Коммуникативный или коммуникабельный человек. Что такое коммуникабельность человека, простыми словами

Считаете ли вы себя коммуникабельным человеком? Или вы просто общительный? Может, вы думаете, что это одно и то же? Оказывается, нет! Можно быть общительным человеком и вовсе не коммуникабельным. Давайте в этом разберемся. Откроем словарь и прочитаем: «Коммуникабельный – такой, с которым легко общаться, иметь дело, устанавливать контакты» (словарь Ожегова). Если человек общителен, то это не значит, что с ним легко и приятно общаться другим. Есть люди сверхобщительные, которые навязывают свои разговоры каждому, кто оказывается рядом. А есть молчуны, из которых слова не вытянешь… Но они умеют слушать, и с ними легко молчать… Очень часто в современной речи мы используем также понятие «коммуникативные способности», а что это значит? Слово «коммуникация» взято из мира техники, где оно означает «путь сообщения, форма связи». В лингвистике это слово обозначает способность осуществлять связь между общающимися. Поэтому коммуникативность предполагает свободное владение языковыми средствами на всех уровнях: фонетическом, лексико-семантическом, морфологическом и синтаксическом. Коммуникативные способности отражаются на активности говорящего и пишущего.

Каким человеком являешься ты? Насколько ты коммуникабелен и общителен? Хочешь проверить? Ответь на вопросы «да» или «нет» (и постарайся ответить максимально честно):

1. Ты любишь больше слушать, чем говорить?

2. Ты всегда можешь найти тему для разговора даже с незнакомым человеком?

3. ты всегда внимательно слушаешь собеседника?

4. Любишь ли ты давать советы?

5. Если тема для разговора тебе неинтересна, покажешь ли ты это собеседнику?

6. Ты раздражаешьсь, когда тебя не слушают?

7. У тебя по любому вопросу есть собственное мнение?

8. Если тема разговора тебе незнакома, станешь ли ты ее развивать?

9. Любишь ли ты быть в центре внимания?

10. Есть хотя бы три предмета, в которых ты являешься бесспорным экспертом?

11. Ты хороший оратор?

За положительные ответы на вопросы 1, 2, 3, 6, 7, 8, 9. 10, 11 засчитай себе по одному баллу и сложи их.

1-3 балла. Трудно сказать, то ли ты молчун. Из которого не вытянешь и слова, то ли настолько некоммуникабелен, что люди избегают общения с тобой. Но факт остается фактом: общение с тобой далеко не всегда приятно и часто крайне тяжело.

4-8 баллов. Ты, может быть, и не слишком общительный человек, но всегда внимательный и приятный собеседник, хотя можешь быть весьма рассеяным, когда не в духе, но ты не требуешь в такие минуты особого внимания к своей персоне.

9-11 баллов. Ты, наверное, один из самых приятных в общении людей. Вряд ли друзья могут без тебя обойтись. Это прекрасно. Возникает только один вопрос: тебе, действительно, приятна все время твоя роль или иногда тебе приходится играть, как на сцене?

Любое общение, в том числе и деловое - это прежде всего коммуникация, т. е. обмен информацией, значимой для участников общения. Само понятие «коммуникация» (от лат. communicatio - сообщение, связь, путь сообщения, а это слово, в свою очередь, произошло от communico - делаю общим, связываю, общаюсь) обозначает смысловой аспект социального взаимодействия.

Коммуникативность и ее виды – иногда рассматривается как процесс взаимодействия между людьми, в ходе которого возникают, проявляются и формируются межличностные отношения. Коммуникативность предполагает обмен мыслями, чувствами, переживаниями и т. п.

Говоря о таком явлении как коммуникативность личности , следует иметь в виду, что это явление необходимо рассматривать не только как совокупность некоторых характерологических свойств и качеств, позволяющих осуществлять процесс общения, но и то, что коммуникативность личности является компонентом мотивационно-потребностной сферы. Это подразумевает собой то, что коммуникативность требует наличия соответствующей направленности личности, определяющей социальный и нравственный вес личности, ее потребности, интересы, убеждения, идеалы и соответствующих ценностных ориентаций, как правило, не непосредственно мотивирующих поведение, а выполняющих координирующую функцию, в том числе и «фильтрующую».

Коммуникативность личности в целом определяется такими компонентами, как коммуникативная активность, эмоциональная реактивность в общении, коммуникативная уверенность, коммуникативный объект.

Понятие коммуникативности необходимо дополнить элементами, относящимися к осознанию деятельностной среды (социальной и физической), окружающей человека и способностью воздействия на нее для достижения своих целей, а в условиях совместной работы делать свои действия понятными для других

Коммуникативность - способность к общению. Общение как уже было выявлено - сложный многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми, порождаемый потребностями совместной деятельности и включающий в себя обмен информацией, выработку единой стратегии взаимодействия, восприятие и понимание другого человека.

Эффективная коммуникация - коммуникация, способствующая достижению целей участников общения. Она предполагает выяснение следующих вопросов: каковы средства коммуникации и как правильно ими пользоваться в процессе общения; как преодолеть коммуникативные барьеры непонимания и сделать коммуникацию успешной.

Основные функции коммуникации:

· информативная – передача истинных или ложных сведений;

· интерактивная (побудительная) – организация взаимодействия между людьми, например, согласование действий, распределение функций, влияние на настроения, убеждения, поведение собеседника путем использования различных форм воздействия: внушение, приказ, просьба, убеждение;


· перцептивная функция – восприятие друг друга партнерами по общению и установление на этой основе взаимопонимания;

· экспрессивная – возбуждение или изменение характера эмоциональных переживаний.

Общение, будучи сложным социально-психологическим процессом взаимопонимания между людьми, осуществляется по следующим основным каналам: речевой (вербальный) и неречевой (невербальный) каналы общения. Вербальный (от лат. vеrbalis - словесный, устный) – в психологии этот термин служит для обозначения информации, выраженной знаковой, а именно словесной, языковой системой. Исследования показывают, что в ежедневном акте коммуникации человека слова составляют 7 %, звуки и интонации – 38%, неречевое взаимодействие – 55%.

Вербальное общение (вербальная коммуникация) использует в качестве знаковой системы человеческую речь, естественный звуковой язык, то есть систему фонетических знаков, включающую два принципа: лексический и синтаксический. Речь является самым универсальным средством коммуникации, поскольку при передаче информации при помощи речи менее всего теряется смысл сообщения. Речь, как средство общения, одновременно выступает и как источник информации, и как способ воздействия на собеседника. Значение речи для человека очень велико: оно делает достоянием индивидуального сознания опыт всего человечества, выводит наше сознание за пределы чувственного опыта. На основе исходной формы непосредственного общения в процессе исторического развития человечества возникли и развились формы опосредствованного общения. Решающую роль в их формировании сыграло возникновение письменности, благодаря которой появилась возможность преодоления «единства места и времени действия», необходимого для непосредственного общения.Опосредованное общение – это коммуникация, в которую вклиниваются промежуточные звенья в виде третьего лица, механизма, вещи. Если например два человека разговаривают по телефону, то опосредованность можно считать минимальной: они слышат друг друга, но не могут друг к другу прикоснуться. В том случае, когда один другому посылает письмо или передает сообщение через третьих лиц, опосредованность значительная.

Отличительные особенности устной и письменной речи Для человека, овладевшего письменной речью, сфера общения, а следовательно источники, из которых он может «черпать опыт», значительно расширяются. Но вместе с тем в общении, опосредованном письменностью, утратили свое значение мимические и пантомимические средства. Да и сама письменная речь лишена многих особенностей, которые свойственны речи устной (например, тесно связанных с выражением эмоциональных состояний интонационных характеристик). Ломов Б. Ф., 1984, с. 265.

Непосредственное вербальное общение чаще всего принимает форму разговора

В структуру речевого общения входят:

1)Значение и смысл слов, фраз. Важную роль также играет точность употребления слова, его выразительность и доступность, правильность построения фразы и ее доходчивость, правильность произношения звуков, слов, выразительность и смысл интонации.

3) Речевые звуковые явления (экстралингвистическая система): характерные специфические звуки, возникающие при общении: смех, хмыканье, плач, шепот, вздохи и др.; разделительные звуки – это кашель; нулевые звуки – паузы, а также звуки назализации – «хм-хм», «мг-мг» и др. Все эти дополнения увеличивают семантически значимую информацию, но не посредством дополнительных речевых включений, а «околоречевыми» приемами.

Диалог, или диалогическая речь, как специфический вид «разговора» представляет собой последовательную смену коммуникативных ролей, в ходе которой выявляется смысл речевого сообщения, то есть происходит то явление, которое было обозначено как «обогащение, развитие информации». Разговор, ставший для людей обычным делом, подчиняется определенным правилам, имеет определенный порядок и структуру. Н. И. Семечкин (2004) дает следующее описание разговора.

Выделяют три типа разговора:

1) формализованный, где разговор следует строгой, заранее оговоренной регламентации (например, переговоры, совещания, конференции и т. д.);

2) полуформализованный, где отсутствует предварительно заданная регламентация, но все же какие-то каноны соблюдаются (светские беседы, официальные приемы);

3) неформализованный, где также существуют правила, которые, однако, регулируют не внешнюю, а внутреннюю, сущностную сторону разговора. Эти правила довольно гибкие, изменяемые в зависимости от ситуации (например, повседневные разговоры с близкими, знакомыми, случайными собеседниками).

Вне зависимости от типа все разговоры подчинены единой логике, базирующейся на риторических принципах речевого воздействия.

В деловой риторике используются следующие принципы речевого воздействия: доступность, ассоциативность, сенсорность, экспрессивность, интенсивность.

Доступность предполагает взвешенность содержания речи, учет культурно-образовательного уровня слушателей, их жизненного и производственного опыта. Многие люди слышат то, что хотят слышать. Поэтому следует принимать во внимание социальный состав аудитории (пенсионеры, молодежь, женщины, научные работники и т. д.). Эффективен прием актуализации содержания, использования малоизвестной информации (новизна и оригинальность), сочетания разнохарактерных сведений, их достоверность.

Ассоциативность означает вызов сопереживаний и соразмышлений, который достигается обращением к эмоциональной и рациональной памяти слушающих. Для этого используются такие приемы, как аналогии, ссылки на прецеденты, образность высказывания. Специальный ряд приемов связан с привлечением стихов, музыки, живописи, видеофильмов и т. п.

Сенсорность предусматривает широкое использование цвета, света, звука, рисунков, моделей в коммуникационном общении. Чем основательнее и разностороннее задействованы человеческие ощущения, тем эффективнее проникает информация в психику людей и процесс ее освоения идет в ней активнее.

Экспрессивность предполагает эмоциональную напряженность речи, ее эмоциональный подтекст, выразительность мимики, жестов, позы выступающего. Такая изнутри идущая раскрытость выступающего свидетельствует о его полной самоотдаче. Страстность, неподдельная радость или грусть, сострадание - все это конкретные формы экспрессивности.

Интенсивность характеризует темп подачи информации, степень подвижности выступающего во время общения. Разная информация и различные люди нуждаются в дифференцированном темпе изложения и усвоения услышанного. Нужно учитывать темперамент людей, их подготовленность к принятию конкретного вида информации личную заинтересованность в ней. Например, выступления на совете организации и на уличном митинге, естественно, подаются в разном темпе. В этой связи важны ориентация выступающего в настроении аудитории, умение предложить ей приемлемый скоростной режим усвоения информации. Эти принципы коммуникационного общения обретают наибольшую выразительность при умелом использовании риторического инструментария.

Его практическое назначение - придать коммуникационному общению воздействие на мысли и чувства людей.

Коммуникативные эффекты. Данный риторический инструментарий выступает в виде следующего набора коммуникативных эффектов: визуального имиджа, первых фраз, аргументации, квантового выброса информации, интонации и паузы, художественной выразительности, релаксации, дисперсии.

Эффект визуального имиджа рассчитан на впечатление от внешнего вида выступающего, который вызывает симпатию или антипатию еще до того, как выступающий начал говорить. Привлекательный внешний вид, элегантная манера общения, доброжелательный, открытый взгляд - все это оказывает на людей положительное воздействие до начала речи выступающего.

Эффект первых фраз, как правило, закрепляет или корректирует первоначальное впечатление от выступающего. Главным критерием эффекта первоначальных фраз является заключенная в них привлекательная информация. Она может быть известной, но поданной в новой интерпретации, сопровождаемой оригинальными примерами. Очень важно при подготовке к выступлению определить основные социальные группы аудитории, настроение и ожидания, особенности эмоционального склада. Поэтому надо располагать набором начальных фраз, ориентированных на социальные группы, преобладающие в аудитории.

Эффект аргументации основан на логике выступления, которая придает ему обоснованность и убедительность. Если логика - это внутренняя организация речи, то ее внешней стороной является теоретическая и практическая аргументация. К теоретической аргументации относятся научные положения, концепции, к практической - конкретные факты, цифры, статистические данные.

Эффект квантового выброса информации является одним из действенных риторических приемов для поддержания внимания аудитории. Он основан на заранее продуманном размещении по всей речи новых мыслей и аргументов. Таким образом, выступающий активизирует внимание, выбрасывая через определенные временные интервалы кванты свежей информации.

Эффект интонации и паузы весьма доступный и продуктивный по результату риторический инструмент. Специалисты утверждают, что интонация и паузы способствуют 10- 15%-ному приращению информации. Такова особенность человеческого восприятия. Придание слову или фразе определенной голосовой тональности, как правило, вызывает у слушающих людей определенные ассоциации. В итоге происходит информативное приращение к тому, что говорит выступающий. Деликатным риторическим инструментарием является пауза. Ее применение эффективно тогда, когда есть уверенность

у выступающего, что его слушатели активно включились в коммуникационный процесс, что их мышление, память и воображение интенсивно соучаствуют в нем. Вот тогда для самостоятельного осмысления слушателями получаемой информации, подключения к ней собственных знаний и полезна пауза.

Эффект художественной выразительности связан с умением превращать мысли в соответствующие слова, грамотно строить предложения, соблюдать правила словоударений. Логика речи подсказывает, какие фразы достойны занять место в речи. Не любая фраза может быть вставлена в выступление. Это могут быть лишь фразы, которые не нарушают смысл изложения, обеспечивают его речевое воплощение, доступное для осмысления.

Эффект релаксации используется оратором в помощь слушателям. Важное значение имеет умение слушать. Чем сложнее выступление, тем большие усилия приходится прилагать слушателям для концентрации своего внимания. Цель эффекта релаксации снять эмоциональную напряженность. Классическим примером этого является юмор. Благодаря юмору создается естественная пауза для отдыха и появляется возможность для восстановления эмоциональной энергии.

Эффект дисперсии. Приведем такие данные: если за 100% обозначить замысел выступления, то его словесную форму обретает 90%, из которых 80%i получили устное звучание, при этом 70%iбыли услышаны аудиторией, из объема услышанной информации поняты были 60%, а в памяти осталось около 25%).

Таким образом, коммуникационный процесс - это не переливание информации из одного сосуда в другой. Ему свойственны непрерывная утеря информации и субъективное искажение. На это есть масса причин. Одна из них в риторике обозначается понятием «дисперсионные потери». Под ними подразумевается рассеивание информации по мере получения от выступающего.

Особенности и значение невербального канала общения. В процессе коммуникации, наряду с взаимоинформированием, осуществляется также и взаимовлияние людей друг на друга. Важную роль при анализе данной стороны общения играют мотивы общающихся, их цели, установки и пр. Для их более полного рассмотрения необходимо обратиться невербальному каналу общения, к тем знаковым системам, которые включены в общение помимо речи. С каждым годом все большим становится убеждение ученых в том, насколько значимым оказываются невербальные средства в ходе взаимодействия людей. Отметим, что данное обстоятельство находит подтверждение в экспериментах, проводимых, в основном, психологами.

В частности, Альберт Мейерабиан установил, что передача информации происходит за счет вербальных средств (только слов) на 7%, за счет звуковых средств (включая тон голоса, интонацию) на 38% и за счет невербальных средств – на 55%. Профессор Бердвистелл, проделав аналогичные исследования, выявил, что в среднем человек говорит словами только в течение 10-11 минут в день, и что каждое предложение в среднем звучит не более 2,5 секунд. Как и Мейерабиан, он обнаружил, что словесное общение в беседе занимает менее 35%, в то время как более 65% информации передается с помощью невербальных средств.

Эти данные красноречиво говорят об определяющем значении невербалики для психологии общения и взаимопонимания людей, обращают особое внимание на значение жестов и мимики человека.

Касаясь особенностей языка телодвижений, отметим также, что егопроявление обусловлено импульсами нашего подсознания, и отсутствие возможности подделать эти импульсы позволяет доверять этому языку больше, чем обычному вербальному каналу общения. «Язык телодвижений более правдив, чем язык слов» - справедливо замечает по этому поводу Хорст Рюкле.

Большинство исследователей разделяет мнение, что словесный (вербальный) канал используется для передачи информации, в то время как невербальный канал применяется для обсуждения межличностных отношений, передачи эмоций, а в некоторых случаях используется и вместо словесных сообщений. Невербальное общение, по утверждению Н.Н.Обозова, как бы наполняет общение живым человеческим содержанием и особенно важно при передаче эмоциональных состояний, выступая своеобразной формой обращения друг к другу.

Невербальное общение (невербальная коммуникация) включает следующие основные знаковые системы (совокупность визуальных, акустических, тактильных, кинесических, проксемических, акустических, паралингвистических и экстралингвистических средств общения): 1) оптико-кинетическую (жестикуляция, мимика, пантомимика – движение и позы, направление взгляда, визуальный контакт, покраснение и побледнение кожи, стереотипы моторики); 2) пара- и экстралингвистическую, 3) организацию пространства и времени коммуникативного процесса (проксемика), 4) предметные контактные, тактильные действия (рукопожатия, объятия, поцелуи, похлопывания, толчки, поглаживания, касания, пощечины, удары); 5) ольфакторные (связанные с запахом).

Совокупность этих средств необходима для реализации следующих функций общения:

· дополнение речи и замещение речи;

· репрезентация эмоциональных состояний партнеров по коммуникативному процессу, обнаружение намерений собеседника;

· создание и поддержка психологического контакта, его регулирование в процессе общения;

· придание новых смысловых оттенков сообщаемой информации, направление процесса истолкования слов и выражений в нужную сторону;

· выражение принятой роли, смысла ситуации;

· усиление вербального воздействия и др.

Большинство исследователей сходятся во мнении, что с помощью слов передается в основном информация, а с помощью жестов – различное отношение к этой информации, а иногда жесты могут заменять и слова.

Оптико-кинетическая система знаков включает в себя:

· жесты – движения, передающие психическое состояние говорящего или думающего про себя человека;

· мимику – движения мышц лица, отражающие внутреннее эмоциональное состояние;

· пантомимику - динамическое состояние позы в конкретный момент общения;

· контакт глаз – интенсивность, длительность, частота обмена взглядами со стороны собеседников.

Пространственно-временная организация общения . Наука, исследующая расположение людей в пространстве при общении, называется проксемикой. Организация пространства и времени коммуникативного процесса выступает также особой знаковой системой, несет смысловую нагрузку как компонент коммуникативной ситуации. Так, например, размещение партнеров лицом друг к другу способствует возникновению контакта, символизирует внимание к говорящему, в то время как окрик в спину также может иметь определенное значение отрицательного порядка.

Проксемика – специальная область, занимающаяся нормами пространственной и временной организации общения; располагает в настоящее время большим экспериментальным материалом. Основатель проксемики – Э. Холл называет ее «пространственной психологией». Он исследовал первые формы пространственной организации общения у животных; предложил особую методику оценки интимности человеческого общения на основе изучения организации его пространства; зафиксировал, например, нормы приближения человека к партнеру по общению, свойственные американской культуре: интимное расстояние (0 - 45 см); персональное расстояние (45 - 120 см), социальное расстояние (120 - 400 см); публичное расстояние (400 - 750 см).

Интимная зона (0 - 45 см). В эту зону допускаются лишь близкие, хорошо знакомые люди, для этой зоны характерны доверительность, негромкий голос в общении, тактильный контакт, прикосновения. Исследования показывают, что нарушение интимной зоны влечет определенные физиологические изменения в организме: учащение биения сердца, повышенное выделение адреналина, прилив крови к голове и пр. Преждевременное вторжение в интимную зону в процессе общения всегда воспринимается собеседником как покушение на его неприкосновенность.

Личная или персональная зона (45 - 120 см) предназначена для обыденной беседы с друзьями и коллегами и предполагает только визуально-зрительный контакт между партнерами, поддерживающими разговор.

Социальная зона (120 - 400 см) обычно соблюдается во время официальных встреч в кабинетах, преподавательских и других служебных помещениях, как правило, с теми людьми, которых не очень хорошо знают.

Публичная зона (свыше 400 см) подразумевает общение с большой группой людей (в лекционной аудитории, на митинге и пр.).

Эти данные имеют большое прикладное значение, прежде всего при анализе успешности деятельности различных дискуссионных групп.

Таким образом, анализ всех систем невербальной коммуникации показывает, что они, несомненно, играют большую вспомогательную (а иногда самостоятельную) роль в коммуникативном процессе.

Причинами плохой коммуникации могут быть:

  1. стереотипы - упрощенные мнения относительно отдельных лиц или ситуации, в результате чего нет объективного анализа и понимания людей, ситуаций, проблем;
  2. «предвзятые представления» - склонность отвергать все, что противоречит собственным взглядам, что ново, необычно. Мы редко осознаем, что толкование событий другим человеком столь же законно, как и наше собственное;
  3. плохие отношения между людьми, поскольку если отношение человека враждебное, то его трудно убедить в справедливости вашего взгляда;
  4. отсутствие внимания и интереса собеседника, - а интерес возникает, когда человек осознает значение информации для себя: с помощью этой информации можно получить желаемое или предупредить нежелательное развитие событий;
  5. пренебрежение фактами, т.е. привычка делать выводы-заключения при отсутствий достаточного числа фактов;
  6. ошибки в построении высказываний: неправильный выбор слов, сложность сообщения, слабая убедительность, нелогичность и. т.п.;
  7. неверный выбор стратегии и тактики общения. Стратегии общения: 1) открытое - закрытое общение; 2) монологическое - диалогическое; 3)ролевое (исходя из социальной роли) - личностное (общение «по душам»).

Что такое коммуникабельность для современного человека? Общение играет в жизни каждого значительную роль. Кому-то легко удается завязывать новые знакомства. Кто-то, наоборот, всячески избегает лишних контактов. Но живя в социуме, никто из нас не может игнорировать его правила. Чтобы занять в обществе достойное место, волей-неволей приходиться подстраиваться под законы, по которым оно существует.

Коммуникабельность – это очень полезный навык, без которого не обойтись ни в профессиональной, ни в личной сфере. Многие под этим понятием подразумевают способность к общению. Но коммуникабельность – это не синоним словоохотливости. Это особый талант получать практическую пользу из разговора. Устанавливать с собеседником незримую связь. Поддерживать интерес к собственной персоне и не оставлять без внимания оппонента.

Уметь завязывать контакты, располагать к себе и дарить окружающим свободу самовыражения – вот что значит быть коммуникабельным.

Коммуникативный диалог обогащает обе стороны общения. Каждый собеседник выносит для себя что-то новое и полезное, завершая разговор с чувством полного удовлетворения.

Коммуникабельный человек умеет корректно выразить свою мысль и принять точку зрения другого. Разговор можно считать состоявшимся, если цель обоих собеседников была достигнута. Каждый получил нужную ему информацию и приятные эмоции от общения.

Разумеется, чтобы беседа была продуктивной, обязательно соблюдать правила этикета. Ни один профессиональный или личный диалог не обходится без теплого приветствия и прощания на дружественной ноте.

Любой человек, стремящийся к успеху должен развивать в себе коммуникативные навыки. Это не только поможет обзавестись полезными контактами, но и откроет миру многогранную интересную личность.

Тест на коммуникабельность

Тестирование помогает сконцентрироваться на собственных недочетах, объективно оценить ситуацию, узнать об имеющихся пробелах и понять, в каком направлении стоит работать.

Постарайтесь наиболее правдиво ответить на следующие вопросы. Возможные варианты ответов «да», «нет», «иногда». Отвечать следует как можно быстрее, не раздумывая. По итогу суммируйте баллы, за каждый ответ, начислив соответственно: «да» — 3 балла, «нет» — 0, «иногда» — 1.

  1. Вам предстоит провести обычную деловую встречу. Будете ли Вы нервничать в ожидании?
  2. Вам делегируют выступить публично с докладом на одном из совещаний. Всегда ли у Вас подобные поручения вызывают смятение или недоумение?
  3. Вы тянете до последнего с визитом к врачу?
  4. Начальство планирует отправить кого-либо из сотрудников в командировку в незнакомую Вам местность. Приложите ли Вы все усилия, чтобы выбор пал не на Вас?
  5. Часто ли Вы рассказываете кому-нибудь о своих переживаниях?
  6. Если к Вам неожиданно подходит незнакомый человек с какой-либо просьбой или опросом, испытываете ли Вы при этом раздражительность?
  7. Согласны ли Вы, что люди разных поколений никогда не смогут прийти к единому мнению?
  8. Друг долго не возвращает Вам долг. Будет ли Вам неловко напомнить ему об этом?
  9. Официант принес Вам явно несвежее блюдо. Предпочтете ли Вы промолчать,не вступая в конфликт?
  10. Вам тяжело начать говорить первым с незнакомым человеком?
  11. Вы чувствуете себя очень некомфортно, если сталкиваетесь где-либо с большой очередью?
  12. Вам бы не хотелось стать участником комиссии по рассмотрению спорных вопросов?
  13. У Вас всегда есть собственное мнение по поводу произведений живописи, кинематографа, литературы и т.д. И Вы не берете в расчет чужую точку зрения?
  14. Если Вы слышите, что где-либо два человека спорят по явно знакомому Вам вопросу, предпочтете ли Вы не встревать в их диалог?
  15. Испытываете ли Вы неловкость, если кто-нибудь из коллег обращается к Вам за помощью разобраться в служебном вопросе?
  16. Вам проще написать о своих чувствах и эмоциях, чем выразить их устно?

Суммируйте полученные баллы, и узнайте свой результат.

30-31: Общение дается Вам с трудом. Вы тяжело идете на контакт. Вам нелегко объясняться даже с близкими. Вы совершенно не умеете работать в команде и решать вопросы сообща. Вам предстоит большая работа над собой. Учитесь раскрепощаться.

25-29: Вы не любите общение и потому у Вас узких круг знакомых. Вы предпочитаете быть отстраненным от всех и признаете за собой эту особенность. Но Вы достаточно легко преодолеваете свою замкнутость, когда встречаете по-настоящему захватывающую тему. Концентрируйтесь на своих сильных сторонах.

19-24: Вы достаточно коммуникабельны, но с настороженностью относитесь к новым знакомствам. Порой можете быть излишне подозрительными или саркастичными. Обращайте внимание на свои недостатки и старайтесь мягче относиться к малознакомым людям.

14-18: Вы прекрасно умеете налаживать контакты, внимательны к собеседнику, способны заинтересовать. Легко сходитесь с людьми, но в то же время некомфортно себя чувствуете на шумных мероприятиях или в многолюдных местах.

9-13: Вы очень любите общаться, не испытываете при этом никаких трудностей. Часто высказываетесь по поводу и без. Любите навязать свою точку зрения. Вам следует учиться сдержанности и принятию мнения других.

4-8: Вы всегда в курсе всех событий. Поддерживаете тесный контакт с окружающими. Любите везде поучаствовать. Беретесь выполнить любую просьбу. Часто включаетесь в решение вопросов, в которых не всегда компетентны. Можете не завершить начатое. И поэтому коллеги относятся к Вам с недоверием. Учитесь концентрироваться, отделять главное от второстепенного.

3 и меньше: Вы просто не можете жить без общения. Слова бьют из Вас ключом. Окружающие нередко устают от Вас. Вы часто вмешиваетесь в не касающиеся Вас темы. Вам следует научиться терпению и серьезному отношению к делу. Понять, что Ваше мнение не является определяющим.

Недостаток коммуникабельности можно компенсировать иными имеющимися преимуществами. Но все же стремление к развитию способно принести плоды, как в профессиональном, так и в личном плане.

Как развить коммуникативные навыки?

Чтобы раскрыть свой потенциал, необходимы ежедневные тренировки. Как бы трудно ни было поначалу, не следует всеми способами избегать общения. Старайтесь идти навстречу тем, кто к Вам обращается. Учитесь проявлять инициативу. Пробуйте начинать разговор первым. Проявляйте интерес и уважение к собеседнику.

Человек, обладающий уникальными, разносторонними знаниями, интересен окружающим. Перед тем как донести о себе обществу, желательно проделать работу над собой. Заняться саморазвитием. Почитать полезную литературу хорошего качества, расширить кругозор. Интересуйтесь происходящим в мире. Растите в профессиональном плане.

Позитивно настроенный человек производит приятное впечатление. Для людей имеет значение не только слова и интонация, но и язык жестов собеседника.

Открывайтесь навстречу к новым контактам. Подходите к людям с улыбкой. Заботьтесь о своем внешнем виде. Все должно говорить о принятии и добром настрое: раскрепощенная поза, прямая осанка, мягкие жесты, уверенный голос. Старайтесь поддерживать беседу в положительном ключе от начала и до конца.

Шаги по развитию

Неотступно идите к своей цели. Несколько простых советов помогут Вам достичь желаемого результата.

Определяем свою роль

В каждой беседе человеку отводится определенная роль. Думайте о том, где Вы находитесь. Успех отчасти зависит от соблюдения субординации.

Если Вам предстоит пройти собеседование или доложить о проделанной работе начальству, не стоит забывать о дистанции. Рекрутеры негативно относятся, когда человек переходит на «ты» во время деловой беседы. Неважно, какого возраста интервьюер. Уважительного отношения никто не отменял.

Развиваем чувство ответственности

Не беритесь за выполнение непосильных задач. В тоже время, если Вы включились в какое-либо дело, доведите его до конца. Относитесь ответственно к обязательствам. Дайте окружающим понять, что на Вас можно положиться.

Учимся конструктивной критике

Не пытайтесь оспорить любую, противоречащую Вашей точку зрения. Задавайте наводящие вопросы, требующие развернутых ответов. Деликатно подходите к спорной теме. Научитесь принимать мнение других.

Не указывайте на недостатки явно. Высказывайте замечания наиболее аргументировано. Старайтесь прийти к согласию. Не обращайте внимания на обстоятельства, которые не относятся к сути дела.

Развиваем способность сопереживать

Никогда не забывайте, что перед Вами находится живой человек со своими переживаниями и проблемами. Не принимайте негативные эмоции со стороны собеседника на свой счет. Думайте о том, что они могут быть вызваны какими-то жизненными обстоятельствами. Не отвечайте агрессией на агрессию.

Учимся доверию

Не пытайтесь все проблемы взвалить на себя. Постарайтесь более открыто относиться к людям. Делегируйте часть своих полномочий. Развивайте в себе умение работать в команде. Учитесь делить большую задачу на несколько мелких. Не бойтесь отдать какой-то вопрос на решение другому.

Чаще улыбаемся!

Старайтесь производить приятное впечатление. Начинайте разговор с улыбки. Не проходите мимо, обратившегося к Вам человека. Даже если Вы не можете ничем помочь, откажите с улыбкой. Отвечайте добром на позитивное к Вам обращение.

Почти всегда называем человека по имени

Очень важно знать к кому Вы обращаетесь. Готовьтесь к беседе заранее. Выясните как зовут того с кем предстоит беседа. Личное обращение помогает наладить контакт. Упоминание имени сближает собеседников. Человек, к которому обратились лично, настраивается на то, чтобы выслушать Вас.

Учимся не только слушать, но и слышать

Слушать и слышать –не одно и то же. Проявляйте интерес к речи говорящего. Проводите аналогии. Приводите свои примеры. Показывайте заинтересованность. Задавайте уточняющие вопросы.

Как развить коммуникабельность, будучи замкнутым человеком? Путь к успеху лежит через преодоление. Идите наперекор своим слабостям. Используйте каждую возможность для общения. Начинайте первым несмотря ни на что. И как бы ни было трудно поначалу, все поправимо. Желание раскрепоститься и раскрыться миру обязательно принесет свои плоды.

Коммуникативность

врожденная или приобретенная способность, навык, умение передавать правильно свои мысли, чувства, эмоции так, чтобы они правильно (доходчиво) были поняты, восприняты другим человеком (собеседником) или людьми, т.е. способность (навык, умение) кодировать, декодировать, перекодировать передаваемую информацию таким образом, чтобы она без искажений (или шумов) была принята и декодирована реципиентом. В коммуникативности лежит основа к переходу от внутриязыковой (одноязычной) коммуникации к межъязыковой (двуязычной) коммуникации, т.е. к использованию знаков одного языка языковыми знаками другого.


Толковый переводоведческий словарь. - 3-е издание, переработанное. - М.: Флинта: Наука . Л.Л. Нелюбин . 2003 .

Синонимы :

Смотреть что такое "коммуникативность" в других словарях:

    коммуникативность - сущ., кол во синонимов: 1 коммуникабельность (5) Словарь синонимов ASIS. В.Н. Тришин. 2013 … Словарь синонимов

    КОММУНИКАТИВНОСТЬ - КОММУНИКАТИВНОСТЬ. Базисная категория методики, трактуемая как модель процесса общения (на теоретическом уровне) и как технология обучения общению, в которой соблюдаются все основные характеристики, качества, свойственные общению (на практическом …

    Коммуникативность - (лат. – соединяющийся, сообщающийся) – положительное нравственно этическое качество личности, выражающее предрасположенность человека к общению, к установлению контактов, связей, отношений. Внешне это качество проявляется как общительность, как… … Основы духовной культуры (энциклопедический словарь педагога)

    Коммуникативность - ж. отвлеч. сущ. по прил. коммуникативный 2. Толковый словарь Ефремовой. Т. Ф. Ефремова. 2000 … Современный толковый словарь русского языка Ефремовой

    коммуникативность - то же, что коммуникабельность. Новый словарь иностранных слов. by EdwART, 2009 … Словарь иностранных слов русского языка

    коммуникативность - коммуникат ивность, и … Русский орфографический словарь

    Коммуникативность - способность, склонность к коммуникации (передаче информации в процессе общения), к установлению контактов, связей к общени. (Колычева З.И. Ноосферная педагогика как новая образовательная парадигма. СПб., 2004. С. 176) Ч481.352.25 … Педагогический терминологический словарь

    Коммуникативность - Способность к установлению социальных и речевых связей, общительность. Определяется типом высшей нервной деятельности, типом акцентуации характера человека. Для инвалидов К. является одним из основных мотивов занятий физическими упражнениями и… … Адаптивная физическая культура. Краткий энциклопедический словарь

    КОММУНИКАТИВНОСТЬ ОБУЧЕНИЯ - КОММУНИКАТИВНОСТЬ ОБУЧЕНИЯ. Такая организация и направленность занятий по языку, при которой цель обучения связана с обеспечением максимального приближения процесса обучения к реальному процессу общения на изучаемом языке во всех или нескольких… … Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам)

    1. Качество (категория) текста, в наиболее общем виде отражающее определенность речевого произведения его функционированием в акте речевой коммуникации. Коммуникативность отражает способность текста реализовать свое назначение, возлагаемые на… … Толковый переводоведческий словарь

Книги

  • Римская империя , Зелинский Ф.Ф.. Ф. Ф. Зелинский - выдающийся русский ученый и популяризатор классического наследия, профессор в Санкт-Петербурге (1887-1920), в Варшаве (1921-1935), член многих Академий наук (Баварской,… Купить за 1318 руб
  • Французский язык. Твой друг французский язык. 6 класс. Учебник. С online поддержкой. ФГОС , А. С. Кулигина, А. В. Щепилова. Линия УМК Твой друг французский язык (5-9) Учебник является центральным компонентом УМК по французскому языку для 6 класса линии Твой друг французский язык для 5 9 классов общеобразовательных…