диагностики лечения, и оказывают лечение, уход и другие культурно-бытовые услуги.

Устройство стационара любого профиля включает палаты для размещения пациентов, хозяйственные помещения и санитарный узел, специализированные кабинеты (процедурный, лечебно-диагностический), а также ординаторскую, сестринскую комнаты, кабинет заведующего отделением. Оборудование и оснащение палат соответствует профилю отделения и санитарным нормам. Различают одноместные и многоместные палаты. В палате имеются:

1) кровать (обычные и функциональные);

2) прикроватные тумбочки;

3) столики или стол;

4) стулья;

5) шкаф для одежды пациента;

6) холодильник;

7) умывальник.

Кровати ставят головным концом к стене на расстоянии 1 м между кроватями для удобства перекладывания пациента с каталки или носилок на кровать и ухода за ним. Связь пациента с постом медицинской сестры осуществляется с помощью переговорного устройства или световой сигнализации. В специализированных отделениях стационара каждая койка обеспечена устройством для централизованной подачи кислорода и другой медицинской аппаратурой.

Освещение палат соответствует санитарным нормам (см. СаНПиН 5.). Оно определяется в дневное время световым коэффициентом, который равен отношению площади окон к площади пола, соответственно 1: 5–1: 6. В вечернее время палаты освещаются люминесцентными лампами или лампами накаливания. Кроме общего освещения, имеется и индивидуальное. В ночное время палаты освещаются ночным светильником, установленном в нише около двери на высоте 0,3 м от пола (кроме детских стационаров, где светильники устанавливаются над дверными проемами).

Вентиляция палат проводится с помощью приточно-вытяжной системы каналов, а также фрамуг и форточек из расчета 25 м 3 воздуха на одного человека в час. Концентрация углекислого газа в воздушной среде палаты не должна превышать 0, 1 %, относительная влажность 30–45 %.

Температура воздуха в палатах взрослых не превышает 20 °C, для детей – 22 °C.

В отделении имеются раздаточная и столовая, обеспечивающие одновременный прием пищи 50 % пациентов.

Коридор отделения должен обеспечить свободное передвижение каталок, носилок. Он служит дополнительным резервуаром воздуха в стационаре и имеет естественное и искусственное освещение.

Санитарный узел состоит из нескольких отдельных помещений, специально оборудованных и предназначенных для осуществления:

1) личной гигиены пациента (ванной комнаты, комнаты для умывания);

2) сортировки грязного белья;

3) хранения чистого белья;

4) дезинфекции и хранения суден и мочеприемников;

5) хранения уборочного инвентаря и спецодежды обслуживающего персонала.

Инфекционные отделения больниц имеют боксы, полубоксы, обычные палаты и состоят из нескольких отдельных секций, обеспечивающих функционирование отделения при установлении карантина в одной из них.

Каждое отделение имеет в установленном порядке обязательный для персонала и пациентов внутренний распорядок отделения, который обеспечивает пациентам соблюдение лечебно-охранительного режима: сон и отдых, диетическое питание, систематическое наблюдение и уход, выполнение лечебных процедур и т. д.

4. Содержание деятельности среднего медицинского работника

К функциональным обязанностям медсестры стационара относятся:

1) соблюдение лечебно-охранительного режима отделения;

2) своевременное выполнение врачебных назначений;

3) уход за пациентами;

4) помощь пациенту во время осмотра врачом;

5) наблюдение за общим состоянием пациентов;

6) оказание первой доврачебной помощи;

7) соблюдение санитарно-противоэпидемического режима;

8) своевременная передача экстренного извещения в ЦГСЭН (центр Госсанэпиднадзора) об инфекционном больном;

9) получение лекарственных средств и обеспечение их хранения и учета;

10) а также руководство младшим медицинским персоналом отделения.

Медицинские сестры обязаны систематически повышать квалификацию, посещать занятия и конференции, организуемые в отделении и лечебном учреждении.

Участковая (семейная) медицинская сестра поликлиники , работающая на приеме с врачом, помогает ему, оформляет различную документацию, обучает пациентов подготовке к различным процедурам, лабораторным и инструментальным исследованиям. Медицинская сестра поликлиники осуществляет работу на дому: выполняет врачебные назначения, обучает родственников необходимым элементам ухода, дает рекомендации по созданию комфортных условий для пациента с целью удовлетворения его жизненно важных физиологических потребностей, оказывает психологическую поддержку пациенту и его семье, осуществляет мероприятия по профилактике осложнений и укреплению здоровья своих пациентов.

Круг обязанностей фельдшера достаточно широк, в особенности в отсутствие врача. На фельдшерско-акушерском пункте (ФАПе) фельдшер самостоятельно выполняет стационарную, консультативную, амбулаторную помощь, помощь на дому, санитарно-профилактическую работу, выписывает лекарственные средства из аптеки и т. д. В лечебно-профилактическом учреждении (ЛПУ) – работает под руководством врача.

Содержание деятельности акушерки роддома и женской консультации зависит от конкретных особенностей работы. Она самостоятельно или вместе с врачом принимает роды, проводит лечебно-профилактическое обслуживание беременных, матерей и новорожденных. Она активно выявляет гинекологических больных, проводит психо-профилактическую подготовку женщин к родам, наблюдение за беременной, обеспечивает беременным прохождение всех необходимых исследований. Акушерка, как и медицинская сестра поликлиники, проводит большую патронажную работу, выполняет непосредственно обязанности медицинской сестры.

Для выполнения своих обязанностей фельдшер, медицинская сестра и акушерка должны обладать определенным объемом знаний и практических навыков, нести ответственность за процесс ухода и проявлять милосердие. Они совершенствуют свои профессиональные, психологические и душевные качества для того, чтобы обеспечить пациенту оптимальный уход, удовлетворить физиологические потребности пациента и защитить здоровье населения.

Они участвуют в работе по ликвидации инфекционных очагов, проводят профилактические прививки, осуществляют вместе с врачом санитарный надзор детских учреждений.

Средние медицинские работники, имеющие специальную подготовку , могут работать в рентгенологических; физиотерапевтических и других специализированных отделениях и кабинетах.

За присвоение себе функций, на которые они не имею права, средние медицинские работники несут дисциплинарную или уголовную ответственность. 5. Философия сестринского дела

Философия (от фил и греч. sophia «люблю и мудрость», «любовь к мудрости») – это форма духовной деятельности человека, в которой находят свое отражение вопросы целостной картины мира, положения человека в мире, отношений между человеком и миром в результате этого взаимодействия. Необходимость философского осмысления сестринского дела возникла потому, что в профессиональном сестринском общении все чаще появлялись новые термины, которые уточнялись, развивались, обсуждались. Они обсуждаются и сейчас. Возникла необходимость нового качества знаний медсестры.

На I Всероссийской научно-практической конференции по теории сестринского дела, состоявшейся 27 июля-14 августа 1993 г. в Голицино, были введены новые термины и понятия в сестринское дело. Согласно международной договоренности философия сестринского дела базируется на четырех основных понятиях, таких как:

1) пациент;

2) сестра, сестринское дело;

3) окружающая среда;

4) здоровье.

Пациент – человек, нуждающийся в сестринском уходе и получающий его.

Сестра – специалист с профессиональным образованием, разделяющий философию сестринского дела

и имеющий право на сестринскую работу.

Сестринское дело – часть медицинского ухода за пациентом, его здоровьем, наука и искусство, направленные на решение существующих и потенциальных проблем со здоровьем в изменяющихся условиях окружающей среды.

Окружающая среда – совокупность природных, социальных, психологических и духовных факторов и показателей, в которых протекает жизнедеятельность человека.

Здоровье – динамическая гармония личности с окружающей средой, достигнутая посредством адаптации, средство жизни.

Основными принципами философии сестринского дела являются уважение к жизни, достоинству, правам человека.

Реализация принципов философии сестринского дела зависит от взаимодействия сестры и общества.

Эти принципы предусматривают ответственность сестры перед обществом, пациентом и ответственность общества перед медицинской сестрой. Общество обязано признавать важную роль сестринского дела в системе здравоохранения, регламентировать, поощрять его через издания законодательных актов.

Сущностью современной модели сестринского дела как научной теории является обоснование различных подходов к содержанию и оказанию сестринской помощи.

В профессиональный лексикон вошло понятие «сестринский процесс» , под которым понимают системный подход к оказанию сестринской помощи, ориентированный на потребности пациента.

В настоящее время сестринский процесс является сердцевиной сестринского образования в России.

Создается теоретическая научная база сестринской помощи. Через сестринский процесс медсестра должна обрести профессиональную независимость и самостоятельность, быть не просто исполнителем воли врача, а превратиться в творческого человека, умеющего понимать и видеть в каждом пациенте личность, его внутренний духовный мир. Российское здравоохранение остро нуждается в медсестрах, владеющих современной философией сестринского дела, знающих психологию человека, способных к педагогической деятельности.

Сущность философии сестринского дела в том, что она является фундаментом профессиональной жизни медсестры, выражением ее мировоззрения и лежит в основе ее работы, общения с пациентом.

Сестра, разделяющая принятую философию, принимает на себя следующие этические обязанности (правильно или неправильно мы поступаем):

1) говорить правду;

2) делать добро;

3) не причинять вреда;

4) уважать обязательства других;

5) держать слово;

6) быть преданной;

7) уважать право пациента на самостоятельность.

Согласно теории сестринской философии цели, к которым стремится сестра, т. е. результаты ее деятельности, называются этическими ценностями (идеалами): профессионализм, здоровье, здоровая окружающая среда, независимость, человеческое достоинство, забота (уход).

Философия сестринского дела отражает и личные качества медсестры, которыми должна обладать хорошая медсестра, – добродетели, определяющие, что является добром, а что злом в людях: знание, умение, сострадание, терпение, целеустремленность, милосердие.

Этические принципы определяют Этический кодекс медсестры в каждой из стран, в том числе и в

России, и являются стандартами поведения медсестер и средством самоуправления для профессиональной медсестры.

6. Сестринская деонтология

Сестринская деонтология – наука о долге перед пациентом и обществом, профессиональном поведении медицинского работника, является частью сестринской этики.

Наш соотечественник А. П. Чехов писал: «Профессия медика – подвиг. Она требует самоотвержения, чистоты души и чистоты помыслов. Не всякий способен на это».

Медицинскому работнику доверяется самое дорогое – жизнь, здоровье, благополучие людей. Он несет ответственность не только перед пациентом, его родственниками, но и перед государством в целом. К сожалению, и сейчас встречаются случаи безответственного отношения к пациенту, стремление снять с себя ответственность за него, найти предлог, чтобы переложить ответственность на другого, и т. д. Все эти явления недопустимы. Надо помнить: интересы пациента превыше всего.

Медицинская сестра должна обладать профессиональной наблюдательностью, позволяющей увидеть, запомнить и по-сестрински оценить мельчайшие изменения в физическом, психологическом состоянии пациента.

Она должна уметь владеть собой, научиться управлять своими эмоциями, воспитывать эмоциональную устойчивость.

Культуру поведения медицинского работника можно разделить на два вида:

1) внутренняя культура . Это отношение к труду, соблюдение дисциплины, бережное отношение к предметам обстановки, дружелюбие, чувство коллегиальности;

2) внешняя культура: приличие, хороший тон, культура речи, соответствующий внешний вид и т. п. Основными качествами медицинского работника, причем качествами именно его внутренней культуры, являются:

1) скромность – простота, безыскусственность, которые свидетельствуют о красоте человека, его силе;

2) справедливость – самая высокая добродетель медицинского работника. Справедливость является основой его внутренних побуждений. Цицерон говорил, что имеются два начала справедливости: «Никому не вредить и приносить пользу обществу»;

3) честность – должна соответствовать всем делам медицинского работника. Она должна стать основой его повседневных помыслов и стремлений;

4) доброта – неотъемлемое качество внутренней культуры хорошего человека.

Хороший человек – это прежде всего такой человек, который относится благожелательно к окружающим его людям, понимает и горести, и радости, в случае нужды с готовностью, по зову сердца, не жалея себя, помогает словом и делом.

Понятие «внешняя культура медицинского работника» включает в себя:

1) внешний вид. Основное требование к одежде медика – чистота и простота, отсутствие излишних украшений и косметики, белоснежный халат, шапочка и наличие сменной обуви. Одежда, выражение лица, манера держать себя отражают некоторые аспекты личности медицинского работника, степень его заботы, внимания к пациенту. «Медикам следует держать себя чисто, иметь хорошую одежду, ибо все это приятно для больных» (Гиппократ).

Помните! Медицинская форма не нуждается в украшениях. Она сама украшает человека, символизирует чистоту помыслов, строгость в выполнении профессиональных обязанностей. Не будет доверия у пациента к медицинскому работнику, у которого взгляд хмурый, поза небрежная, а говорит так, словно делает одолжение. Медицинский работник должен держаться просто, говорить ясно, спокойно, сдержанно;

2) культуру речи. Она является второй составной частью внешней культуры. Речь медицинского работника должна быть четкой, негромкой, эмоциональной, отличаться вежливостью. Нельзя использовать уменьшительные эпитеты при обращении к пациенту: «бабулька», «голубушка» и т. д. Нередко приходится слышать, как о пациенте говорят: «диабетик», «язвенник», «астматик» и т. д. Иногда речь медицинских работников пересыпана модными, жаргонными словами, примитивна, пациент не проникается доверием к ним. Такие издержки речевой культуры медицинских работников как бы отгораживают его от пациента, отодвигают на задний план личность пациента, его индивидуальность, а у пациента вызывают негативную реакцию.

Основными принципами сестринской этики и деонтологии , изложенными в клятве Флоренс Найтингейл, Этическом кодексе Международного совета медицинских сестер и Этическом кодексе медицинских сестер России, являются:

1) гуманность и милосердие, любовь и забота;

2) сострадание;

3) доброжелательность;

4) бескорыстие;

5) трудолюбие;

6) учтивость и др.

7. Сестринское дело, его цели и задачи

Сестринское дело является составной частью системы здравоохранения, областью деятельности, направленной на решение проблем индивидуального и общественного населения в меняющихся условиях окружающей среды. Сегодня сестринское дело – это наука и искусство ухода за пациентом, направленное на решение проблем пациента. Сестринское дело как наука имеет свои теории и методы, которые являются концептуальными и используются с целью удовлетворения потребностей пациента. Как наука сестринское дело опирается на знания, проверенные на практике. Раньше сестринское дело заимствовало знания у медицины, психологии, социологии, культурологии. Сейчас к ним прибавляются новые разделы (теория и философия сестринского дела, менеджмент, лидерство в сестринском деле, маркетинг сестринских услуг, сестринская педагогика, общение в сестринском деле), создается уникальная, особенная структура знаний в сестринской области.

Искусство и научный подход проявляются в общении с пациентом и персоналом, в умении эффективно строить сестринский процесс. Являясь искусством и наукой, сестринское дело в настоящее время ставит перед собой следующие задачи:

1) разъяснять населению назначение и важность сестринского дела;

2) привлекать, развивать и эффективно использовать сестринский потенциал для расширения профессиональных обязанностей и удовлетворения потребностей населения в сестринских услугах;

3) вырабатывать у медсестер определенный стиль мышления по отношению к людям, здоровью и окружающей среде;

4) обучать медсестер культуре общения с пациентами, членами их семей, коллегами, учитывая этические, эстетические и деонтологические аспекты поведения;

5) разрабатывать и внедрять новые технологии сестринской помощи;

6) обеспечивать высокий уровень медицинской информации;

7) создавать эффективные стандарты качества сестринской помощи;

8) проводить научно-исследовательскую работу в области сестринского дела.

Известно, что роль и задачи медсестры определяются историческими, социальными и культурными факторами, а также общим уровнем состояния здоровья того или иного общества.

Для выполнения поставленных задач, утверждения сестринского дела как профессии необходимо иметь:

1) научно обоснованную стратегию развития сестринской практики;

2) единую терминологию как инструмент для стандартизации профессионального языка медсестер.

Определение сестринского дела. Существует множество определений сестринского дела, на формулировку которых повлияли различные факторы, включая особенности исторической эпохи, уровень социально-экономического развития общества, географическое положение страны, уровень развития системы здравоохранения, особенности обязанностей сестринского персонала, отношение медицинского персонала и общества к сестринскому делу, особенности национальной культуры, демографические ситуации, потребности населения в медицинской помощи, а также представления и личное мировоззрение человека, дающего определение сестринской науке. Но несмотря на перечисленные факторы, сестринское дело должно соответствовать современным профессиональным стандартам и иметь законодательную основу.
На Конгрессе специалистов сестринского дела Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ), прошедшем в I944 г. в Ганновере, было дано следующее определение: сестринское дело - это искусство и наука; оно целиком охватывает тело, разум и духовную сферу пациента, поддерживает духовное, умственное и физическое здоровье посредством обучения и примера, акцентирует внимание на сохранении здоровья, а также на оказании помощи больным, включает в себя заботу о социальной и духовной сфере пациента так же, как и о физической, и осуществляет медицинское обслуживание семьи, общества и индивида.
Одно из «нестареющих» определений сестринского дела, получившее позже международное признание, дала в 1961 г. американская медицинская сестра В.Хендерсон, выдающийся преподаватель, просветитель, исследователь и лектор. Она писала, что уникальная функция медицинской сестры заключается в оказании помощи человеку, больному или здоровому, в осуществлении тех действий, имеющих отношение к его здоровью, выздоровлению или спокойной смерти, какие он предпринял бы сам, обладая необходимыми силами, знаниями и волей. И делается это таким образом, чтобы он снова как можно быстрее обрел независимость.
Первое определение сестринского дела дала легендарная Флоренс Найтингейл (1820-1910гг.) в «Записках об уходе», изданных в 1859 г., определив его как действие по использованию окружающей пациента среды в целях содействия его выздоровлению. При этом задача заключалась в создании для больного таких условий, при которых природа оказала бы свое целительное воздействие. Ф.Найтингейл считала, что уход за больными и здоровыми - это две важные сферы сестринского дела. При этом уход за здоровыми - это поддержание у человека такого состояния, при котором болезнь не наступает, а уход за больными - это помощь страдающему от болезни жить наиболее полноценной жизнью, приносящей удовлетворение. Путем наблюдения и сбора информации о больном Ф.Найтингейл устанавливала связь между состоянием здоровья пациента и факторами окружающей среды. Разработанная Ф.Найтингейл концепция окружающей среды как основного компонента сестринского ухода, а также призывы избавить медицинских сестер от необходимости все знать о том, как протекает болезнь, можно рассматривать как попытку провести различия между сестринским делом и врачебной практикой. Она первая отметила, что сестринское дело как профессия отличается от врачебной деятельности и требует специальных, отличных от врачебных знаний, организации, практической и научной подготовки. Теории Ф.Найтингейл позволили многим медицинским сестрам понять суть сестринского дела и использовать основные принципы на практике, в исследованиях и профессиональной подготовке. Ее идеи, взгляды, убеждения, получили широкое признание и распространение во многих странах мира. Современные исследователи рассматривают работы Ф.Найтингейл в качестве первой теории концептуальной модели сестринского дела.
Флоренс Найтингейл родилась 12 мая 1820 г. в аристократической английской семье, итальянка по происхождению (г. Флоренция). Она получила достаточно всестороннее образование, которое тогда получали только мужчины. Современники Ф.Найтингейл отмечали, что она была талантливой личностью и свои способности могла реализовать и самых различных сферах деятельности, но ее выбором стала медицина.
Флоренс Найтингейл в 20 лет решила стать сестрой милосердия, но женщины ее круга не могли думать о профессии сестры и только в 33 года она осуществила свою мечту и стала ею. Работая в больнице, она понимала, что необходима школа для подготовки сестер.
Ф.Найтингейл получила образование в Германии в школе медсестер, основанной Ф.Флендером в 1836 году.
Желанию Флоренс служить в госпитале категорически противилась вся семья. В то время в госпиталях работали опустившиеся женщины, которых не брали ни на какую другую работу. Госпиталь был тем местом, где больным становилось хуже, а не лучше.
В 1851 г., несмотря на протест семьи, Флоренс поехала в Германию в общину дьякониц, которая имела свою больницу и школу для обучения уходу за больными. Блестяще сдав экзамены девушка вернулась домой, а в 1853 г. уехала в Париж, чтобы ознакомиться с монашескими больницами и пройти подготовку у сестер-монахинь.
После возвращения домой мисс Найтингейл предложили взять на себя руководство учреждением по уходу за больными. Это привело семейство Найтингейл в ярость, и Флоренс была вынуждена покинуть семью и уехать в Англию.
В 33 года Флоренс заняла должность суперинтенданта в учреждении по уходу за больными женщинами из высшего лондонского общества, где в полной мере показала свои организаторские способности и профессиональные навыки по уходу.
В октябре 1854 г. в период Крымской войны Флоренс вместе с 38 помощницами отправилась в полевые госпитали сначала в Скутари (Турция), а затем в Крым. Взору сестер милосердия предстала жуткая картина: госпиталь был переполнен, завшивленные раненые и больные лежали в коридорах на соломе среди нечистот, по полу бегали крысы, не хватало самого необходимого - лекарств, белья, продовольствия и топлива.
Появление в госпитале женщин было воспринято врачами с неприязнью. Первое время им даже запрещали входить в палаты и поручали самую грязную работу и самых безнадежных больных. Однако Флоренс удалось доказать, что раненые нуждаются в постоянном грамотном уходе после медицинских вмешательств. Последовательно проводя в жизнь принципы санитарии и ухода за ранеными, она добилась поразительных результатов. Ф.Найтингейл так организовала работу госпиталя, что смертность в нем снизилась с 49 до 2 %. Именно она увеличила в госпиталях число палат, чтобы ликвидировать скученность раненых, организовала кухни и прачечные. Флоренс считала, что дело сестер милосердия - спасать раненых не только физически, но и духовно: заботиться об их досуге, организовывать читальни и помогать наладить переписку с родными. По ночам она обходила раненых со светильником в руке, за что была прозвана Леди с лампой.
По возвращении в Англию в 1856 г. Ф.Найтингейл было поручено реорганизовать армейскую медицинскую службу. При поддержке военного министра Флоренс добилась того, чтобы больницы были оснащены системами вентиляции и канализации; больничный персонал в обязательном порядке проходил необходимую подготовку; в больницах велась строгая статистическая обработка всей информации. Была организована военно-медицинская школа, в армии велась разъяснительная работа о важности профилактики болезней. В своей книге «Записки о госпиталях» мисс Найтингейл показала связь санитарной науки с организацией госпитального дела. Она решительно выступила против «коридорной системы» содержания больных, отстаивая необходимость внедрения павильонной системы.
Именно Ф.Найтингейл создала систему подготовки кадров среднего и младшего медицинского персонала в Великобритании.
Школа, созданная Ф.Найтингейл, стала моделью подготовки управленческого и педагогического звена сестринского персонала. Она настаивала на том, чтобы в сестринских школах преподавали профессиональные медицинские сестры, а управление ими в больницах взяли на себя специально обученные дипломированные медицинские сестры. Ф.Найтингейл считала, что сестринское дело как профессия отличается от врачебной деятельности и требует специальных, отличных от врачебных, знаний.
В процессе своей деятельности Ф. Найтингейл написала ряд трудов, которые оказали неоценимую услугу для развития сестринского ухода. Книгу «Как нужно ухаживать за больными» врачи того времени ценили очень высоко, считая ее выдающимся учебным пособием. Изучив социальные и экономические условия жизни в Индии, Ф. Найтингейл опубликовала ряд статей, в которых высказала мысль о том, что профилактика лучше лечения. В работе «Вводные записки о пребывании в учреждении» (1871) мисс Найтингейл сделала вывод, что роды безопаснее в домашних условиях, так как в больнице велик риск перекрестных инфекций.
Мисс Флоренс всю свою жизнь отстаивала равные права всех людей па уход и лечение во время болезни и на достойную смерть. Английское правительство по достоинству оценило ее вклад в развитие медицинской помощи и в 1883 г. наградило Королевским Красным крестом. В 1907 г. Ф. Найтингейл была награждена одним из высших британских орденов «За заслуги».
Во время Крымской войны, которую вела Россия с Англией, Францией, Италией и Турцией в течение двух лет Флоренс Найтингейл вместе с 38 сестрами работала в Скутари, в Турции в бараке, где находилось 2300 раненных и больных. Выхаживая их, она добилась снижения смертности с 42 до 2% .
После Крымской войны за свои деньги Ф.Найтингейл в 1856 году поставила на высокой горе под Балаклавой в Крыму большой крест из белого мрамора в память о погибших солдатах, врачах и сестрах.
26 июня 1860 года была открыта Найтингельская испытательная школа для сестер милосердия при больнице святого Фомы в Лондоне. По окончании ее сестры давали клятву Ф. Найтингейл.
Я, торжественно перед Богом и в присутствии этого собрания даю обязательство:
Провести мою жизнь в чистоте и верно служить моей профессии. Я буду воздерживаться от всего, что влечет за собой вред и гибель и не стану брать или сознательно давать вредоносное лекарство. Я сделаю все, что в моих силах, чтобы поддержать и возвысить уровень моей профессии, а также обещаю держать в тайне все личные вопросы, относящиеся к моему ведению и семейные обстоятельства пациентов, ставшие мне известны в ходе моей практики. С верностью я стану стремиться помогать врачу в его работе и посвящу себя благополучию тех, кто доверился моей заботе.
В своих «Записках об уходе» Ф. Найтингейл дала определение сестринского дела, показала его отличие от врачебного дела, она создала модель сестринского дела, т. е. теорию, которую преподавали в первых сестринских школах Европы и Америки.
Имя Ф.Найтингейл стало символом милосердия.
Ф.Найтингейл умерла 13 августа 1910 г.
В 1912 г. Лига Международного Красного креста и Красного полумесяца учредила медаль имени Флоренс Найтингейл, до сих пор самую почетную и высшую награду для сестер милосердия во всем мире.
Каждые 2 года Международный комитет Красного Креста присуждает в день ее рождения (12 мая) 50 медалей ее имени. Это высшая награда для медицинских сестер, активистов Красного Креста. В положении об этой медали говорится, что дается она «не для увенчания карьеры, а для того, чтобы отметить выдающиеся действия и признать исключительно моральные качества награждаемых».
В 1907 г. в США впервые в мире медицинская сестра Колумбийского университета А. Нуттинг получила ученое звание профессора сестринского дела. Именно с этого события при активном участии кафедр университета начался новый период развития и научного обоснования сестринского дела. В своей работе А. Нуттинг отмечала, что сестринское дело связано с избавлением от страданий, уходом за больными и защитой здоровья людей. У большинства людей нет возможности получать лечение в больнице, поэтому им необходимо обеспечить помощь на дому. И каждой медицинской сестре нужно помнить, что не существует двух абсолютно одинаковых пациентов или абсолютно одинаковых потребностей у разных пациентов. Следовательно, не может быть и одинакового ухода за двумя разными людьми.
Постепенно сестринская практика трансформировалась в самостоятельную профессиональную деятельность, базирующуюся па теоретических знаниях, практическом опыте, научных суждениях и клиническом мышлении. Сестринское дело не конкурировало с врачебной деятельностью, оно преимущественно занимало те ниши, которые не представляли области интересов врачей, но требовали профессионального сестринского участия. К ним, в первую очередь, относились дома сестринского ухода, где велось наблюдение и осуществлялся уход за стариками, больными с хроническими заболеваниями и инвалидами. Медицинские сестры взяли на себя ответственность за предоставление этой категории пациентов необходимого уровня помощи и поддержание оптимального качества их жизни и благополучия. Организация домов и отделений сестринского ухода, а также помощь на дому и создание служб консультативной помощи матерям и детям из числа малоимущих слоев населения обеспечили большую доступность медицинской помощи для населения, чем и заслужили признание со стороны правительственных кругов и общественности.
По мнению Д.Орэм, сестринское дело - это забота о другом ради его блага. Однако что в нем особенного по сравнению с врачебной деятельностью, которая также согласуется с принципами благорасположенности к больному? Врач стремится принести пользу больному путем активного воздействия на его болезнь. Эти воздействия чаще всего заключаются в назначении лечебных средств или ограничиваются во времени определенной технологией, процедурами и т.п. В промежутках между этими эпизодами или после них у пациента может возникнуть ощущение неблагополучия, дискомфорта, но врач этими проблемами, как правило, не занимается. В связи с тем, что проблемы пациента возникают независимо от того, какой характер носит его заболевание (хирургическое, терапевтическое, онкологическое и т.д.), возникают специализации сестринского дела в хирургии, педиатрии, реабилитации, геронтологии и т.п.
По мере изменения роли медицинской сестры ведущие специалисты в этой области стремились закрепить статус сестринского дела как профессии. В 1945 г. группа экспертов разработала критерии ухода за больными, используя критерии Д.Флекснера для определения профессии, подготовленные комиссией по стандартизации в медицинских учебных заведениях в 1915 г. Эти критерии включали не только применение специальных знаний, приобретенных в учебных заведениях, но и автономность в выработке политики и контроля профессиональной деятельности. Американская ассоциация медицинских сестер занималась вопросами становления сестринского дела как профессии, разрабатывая и уточняя политику, стандарты и нормы, регулирующие профессиональную деятельность. В «Кодексе медсестер» (1950, 1976 и 1985 гг.) представлены нормы профессиональной этики. В работе «Уход за больными» изложена социальная политика (1981 и 1995 гг.), определяются социальный контекст ухода за больными, характер и рамки этой деятельности, а также практическая специализация. В «Стандартах ухода за больными» (1973 и 1991 гг.) описаны функции, которые должна выполнять медицинская сестра.
В 1960-е гг. Сестринская школа Йельского университета выдвинула новое толкование сестринского дела. Предлагалось рассматривать сестринское дело как процесс, а не конечный результат, как взаимодействие, а не содержание, как взаимоотношения между двумя конкретными индивидами, а не связи между абстрактными медицинской сестрой и пациентом. В основу процесса был положен системный подход к оказанию сестринской помощи, ориентированной на потребности пациента. Тогда же Комиссия экспертов ВОЗ определила сестринское дело как практику человеческих взаимоотношений. Медицинская сестра согласно этому определению должна уметь распознать потребности больных, вытекающие в связи с болезнью, рассматривая больных как индивидуальные личности.
В России до недавнего времени не предпринималось попыток дать четкое определение сестринского дела. Традиционно сформировавшееся в прошлом представление о медицинской сестре лишь как о вспомогательном техническом помощнике врача, работающем по его указаниям и под его наблюдением, не претерпело значительных изменений, что привело к значительному отставанию сферы сестринской деятельности общественного здравоохранения от уровня развития науки, современных медицинских технологий и негативно сказалось на качестве сестринской помощи населению, статусе медицинской сестры и престиже профессии.
Понятие «сестринское дело» сравнительно недавно вошло в профессиональный язык российских медиков. Впервые это понятие было официально введено в 1988 г. В номенклатуре образования специальностей в сфере здравоохранения место специальности «Медицинская сестра» заняла специальность «Сестринское дело». В связи с этим в базовую подготовку медицинских сестер вошла новая учебная дисциплина «Основы сестринского дела».
Впервые сравнила сестринское дело в России и за рубежом Г.М.Перфильева в 1994-1995гг. Она считает, что сестринское дело - важнейшая составная часть системы здравоохранения, располагающая значительными кадровыми ресурсами и реальными потенциальными возможностями для удовлетворения потребностей населения в доступной и приемлемой медицинской помощи. В настоящее время лидеры сестринского дела берут за аксиому положение о том, что оно отделилось от медицины как особая сфера профессиональной деятельности и базируется на собственной науке. О высокой профессиональной культуре этой группы свидетельствует многоуровневое сестринское образование, научные исследования в области сестринских наук, звание доктора наук у многих зарубежных медицинских сестер. Все выявленные показатели сестринского дела в развитых странах позволяют уверенно говорить о сформированной институциональной культуре сестринскою дела.
В чем же состоит отличие сестринского дела как профессии от деятельности врача? Все знания и практические действия врача направлены на определение и лечение конкретной болезни у конкретного человека. Большинство видов врачебной деятельности, будь то лечение, преподавание или исследовательская работа, направлены на различные аспекты патологических состояний конкретных болезней. Сестринское дело ориентировано в большей мере на человека или группу людей (семья, коллектив, общество) чем на болезнь. Оно направлено на решение проблем и нужд людей, их семей и общества в целом, которые возникли и могут возникнуть в связи с изменениями в здоровье.

Таким образом, сестринское дело - это самостоятельная профессия, обладающая достаточным потенциалом, чтобы стать такой же важной, как и лечебное дело. Функции медицинской сестры значительно шире, чем простое выполнение указаний врача На нее возложены основные обязанности по уходу за пациентами: профилактика заболеваний, сохранение здоровья, реабилитация и облегчение страданий. Сестра должна быть прекрасным руководителем (на любом уровне), обладающим задатками лидера, менеджера, педагога и психолога.
На совещании национальных представителей Международного совета медицинских сестер, прошедшем в 1987 г. в Новой Зеландии, было единогласно принято следующее определение сестринского дела: сестринское дело является составной частью системы здравоохранения и включает в себя деятельность по укреплению здоровья, профилактике заболеваний, предоставлению психосоциальной помощи и ухода лицам, имеющим физические и психические заболевания, а также нетрудоспособным всех возрастных групп. Такая помощь оказывается медицинскими сестрами как в лечебных, так и в любых других учреждениях, а также на дому, везде, где в ней есть потребность.

Миссия медицинской сестры . Миссия медицинской сестры заключается в оказании помощи конкретным людям, семьям и группам людей в достижении ими физического, умственного и социального здоровья в условиях окружающей их среды.
В последнее время меняется взгляд на функции медицинской сестры. Если раньше акцент делался на уход за больными людьми, то сейчас сестринский персонал совместно с другими специалистами видит главную задачу в поддержании здоровья, предупреждении заболеваний, обеспечении максимальной независимости человека в соответствии с его индивидуальными возможностями. В развитых странах считается предпочтительным уход за больными и их лечение в условиях муниципальной (амбулаторно-поликлинической) медицины.

Функции медицинской сестры . Функции медицинской сестры определены Европейским региональным бюро ВОЗ по сестринскому делу, и об этом свидетельствует международный проект Европейского регионального бюро ВОЗ - LEMON. Данный проект предусматривает сотрудничество разных стран (в том числе и России) в рамках вопросов сестринского дела и акушерства, предоставляет информацию о нуждах, достижениях и потенциальных проектах в странах - членах международного сообщества.

Первой функцией является осуществление сестринского ухода , например профилактические меры, сестринские вмешательства, связанные с реабилитацией, психологической поддержкой человека или его семьи. Эта функция наиболее эффективна, если осуществляется в рамках сестринского процесса. Осуществление сестринского ухода включает в себя:
оценку потребностей человека и его семьи;
выявление потребностей, которые могут быть наиболее эффективно удовлетворены благодаря сестринскому вмешательству;
определение первоочередных проблем со здоровьем, которые могут быть удовлетворены благодаря сестринскому вмешательству;
планирование и осуществление необходимого сестринского ухода; привлечение пациента, а при необходимости членов его семьи, друзей к уходу;
использование принятых профессиональных стандартов.

Вторая функция - обучение пациентов и сестринского персонала - включает:
оценку знаний и навыков человека, относящихся к сохранению и восстановлению здоровья;
подготовку и предоставление нужной информации на соответствующем уровне;
помощь другим медицинским сестрам, пациентам и другому персоналу в получении новых знаний и навыков.

Третья функция - исполнение медицинской сестрой зависимой и независимой роли в составе бригады медицинских работников, обслуживающих пациента, - в России только начинает вводиться. Однако без нее сестринское дело не сможет занять должного места в системе здравоохранения. Компонентом этой функции является сотрудничество с пациентом, его семьей, медицинскими работниками в планировании и организации ухода за больным.

Четвертая функция - развитие сестринской практики с помощью исследовательской деятельности - также только начинает реализовываться.

Основными целями сестринского дела являются:
объяснение населению и администрации лечебно-профилактического учреждения (ЛПУ) важности и приоритетности сестринского дела в настоящее время;
развитие и эффективное использование сестринского потенциала путем расширения профессиональных обязанностей и предоставления сестринских услуг, максимально удовлетворяющих потребностям населения;
обеспечение и проведение учебного процесса для подготовки высококвалифицированных медицинских сестер и менеджеров сестринского дела, а также проведение последипломной подготовки специалистов среднего и высшего сестринского звена;
выработка у медицинских сестер определенного стиля мышления.

Сестринское дело решает следующие задачи :
1) развитие и расширение организационных и управленческих резервов по работе с кадрами;
2) консолидирование профессиональных и ведомственных усилий по медицинскому обслуживанию населения;
3) ведение работы по обеспечению повышения квалификации и профессиональных навыков персонала;
4) разработка и внедрение новых технологий в сфере сестринской помощи;
5) осуществление консультативной сестринской помощи;
6) обеспечение высокого уровня медицинской информации:
7) ведение санитарно-просветительской и профилактической работы;
8) проведение научно-исследовательских работ в области сестринского дела;
9) создание стандартов качества сестринской помощи.
Приоритетное развитие сестринского дела обеспечит качественно новый уровень медицинской помощи населению путем эффективного использования медицинских сестер, расширения их профессиональных обязанностей и предоставления сестринских услуг, максимально удовлетворяющих потребности населения.
Таким образом, стратегия сестринской практики должна соответствовать меняющимся потребностям системы здравоохранения; иметь научное обоснование; быть социально приемлемой; обеспечивать общедоступность медицинской помощи (особенно тем группам населения, которые испытывают наибольшую потребность в ней); предоставлять помощь в стенах лечебного учреждения, дома и на уровне семьи; гарантировать высокое качество помощи.

Контрольные вопросы
1. Назовите основные требования, предъявляемые к сестринскому делу.
2. Кто впервые дал научное определение сестринского дела?
3. Как изменялась роль медицинской сестры?
4. Какие существуют подходы к толкованию термина «сестринское дело»?
5. В чем заключается отличие сестринского дела как профессии от деятельности врача?
6. Назовите основные функции медицинской сестры.
7. Каковы главные цели сестринского дела?
8. Какие задачи решает сестринское дело?
9. Сформулируйте стратегию сестринской практики.

ГЛАВА II.
ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ СЕСТРИНСКОГО ДЕЛА В РОССИИ

2.1. ЖЕНСКИЙ УХОД НА РУСИ до XVIII века

История служения больным и раненым в России, исходит к ранним векам христианства.
Женский уход за больными существовал во все времена и во всех странах мира.
Женщины выполняли гигиенические мероприятия и создавали комфортабельные условия для больных, чаще родственников.
На Руси благотворительная лечебная помощь появилась в XI веке, когда при монастырях начали создаваться богадельни и убежища-кельи. Так, в 1070 г. в Киево-Печерском монастыре была открыта богадельня (убежище, дом) во имя св. Стефана для проживания нищих, слабых, хромых, слепых и прокаженных.
Такое же заведение было открыто в 1091 г. Переяславским епископом Ефимом. Ухаживали за калеками и больными монахи. После принятия христианства при монастырях стали создаваться больничные палаты. То место, где боль кладет человека ниц, стали называть больницами.
В монастырях сестры ухаживали за больными бескорыстно. Массово для ухода за больными женщины не привлекались.
Некоторые монастыри так и назывались больничными, например монастырь Федора Студита в Москве.
На Руси уже в Х веке княгиня Ольга организовала больницу, где уход был поручен женщинам.
Сведений о женской медицинской деятельности на Руси очень мало. Однако известно, что уже в XI в. был создан первый отечественный медицинский трактат под названием «Мази», автором которого являлась внучка князя Владимира Мономаха Евпраксия Мстиславовна, которая глубоко изучила народную медицину и осветила в своем труде вопросы физиологии, гигиены, пропедевтики и профилактики некоторых заболеваний. В источниках XIV в. упоминаются имена крестьянской девушки Февронии, Федосии Морозовой и многих других, занимавшихся уходом за больными. В Новгородских летописях среди имен городских лекарей была указана Натальица Клементьевская, жена лекаря, лечившая новгородцев во второй половине XVI в. В Московской Руси участие женщин в судьбе больных проявлялось также в благотворительной деятельности.
В XVI веке «Стоглавый собор» издает указ об организации мужских и женских богаделен с привлечением на работу женщин.
В XVII веке в период «Смутного времени» на территории Троице-Сергиевского монастыря был создан первый госпиталь – в 1612 году.
В 1618 году при Троицком монастыре возникла первая (в современном понимании) больница. В 1650 году появилась больница на территории Андреевского монастыря. Достоверных данных нет, но возможно в этих больницах применялся женский уход.
В XVII в. многие русские монастыри богатели, что позволяло строить при них богадельни и небольшие дома для больных. Большую помощь в создании таких келий, богаделен и домов оказал патриарх Никон. С его помощью были основаны богадельни в Московском Знаменском монастыре, Гранатном дворе у Никитских ворот, Ново-Иерусалимском монастыре. В «Слове о приютах» он предложил создать общество милосердия, члены которого будут посещать дома бедных и несчастных и заниматься благотворительностью.
Со вступлением на трон династии Романовых благотворительностью помимо царя и высших церковных иерархов начали заниматься и представители знатных семей. Одним из таких пионеров был придворный дворянин Ф.М.Ртищев, который в 1650 г. на территории Андреевского монастыря открыл приют для бедных больных, нищих и пьяных, где врачевали лекари и даже доктор. (Доктором назывался специалист с университетским образованием, в то время это были исключительно иностранцы. Лекари имели монастырское образование, которое не давало обширных медицинских познаний.)


Похожая информация.


План лекции:

1. понятие «сестринское дело», цели и задачи сестринского дела;

2. понятие об общем и специальном уходе за больными;

3. деятельность Флоренс Найтингел;

4. Международное признание деятельности Флоренс Найтингейл (1820-1910).

5. Организация Общества Красного Креста, его роль в создании школ сестер милосердия.

6. Развитие сестринского дела в советское время.

7. Утверждение положения о медицинской сестре, организация медицинских школ, техникумов.

8. События Великой Отечественной войны. Героизм, милосердие и самопожертвование, проявленные медицинскими сестрами в тылу и на фронтах ВОВ (З.М. Туснолобова-Марченко, И.И. Левченко, Л.С. Кащеева и др.)

К молодежи, выбравшей профессию медицинской сестры, предъявляются следующие требования:

Профессиональная компетентность;

Физическая выносливость;

Порядочность;

Постоянное совершенствование умений и знаний.

Понятие «сестринское дело» в нашей стране было введено в 1988 г., когда в номенклатуре образовательных специальностей возникла новая учебная дисциплина - основы сестринского дела.

Сестринское дело (медсестра Дорота Орем, 1971) – помощь человеку в саморегулирование, когда он по каким-то причинам это не может делать.

Сестринское дело (Международный Совет сестер, 1987) – является составной частью системы здравоохранения и включает в себя деятельность по укреплению здоровья, профилактике заболевания, предоставлению психосоциальной помощи и ухода лицам, имеющим физические и психические заболевания, а также нетрудоспособным всех возрастных групп. Эта помощь оказывается медсестрой в лечебных и др. учреждениях, на дому и везде, где есть в ней потребность.

Сестринское дело предусматривает целенаправленный уход за человеком в целях:

Его лечения;

Облегчения,

Укрепления здоровья.

Основные задачи сестринского дела в настоящее время:

1. Обеспечить эффективную подготовку высококвалифицированных медицинских сестёр, способствовать повышению их квалификации.

2. Обучать медицинских сестёр культуре общения с пациентами и членами их семей, коллегами, учитывая этические, эстетические и деонтологические аспекты поведения.



3. Проводить научно-исследовательскую работу в области сестринского дела.

4. Обеспечивать высокий уровень медицинской информации.

5. Вырабатывать у медицинских сестёр определённый стиль мышления.

Уход за пациентами является необходимой и важнейшей частью лечения и делится на:

общий уход - включает в себя те мероприятия, в которых нуждается любой пациент независимо от характера его заболевания (инъекции, кормление, раздача лекарств, уборка помещений и т.д.).

специальный уход - те мероприятия, которые применяются только к пациентам определённой группы: хирургическим (перевязки и др.), урологическим (промывание мочевого пузыря) и т.д.

Уход за пациентами является прямой обязанностью медицинской сестры.

Этапы развития сестринского дела:

1 этап - правление Петра I;

По его указу в 1715 г. были созданы воспитательные дома, в которых должны были служить женщины. Несколько позже, по указу Петра I создается «медицинская коллегия» (канцелярия, которая для работы в госпиталях в 1728 г. ввела штатную единицу для женщин по уходу за больными и ранеными). Однако затем привлечение женщин для работы в больницах было отменено. Роль сиделок была отведена отставным солдатам. После смерти Петра I все его начинания были прерваны практически на 100 лет.

2 этап - следующий шаг в развитии сестринского дела - появление службы «сердобольных вдов».

В 1803 г, когда появилась служба «сердобольных вдов». В этом же году в Москве и в Петербурге при воспитательных домах создаются «вдовьи дома» для призрения неимущих. В 1814 г. по распоряжению императрицы Марии Федоровны из Петербургского «вдовьего дома» на добровольных началах были приглашены и направлены в больницу женщины для «прямого назначения ходить и смотреть за больными». После годичного испытания 12 марта 1815 г. 16 из 24 вдов были приведены к присяге и императрица на каждую посвященную возложила особый знак – «Золотой Крест», на одной из сторон которого написано «Сердолюбие». В 1818 г. в Москве был создан Институт «сердобольных вдов», а при больницах стали организовывать специальные курсы сиделок. С этого времени в России начинается специальная подготовка женского медицинского персонала. Первое руководство по уходу за больными (учебник Х. Опеля, первого организатора службы сестринской помощи в России) на русском языке вышло в свет в 1822 г. В этом руководстве впервые давались основы деонтологии, описывались требования к нравственным качествам ухаживающего персонала. Сестры милосердия принимали участие в Русско-турецкой войне (миссия Красного Креста в Яссах 1877-1878 гг.), Русско-японской войне (1904-1905 гг.), первой мировой войне (1914-1918 гг.).

3 этап - появление в России общин милосердия.

В 1844 г. по инициативе великой княгини Александры Николаевны и принцессы Терезии Ольденбургской в Петербурге было открыто светское сердобольное заведение – первая в России община сестер милосердия, получившая название «Свято-Троицкая». Здесь не только ухаживали, воспитывали, но и обучали (Кинг Е.В., Седердом Т.И. и др.) сестер милосердия основным гигиеническим правилам ухода за больными, а также некоторым лечебным процедурам.

4 этап - период Крымской войны.

По инициативе Н.И. Пирогова организована Крестовоздвиженная община: устав; разделение сестер → перевязочниц, дежурных, аптекарских, сестер-хозяек; сестры вели журналы, отмечая в нем недостатки по уходу; помогали во время операций. Он инициировал организацию передвижного госпиталя в Екатеринославль → сортировка.

Получает движение женщин из дома на государственную службу (Е. Бакунина, Д. Севастопольская). После войны формируются общины сестер милосердия (в них вступают знатные особы).

Во время Крымской войны отличились многие русские женщины: Даша Севастопольская, Екатерина Ба­кунина, Екатерина Хитрова, Варвара Щедрина и др.

Общество попечения о больных и раненых воинах (Общество Красного креста). Анри Дюнан, швейцарский банкир. В 1863г. предложил: необходимо сформировать группу добровольцев, которые осуществляли бы помощь (уход) раненым (больным) воинам; следует принять международное соглашение по защите этих добровольцев. В 1864г. приняты Женевские конвенции (по защите и помощи раненым и больным воинам; военнопленным; гражданскому населению на театре боевых действий; пострадавшим во время кораблекрушений). В 1863 году на Международной конференции принята эмблема - красный крест на белом фоне в качестве отличительного знака обществ помощи раненым военнослужащим (будущих национальных обществ).

К концу 1912г. в ведении Общества Красного Креста было 109 общин с 3442 сестрами милосердия. В соответствии с уставом в общину принимались только лица христианского вероисповедания. Сестры не получили оплаты за свой труд, а обеспечивались от общины жильём, пищей, одеждой.

После Октябрьской революции сестры милосердия стали называться медицинскими сестрами.

Международное признание получила жизнь и деятельность сестры милосердия англичанки Флоренс Найнтингейл (1820-1910), родилась в итальянской богатой аристократической семье, знала 5 языков, изучала музыку, литературу, математику, естественные науки. В 1851г. в пастерской общине Германии получает сестринское образование. Через 2 года работает в Лондоне в больнице, затем - холерной больнице, королевской больнице, участвует в Крымской войне (1853 – 1856). По ее инициативе увеличивается число сестер милосердия в госпиталях, в результате снижается летальность с 42% до 2%

С ее именем связано появление эмблемы сестринской профессии - женщина со светильником. В Крыму в честь ее заслуг установлен мраморный крест, ее именем назван корабль, а также она была награждена бриллиантовой брошью: Блаженны Милостивы.

В 1860г. Найтингейл организовала первую школу сестёр милосердия. В Англии при больнице Святого Фомы. Она отмечала, что в сестринском деле есть 2 важные области:

Уход за здоровыми пациентами;

Уход за больными пациентами.

Флоренс Найтингейл применила в здравоохранении научные методы и статистические исследования.

В 1912г. за выдающиеся заслуги в области развития сестринского дела английским правительством был учреждён Международный Фонд и медаль имени Флоренс Найтингейл.

Ежегодно 12 мая в день рождения Флоренс Найтингейл проводится награждение лучших медицинских сестёр во всём мире.

В Белоруссии награждены 6 медицинских сестёр:

§ Туснолобова-Марченко Зинаида Михайловна (1957г.) – г. Полоцк.

§ Шевченко Евгения Максимовна (1967г.) – г. Скидель;

§ Сиренко Екатерина Ефимовна (1971г.) – г. Барановичи;

§ Белухова Софья Васильевна (1975г.) – г. Гомель;

§ Кунцевич Софья Адамовна (1981г.) – г. Минск;

§ Горячук Мария Афанасьевна (1983г.) – г. Гомель;

Вторая половина XIX в. характеризуется интенсивным открытием учебных заведений для подготовки средних медицинских кадров в Беларуси. Это были повивальные, фельдшерские, зубоврачебные школы, школы для подготовки сестёр милосердия.

В январе 1865г. было открыто первое в Беларуси среднее учебное заведение – Могилёвская повивальная школа. Инициатор её создания Н.М. Мандельштам – один из виднейших деятелей медицины могилёвской губернии того времени. В октябре 1876г. была открыта повивальная школа на 20 человек в г. Гродно.

Кроме того, на территории Беларуси существовали школы при больницах приказа общественного призрения: специальная школа сестринского милосердия в г. Минске (1890-1902г) и фельдшерская школа в г. Витебске (1872-1875г.).

Медицинские школы открывались также некоторыми общественными организациями. Так, в Минске с декабря 1902г. при Общине сестёр милосердия красного Креста были открыты одногодичные курсы подготовки сеттер милосердия. С 1904 по 1910 г. в Минске работала девятимесячная школа повивальная бабок при родильном приюте Минского отделения российского общества защиты женщин.

Не малую роль в подготовке средних медицинских кадров играли частные медицинские школы. В 1907 и 1908 гг. в Минске были открыты две первые в Беларуси зубоврачебные школы. В 1909г. они слились в одну школу, обучение в которой длилось два с половиной года.

Развитие медицинских школ сопровождалось рядом преобразований. В 1869г. в паевое содержание Могилёвской повивальной школы вступила Витебская губерния, поэтому школа официально приобрела межгубернское значение.

В то время уставы медицинских школ отличались большим разнообразием относительно сроков обучения и программ. Только в 1872г. правительством был учреждён типовой устав фельдшерско-акушерских школ.

На курсах медицинских сестёр изучались латинский язык, физиология, хирургия, гигиена, анатомия, внутренние болезни, уход и первоначальная помощь, фармакология и рецептура. Ежедневно теоретические занятия длились 2 часа, в остальное время учениц обучали уходу за больными в больницах и на дому.

В частной школе, чтобы получить звание акушерки второго разряда, необходимо было учиться 1 год, акушерки первого разряда – 2 года, фельдшера – 3года. Школа придерживалась утверждений программы для фельдшерских школ.

1920г. – НКЗ РСФСР утвердил план обучения и программы школ сестер милосердия. Задача: «подготовить ухаживающий персонал у постели больных, умелый, добросовестный, правильно понимающий свою роль в жизни лечебного заведения».

1922г. – школы сестер милосердия переданы в систему Наркомпроса

25 –30 октября 1922г. первая Всероссийская конференция по среднему медицинскому образованию: сестра для лечебных учреждений; по охране материнства и детства; для социальной помощи. Сестра не должна быть механическим выполнителем назначений врача.

1926г. – 2-я Всероссийская конференция по среднему медицинскому образованию: медтехникумы, единые сроки обучения (акушерка – 3 года, сестра – 2,5 года).

Сентябрь 1926г. – Совнарком Белоруссии принял постановление «Об утверждении положения о профессии работника медицинского персонала и борьбе с незаконным лечением». Перечень медицинских специальностей: врач, зубной врач, фельдшер, акушерка, фармацевт, медсестра.

В первые годы после окончания гражданской войны разрушенная сеть медицинских учреждений восстанавливалась очень медленно, поэтому проблема медицинских кадров в это время была одной из важнейших и самых острых в здравоохранении.

В 1927 году под руководством Н.А. Семашко издано «Положение о медсестрах», в котором определены были обязанности медсестры по уходу за больными.

Во время Великой Отечественной войны здравоохранению Беларуси был нанесен огромный ущерб. Сеть лечебных учреждений была разрушена на 80 %. Практически все медицинские школы были уничтожены вместе с оборудованием. В марте 1944 года, после освобождения Беларуси от немец­ких захватчиков, начали функционировать медицинские школы в Могилеве, Мозыре, Гомеле. К декабрю 1944 г. в Беларуси было восстановлено 22 сред­них медицинских учреждения. В 1954-1955 гг. медицинские школы Беларуси были преобразованы в медицинские училища. В настоящее время в Респуб­лике Беларусь медицинские кадры со средним медицинским образованием готовят 17 медицинских колледжей, Минское училище повышения квалифи­кации средних медицинских и фармацевтических работников, 10 филиалов повышения квалификации в медицинских колледжах.

Подготовка среднего медперсонала ведется по специальностям:

  1. фельдшерско-акушерское дело;
  2. санитария;
  3. гигиена;
  4. лабораторная диагностика;
  5. техника массажа;
  6. сестринское дело.

С первых дней ВОВ 1000 врачей, фельдшеров и медицинских сестёр добровольно пошли на фронт. 17 женщинам-медикам присвоено звание Героя Советского Союза. Исключительное мужество и храбрость проявили медики в борьбе за жизнь раненых воинов. Ещё до начала сражений за Сталинград 75 тысяч женщин и девушек Сталинградской области прошли военно-медицинскую подготовку.

За несколько дней санитарка Анна Бондарчук вынесла из поля боя на улицах Сталинграда 120 раненых бойцов.

Евдокия Дуденкова спасла жизнь более 500 воинам, причём 124 тяжелораненых она вынесла из горящего госпиталя в ночь с 23 на 24 августа 1942г. когда фашистские самолёты бомбили город.

В бою за Крым И.Н.Левченко вынесла из горящих танков 28 солдат и офицеров.

Уроженка г. Полоцка Зинаида Туснолобова в начале войны добровольно пошла на курсы медицинских сестер, и после окончания была назначена санитарным инструктором стрелковой роты. За три дня боёв оказала помощь 40 бойцам и командирам. Была награждена орденом Красной Звезды. За время боёв Туснолобова вынесла из под огня 123 раненых. В 1957г. она удостоена звания Героя Советского Союза, а Международный Комитет Красного Креста наградил её медалью «Флоренс Найтингел».

Во время ВОВ здравоохранению РБ был нанесён огромный ущерб, но уже к концу 1944г. было восстановлено 22 средних медицинских учреждения. В 1954-55гг медицинские школы были преобразованы в медицинские училища.

Проверь себя

  1. Дайте определение «Сестринскому делу».
  2. Сформулируйте основные цели и задачи сестринского дела.
  3. Дайте определение общему и специальному уходу за больными.
  4. Охарактеризуйте 1 этап развития сестринского дела в России.
  5. Охарактеризуйте 2 этап развития сестринского дела в России.
  6. Охарактеризуйте 3 этап развития сестринского дела в России.
  7. Охарактеризуйте 4 этап развития сестринского дела в России.
  8. Расскажите о жизни и деятельности Флоренс Найтингел.
  9. Охарактеризуйте развитие сестринского дела во второй половине 19 в.

10. Расскажите историю создания и основную деятельность Международного Комитета Красного Креста.

11. На каких основных принципах базируется деятельность Международного Комитета Красного Креста?

12. Охарактеризуйте деятельность медицинских сестер во время ВОВ.

13. Расскажите о жизни и деятельности Зинаиды Туснолобовой.

Тема: «История развития сестринского дела. Задачи, цели сестринского дела».

План лекции № 2:

Ø система подготовки медицинских сестёр в Белоруссии в настоящее время, специализация, система повышения квалификации. Аттестация профессионального уровня;

Ø квалификационная характеристика специалиста;

Ø международные медицинские организации (ВОЗ, Международный Совет медицинских сестёр);

Ø кодекс Международного Совета медицинских сестёр;

Ø ассоциация медицинских сестёр – форма общественного управления сестринским персоналом.

В настоящее время в РБ имеется 17 медицинских училищ, 1 одно училище повышения квалификации средних медицинских и фармацевтических работников, 10 филиалов повышения квалификации в медицинских училищах. В мединститутах открыты отделения старших медицинских сестёр.

Подготовка среднего медперсонала ведётся по следующим специальностям:

  1. фельдшерско-акушерское дело;
  2. санитария;
  3. гигиена;
  4. лабораторная диагностика;
  5. техника массажа;
  6. зубное дело, зуботехническое дело;
  7. сестринское дело.

В соответствии со статьёй 17 Закона РБ от 18 июня 1993г. «О здравоохранении», Законом РБ от 29 октября 1991г. «Об образовании», постановлении Комитета Министров РБ от 11 января 1995г. №20 «Об утверждении Положения о профессиональном непрерывном обучении руководящих работников и специалистов» МЗ РБ принято Постановление 11 августа 2004г. «Об утверждении Инструкции о порядке организации повышения квалификации и переподготовке работников системы здравоохранения».

Главным учреждением образования по всем направлениям и видам повышения квалификации переподготовки кадров для работников с высшим средним специальным медицинским образованием является Белорусская медицинская академия последипломного образования.

Специалисты, прошедшие стажировку и приступившие к медицинской деятельности, должны пройти повышение квалификации по полученной специальности в течение первых 3-х лет работы. Повышение квалификации и переподготовки кадров проводится по трём основным видам:

Повышение квалификации;

Переподготовка;

Стажировка.

Обязательное периодическое повышение квалификации специалистов системы здравоохранения осуществляется не реже 1 раза в 5 лет.

Переподготовка медицинских работников со средним медицинским образованием с присвоением квалификации должна быть не менее 600 часов, без присвоения квалификации – не менее 300 часов. Учебный процесс предусматривает следующие виды занятий: лекции, семинары, практические (лабораторные) занятия и т.д.

По окончании обучения проводится итоговая аттестация, которая предусматривает комплексный подход к оценке уровня подготовленности слушателей с использованием различных форм: собеседование, тестирование, зачёт, экзамен и т.д. По положительным результатам итоговой аттестации слушатели получают документы установленного образца, не прошедшим итоговую аттестацию выдаётся справка.

Для оценки профессионального уровня работников учреждений здравоохранения системы МЗ РБ устанавливаются следующие квалификационные категории: вторая, первая, высшая – которые присваиваются в строгой последовательности и в дальнейшем их подтверждения не требуется.