Зрительно-моторный гештальт-тест л. Бендер

Работа Лоретты Бендер «Зрительно-Моторный Гештальт-Тест и его клиническое применение» была опубликована в 1938 году в серии монографий Американской Ортопсихиатрической Ассоциации. С тех пор и по сегодняшний день Зрительно-Моторный Гештальт-Тест Бендер (или сокращенно Бендер гештальт-тест) пользуется заслуженной популярностью благодаря своей простоте, легкости в применении, высокой валидности и надежности. Бендер гештальт-тест входит в основную обойму диагностических тестов, характеризующих невербальный интеллект и перцептивно-моторную координацию.

В 1946 году была опубликована инструкция по его использованию вместе со стандартным набором тестовых фигур (см. Рис.1). Ниже воспроизводится текст этой инструкции. Бендер Гештальт-Тест применяется для диагностики степени развития структурных зрительно-моторных функций у детей (Рис.2), для изучения умственной отсталости, феноменов регрессии, выраженности нарушений отдельных функций и органических мозговых дефектов как у взрослых, так и у детей, а также для исследования личностных отклонений, особенно тех, которые связаны с регрессивными проявлениями.В последнем случае он играет роль социально нейтрального, вполне «безобидного» теста в батарее личностных тестов.

В упомянутой выше оригинальной монографии дано теоретическое обоснование Бендер гештальт-теста, анализ проведенных на его основе исследований, а также были освещены вопросы применения этого теста для анализа развития структурных (гештальт) функций у детей и диагностики различных клинических синдромов, включая умственную недостаточность, афазию, различные органические мозговые нарушения, психозы, неврозы и симуляцию.

Стимулы и процедура тестирования

Стимульный набор Бендер гештальт-теста включает 9 оригинальных фигур Вертхеймера (Рис.1), отобранных среди тех, которые он использовал для психологического исследования восприятия визуальных гештальтов.

Испытуемому предлагают скопировать эти фигуры. Фигура А, которая легко воспринимается как замкнутая фигура на однородном фоне, состоит из соприкасающихся круга и поставленного на вершину квадрата, расположенных вдоль горизонтальной оси. Эта фигура используется для ознакомления с заданием. Фигуры с 1 по 8 применяются для диагностического тестирования и предъявляются испытуемому последовательно. Для копирования используются листы белой нелинованой бумаги размером 210 на 297 мм (стандартный формат А4).

Часто для ответов испытуемому достаточно одного листа, но иногда требуется и больше, особенно для лиц с низким интеллектуальным уровнем или высокотревожных. Испытуемому следует предоставить карандаш и ластик. Запрещается пользоваться какими-либо вспомогательными средствами. Рис. 1. Стимульный материал к Бендер гештальт-тесту Карточки нужно предъявлять по одной, кладя каждую на стол близко к верхнему краю листа бумаги в правильной ориентации, а испытуемому нужно сказать: «Здесь находится ряд картинок, которые вам необходимо скопировать. Просто перерисуйте их так, как вы их видите». Необходимо предупредить испытуемого о том, что карточки нельзя перемещать в какую-нибудь новую позицию. Если по каким-то причинам это трудно сделать или предупреждение не действует, то нужно разрешить перемещение, делая при этом соответствующие отметки в протоколе. Будет правильным порекомендовать испытуемому разместить копию первой из фигур в верхнем левом углу бумаги, но на этом не нужно настаивать, если испытуемый начинает рисовать по-своему. Ориентация фигуры на фоне и по отношению к другим фигурам также является частью гештальт-функции. Все остальные инструкции должны быть не очень категоричны. Например, если испытуемый задает вопрос, нужно ли считать точки, ответ должен быть следующим: «Это не обязательно, но вы можете делать, как вам хочется». Можно разрешить несколько попыток копирования одной фигуры, что также должно быть отражено в протоколе. Можно разрешить пользоваться ластиком с целью улучшения качества отдельных линий, но ни в коем случае не следует поощрять это.

Временные ограничения на выполнение теста отсутствуют, и фигуры не нужно убирать до тех пор, пока испытуемый не закончит копирование. Тест не предполагает проверку памяти. Некоторые испытуемые предпочитают иметь перед собой все карточки в стопке, сначала просмотреть их все, а затем разложить весь набор в определенной ориентации к листу бумаги. Это можно разрешить, но тем не менее копировать испытуемый должен сначала фигуру А, а затем фигуры 1-8 в определенной автором теста последовательности. Многие успешно ориентируют весь набор фигур по отношению к их фону на листе бумаги и без этого первоначального просмотра.

Поскольку это клинический тест, нет необходимости в излишне жесткой формализации его проведения, чтобы не задеть те функции, которые определяют способность индивида к переживанию зрительно-моторных гештальтов во взаимосвязи пространственной и временной размерностей. Нужно наблюдать и отмечать те моменты, когда поведение испытуемого в процессе выполнения теста отклоняется от заданного. Их никогда нельзя интерпретировать как невыполнение теста. Заметки о чем-то необычном в процессе организации теста, о манере и поведении испытуемого и о его реакции на тестовую ситуацию могут быть сделаны прямо на тестовом листе бумаги.

Практика показала, что данный тест в силу его личностной нейтральности можно с пользой применять как вводный в батарее тестов, поскольку он ослабляет у испытуемого реакции тревожности и скованности, возникающие в ответ на процедуру обследования. Конечно, его можно давать в любой другой последовательности с другими тестами, например, он может быть мягким переходом после более вербально или эмоционально нагруженных тестов. Если он предлагается индивиду, находящемуся в состоянии утомления, то нужно иметь в виду, что утомление оказывает существенное влияние на гештальт-функцию. Наличие утомления может излишне преувеличивать симптомы нарушения гештальт-функции, усиливая персеверативные и регрессивные тенденции. При клинической работе с детьми можно сначала дать Бендер гештальт-тест, затем тест Гудинаф «Рисунок человека», несколько минут понаблюдать за обращением ребенка с игровым материалом, понаблюдать за моторной активностью или игрой, провести неврологическое обследование и психиатрическое интервьюирование. Конечно, этот порядок может быть изменен в соответствии с планом обследования, зависящего от клинического состояния ребенка во время обследования и многих внешних обстоятельств.
Рис. 2. Типичные ответы испытуемых разного возраста при выполнении Бендер гештальт-теста.

В ячейках приводятся типичные варианты ответов испытуемых определенного возраста и частота их встречаемости в процентах. Пустая ячейка указывает на отсутствие изменений в паттерне ответа по сравнению с предыдущим возрастом. Предлагаемые таблицы можно использовать как возрастные нормы для оценки степени задержки развития или выраженности регрессии.

Интерпретация результатов теста опирается не только на форму репродуцированных фигур, но и на их расположение по отношению друг к другу, ориентацию на листе бумаге, соответствие порядка копирования порядку предъявления, а также на клинические наблюдения.

3.4. Зрительно­моторная координация
(гештальт­тест Бендер)
Результаты выполнения теста оцениваются посредством сравнения работы ребенка с
графическим образцом, предложенным ему для срисовывания. Ребенок должен правильно
воспроизвести пять рисунков образца и их расположение относительно друг друга. Уровень
развития зрительно­моторной координации определяется с помощью качественного анализа.
В нашей Методике Гештальт­тест Бендер не используется для оценки интеллекта, хотя
именно для этой цели он был создан. Поэтому мы не пользуемся и стандартным вариантом
обработки теста, который предполагает поэлементное сравнение детских рисунков с шаблонами­
эталонами и балльную оценку отклонений от них. Выводы об интеллектуальном развитии ребенка,
сделанные только на основании выполнения им графических заданий, не достигают необходимого
уровня надежности. Мы предлагаем использовать Гештальт­тест Бендер только для анализа
процесса зрительно­моторной координации и его нарушений. Для этих целей достаточно
качественного анализа графических работ, критерии которого описаны ниже. Надежность
предложенных интерпретаций подтверждена педагогическими наблюдениями и медицинскими
обследованиями. Примеры выполнения Гештальт­теста Бендер, отражающие разные уровни
развития зрительно­моторной координации, приведены в Приложении 4.
1 зона ­ Значительные нарушения зрительно­моторной координации. Рисунки грубо не
соответствуют образцам. Обязательно требуется консультация невропатолога.
Рисунок 1. Кружки фигуры образуют не три горизонтальных ряда (как в образце), а два или
четыре, они могут быть просто вытянуты в цепочку. Три ряда кружков «плавно»
переходят в четыре ряда и более. Изображено просто «скопище» кружков, в котором
никакие ряды вообще не просматриваются, то есть полностью нарушено
воспроизведение внутренней структуры, а в связи с этим и внешней формы образца.
Количество кружков значительно (в 1,5­2 раза) расходится с образцом. Наличия одного
из перечисленных дефектов достаточно для отнесения рисунка к зоне I.
Рисунок 2. Нарисована перевернутая или лежащая на боку рамка. Вместо рамки изображен
замкнутый четырехугольник. Рамка и кривая линия нарисованы явно раздельно (далеко
друг от друга) как два независимых рисунка. Кривая линия хотя и пририсована к рамке,
но не к ее правому нижнему углу (что соответствует образцу) и не к ее правой грани
(что соответствует зоне II). При этом форма кривой линии обычно резко отличается от
образца, но может и совпадать с ним. Наличия одного из перечисленных дефектов
достаточно для отнесения рисунка к зоне I.
Рисунок 3. Вместо четырехугольника нарисован треугольник или вообще какая­то
немыслимая фигура с выступами и впадинами. Четырехугольник касается круга гранью
или нарисован явно отдельно (далеко от круга, как независимые рисунки). Наличия
одного из перечисленных дефектов достаточно для отнесения рисунка к зоне I.
Рисунок 4. Количество кружков значительно расходится с образцом, в связи с чем также
искажается общая форма и структура рисунка.
Рисунок 5. Нарисованные фигуры непохожи на шестиугольники, они имеют не только
выступы, но и впадины. Наклон фигур инвертирован (шестиугольники касаются друг
друга нижними частями, а верхние части расходятся). Взаимное расположение фигур
абсолютно не похоже на образец: фигуры нарисованы явно отдельно (далеко от круга,
как независимые рисунки) или полностью пересекающимися как бы «крест­накрест».
Наличия одного из перечисленных дефектов достаточно для отнесения рисунка к зоне I.
II зона ­ Зрительно­моторная координация развита слабо. Рисунки, в общем, похожи на
образцы, но хотя бы один из них имеет серьезный дефект изображения, который не может быть
объяснен просто неразвитостью графических навыков ребенка. К таким дефектам относятся:
Рисунок 1. Количество кружков не соответствует образцу, причем разница может быть и
небольшой (на 1­5 кружков больше или меньше).
Рисунок 2. Форма изгиба кривой линии не соответствует образцу: не совпадают выпуклости и
впадины, вместо плавной линии ­ острый угол. Кривая линия не касается угла рамки,

хотя и расположена близко к ней, или кривая линия пририсована к правой грани рамки.
Наличия одного из перечисленных дефектов достаточно для отнесения рисунка к зоне
II.
Рисунок 3. Круг и четырехугольник изображены близко друг к другу, но касание отсутствует.
Рисунок 4. Количество кружков не соответствует образцу, причем разница может быть и
небольшой (на 1­3 кружка больше или меньше). При этом общий вид (просматривается
(«стрела» или нет) не играет роли.
Рисунок 5. Отсутствует частичное наложение шестиугольников: они либо только касаются
друг друга, либо нарисованы отдельно, хотя и близко друг к другу. Шестиугольники
расположены под прямым углом друг к другу, и один из них находит на другой в его
средней (а не в верхней) части. Наличия одного из перечисленных дефектов достаточно
для отнесения рисунка к зоне II.
III зона ­ Средний уровень развития зрительно­моторной координации. У всех рисунков
есть общее сходство с образцами. Положение рисунков на листе относительно друг друга и их
размеры не учитываются.
Рисунок 1. Количество кружков соответствует образцу, при этом фигура может не иметь
формы параллелограмма. Она может быть похожа на прямоугольник или иметь любую
неправильную, в том числе и изогнутую, форму. Горизонтальное расположение всей
фигуры может отсутствовать. Внутренняя структура фигуры может быть не соблюдена,
в том смысле, что кружки зрительно не будут располагаться строго в три
горизонтальные линии и в девять наклонно­вертикальных линий. Размер кружков может
быть любым, в том числе ­ непостоянным.
Рисунок 2. Должна быть нарисована рамка, углы которой близки к прямым. Горизонтальные и
вертикальные размеры рамки могут быть не выдержаны: рамка может быть не похожа на
квадрат ­ это допустимо. При этом горизонтальные и вертикальные размеры сторон
рамки могут различаться не более, чем в 1,5 раза. Кривая линия не может быть
нарисована отдельно, где­нибудь рядом с рамкой. Она должна прикасаться именно к
правому углу рамки, но не к ее грани или каким­либо другим местам. Форма изгиба
кривой линии (выпуклости и впадины) должна быть повторена в общем виде.
Рисунок 3. Должно быть изображено нечто, подобное кругу (любой кривой вариант). Его
должен касаться углом квадрат, ромб или умеренно кривой четырехугольник, т. е. у
второй фигуры обязательно должно быть четыре угла. Касание обязательно. Важно,
чтобы четырехугольник касался круга углом, а не гранью.
Рисунок 4. Должно быть точно воспроизведено количество кружков, воспроизведение формы
может быть очень приблизительным, допускаются несоблюдение внутренней структуры
образца и отсутствие формы стрелы.
Рисунок 5. Должны быть нарисованы любые шестиугольники, хотя бы отдаленно
напоминающие образцы: допускается «сглаженность» углов, пропорции и размеры не
учитываются. Шестиугольники должны частично пересекаться друг с другом в верхней
части. Не допускаются варианты, в которых шестиугольники нарисованы отдельно друг
от друга, как пересекающиеся целиком или как просто касающиеся друг друга.
IV зона ­ Зрительно­моторная координация развита хорошо. Все рисунки выполнены
почти идентично образцу (в рисунках допускаются только незначительные отклонения от образца).
Допускается неполное совпадение пространственного расположения рисунков относительно друг
друга.
Рисунок 1. Размер кружков может быть любым, в том числе ­ непостоянным. Допускается
изменение угла наклона образованной кружками фигуры, которая, тем не менее, должна
сохранить общий вид параллелограмма.
Рисунки 2 и 3. Допускается неабсолютная точность размеров.
Рисунок 4. Размер кружков может быть любым, в том числе ­ непостоянным. Допускается как
бы «сплющивание», уплотнение всего рисунка, но при этом общая форма «стрелы»
должна быть видна.

Рисунок 5. Допускаются незначительные отклонения в пропорциях и общих размерах
шестиугольников.
V зона ­ Высокий уровень развития зрительно­моторной координации. Все рисунки
выполнены абсолютно идентично образцу: соблюдены общие размеры и размеры деталей, наклон,
положение рисунков на листе относительно друг друга, а также положение деталей внутри каждого
рисунка, линии четкие. Такой вариант выполнения задания встречается исключительно редко.
Значительные нарушения зрительно­моторной координации связываются с различными
поражениями теменных отделов головного мозга. Чаще всего встречаются нарушения двух типов:
либо нарушено воспроизведение целостных форм (выявляется рисунками 2, 3, 5), либо ­
внутриструктурных отношений (выявляется рисунками 1 и 4), что может быть следствием
органических поражений, соответственно, правой или левой теменных областей. Слабое развитие
зрительно­моторной координации (зона II) чаще всего связано с функциональными отклонениями в
деятельности мозга (ММД).
Если ребенок плохо справляется с тестом Бендер, это не значит, что он не умеет (или не
сможет научится) писать или рисовать. Хорошо рисующие и даже занимающиеся в изостудии дети
(и такие случаи были) могут оказаться неспособными справиться с задачей повторения образца,
который находится у них перед глазами. Воспроизведение образца требует оперативной
координации зрительного анализа и движений руки, а не развертки образа, как при
самостоятельном рисовании.
Слабая зрительно­моторная координация часто бывает причиной нелепых ошибок, которые
ребенок допускает при списывании с доски, из учебника или из прописей. Понимая причину,
взрослые не должны ругать ребенка и требовать от него невозможного. Ребенку надо помогать,
постепенно приучая его к речевому самоконтролю, внимательной поэлементной проверке
собственной работы и сличению ее с образцами. Можно обучать визуальному анализу, используя
поэлементное письмо в специально расчерченном поле (как при перерисовывании картин с
помощью мелкой клетчатой сетки). При наличии органических поражений и функциональных
нарушений в работе мозга необходимо, в первую очередь, соответствующее лечение и выполнение
всех рекомендаций невропатолога.
У детей с нарушенной зрительно­моторной координацией обучение письму может
осуществляться на основе формирования чисто моторного навыка. В этих целях можно
использовать специальные имеющиеся в продаже таблицы с выдавленными буквами и словами.
Ребенок должен водить ручкой по этим углублениям, таким образом осваивая написание букв. При
менее выраженных нарушениях дети могут обводить образцы букв и слов через кальку.

Зрительно-моторный гештальт-тест

(Bender Visual-Motor Gestalt Test) - методика исследования зрительно-моторной координации, разработана в 1938 году Лауреттой Бендер.

Стимульный материал визуально-моторного гештальт-теста состоит из 9-и стандартных карточек с изображенными на них геометрическими фигурами, предъявляемыми обследуемому в определенной последовательности. Изображения отобраны из серий фигур, предложенных одним из основателей школы гештальт-психологов М.Вертгеймером. Обследуемому предлагается воспроизвести каждое изображение по имеющемуся перед ним образцу и по памяти.

Тест используется в основном для выявления признаков органических поражений головного мозга, реже - для определения уровня интеллектуального развития . Это возможно потому, что графические движения характеризуются наиболее высокой степенью регуляции движений. Нарушения механизмов пространственного анализа и синтеза в первую очередь отражаются на графических движениях.

В зарубежных исследованиях показана высокая надежность и валидность теста.

Визуально-моторный гештальт-тест применяется также в качестве проективной методики исследования личности. При этом исходят из того, что стиль выполнения обследуемыми рисунков позволяет раскрыть особенности их личности.

Например, столкновение нарисованных фигур указывает на дезорганизацию, жирные линии являются, как правило, индикатором агрессивности, враждебности и т. п.

Валидность и надежность теста не доказана. Существует вариант визуально-моторного гештальт-теста для детей.

Аналитическая справка по результатам исследования

сформированности познавательных УУД учащихся

1-х классов 2016-2017 уч.г..

Основание исследования: согласно письму Министерства образования РФ от 27.06.2003 года № 28-51-513/16 «Методические рекомендации по психолого-педагогическому сопровождению обучающихся в учебно-воспитательном процессе в условиях модернизации образования» психолого-педагогическое сопровождение учащихся начальной школы включает в себя изучение стартовых возможностей и динамики развития ребенка в образовательном процессе. В составе основных видов универсальных учебных действий, соответствующих ключевым целям общего образования, можно выделить четыре блока: 1) личностный; 2) регулятивный (включающий также действия саморегуляции); 3) познавательный; 4) коммуникативный.

Цель: Определить уровень готовности учащихся первых классов к школьному обучению и сформированности универсальных учебных действий.

Диагностика сформированности УУД учащихся 1 классов проходит в 2 этапа:

1этап –октябрь, 2 этап – ноябрь – декабрь.

Методики:

  • Дж. Равен «Прогрессивные матрицы»- выявление уровня развития невербального интеллекта, сформированность познавательных и регулятивных действий.
  • Л.Бендер «Визуально-моторный Гештальт-тест» - оценка уровня развития способности к пространственной организации визуального стимульного материала и зрительно-моторной координации у детей в возрасте от 3 до 12 лет.
  • Тулуз-Пьерон - изучение свойств внимания (концентрации, устойчивости, переключаемости) и психомоторного темпа, вторично - оценивает точность и надежность переработки информации, волевую регуляцию, личностные характеристики работоспособности и динамику работоспособности во времени.
  • Т.А. Нежнова, А.Л. Венгер, Д.Б. Эльконин «Беседа о школе» - выявление сформированности внутренней позиции школьника, его мотивации учения.
  • Методика выявления характера атрибуции успеха/неуспеха (индивидуальная беседа)- выявление адекватности понимания учащимся причин успеха / неуспеха в деятельности.
  • Дж.и Д. Лампен, модифицированная Л.П. Пономаренко методика самооценки «Дерево» - изучение Я-концепции и самооценки личности.
  • А.В. Захарова определение эмоционального уровня самооценки - выявление эмоционального уровня самооценки, социальной заинтересованности, сложности Я концепции.
  • Г.А. Цукерман «Кто прав?» - выявление сформированности действий, направленных на учет позиции собеседника (партнера).
  • Г.А. Цукерман «Рукавички»- выявление уровня сформированности действий по согласованию усилий в процессе организации и осуществления сотрудничества (кооперация).
  • Моральная дилемма (норма взаимопомощи в конфликте с личными интересами) - выявление усвоения нормы взаимопомощи.
  • Ж. Пиаже учет мотивов героев в решении моральной дилеммы (модифицированная задача, 2006)- выявление ориентации на мотивы героев в решении моральной дилеммы (уровня моральной децентрации).
  • Ж. Пиаже выявление уровня моральной децентрации - выявление уровня моральной децентрации как способности к координации (соотнесению) трех норм: справедливого распределения, ответственности, взаимопомощи на основе принципа компенсации.

Показатели:

  • Уровень невербального интеллекта.
  • Познавательные и регулятивные действия.
  • Зрительное восприятие, пространственная ориентация и сформированность мелкой моторики руки.
  • Свойства внимания (концентрация, устойчивость, переключаемость) и психомоторного темпа.
  • Точность и надежность переработки информации.
  • Волевая регуляция.
  • Работоспособность и динамика работоспособности во времени.
  • Уровень внутренней позиции школьника, его мотивации учения.
  • Уровень адекватности понимания учащимся причин успеха / неуспеха в деятельности.
  • Я-концепция и самооценка личности.
  • Нормы взаимопомощи.
  • Мотивы и намерения.
  • Уровень моральной децентрации: ответственность, взаимопомощь, принцип компенсации.
  • Учет позиции собеседника (партнера).
  • Уровень сформированности коммуникативные действия.

I этап (1 класс) – первичная адаптация детей к школе. Диагностика в рамках ФГОС. В рамках данного этапа (с сентября по январь) предполагается:

1. Проведение консультаций и просветительской работы с родителями первоклассников, направленной на ознакомление взрослых с основными задачами и трудностями периода первичной адаптации, тактикой общения и помощи детям.

2. Проведение групповых и индивидуальных консультаций педагогов по выработке единого подхода к отдельным детям и единой системе требований к классу со стороны различных педагогов, работающих с классом.

3. Организация психолого-педагогической поддержки школьников.

4. Основной формой ее проведения являются различные игры. На занятиях у учащихся формируется внутренняя позиция школьника, устойчивая самооценка.

5. Организация групповой развивающей работы с детьми, направленная на повышение уровня их школьной готовности, социально-психологическую адаптацию в новой системе взаимоотношений.

Факторы, влияющие на результат: самочувствие, понимание ребенком инструкции, интеллектуальные способности.

Аналитическая справка по результатам исследования сформированности

зрительно-моторной координации

у учащихся 1-х классов (6,5-8 лет) 2016 – 2017 уч.г.

(методика Зрительно - Моторный Гештальт Тест Бендер).

Цель: оценка уровня развития способности к пространственной организации визуального стимульного материала и зрительно-моторной координации.

Оцениваемые УУД: познавательные действия - особенности зрительного восприятия, уровня развития пространственных представлений, уровень координации «глаз - рука»; регулятивные действия – волевая саморегуляции, наличие стратегии деятельности, принятие задачи, планирование, контроль выполнения деятельности, коррекция, оценка деятельности, характер отношения к успеху и неудаче.

Задачи:

Определение уровня развития способности к пространственной организации визуального стимульного материала и зрительно-моторной координации у детей в возрасте.

Изучение степени нарушения организации перцептивных и моторных функций у учащихся.

Зрительно-моторная координация является важнейшей функцией, на которую опирается процесс развития опознавательных и изобразительных навыков, столь необходимая для овладения чтением и письмом. Поэтому степень сформированности этих способностей является одним из важнейших показателей готовности ребенка к школе.

Существуют объективные причины, из-за которых у многих современных первоклассников возникают существенные трудности при списывании с доски, из книг, прописей и других пособий, не вырабатывается каллиграфический почерк . Успешное выполнение работ по зрительным образцам возможно только при наличии координации зрительного анализа с двигательными реакциями, моторикой пальцев ведущей руки. Связи между зрительным анализом и движениями руки не существуют с рождения, они формируются и отлаживаются постепенно в соответствующих видах деятельности. Они начинают складываться, когда ребенку приходится выполнять действия по зрительно составленному плану и под контролем зрения, оперативно переводить визуально представленную информацию в ее двигательно-графический аналог. Только тогда, когда такая деятельность становится систематической , возможно качественное улучшение зрительно-моторной координации. Если ребенок много и с удовольствием строит и конструирует по чертежам, выкладывает мозаичные узоры или панно в соответствии с образцами, срисовывает изображение различных предметов или целые картины, то у него постепенно совершенствуется зрительно-моторная координация, формируется умение точно воспроизводить графические образцы . Если в своей дошкольной деятельности ему редко приходится двигательно-графически копировать какие-либо изображения, то связи между затылочными зрительными зонами и передними двигательными отделами коры головного мозга не формируются . Даже у детей, которые много рисуют, но не срисовывают, не копируют образцы, координация движений глаза и руки может быть очень слабой.

Ребенок может в целом развиваться нормально: хорошо говорить, знать много стихов, легко решать логические задачи, петь, танцевать, изучать иностранные языки. Отсутствие зрительно-моторной координации обычно никак не проявляется в его дошкольной жизни. Только в первом классе может выясниться, что ребенок при всем старании оказывается не в состоянии воспроизвести буквы, изображенные в прописях. При списывании или срисовывании с доски или из учебников у него часто получается нечто очень далекое от исходных образцов. Сравнивая, проверяя свою работу, ребенок не замечает даже грубые различия. Взрослые, естественно, не могут понять, как можно видеть одно, а нарисовать или написать совсем другое. Такие дети допускают много ошибок при списывании, не видят их, проверяя свою работу. Для них характерны ошибки пропуска, перестановки, замены, написания «лишних» букв, слогов, цифр, знаков, перескакивания со строчки на строчку, «зеркальное» письмо. Избавиться в дальнейшем от неграмотных автоматизмов бывает исключительно трудно».

Основные результаты изучения зрительно-моторной координации учащихся 1-х классов.

Диагностика проводится (октябрь - ноябрь) 2016-2017 уч.г.

Обследовано 106 учеников 1-х классов в возрасте 6,5-8 лет, г.о. Тольятти.

Стимулы и процедуры тестирования. Стимульный набор Бендер-гештальт теста включает 9 оригинальных фигур Вертхеймера. Испытуемому предлагают скопировать эти фигуры.

Система бальной оценки гештальт-теста Бендер Каждый рисунок оценивается по трем параметрам: 1) выполнение углов (исключение составляют фигуры 1 и 2); 2) ориентация элементов; 3) взаимное расположение элементов.

Результаты представляются в виде суммы баллов по каждой из фигур, по общим тенденциям, а так же вычисляется полная сумма баллов.

Таблица 1

Анализ результатов развития зрительно-моторной координации

у учащихся 1-х классов (6,5-8 лет).

Анализ результатов выполнения Гештальт – Бендер теста показал, что 74% учащихся находится на среднем уровне сформированности зрительно-моторной координации, 15% на низком уровне сформированности зрительно-моторной координации, на высоком уровне находится 11% учеников основной процент, более подробно результаты представлены в таблице №2.

Таблица 2

Распределение учащихся 1-х классов (6,5-8 лет) по уровням развития зрительно-моторной координации, 2016-2017 уч. г.%

Показатели

1 «А»

1 «Б»

1 «В»

1 «Г»

Ср.значение %

Количественный анализ

1 уровень – Высокий уровень

(16%)

(12%)

(3%)

(14%)

(11%)

2 уровень – Норма

(76%)

(65%)

(93%)

(69%)

(74%)

3 уровень – Низкий уровень

(8%)

(23%)

(3%)

(17%)

(15%)

Качественный и количественный анализ результатов гештальт-теста Бендер показал, что у 74% учащихся 1-х классов зрительно моторная координация сформирована в пределах возрастной нормы (подробно см. таблица №2), наибольшее количество учащихся в 1 В – 93%.

Анализируя таблицу №2, мы может сделать вывод, что у 85 % учащихся хорошо развита зрительно-моторная координация, на которую опирается процесс развития опознавательных и изобразительных навыков. Более 79% учащихся данных школ выполняют все задания самостоятельно без помощи психолога, 54% учащихся умеют действовать по плану и планируют свою деятельность, более 67% учащихся осуществляют контроль своих действий, более 40% учащихся адекватно реагируют на успех и неудачу.

Из представленной таблицы №2 видно, что учащиеся 1-х классов независимо от параллели практически равномерно распределились по уровням сформированности зрительно-моторной координации. Высокие результаты показали 11% учащиеся, 1-а-16%, 1-б -12%, 1-в-3%, 1-г-14%. Слабый результат показали 15% учащихся 1-а- 8%, 1-б - 23%,1-в - 3%,1-г - 17%.

У 15% учащихся внимание находящихся на низком уровне носит не произвольный характер, не сформировано зрительное восприятие, наблюдательность, умение соотносить отдельные части в целое. У большинства детей слабо развито зрительно-пространственное восприятие . Они не способны ориентироваться на листе, не всем понятны пространственные взаимоотношения предметов (справа - слева, над - под, на - за, сверху - снизу и др.), им очень трудно различать пространственное расположение фигур, деталей на плоскости. Несформированность зрительно-моторных координаций учащимся не позволяет им координировать свои движения. Дети не могут срисовывать простые геометрические фигуры, предметы, пересекающиеся линии, буквы, цифры с соблюдением размеров, пропорций, соотношений штрихов, соответственно у них слабо развита моторика мелких мышц руки.

Наиболее сложным при выполнении заданий для учащихся является оценка своих результатов, они в основном оценивают только свои достижения. Несмотря на то, что учащиеся умеют планировать свою деятельность, они не всегда пользуются планом.

Таблица 3

Сравнительная таблица по 1-ым классам (за 8 лет).

07-08 уч.г.

08-09 уч.г.

09-10 уч.г.

10-11 уч.г.

11-12 уч.г.

12-13 уч.г.

13-14 уч.г.

14-15 уч.г.

15-16 уч.г.

16-17 уч.г.

Диапазоны

101чел

98 чел

99 чел

100 чел

125 чел

104 чел

104 чел

109чел

117 чел

чел

1 уровень

(хорошо сформирована моторика)

(35%)

(19%)

(52%)

(49%)

(26%)

(19%)

(52%)

(7%)

(12%)

(11%)

2 уровень

Норма

(15%)

(37%)

(22%)

(15%)

(39%)

(47%)

(29%)

(82%)

(56%)

(74%)

3 уровень

(плохо сформирована моторика)

(50%)

(44%)

(25%)

(36%)

(35%)

(34%)

(19%)

(11%)

(32%)

(15%)

Выводы:

В 2016-2017 уч.г . основной процент учащихся принадлежит к возрастной норме (74%).

Учащиеся, принадлежащие к данному уровню, характеризуются усердностью, старательностью, работоспособностью в учебном процессе, данный уровень типичен для поступающих первоклассников, достаточен для начального обучения, но этих учеников необходимо контролировать, чтобы не допустить перехода на более низкий уровень.

15% учащихся по параллели имеют низкий уровень зрительно-моторной координации. В процессе работы в классе у данных учащихся будет наблюдаться повышенная тревожность и скованность, особенно это проявится в выполнения письменных заданий, как следствие, у этих учеников происходит повышенная утомляемость на уроках, усиливаются регрессивные тенденции. Таким образом, зрительно-моторная координация, пространственная ориентация с материалом у данной категории детей развита недостаточно хорошо, соответственно учащиеся сталкиваются с рядом трудностей в процессе учебы.

Хорошо сформирована зрительно-моторная координация у 11% учащихся, у них движение руки осуществляются под чутким руководством глаз, они внимательны и наблюдательны в процессе работы на уроках, последовательно, четко, точно и аккуратно справляются с предлагаемыми педагогом заданиями.

Наиболее типичные ошибки у первоклассников во время тестирования:

- неправильно держит ручку, быстрая утомляемость руки;

Неправильно расположил фигуры (в процессе переноса на лист);

Частые исправления раннее написанного;

При копировании рисунка ребенок неверно отобразил кривую линию;

Неправильно сосчитал и перенес с образца количество точек;

Нарушена траектория движения руки, неверное отражение фигуры на листе.

У данных учащихся с нарушением зрительно-моторной координацией (15%) обучение письму может осуществляться на основе формирования чисто моторного навыка. В этих целях можно использовать упражнения, направленные на развитие восприятия и ориентировки в пространстве, также в которых детям необходимо обводить образцы букв и слов (в том числе через кальку). Можно обучать визуальному анализу, используя поэтапное письмо в специально распечатанном поле (как при перерисовывании картин с помощью мелкой клетчатой сетки).

Необходимо отметить, что дети с плохо сформированными навыками зрительно-моторной координацией могут испытывать трудности с письмом, особенно при списывании в прописи, с доски, т.к. связь между зрительным анализом и движениями руки у них еще не достаточно сформирована. Им обязательно нужна консультация невропатолога, т.к. возможны функциональные отклонения в мозговой деятельности или минимальные мозговые дисфункции, которые приводят к слабости оперативной памяти, к повышенной умственной утомляемости, что осложняет процесс обучения и может приводить к торможению в развитии.

  1. Не ругать ребенка и не требовать от него невозможного.

Приучать постепенно к речевому самоконтролю, внимательной поэлементной проверке собственной работы и сличению ее с образцами.

2. На уроках включать для развития моторики мелких мышц различные упражнения и рисование узоров по методике Н.Ф.Виноградовой, которая разработала специальную рабочую тетрадь для учащихся 1-х классов или использовать пособие О. Узоровой, Е.Нефедовой // 400 узоров

3. Для развития моторики мелких мышц руки как можно чаще на уроках и дома включать детей в такие деятельности как лепка из пластилина и глины, теста, рисование. штриховка др.

4. Консультации невропатолога, а при наличии органических и функциональных нарушений в работе мозга необходимо лечение и выполнение всех рекомендаций врача.

5. У детей с нарушениями зрительно-моторной координации обучение письму может осуществляться на основе формирования моторного навыка. Можно обводить образцы букв или слов через кальку. Можно обучать визуальному анализу, используя поэлементное письмо в специально расчерченном поле (как при перерисовывании картин с помощью мелкой клетчатой сетки).

Для учителей начальных классов:

  • учитывать возрастные особенности и возможности детей;
  • выработать единые требования к детям.
  • создать доброжелательную атмосферу, в которой комфортно чувствуют себя и ученики, и педагоги;
  • помочь быстрее узнать учащихся, быстрее индивидуализировать и дифференцировать обучение.

Для родителей:

  • снять напряжение со своего ребенка, вызванное предстоящим учебным годом;
  • создать атмосферу сотрудничества между ребенком и педагогом;
  • самостоятельно, целенаправленно дома работать с детьми над почерком (зрительно-моторные координации), развивать психические процессы (память, мышление, внимание, т.д.
  • работать в единой команде с педагогами.
  • договориться о способах взаимодействия учителя с родителями в течение года;
  • выяснить ожидания родителей по поводу обучения ребенка в школе и соотнести их с ожиданиями педагогов.

С педагогами:

1. Ознакомление классных руководителей с результатами диагностики на консилиуме, групповых и индивидуальных консультациях.

2. Оформление совместно с педагогами протоколов и плана психолого-педагогического сопровождения учащихся, обсуждавшихся на консилиуме и с классом в целом.

3. Проведение психолого-педагогических консилиумов в декабре и в начале мая по результатам педагогической диагностики с целью изучения готовности к школе и динамики адаптации учащихся и оказания своевременной помощи детям, испытывающим трудности в обучении и развитии.

4. Обучение педагогов психогимнастическим и коррекционно-развивающим упражнениям по развитию уровня внимательности, повышению скорости переработки информации, снятию психоэмоционального напряжения у детей и формированию навыков взаимодействия (По запросу педагогов и администрации).

5. Разработка совместно с педагогами коррекционно-развивающих программ и проектов (например, по развитию зрительно-моторной координации).

С родителями:

1. Ознакомление родителей с результатами диагностики на родительских собраниях или индивидуально.

2. Индивидуальное консультирование по результатам диагностики и по запросам родителей.

4.Психологическое просвещение родителей в рамках университета психолого-педагогических знаний (Темы на выбор классного руководителя и родителей).

С детьми:

1.Углубленная коррекционная работа с учащимися с низким уровнем зрительно-моторной координации (в течении года).

2. Коррекция познавательной сферы детей, имеющих трудности в обучении (по запросу педагогов или родителей).



ИСТОЧНИК: Л.А. Ясюкова. Методика определения готовности к школе. Прогноз и профилактика проблем обучения в начальной школе: Метод. руководство. - СПб: Иматон, 1999

Для проведения исследований с помощью предлагаемых ниже методик необходимо ксерокопировать приведенный раздаточный материал, увеличив его в 2 раза до формата А4 (стандартного машинописного листа). Следует также изготовить бланки, в которых вы будете фиксировать результаты, полученные каждым ребенком.
Исследование уровня готовности детей к школе целесообразно проводить в два этапа.
Первый этап -групповой . Психолог проводит в классе с детьми тест Тулуз–Пьерона (имеется в данном разделе сайта) и тест Бендер (см. ниже).
С помощью теста Тулуз–Пьерона выясняются динамические характеристики детской психики, свойства внимания, работоспособность и произвольность.
Тест Бендер позволяет определить наличный уровень зрительномоторной координации детей.
Групповой этап исследования осуществляется школьным психологом, он является наиболее сложным. Время проведения исследования- примерно 30 минут.
Приготовьте для каждого ребенка отдельный двусторонний бланк формата А4 (стандартный машинописный лист). С одной его стороны должен быть воспроизведен тест Тулуз–Пьерона, с другой- тест Бендер. Для работы вам понадобится секундомер.

Далее попросите детей перевернуть бланк, так чтобы перед ними оказался тест Бендер. Покажите имправильное (книжное) расположение листа. Покажите детям на рисунок, приведенный вверху.
Инструкция: «Ребята, внимательно посмотрите на рисунок вверху листа. Вот здесь внизу на свободной части листа (показать) постарайтесь перерисовать этот рисунок так, чтобы получилось очень похоже. Не торопитесь, здесь время не отмеряется, главное, чтобы получилось похоже».

Анализ теста Бендер
Анализ теста Бендер носит качественный характер. Плохую зрительномоторную координацию выдает рисунок, выполненный ребенком без детального анализа изображенияобразца, когда не соблюдаются основные пропорции и сопряжения элементов (имеются лишние пробелы и пересечения линий), количество кружков не соответствует образцу, пропущены некоторые элементы, имеются существенные перекосы изображения.

Второй этап - индивидуальное собеседование ребенка . Оно структурировано специальными заданиями на изучение объема зрительной и словесной памяти ребенка, освоенных им мыслительных операций и речевых навыков. Всем детям предъявляются одни и те же задания, что позволяет определить уровень успешности в выполнении как отдельного упражнения, так и всего комплекса в целом.
Нелишне напомнить, что:
перед началом исследования ребенок должен отдохнуть;
недопустимо изучать готовность к школе в тот период, когда ребенок болен;
перед работой ему стоит предложить посетить туалет.
В процессе исследования готовности детей к обучению в школе необходимо создать для них комфортную, доброжелательную обстановку. Не забывайте хвалить ребенка за выполнение каждого задания независимо от того, справился ли он с поставленной задачей или нет.
Индивидуальный этап исследования проводится по предлагаемой ниже методике. Необходимо ксерокопировать стимульный материал, увеличив его в два раза, а также приготовить для каждого ребенка
бланк фиксации результатов.

На исследование вам понадобится примерно 15 минут.
Перед его началом ребенку ничего в руки не выдается. Педагог лишь фиксирует в бланке его ответы, обязательно отмечая номер используемого варианта задания.

Порядок предъявления тестовых заданий:

Задание 1. Кратковременная речевая память
Инструкция: «Сейчас я тебе буду говорить слова, а ты слушай внимательно и запоминай. Когда я перестану говорить, сразу повторяй все, что запомнилось, в любом порядке». Четко произнесите все слова из любого ряда (1–4) с интервалом в пол-секунды, по окончании кивните головой и тихо скажите: «Говори».
Запишите все, что скажет ребенок (слова, которые он придумал сам, повторы и т. п.), не поправляя, не крити
куя и не комментируя его ответы. Записывайте слова так, как они произнесены ребенком, помечая для себя
искажения и дефекты произношения. В конце работы обязательно похвалите ребенка, сказав: «Задание было
трудное, и ты- молодец, много запомнил» (даже если ребенок запомнил всего 2–3 слова).
Слова для запоминания: (выбрать одну из строчек)
1. Рог, порт, сыр, грач, клей, тон, пух, сон, ром, или
2. Сор, ком, рост, боль, ток, кит, рысь, бег, соль, или
3. Кот, блеск, миг, крем, бур, гусь, ночь, торт, луч, или
4. Печь, дождь, сорт, торт, мир, бант, грань, зуд, дом.

За каждое верно названное слово начисляется 1 балл (максимально 9 баллов).

Задание 2. Кратковременная зрительная память
Положите перед ребенком таблицу с 16-ю картинками.
Инструкция: «А здесь нарисованы картинки. Смотри и запоминай. Потом я у тебя заберу эти картинки, а ты
мне назовешь все, что запомнилось, в любом порядке». Время предъявления картинок- 25–30 секунд.
В бланке ответов отметьте крестиком все, что ребенок назовет правильно. Когда ребенок замолчит, скажите ему: «Попробуй мысленно просмотреть картинку, может быть, ты еще чтото увидишь». Обычно детям удается вспомнить чтонибудь еще. Запишите то, что вспомнит ребенок, и обязательно похвалите его за работу. За каждую верно названную картинку начисляется 1 балл (максимально 16 баллов).


Задание 3. Интуитивный речевой анализ - синтез
Инструкция: «Теперь я тебе буду говорить слова. Ты должен найти, какое слово лишнее. Всего будет пять слов, четыре можно объединить, они друг к другу подходят, а одно- неподходящее, лишнее, его и называй».
Зачитайте последовательность слов (см. ниже три варианта последовательностей слов) и запишите лишнее слово, которое назовет ребенок. Похвалите его.
Не просите ребенка объяснять, почему он выбрал то или иное слово. Если ребенок неправильно выполняет
первое задание или не понимает, как это- найти лишнее слово,- разберите с ним пример: «астра, тюльпан, василек, кукуруза, фиалка». Пусть о каждом слове ребенок скажет, что оно означает. Помогите ему выбрать лишнее слово и объясните, почему оно лишнее. Отметьте, смог ли ребенок догадаться сам.
Если при выполнении первого задания ребенок в качестве лишнего назвал последнее слово в ряду, притом,
что до этого он плохо справился с заданием на кратковременную речевую память (см. задание №1), спросите у него, все ли слова он запомнил. Прочитайте слова еще раз. Если после этого ребенок дает правильный ответ, следующие ряды ему надо зачитывать 2–3 раза. Все повторные предъявления слов отмечаются в бланке ответов для того, чтобы потом при интерпретации выяснить причину, анализируя показатели скорости переработки информации, внимательности, речевой памяти, мышления, тревожности. Курсивом выделены правильные ответы. За каждый правильный ответ начисляется 1 балл (максимум 4 балла).

Вариант 1
3.1. Лук, лимон, груша, дерево, яблоко.
3.2. Электролампа, свеча, прожектор, светлячок, фонарь.
3.3. Сантиметр, весы, часы, радиоприемник, градусник.
3.4. Зеленый, красный, солнечный, желтый, фиолетовый.

Вариант 2
3.1. Голубь, гусь, ласточка, муравей, муха.
3.2. Пальто, брюки, шкаф, шапка, куртка.
3.3. Тарелка, чашка, чайник, посуда, стакан.
3.4. Теплая, холодная, пасмурная, погода, снежная

Вариант 3
3.1. Огурец, капуста, виноград, свекла, лук.
3.2. Лев, скворец, тигр, слон, носорог.
3.3. Пароход, троллейбус, автомобиль, автобус, трамвай.
3.4. Большой, маленький, средний, крупный, темный.

Задание 4. Речевые аналогии
Инструкция: «А теперь представь «стол» и «скатерть».
Эти два слова както между собой связаны. Тебе надо найти подходящее слово к слову «пол», чтобы получилась такая же парочка, как «стол–скатерть». Я назову тебе слова, а ты выбери, какое из них подойдет к слову «пол», чтобы получилось так же как «стол–скатерть». «Пол»,- выбирай: «мебель, ковер, пыль, доски, гвозди».
Запишите ответ. Если ребенок ответил неправильно, не говорите ему об этом, а следующее задание разберите с ним как пример.
Продолжение инструкции: «Ручка–писать»- как связаны эти два слова? Можно сказать, что ручкой пишут, да? Тогда к слову «нож» какое слово подойдет, чтобы получилось так же, как «ручка–писать»?
«Нож»,- выбирай; «бежать, резать, пальто, карман, железный».
Запишите ответ. Если ребенок снова ответил неправильно, больше примеры не разбирайте. Доделайтезадания в соответствии с общей инструкцией. Не поправляйте ребенка и не делайте критических замечаний в процессе работы.

Пары слов
1. стол: скатерть = пол: мебель, ковер, пыль, доски, гвозди.
2. ручка: писать = нож: бежать, резать, пальто, карман, железный.
3. сидеть: стул = спать: книга, дерево, кровать, зевать, мягкий.
4. город: дома = лес: деревня, деревья, птицы, сумерки, комары.

Задание 5. Произвольное владение речью

Задание 5.1. Исправление семантически неверных фраз
Инструкция: «Послушай предложение и подумай, правильное оно или нет. Если неправильное, скажи так,
чтобы было верно».
Зачитайте предложение. Если ребенок говорит, что все верно, так и запишите и переходите к следующему предложению. По просьбе ребенка предложение можно повторить. Этот факт необходимо обязательно отметить в бланке ответов. Если ребенок, прослушав первое предложение, начинает объяснять, почему предложение неправильное, остановите его и попросите сказать так, чтобы было правильно. Аналогично поступайте и со вторым предложением.

Предложения
1) Взошло солнце, и закончился день. (Начался день.)
2) Этот подарок доставил мне большую печаль. (Доставил мне большую радость.)

Задание 5.2. Восстановление предложений
Инструкция: «А в этом предложении в середине что-то пропущено (слово или несколько слов). Вставь, пожалуйста, пропущенное и скажи предложение целиком».
Зачитайте предложение, делая паузу на месте пропуска. Запишите ответ. Если ребенок называет только слово, которое надо вставить, попросите его сказать предложение целиком. Если ребенок затрудняется, не настаивайте. Аналогично поступайте и со вторым предложением.

Предложения
1) Оля.... свою любимую куклу. (взяла, сломала, потеряла, одела и т. п.);
2) Вася... красный цветок. (сорвал, подарил, увидел и т. п.).

Задание №5.3. Завершение предложений
Инструкция: «А теперь я начну предложение, а ты закончи».
Произнесите начало предложения так, чтобы оно интонационно звучало незаконченным, и ждите ответа.
Если ребенок затрудняется с ответом, скажите ему:
«Придумай чтонибудь, чем можно было бы закончить - это предложение». Затем повторите начало предложения. Этот факт необходимо обязательно отметить в бланке ответов. Ответы записывайте дословно, сохраняя порядок слов и их произношение. Не поправляйте ребенка и похвалите его за работу.

Предложения
1) «Если в воскресенье будет хорошая погода, то...» (мы пойдем гулять и т. п.)
или «Если на улицах лужи, то...» (нужно надеть сапоги, был дождь и т. п.);
2) «Ребенок ходит в детский сад, потому что...» (он еще маленький, ему там нравится и т. д.)
или «Мы тепло одеваемся, потому что...» (на улице холодно и т. п.);
3) «Девочка ударилась и заплакала, потому что...» (ей стало больно, очень торопилась и т.п.)
или «Дети любят мороженое, потому что...» (оно вкусное, сладкое и т. д.);
4) «Саша еще не ходит в школу, хотя...» (уже собирается, уже подросла и т. п.) или «Даша еще маленькая, хотя...» (уже ходит в садик и т. д.).
За каждое безупречное дополнение начисляется 1 балл. Если содержатся мелкие ошибки- 0,5 балла
(максимально 8 баллов).

Задание 6. Интуитивный визуальный анализ - синтез
Покажите ребенку картинки, предназначенные для выполнения этого задания (см. приложение №5).
Инструкция: «Посмотри на эти картинки. Кто в верхнем рядочке лишний? Покажи. А в следующем рядочке какая картинка лишняя?» (и так далее).
Запишите ответы. Если ребенок медлит с ответом, спросите его: «Ты понимаешь, что нарисовано на картинках?» Если ему не понятно- назовите сами.
Если ребенок говорит, что лишних картинок нет (это может произойти после рассмотрения четвертого ряда картинок), отметьте это в бланке ответов. Затем попросите ребенка вновь посмотреть на ряд картинок и найти лишнюю. Запишите, какую картинку он выберет повторно.
Если ребенок отказывается искать, не настаивайте.

Правильные ответы:
1. Собака (ряд картинок №1)
2. Цветы (ряд картинок №2)
3. Батон (ряд картинок №3)
4. Бумага (ряд картинок №4)
За каждый правильный ответ- 1 балл (максимально - 4 балла).


Задание 7. Визуальные аналогии
Покажите ребенку картинки, предназначенные для выполнения этого задания (см. приложение №6).
Инструкция: «Посмотри, здесь уже объединили «кошечку» и «котенка» (показать). Тогда к курочке вот сюда
(показать) какую из этих картинок (показать на картинки снизу) надо добавить, чтобы получилась такая же парочка? Если «кошечка и котенок», то «курочка и...»? Покажи».
Запишите ответ. Покажите следующие картинки. Повторите инструкцию, но больше не называйте то, что
нарисовано на картинках, а только показывайте. Принимайте и записывайте все ответы без критики, за правильные ответы обязательно хвалите ребенка.
За каждый правильный ответ- 1 балл (максимально - 8 баллов).

Правильные ответы:
1. Цыпленок (картинка 3).
2. Портфель (картинка 2).
3. Глаз (картинка 4).
4. Бумага (картинка 3).
5. Еж (картинка 4).
6. Электроплитка (картинка 2).
7. Мороженое (картинка 1).
8. Лицо (картинка 4).

Задание 8. Абстрактное мышление
Покажите ребенку картинки, предназначенные для выполнения этого задания.

Задание №8.1
Инструкция: «Посмотри, нарисован холодильник. Знаешь, для чего холодильник используют? На какой из
этих картинок (показать на картинки справа) нарисовано чтото такое, что используют не для того, для чего нужен холодильник, а наоборот? Покажи эту картинку».
Запишите ответ, не требуйте объяснений. Перейдите к следующему заданию.
Правильный ответ: электроплитка- картинка 2.

Задание №8.2
Инструкция: «У этих двух картинок (показать на две верхние картинки) есть чтото общее. Какую из нижних
картинок (показать) к ним надо добавить, чтобы она одновременно подошла и к этой (показать на желуди),
и к другой картинке (показать на сов), и чтобы это об щее повторилось? Какая из нижних картинок лучше
всего подойдет сразу к двум верхним? Покажи».
Записать ответ; если ребенок указывает на «ягоды», спросить: «Почему?» и записать.
Правильный ответ: две ягодки- картинка 2

Задание№8.3.
Инструкция: «Какое слово длиннее- «кот» или «котенок»?».
Запишите ответ. В этом задании инструкцию повторять нельзя.

Задание №8.4
Инструкция: «Посмотри, вот так цифры записаны (показать): 2, 4, 6, … Сюда (показать на многоточие) какую цифру надо добавить: 5, 7 или 8?».
Записать ответ. Похвалите ребенка и скажите, что работа закончена.
За каждый правильный ответ- 1 балл (максимально- 4 балла).

Собеседование с учителем позволит определить достигнутый к моменту опроса уровень развития ум ственных навыков ребенка. В бланке фиксации результатов подсчитайте общую сумму баллов, набранных ребенком с первого по восьмое задание. Если ребенок сможет безупречно выполнить все предложенные ему задания, то он наберет в сумме 57 баллов. Однако практика показывает, что нормальным результатом для 6–7летних детей, готовящихся к поступлению в школу, является сумма в 21 балл.
Высокий суммарный результат для дошкольника- более 26 баллов,
низкий- менее 15 баллов.
Обыкновенно «средний» дошкольник запоминает с первого раза около 5 слов и 5–6 картинок;
в 3, 4, 6, 8 заданиях набирает по 2–3 балла, в 5м задании - 5–6 баллов, а в 7м - только 2 балла.