Знаменитые ораторы древнего рима. Древнегреческая риторика Ораторы древней греции кратко

МИНИСТЕРСТВО СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ОРЕНБУРГСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ

АГРАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

Творческая работа

«Знаменитые ораторы Древней Греции»

Выполнила

Проверила: преподаватель

Оренбург 2010

Введение………………………………………………………… ………………3

  1. Родина ораторского искусства…………………………………………..4
  2. Знаменитые ораторы древней Греции…………………………………..5

Заключение…………………………………………………… ………………..12

Список использованной литературы…………………………………………13

Введение

«Слово есть великий властелин, который, обладая весьма малым и совершенно незаметным телом, творит чудеснейшие дела. Ибо оно может и страх нагнать, и печаль уничтожить, и радость вселить, и сострадание пробудить»,- очень метко и образно заметил один из древнейших философов - просветителей Горгий. Однако слово - это не только важнейшее средство воздействия на окружающих. Оно дает нам возможность познавать мир, подчинять силы природы. Слово - могучее средство самовыражения, этой насущной потребности каждого из людей. Но как пользоваться им? Как научиться говорить так, чтобы заинтересовать слушателей, влиять на их решения и поступки, привлечь на свою сторону? Какую речь можно считать наиболее действенной?

Ответ на эти и другие вопросы, связанные с умением владеть словом, дает риторика (от греч искусство красноречия) - наука о мастерстве «убеждать, увлекать и услаждать» речью (Цицерон).

А кто же такой оратор? 1) лицо, профессионально занимающееся искусством красноречия; 2) лицо, произносящее речь; 3) глашатай чего-нибудь; 4) человек, обладающий даром речи.

Не нужно, наверное, убеждать вас в том, что говорить публично приходится каждому школьнику, студенту, который готовит сообщения к урокам или занятиям кружка, выступает на школьных и классных собраниях, на торжественных актах т. д. Вам, наверное, не раз приходилось либо переживать за свои неудачные выступления, либо скучать, слушая своих ораторствующих товарищей. Но в то же время, безусловно, каждый может припомнить яркую, интересную, увлекательную речь лектора, или любимого учителя, или кого-то из своих сверстников.

Для того, чтобы быть отличным ритором нужно знать историю риторики, с чего она началась, как развивалась, как оценивали слово древние ораторы. В этом и заключается актуальность данной темы.

Родина ораторского искусства

Родиной красноречия считается Древняя Греция, хотя ораторское искусство знали в Египте, Вавилоне, Ассирии, Индии. В античности живое слово имело очень большое значение: владение им было важнейшим способом достижения авторитета в обществе и успеха в политической деятельности. Древние греки высоко ценили «дар витийства». Они с благоговением слушали «сладкоречивого» пилосского царя Нестора и восхищались Одиссеем: «Речи, как снежная вьюга, из уст у него устремлялись»

Долгое время ораторское искусство существовало лишь в устной форме. Образцы речей, даже самых лучших, не записывались. Только софисты, «наставники мудрости», во второй половине 5 в. до н. э. ввели письменную фиксацию речей. Софисты разъезжали по городам и за плату обучали искусству спорить и «слабейший аргумент делать сильнейшим». Они считали своей задачей научить учеников «хорошо и убедительно говорить» по вопросам политики и, морали, для чего заставляли их заучивать наизусть целые речи как образцы для подражания. Главное место в софистике занимала теория убеждения, Термин «софизм» был порожден приемами доказательств, применявшимися софистами; используется он и в наши дни для определения положения, доказательства, правильного по форме, но ложного по существу. Параллельно с практическим красноречием софисты начали развивать и теорию ораторского искусства - риторику. Открытие первых риторических школ, создание первых учебников по риторике традиция связывает с именами софистов Корака и его ученика Тисия из Сиракуз (V в. до н. э.).

Знаменитые ораторы Древней Греции

Горгий

Получил признание и внес свой вклад в теорию красноречия софист Горгий из Леонтины (485-380 гг. до н. э.). Горгий был одним из первых ораторов нового типа - не только практиком, но и теоретиком красноречия, за плату обучавшим юношей из богатых семей говорить и логически мыслить. Такие учителя назывались софистами, «специалистами по мудрости». Главное внимание Горгий уделял вопросам стиля. Для усиления психологического влияния речи он применял стилистические средства украшения, известные под названием «горгианские фигуры». Среди них такие, как антитеза (резко выраженное противопоставление понятий), оксюморон (сочетание противоположных по смыслу понятий), членение предложений на симметричные части, рифмованные концовки, аллитерация (игра согласными звуками), ассонансы (повторение в целях благозвучия и выразительности сходных гласных звуков). Современники Горгия - софисты Фразимах, Протагор и другие - продолжали развивать и обогащать теорию красноречия. Благодаря трудам софистов риторика получила большое признание и вошла в круг наук, обязательных для граждан.

Демосфен

Главным учителем его в красноречии был Исей, по некоторым известиям, Демосфен был также ревностным учеником Платона и Сократа. С юных лет Демосфен, мечтая о славе оратора, взял себе за образец Перикла и прилежно изучал Фукидида, переписав его восемь раз собственноручно. Афиняне в то время были очень избалованы по отношению к ораторам: от оратора требовались не только внутреннее содержание, но известная мимика, разные приёмы рук, пальцев, положение тела во время речи, игра физиономии. Между тем Демосфен был косноязычен, имел слабый голос, короткое дыхание, привычку подергивать плечом и пр. Настойчивостью и энергией он победил все эти недостатки.

Он учился ясно произносить слова, набирая в рот черепки и камешки, произнося речи на берегу моря, при шуме волн, заменявших в данном случае шум толпы; всходил на крутизны, громко читая поэтов; упражнялся в мимике перед зеркалом, причём спускавшийся с потолка меч колол его всякий раз, когда он, по привычке, приподнимал плечо. Изучая образцы красноречия, Демосфен по неделям не выходил из комнаты, обрив себе половину головы, во избежание соблазна. Его первые попытки говорить публично не имели успеха; но, ободрённый актёром Сатиром, Демосфен продолжал работать над собой.

Речи Демосфена называют «зеркалом характера». Он не был ритором, не любил придуманных украшений, но действовал на слушателей силой убеждения, логикой, строгим развитием мысли, кстати употребляя доводы и примеры. В приготовлении к речам проводил он нередко целые ночи. Язык его величествен, но прост, серьёзен и приятен, сжат, но вместе с тем удивительно плавен. Он достигал успеха не стремлением к эффектам, но нравственной силой, благородством мысли, любовью к родине, её чести, её славе и её прошлому. Обличительные речи Демосфена были едкими и желчными, за что, по сообщению Плутарха, современники прозвали оратора аргом (др.-греч. ἀργῆς, «змея»). Число речей Демосфена, известных в древности, было 65.

Перикл

Афинский политический деятель, сын Ксантиппа, вождь демократической партии, знаменитый оратор и полководец. Постоянное общение с крупнейшим мыслителем того времени безусловно содействовало умственному развитию и ораторскому таланту Перикла. С его именем связано представление о поре расцвета афинской демократии, греческой литературы и искусства. Перикл поднял морское могущество Афин, украсил город, особенно Акрополь , знаменитыми постройками (Парфенон , Пропилеи и пр.). Афины при Перикле достигли высшей степени экономического и культурного развития (Периклов век ).

Фемистокл

Афинский государственный деятель и полководец периода греко-персидских войн (500–449). С 493/492 неоднократно занимал высшие должности – архонта и стратега.

Еще в детстве Фемистокл, по отзывам всех, был полон бурных стремлений, по природе умен и сам развивал в себе наклонность к подвигам и к общественной деятельности. Так, в часы отдыха и досуга, покончив с учебными занятиями, он не играл и не оставался праздным, как другие дети, но его находили обдумывающим и сочиняющим про себя какие-нибудь речи. Темою этих речей было обвинение или защита кого-нибудь из детей. Поэтому учитель его не раз говаривал ему: «Из тебя, мальчик, не выйдет ничего посредственного, но что-нибудь очень великое, – или доброе, или злое!» Действительно, тем предметам, которые изучаются для развития нравственности или для удовольствия и благородного времяпрепровождения, Фемистокл учился лениво и неохотно; но то, что преподавалось для развития ума или для практической жизни, он, как видно, любил не по годам, рассчитывая на свои природные дарования. Поэтому впоследствии, когда во время развлечений, носящих название благородных, светских, люди, считавшие себя воспитанными, насмехались над ним, ему приходилось защищаться довольно грубо и говорить, что лиру настроить и играть на псалтири он не умеет, но, если дать ему в распоряжение город безвестный, ничем не прославившийся, то он сможет сделать его славным и великим.

Исей

Исей из Халкиды - один из десяти (декады) канонических афинских ораторов. Фактически он был логографом, т. е. автором написанных на заказ судебных речей, предназначенных для оглашения в дикастерии (суд в Афинах).

Исей учился у Исократа, а сам был наставником Демосфена. Сохранились 11 речей Исея (в античности их существовало 50; кроме того, ему приписывался трактат по риторике). Исей писал на чистейшем аттическом диалекте, его стиль оказал некоторое влияние на Демосфена. Исея читают ныне куда реже, чем Лисия и Демосфена, в основном потому, что сюжеты его речей весьма однообразны. Все 11 речей посвящены делам о спорном наследовании и усыновлении, по которым Исей, вероятно, специализировался, и потому его тексты стали для нас основным источником по данному вопросу.

Исократ

Афинский оратор. Известностью пользовались не только судебные речи Исократа, но и его политические памфлеты. Происходил из зажиточной прежде, но разорившейся афинской семьи. Смолоду он тоже был вынужден избрать себе профессию логографа, впоследствии открыл ораторскую школу с высокой платой за обучение, из которой вышли многие политики, ораторы и писатели.

В школе Исократа были выработаны основные принципы композиции ораторского произведения, которое должно было содержать следующие части: 1) введение, целью которого было привлечь внимание и благожелательность слушателей;

2) изложение предмета выступления, сделанное с возможной убедительностью;

3) опровержение доводов противника с аргументацией в пользу собственных; 4) заключение, подводящее итог всему сказанному.
Как мастер красноречия, Исократ считался в древности высшим авторитетом - о популярности его произведении говорит большое количество отрывков из его речей, найденных на папирусах.

Сократ

Древнегреческий философ, один из родоначальников диалектики как метода отыскания истины путем постановки наводящих вопросов - т. н. сократического метода. Излагал свое учение устно; главный источник - сочинения его учеников Ксенофонта и Платона. Цель философии - самопознание как путь к постижению истинного блага; добродетель есть знание, или мудрость. Для последующих эпох Сократ стал воплощением идеала мудреца.

Свои приёмы исследования Сократ сравнивал с «искусством повивальной бабки» (майевтика); его метод вопросов, предполагающих критическое отношение к догматическим утверждениям, получил название «сократовской иронии». Свои мысли Сократ не записывал, полагая, что это ослабляет память. А своих учеников приводил к истинному суждению через диалог, где задавал общий вопрос, получив ответ, задавал следующий уточняющий вопрос и так далее до окончательного ответа.

Слово - это великий властелин, который обладает совершенно незаметным телом, но способен творить чудеснейшие дела. С помощью правильно подобранного слова можно избавить человека от страха или нагнать печаль. Кроме того, подобное средство выражения помогает донести важную информацию до большинства людей. Этим пользовались различные умы древнего мира, которые назывались ораторами. В нашей статье мы поговорим о наиболее известных древнегреческих ораторах и их трудах, которые дошли до наших времен.

Кто такой оратор?

Прежде чем приступить к ознакомлению с основным материалом, давайте для начала разберемся с тем, кто такой оратор и чем он занимается. Если обратиться к словарю современного русского языка, то можно найти несколько определений данному термину, каждый из которых несет определенную долю истины. К примеру, ораторами сегодня называют людей, которые на профессиональном уровне изучают искусство красноречия.

Также многие современные писателями используют данный термин в своих произведениях, представляя читателю персонажей, которые обладают определенным даром речи. Если говорить вкратце, то оратор - это лицо, произносящее определенную речь. В следующих разделах вы найдете имена древнегреческих ораторов и их труды, которыми пользуется и современное поколение.

Сократ и Платон

Пожалуй, два самых известных оратора Древней Греции, труды и высказывания которых можно найти и сегодня. По мнению Платона, который считал себя больше ученым, нежели оратором, искусство красноречия основано на знаниях истины, а не на правильном построении предложений и использовании фразеологизмов. Лишь в том случае, если человек будет всесторонне развиваться, он сможет познать природу людских душ и начнет доносить до них слово.

Что касается Сократа, то наиболее известным произведением ученого считается диалог под названием "Федр", в котором известный философ рассуждал о смысле жизни с юношей по имени Федор. Автор придерживался теории о том, что прежде чем начать доносить до собеседника свое мнение, необходимо детального его изучить, как какой-нибудь предмет. После этого можно будет найти правильные рычаги, нажав на которые, вы будете внушать собеседнику доверие и уважение.

Риторика Аристотеля

Одним из самых известных древнегреческих ораторов является Аристотель. Его великие достижения были возведены в энциклопедии Античности, датированной 384 годом до нашей эры. Подобное произведение состоит из трех книг:

  1. В первой говорится и риторике, как одной из самых востребованных наук. Также в ней освещается три вида речей: судебная, эпидейктическая и совещательная и их предназначение.
  2. Вторая книга рассказывает о человеческих нравах и страстях, которые можно использовать в качестве доказательства собеседнику. То есть оратор должен воздействовать на человеческие эмоции, выражая чувства речью.
  3. Третья книга посвящена различными проблемам стилистики в построении речи. В ней говорится о способах выражения своих мыслей и правильном построении предложений.

Также стоит отметить, что риторика Аристотеля затрагивает отнюдь не только ораторское искусство. В ней также можно найти способы воздействия и манипуляции человеком с помощью речи, доказательств и заключений.

Горгий

В список древнегреческих ораторов также входит Горгий из Леонтины, внесший неоценимый вклад в развитие ораторского искусства и получивший признание среди многих людей в 485 году до нашей эры. Интересным фактом является то, что Горгий считается одним из первых ораторов, который обучил юношей из богатых семей логически мыслить и красиво говорить. "Специалист по мудрости" уделял главное внимание вопросом стиля.

Именно он ввел в речь такое понятие, как оксюморон - сочетание понятий, противоположных по смыслу. Современники Горгия называют себя софистами и продолжают основанное на учениях оратора, и по сей день. К сожалению, каких-либо документов или записей Горгия на сегодняшний день не сохранилось, поэтому остается лишь придерживаться различных теорий и гипотез, по поводу того, какие именно науки изучал древний оратор.

Демосфен

Древнегреческий оратор, а по совместительству учитель красноречия, который несколько лет обучался у Сократа и Платона. Речи Демосфена также называют "зеркалами характера", поскольку оратор был способен практически безошибочно распознать то, что таится в душе собеседника и подобрать нужные слова, которые бы он хотел услышать. Сам Демосфен не считал себя ритором и не любил украшать свои слова придуманными выражениями, которые бы не мог воспринять обычный человек.

Люди любили оратора за достаточно простые доводы и примеры, которые были пропитаны мудростью и благородством. Также довольно интересным фактом является то, что Демосфен обладал достаточно слабым голосом и коротким дыханием, поэтому на его лекциях всегда была полная тишина, дабы ученики могли услышать преподавателя. Кстати, возможно, в сканвордах вы находили вопрос: "Древнегреческий оратор, который заикался - 8 букв?" Если да, то ответом был именно Демосфен.

Перикл

Выступление древнегреческого оратора - это настоящее представление, в котором показывается мудрость и просвещенность одного человека. Однако подобное зрелище становится значительно интереснее, если оратор является по совместительству еще и политическим деятелем. Такой личностью был Перикл. Постоянное общение с разными людьми не могло не отразиться на характере и знаниях мастера красноречия.

С именем Перикла связан расцвет Афинской демократии, поэтому можно без зазрения совести утверждать, что именно этот человек внес неоценимый вклад в развитие того мира, который мы знаем сегодня. Благодаря Периклу и его ученикам, Древняя Греция в свое время достигла небывалого экономического прорыва и культурного развития. Именно этот оратор приказал начать строительство знаменитых построек: Пропилеи, Парфенон и так далее.

Фемистокл

Многие считают, что к древнегреческим ораторам не относится Фемистокл, поскольку он являлся полководцем и государственным деятелем, однако подобные доводы имеют малый вес. Еще в раннем детстве начинающий оратор, по отзывам сверстников, имел склонность к участию в общественной деятельности. Даже в часы досуга он с удовольствием занимался различными учебными занятиями и совершенствовался во всем.

Поэтому его учителя постоянно говорили, что из мальчика никогда не выйдет ничего посредственного, а нечто великое. Однако юноша никогда не рассчитывал на свои природные дарования и совершенствовал свои навыки. Со временем Фемистокл стал великим и прославленным оратором, который, помимо красноречия, также исследовал различные области науки, например философию. Большинство его трудов были утеряны, поскольку Фемистокл занимал руководящие должности в 493 году до нашей эры.

Исей

В десятку самых известных древнегреческих ораторов входит Исей из Халкиды, который практически всю жизнь занимался совершенствованием искусства красноречия. Также данная личность является автором нескольких судьбоносных речей, которые были написаны специально на заказ для судебных разбирательств. Сегодня по этим самым речам снимают художественные фильмы, а актеры строят на них свою известность.

Исей являлся наставником Демосфена, а сам учился у известного оратора Исократа. На сегодняшний день можно найти 11 судебных речей, которые пользуются огромной популярностью, поскольку в них изложено все весьма доступным языком. Исея считают намного мудрее своего наставника, однако так ли это на самом деле - судить не нам. Как бы то ни было, его речи стали источником вдохновения для многих людей, которые сейчас обрели популярность.

Исократ

Известный афинский оратор, который пользовался огромной популярностью в Древней Греции благодаря своим известным судебным и политическим речам. Происходил Исократ из зажиточной семьи, поэтому проблем с обучением молодого дарования у родителей никогда не возникало. В раннем детстве мальчик интересовался логикой, философией, правом и красноречием. Все эти науки очень сильно пригодились ему в жизни, поскольку уже в юношеском возрасте Исократ отрабатывал свои знания на публике.

Оратор всегда был уверен в том, что изложение выступления должно быть максимально убедительным. Для этого он использовал самые различные аргументы и веские доводы, в пользу собственного мнения. Как мастер красноречия, Исократ до сих пор считается одним из самых авторитетных личностей в истории этого мира. О популярности данной личности говорит огромное количество отрывков из его речей, которые можно без особой трудности найти на просторах интернета.

Сократ

Великий древнегреческий философ, который также стал родоначальником диалектики. Во втором разделе нашей статьи мы уже упоминали о нем, однако столь авторитетная личность заслуживает отдельного внимания, а не сравнения с другими известными ораторами. Сократ излагал свои учения преимущественно среди своих учеников, которыми являлись Платон и Ксенофонт. Больше всего он любил философию, однако ораторское искусство давалось ему с поразительной легкостью. Уже к двадцати годам он обрел такую мудрость, которой могли бы позавидовать многие старцы. Для всех последующих эпох данная личность стала воплощением идеала человека.

Свои методы обучения оратор сравнивал с "искусством старой бабки". То есть он задавал ученикам ряд вопросов, к которым предполагалось критическое отношение со стороны учителя. После ответов он задавал еще несколько дополнительных вопросов и так до тех пор, пока ученик не входил в безвыходное положение. Таким образом Платон научился отвечать на самые сложные вопросы, а Сократ получил свою известность. Также стоит отметить, что данный оратор не записывал свои мысли, а предпочитал держать все в уме, поэтому на сегодняшний день можно найти относительно немного информации по поводу деятельности этого мудреца.

Видеоролик и заключение

Надеемся, наша статья помогла вам разобраться в том, что такое ораторское искусство, а также каких древних ученых можно причислить к титулу мастера красноречия. Если у вас до сих пор остались какие-то вопросы по данному поводу или вы просто хотите узнать больше интересной информации об ораторстве, то настоятельно рекомендуем к просмотру небольшой видеоролик, который представляет собой вырезку из телепередачи. В нем вы найдете много нового и интересного, а также научитесь немного лучше убеждать других людей.

Как видите, в Древней Греции существовало довольно много интересных личностей, которые являлись настоящими мастерами ораторства. Труды многих из них дошли и до наших дней, однако все-таки это лишь малая часть тех знаний, которые бы могли нам передать философы и ученые. Хотя если вы нашли эту статью в интернете и прочитали ее до конца, то вас уже следует похвалить, поскольку далеко не многие люди интересуются мудростью древнего мира, хотя именно в ней довольно часто находится истина и ответы на многие вопросы.

Крупнейшим теоретиком и учителем красноречия в V веке до н. э. был Горгий из сицилийского города Леонтины. В 427 году он прибыл в Афины, и его искусные речи привлекли всеобщее внимание. Позднее он объездил всю Грецию, повсюду выступая перед слушателями. На собрании греков в Олимпии он обратился к собравшимся с призывом к единодушию в борьбе против варваров. Олимпийская речь Горгия надолго прославила его имя (ему была поставлена статуя в Олимпии, база которой найдена в прошлом веке во время археологических раскопок).

Традиция сохранила немногое из творческого наследия Горгия. Сохранился, например, следующий совет оратору: "Серьезные доводы противника опровергай шуткой, шутки--серьезностью". Целиком сохранились лишь две речи, приписываемые Горгию,-- "Похвала Елене" и "Оправдание Паламеда", написанные на сюжеты мифов о Троянской войне. Ораторское искусство Горгия заключало в себе много нововведений: симметрично построенные фразы, предложения с одинаковыми окончаниями, метафоры и сравнения; ритмическое членение речи и даже рифма приближали его речь к поэзии. Некоторые из этих приемов надолго сохранили название "горгианские фигуры". Горгий писал свои речи па аттическом диалекте, что служит ярким свидетельством возросшей роли Афин в литературной жизни древней Эллады.

Горгий был одним из первых ораторов нового типа -- не только практиком, но и теоретиком красноречия, за плату обучавшим юношей из богатых семей говорить и логически мыслить. Такие учителя назывались софистами, "специалистами по мудрости". "Мудрость" их была скептической: они считали, что абсолютной истины не существует, истинным является то, что может быть доказано достаточно убедительным образом. Отсюда их забота об убедительности доказательства и выразительности слова: они сделали слово объектом специального исследования. Особенно много они занимались происхождением значения слова (этимологией), а также синонимикой. Основным полем деятельности софистов были Афины, где процветали все жанры красноречия--совещательный, эпидиктическнй и судебный.

Римская империя, добившись власти и могущества во всем Средиземноморье, переделывала основы греческой культуры на свой лад. И, конечно, это прежде всего касалось философии и ораторского искусства. Римские ораторы достигли высокого уровня в своей деятельности. Риторика стала не только средством влияния на общество, но и жанром в литературе.

Ораторская трибуна в Древнем Риме

В древнеримских городах на центральной площади собирались народные вече и сенатские заседания, где выступали с речами знаменитые ораторы и . Для них устанавливалась специальная трибуна, которую называли рострой. Ее декорировали носами трофейных кораблей, захваченных в сражениях, и покрывали орнаментами. Ростр имел огромное значение для команды корабля, он являлся своеобразным талисманом, который защищает судно от штормового ветра, мели и прочих бед.

Ораторское искусство Древнего Рима

В Древнем Риме умелое владение словом высоко ценилось и считалось главным средством влияния в политических сражениях. Ораторское ремесло было одним из основополагающих предметов в системе древнеримского образования. Оно было тесно переплетено с политикой, юриспруденцией и литературной деятельностью. Риторика получила большое развитие в ту эпоху, поскольку общественная жизнь в стране была довольно интенсивна. В приветствовались публичные высказывания, и граждане с удовольствием участвовали в таких мероприятиях.


Знаменитые ораторы Древнего Рима

Величайшим мастером слова у древних римлян был Марк Цицерон (106 г. до н.э. — 43 г. до н.э.). Он добился высочайшего положения в обществе деятельностью адвоката и блестящего оратора, кроме того, у него было хорошее образование. Учителем Цицерона был известный юрист Сцевола.
Еще одним знаменитым педагогом Цицерона был Оратор (143 г. до н.э. — 87 г. до н.э.). Он занимался политикой и ораторским делом, занимал должность консула в 99 году до н.э.
Марк Фабий Квинтилиан - известный древнеримский оратор и правовед. Он написал сочинение «Образование оратора», в котором призывал воспитывать в мастерах красноречия всестороннее развитие и высоконравственность, а не только учить их обычным ораторским приемам и шаблонам.

ОРАТОРСКОЕ ИСКУССТВО

Свои способности и гражданскую позицию эллины демонстрировали прежде всего в общественной жизни. Одним из ярких проявлений культуры античной Греции было ораторское искусство. Его взлет связан с условиями жизни в полисе, когда любая информация передавалась изустно. Необходимость отстаивать свои взгляды и убеждать сограждан в своей правоте в дебатах в народном собрании, суде присяжных и т. п. необычайно возвысила искусство владения звучащим словом.

Анализируя искусство красноречия, Аристотель разделил все речи на три вида: совещательные, или политические, судебные (обвинительные и защитительные) и эпидейктические, или торжественные. Цель речей совещательных – склонять или отклонять, судебных – обвинять или оправдывать, эпидейктических – хвалить или порицать.

Огромная роль звучащего слова в жизни древних греков вызвала потребность в риторах – учителях красноречия. Так появляется риторика – ораторское искусство, а овладение риторикой становится высшей ступенью античного образования.

Известным философом и учителем красноречия был Горгий (ок. 480 – ок. 380 до н. э.) из сицилийского города Леонтина. Когда он в 427 г. до н. э. прибыл в Афины, то был с восторгом принят как оратор и учитель риторики. Горгий выступал перед афинянами с защитительными речами на мифологические сюжеты. До нас дошли две из них: «Похвала Елене» и «Оправдание Паламеда», в которых Горгий убедительно, с блестящей аргументацией доказал невиновность мифологических персонажей. Среди речей Горгия немало и образцов торжественного красноречия. Например, в «Надгробном слове» оратор высокопарным слогом прославляет греков, павших при защите отечества.

Для повышения психологического воздействия на слушателей Горгий первым использовал в ораторской речи поэтические приемы: антитезу, метафоры и сравнения, ритмическое членение речи и даже рифмованные концовки (они получили название горгиевых фигур). Горгий учил не только оформлению материала, но и принципам его подачи: «Серьезные доводы противника опровергай шуткой, шутки – серьезностью». Свою теорию ораторского искусства ритор, имевший много учеников и последователей, изложил в специальных сочинениях. Он оказал огромное влияние на ораторов Лисия и Исократа, на историка Фукидида. Философ Платон в диалоге «Горгий» подробно разбирает мастерство знаменитого оратора.

Самым распространенным ораторским жанром в античной Греции были судебные речи. В жизни эллинов, и особенно афинян, славившихся своим сутяжничеством, суд занимал очень большое место. Чтобы решать дела в суде, гражданину надо было не только знать законы, но и уметь привлечь симпатии присяжных заседателей на свою сторону. Знаток риторики Дионисий Галикарнасский поучал: «Когда судьи и обвинители – одни и те же лица, необходимо проливать обильные слезы и произносить тысячи жалоб, чтобы быть с благожелательностью выслушанным». Произнести убедительную и яркую речь было по силам не каждому. Эти обстоятельства привели к появлению логографов – опытных сочинителей речей для тяжущихся сторон. Бывали случаи, когда один и тот же логограф составлял речи и для истца, и для ответчика.

Прославленный логограф и мастер судебного красноречия Лисий (ок. 435-380 до н. э.) происходил из семьи метека. Риторское образование он получил в южноиталийском городе Фурии у известных софистов. Вернувшись в Афины на правах метека, он целиком посвятил себя деятельности логографа и написал более 230 речей (из них сохранилось целиком и в отрывках около 30). Для ораторского стиля Лисия характерна убедительность в представлении обстоятельств дела. Он излагает события просто, лаконично и выразительно. Обрисовывая характер человека, Лисий наделяет его адекватным статусу языком. Пожалуй, наиболее полно его мастерство проявилось в речи «Против Эратосфена», где оратору удалось нарисовать яркую картину злодеяний афинских тиранов, которые, прикрываясь высокими фразами, потворствовали грабежам и убийствам. А в знаменитой речи Лисия в защиту инвалида с большим художественным мастерством был нарисован портрет престарелого афинского гражданина, получавшего пособие от государства по инвалидности. Своими речами Лисий заложил основы европейского судебного красноречия.

Одним из знаменитых учеников Горгия был Исократ (436-338 до н. э.), ставший непревзойденным мастером торжественного красноречия. Из-за своей застенчивости и слабого голоса Исократ сначала был логографом, затем основал в Афинах риторскую школу, получившую известность по всей Греции. До нас дошла 21 его речь, наиболее известными из которых являются «Панегирик», «Филипп», «Панафинейская речь», а также похвальное слово кипрскому царю Эвагору. Исократ жил в эпоху кризиса полисного строя и в своих речах пытался сформулировать политическую программу спасения Эллады путем объединения всех греков для совместного похода против варваров. Он предлагал войны, охватившие Грецию, перенести в Азию, богатства Азии – в Европу, а союз греческих полисов – отдать под власть монарха богатого и сильного государства (наиболее подходящей фигурой для этой роли он считал Филиппа II, царя античной Македонии).

В школе Исократа были выработаны принципы построения речи оратора. Она должна включать введение, чтобы привлечь внимание слушателей, основную часть, содержащую убедительную и яркую систему доказательств, а также опровержение доводов противника и, наконец, заключение, где подводится итог всему сказанному. Стиль оратора характеризуют многочисленные речевые украшения. Выступления Исократа отличает ритмическое членение речи, плавность изложения, использование изысканных риторических приемов и т. п. Оратор стремился, чтобы прозаическая речь звучала так же изящно и гармонично, как и поэтическая. По признанию современников, его речи были ориентированы скорее на читателя, чем на слушателя. Риторическое искусство Исократа и его идеи единения греческого мира оказали огромное влияние на современников и получили дальнейшее развитие в эпоху эллинизма.

Величайшим оратором античности, мастером политического красноречия был Демосфен (ок. 384-322 до н. э.). Он родился в семье богатого афинского гражданина, но после смерти отца имуществом сироты обманом завладели опекуны. Обладавший слабым голосом и плохой дикцией юноша, казалось, не имел никаких шансов преуспеть в риторике. Но упорным трудом ему удалось преодолеть свои недостатки и стать блестящим оратором. Для современников и потомков Демосфен предстает патриотом Афин, идейным вождем в борьбе за сохранение Элладой своей независимости.

Большинство выступлений Демосфена (оратору приписывают 61 речь, 56 вступлений к речам и 6 писем) посвящено актуальным политическим вопросам, волновавшим афинских граждан. Поэтому, в отличие от текстов Исократа, рассчитанных на декламацию перед небольшой группой слушателей, страстные речи Демосфена были ориентированы на массовую аудиторию. Наиболее ярко политическая позиция оратора раскрывается в так называемых «Филиппиках» (восемь речей: три «Олинфских», три «Против Филиппа», «О мире», «О делах в Херсонесе»), объединенных единой темой борьбы против македонского царя Филиппа II. В них Демосфен призывал сограждан к созданию эллинской коалиции против македонской опасности.

В его речах нет обстоятельных длинных вступлений, оратор быстро переходит к главной теме. Чтобы привлечь аудиторию на свою сторону, Демосфен говорит короткими фразами, динамичными и напряженными, использует и высокий стиль, и разговорную речь. Оратор искусно вводит и воображаемые диалоги с противниками, и риторические вопросы, и антитезы, и метафоры, и «фигуры умолчания», предлагая слушателям самим делать выводы. Выдающийся мастер публичного красноречия классической эпохи, Демосфен стал образцом для многих выдающихся ораторов античности.

Из книги Древняя Русь и Великая степь автора Гумилев Лев Николаевич

35. А где же искусство? В самом деле, почему ничего не осталось от хазар, тогда как хуннские курганы полны шедевров, тюркские и половецкие «каменные бабы» обнаружены в огромном числе, уйгурские фрески украшают галереи Эрмитажа и Берлинского музея и даже от древних

Из книги История искусства всех времен и народов. Том 2 [Европейское искусство средних веков] автора Вёрман Карл

Из книги Империя Карла Великого и Арабский халифат. Конец античного мира автора Пиренн Анри

3. Искусство Вторжения германцев не нарушили сколь-нибудь чувствительным образом развитие искусства в Средиземноморье. В искусстве влияние Востока не только сохранилось, но становилось все более и более преобладающим. Влияние культурных традиций Персии, Сирии и Египта

автора Куманецкий Казимеж

ОРАТОРСКОЕ ИСКУССТВО Усердие софистов, их стремление привить молодежи навыки искусного спора, аргументированных прений на любые темы породили устойчивый интерес греков и прежде всего обитателей демократических Афин к судебным речам. Большую популярность приобрели

Из книги История культуры древней Греции и Рима автора Куманецкий Казимеж

ОРАТОРСКОЕ ИСКУССТВО После утраты Грецией независимости искусство красноречия, не находя себе применения в политической жизни, должно было, казалось, сойти на нет. Но этого не случилось. Вытесненное с аго. ры, из политической сферы, оно нашло прибежище в школах риторики.

Из книги История культуры древней Греции и Рима автора Куманецкий Казимеж

ОРАТОРСКОЕ ИСКУССТВО Обострение политической борьбы и пример греков побудили активных участников событий больше заботиться о публикация своих политических и судебных речей. Если в III в. до н. э. Аппий Клавдий, а в первой половине 11 в. до н. э. Катон Старший составляли в

автора Яров Сергей Викторович

4. Искусство Отечественные киномастера 1920-х гг. внесли выдающийся вклад в развитие не только советского, но и мирового кинематографа. Наибольшую известность приобрели фильмы «Октябрь», «Броненосец „Потемкин“», «Стачка» С. Эйзенштейна, «Мать» В. Пудовкина, «Арсенал» и

Из книги Россия в 1917-2000 гг. Книга для всех, интересующихся отечественной историей автора Яров Сергей Викторович

4. Искусство Едкая сатира на «советские» нравы (правда, относящая отрицательные явления на счет «пережитков прошлого»), реалистический взгляд на проблемы истории и современной жизни, тонкий лиризм, - все это с большой силой отразилось в киноискусстве 1950–1960-х

Из книги Россия в 1917-2000 гг. Книга для всех, интересующихся отечественной историей автора Яров Сергей Викторович

4. Искусство Несмотря на жесткие цензурные условия, говорить о силовой и художественной унификации сфер искусства в 1960–1980-х гг. уже невозможно.Политика прямых и жестких запретов начала уходить в прошлое. Однако полностью от нее и не отказались: оказались на пресловутой

Из книги Россия в 1917-2000 гг. Книга для всех, интересующихся отечественной историей автора Яров Сергей Викторович

4. Искусство Кинематографисты оказались первыми среди тех, кто внес свой вклад в дело духовной «перестройки» общества. Фильм «Покаяние» Т. Абуладзе разоблачал произвол 1930-х гг. Многие картины были посвящены сатирическому описанию нравов бюрократии. Общественный отклик

Из книги Россия в 1917-2000 гг. Книга для всех, интересующихся отечественной историей автора Яров Сергей Викторович

4. Искусство В числе наиболее заметных кинопроизведений 1990-х - «Урга» и «Утомленные солнцем» Н. Михалкова, «Ревизор» А. Газарова, «Брат» А. Балабанова, «Небо в алмазах» В. Пичула, «Ширли-мырли» В. Меньшова, «Страна глухих» В. Тодоровского. Получили признание новые актерские

Из книги История древнего мира [Восток, Греция, Рим] автора Немировский Александр Аркадьевич

Ораторское искусство Очень показательно, что на рубеже V и IV веков до н. э., в период четко обозначившихся тенденций начала кризиса полисной системы, появляется еще один жанр эллинской литературы – произведения ораторов, мастеров красноречия и риторики. В это время,

Из книги Искусство Древней Греции и Рима: учебно-методическое пособие автора Петракова Анна Евгеньевна

Тема 21 Изобразительное искусство республиканского Рима (скульптура, живопись, декоративно-прикладное искусство) Эпоха республики в Риме (конец VI в. до н. э. – последняя треть I в. до н. э.) и особенности развития культуры и искусства в эту эпоху (медленное развитие в

автора Петракова Анна Евгеньевна

Тема 15 Архитектура и изобразительное искусство старо– и средневавилонского периодов. Архитектура и изобразительное искусство Сирии, Финикии, Палестины во II тысячелетии до н. э Хронологические рамки старо– и средневавилонского периодов, возвышение Вавилона при

Из книги Искусство Древнего Востока: учебное пособие автора Петракова Анна Евгеньевна

Тема 16 Архитектура и изобразительное искусство хеттов и хурритов. Архитектура и искусство Северной Месопотамии в конце II – начале I тысячелетия до н. э Особенности хеттской архитектуры, типы сооружений, строительная техника. Архитектура Хатуссы и проблемы

Из книги Искусство Древнего Востока: учебное пособие автора Петракова Анна Евгеньевна

Тема 19 Архитектура и изобразительное искусство Персии в I тыс. до н. э.: архитектура и искусство Ахеменидского Ирана (559–330 гг. до н. э.) Общая характеристика политической и экономической ситуации в Иране в I тысячелетии до н. э., приход к власти Кира из династии Ахеменидов в